Государственные органы российской федерации
4.1. Президент Российской Федерации
4.1.1. Вводные замечания
Президент Российской Федерации является главой государства (ч.1 ст.80 Конституции), гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч.2 ст.80), а его полномочия настолько значительны, что можно говорить о появлении в России определенной "суперпрезидентской формы правления"[234].
Многочисленные дискуссии идут по вопросу: к какому из своих зарубежных коллег наиболее близок российский глава государства. Здесь, прежде всего, упоминаются американский и французский президенты. Многие считают, что Президент России в равной степени отличается и от того и от другого: "Ельцинская Конституция не в большей степени является французской, чем американской"[235], "...говорить о приближении или тяготении нашей Конституции к французскому аналогу настолько верно, насколько "близки и схожи" наши российские будни с французским гражданским обществом, традициями, парламентаризмом, уважением личности в этом государстве"[236].
Для сравнения президентского статуса в России, Франции и США, нужно прибегнуть к классификации форм правления, существующей в науке конституционного права.
Россию, по Конституции 1993 г., нельзя отнести к классической президентской республике, примером которой являются США. Формальная возможность ответственности Правительства перед Федеральным Собранием, а главное – право Президента распустить нижнюю палату парламента (Государственную Думу), не позволяют определить Россию как президентскую республику.
С другой стороны, серьезные и реальные полномочия Президента, прежде всего в формировании Правительства, прямые президентские выборы четко показывают невозможность классификации Российского государства как парламентской республики.
В соответствии с классификацией, остается сравнить Россию с так называемой смешанной формой правления. Для последней характерно сочетание реальной власти президента с парламентской ответственностью правительства[237]. Классическим примером смешанной (или полупрезидентской) республики является V Республика во Франции. Неудивительно, что французская Конституция 1958 г., оказала серьезное влияние на Конституцию России.
Однако Российская Федерация не является и смешанной республикой; в отдельных чертах она напоминает смешанную республику, но не больше, чем президентскую (см. 1.4.5.). В отношениях с Федеральным Собранием и Правительством глава Российского государства обладает существенными и реальными правами, превосходящими полномочия и американского, и французского Президента[238]. Правовое положение российского Президента и его серьезный приоритет по отношению к другим высшим органам государственной власти, позволяют сделать вывод об особой и необычной форме правления в России. Вместе с тем, для демонстрации специфики полномочий Президента России можно попробовать сравнить российскую форму правления с V Республикой во Франции.
Насколько специфическое положение Президента России соотносится с принципом разделения властей? Ст.10 Конституции называет три ветви государственной власти – законодательную, исполнительную и судебную. В главе 4 Конституции Президент не отнесен ни к одной из ветвей власти, однако объем его полномочий в сфере исполнительной власти позволяет сделать вывод о том, что Президент фактически является ее главой.
Вместе с тем, полномочия Президента в отношениях с Государственной Думой и в законодательной области превращают его в государственно-политический институт, нарушающий разделение властей на законодательную и исполнительную. Причиной данного противоречия между ст.10 Конституции и некоторыми положениями главы 4 Конституции считается необходимость проведения всеобъемлющих реформ, ради эффективности которых один из главных принципов демократического государства отчасти приносится в жертву политической целесообразности.
4.1.2. Выборы Президента
Одним из основных факторов, определяющих положение президента в системе разделения властей в президентской или смешанной республике, являются выборы президента гражданами, что можно считать существенным признаком данных форм правления. Правда в смешанных республиках это всегда прямые выборы, а в классическом примере президентской республики – США формально выборы президента косвенные; но их результат практически отражает волю избирателей, а не выборщиков. Во всяком случае, важно то, что реальные властные полномочия президента как главы исполнительной власти нуждаются в самой широкой легитимации. В парламентских же республиках президент является номинальным главой государства, а поэтому избирается парламентом (Чехия, Словакия, Венгрия) или более широкой коллегией с участием парламента (Италия, ФРГ).
Прямые президентские выборы придают Президенту РФ достаточную легитимность. В частности, после первых выборов Б.Н.Ельцин неоднократно подчеркивал, что он "первый всенародно избранный Президент России".
Избрание Президента регулируется ст.81 Конституции РФ. Срок президентских полномочий – 4 года (ч.1 ст.81) с ограничением – не более двух сроков подряд (ч.3 ст.81) заимствованы из Конституции США. Эти положения представляются более демократичными по сравнению с Конституцией Франции, где Президент избирается на семь лет и без ограничений на переизбрание. Конституция не запрещает экс-президенту (проработавшему два срока) вновь избираться на этот пост, естественно пропустив четыре года.
В соответствии с Заключительными и переходными положениями Конституции (п.3) Президент РФ, избранный в соответствии с ранее действовавшим Основным Законом России (Б.Н.Ельцин), со дня вступления в силу Конституции РФ 1993 г. приступил к осуществлению установленных ею президентских полномочий до истечения срока, на который он был избран (до июля 1996 г.). Таким образом, первым лицом, занявшим должность Президента РФ в смысле ч.3 ст.81 Конституции, хотя и без выборов на основании новой Конституции, стал Б.Н.Ельцин. После победы на президентских выборах 1996 г. Б.Н.Ельцин занял должность Президента РФ во второй раз подряд (второй срок подряд). Следовательно, Б.Н.Ельцин, согласно ч.3 ст.81 Конституции, не вправе выдвигать свою кандидатуру на выборах Президента РФ 2000 г.
Вместе с тем Б.Н.Ельцин с декабря 1993 г. по июль 1996 г. не занимал должность Президента РФ как лицо, избранное на эту должность в соответствии с ч.1 ст.81 Конституции сроком на четыре года. Положение же ч.3 ст.81 имеет в виду занятие должности Президента РФ одним и тем же лицом, избиравшимся на эту должность в соответствии с ч.1 ст.81 Конституции дважды подряд на четырехлетний срок. Поэтому может возникнуть сомнение в том, что положение ч.3 ст.81 о двух четырехлетних сроках подряд распространяется на ситуацию, в которой окажется Президент РФ Б.Н.Ельцин в 2000 г. Однако смысл ч.3 ст.81 (телеологическое толкование) состоит в том, чтобы обеспечить периодическую смену лиц, занимающих важнейшую федеральную государственную должность, и тем самым ограничить возможности злоупотребления властью. Таким образом, попытки истолковать ч.3 ст.81 как позволяющую Президенту РФ, впервые избранному на эту должность на четырехлетний срок в соответствии с ч.1 ст.81 в 1996 г., выдвинуть свою кандидатуру на выборах Президента РФ в 2000 г., противоречат цели ограничения, установленного в ч.3 ст.81 Конституции.
В ст.81 Конституции также содержатся требования, предъявляемые к процедуре выборов (всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании), а также к кандидатам на пост Президента (гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет). Порядок выборов Президента России определяется федеральным законом (ч.4 ст.81).
Согласно ст.55 Закона "О выборах Президента Российской Федерации" от 17 мая 1995 г. для победы на президентских выборах кандидату необходимо набрать более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае, если ни один из кандидатов не наберет требуемого количества голосов, проводится повторное голосование, в котором принимают участие два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов (ст.56). В втором туре победившим считается кандидат, набравший больше голосов при условии, что число голосов, поданных за данного кандидата, больше числа голосов избирателей, поданных против обоих кандидатов.
Несмотря на небольшой опыт проведения президентских выборов в России, оба варианта голосования имели место. На выборах 1991 г. Б.Н.Ельцин победил в первом туре, а в 1996 г. ему понадобилось уже два тура для того, чтобы победить своего основного соперника – Г.А.Зюганова. Мажоритарная (двухтуровая) система абсолютного большинства на президентских выборах в республиках со смешанной формой правления представляется наиболее справедливой избирательной системой. Необходимость набрать 50%+1 голос придает искомую легитимность будущему Президенту, а два тура голосования позволяют избирателю, в случае необходимости, скорректировать свою волю.
4.1.3. Президент и референдум
В республике со смешанной формой правления полномочие главы государства по проведению референдума является весьма существенным, так как может позволить ему действовать вопреки воле парламента. Теория плебисцитарной демократии, реализованная прежде всего в V Республике во Франции и нашедшая применение в Конституции РФ 1993 г., подтверждает важность этого конституционно-правового института, обеспечивающего возможность непосредственного общения между лидером государства и народом.
Однако Россия не является смешанной республикой, и в ряду полномочий российского Президента назначение референдума является наименее значимым. Так что в принципе Президент РФ мог бы обойтись и без права назначать референдум; это право существенно не влияет на и без того сильную власть российского Президента. Единственным существенным моментом здесь является следующее обстоятельство: кто назначает референдум, тот и формулирует вопрос, выносимый на референдум (естественно, формулирует исходя из своих интересов).
Однако из Конституции вообще не следует, что определение содержания референдума – это полномочие Президента Российской Федерации. Конституция говорит лишь о назначении референдума Президентом в установленном порядке, но не говорит о том, что Президент вправе сам инициировать референдум.
После принятия Конституции референдум еще не проводился. Согласно п."в" ст.84 Конституции, Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционном законом. Этот Федеральный конституционный закон вступил в действие 10 октября 1995 г. и в нем подробно рассмотрены вопросы связанные с проведением референдума. Необходимо отметить, что разработчики Конституции, созданной “под Президента”, совершили некоторую ошибку, предоставив решение данных вопросов законодателям, поскольку оппозиционная действующему Президенту Государственная Дума приняла Закон, который лишил Президента права прибегать к референдуму по некоторым важным вопросам (например о досрочном прекращении полномочий палат Федерального Собрания).
В соответствии с данным Законом Президент может назначить референдум, по представлению двух миллионов граждан России или Конституционного Совещания (референдум по вопросу о принятии новой Конституции РФ). Перед тем как издать указ о назначении референдума, Президент должен получить заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении требований Конституции в связи с проведением данного референдума. Это прежде всего связано с ограничениями круга вопросов, выносящихся на референдум. Согласно ст.3 Закона о референдуме, к вопросам, которые не могут выноситься на референдум, среди прочих, относится досрочное прекращение или продление срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, и проведение досрочных выборов Президента, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования). Кроме того, вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации (ч.3 ст.3 Закона о референдуме).
В случае необходимости, Президент сможет прибегнуть к референдуму для получения поддержки у избирателей. Тем более, что нынешний Президент воспользовался данной возможностью в 1993 г., когда получив положительные результаты на референдуме, он начал активно проводить политику по преодолению сопротивления Верховного Совета. Кроме того, референдумом 1993 г. Б.Н.Ельцин как бы перекрыл результаты референдума 1991 г. о сохранении СССР, на которые активно ссылалась оппозиция.
Несомненно, Президент будет прибегать к такому эффективному средству как референдум для получения дополнительной поддержки от населения. Но в отличие от политической практики V Республики, в случае неудачных результатов референдума, российский Президент, видимо, не уйдет в отставку. Политические традиции, позволяющие рассчитывать на ответственность Президента за результаты референдума, в России еще не сложились.
4.1.4. Взаимоотношения Президента и Правительства России
Конституционные положения
Одним из важнейших вопросов государственного устройства России является проблема взаимоотношений между Президентом и Правительством. В соответствии со ст.83 и положениями главы 6 Конституции, Президент обладает серьезным комплексом полномочий по отношению к этому органу исполнительной власти. Во-первых, Президент назначает Председателя Правительства (с согласия Государственной Думы, о чем речь пойдет ниже), заместителей Председателя Правительства, федеральных министров. Участие Председателя Правительства в формировании всего состава Правительства чисто номинальное. Он представляет главе государства предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч.1 ст.112 Конституции), а также предлагает кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (ч.2 ст.112). Данное полномочие Президента России соотносится с правами глав республик со смешанной формой правления.
Во-вторых, Президент (и только Президент) принимает решение об отставке Правительства (п."в" ст.83 и ч.2 ст.117 Конституции), а также, по предложению Председателя Правительства, освобождает от должности членов Правительства (п."д" ст.83). Данное полномочие главы Российского государства в очередной раз показывает его превосходство над номинальным главой Правительства и его фактическое положение главы высшего органа исполнительной власти России.
Например, у Президента Франции нет права отправлять Правительство Республики в отставку или освобождать от должности министров. Естественно, в случае партийного подчинения Премьер-министра главе Французского государства, проблем с отставкой первого не должно возникнуть, но конституционно закрепленного полномочия, позволяющего по собственной инициативе принимать решение об отставке Премьер-министра, у Президента V Республики нет.
Может ли Президент России самостоятельно назначать и освобождать от должности членов Правительства? П.”д” ст.83 и ч.2 ст.112 Конституции прямо говорят назначении и освобождении от должности членов Правительства Президентом по предложению Председателя Правительства.Но что произойдет, если Президент произведет эти действия по своей инициативе? Если Председатель Правительства заявляет, например, что он не предлагал кандидатуру назначенного заместителя Председателя Правительства или федерального министра, то формально Президент обязан отменить назначение. Однако, в данном случае, глава государства, видимо, отправит Председателя Правительства в отставку (хотя отставка Председателя Правительства по инициативе Президента без формальной отставки Правительства Конституцией не предусмотрена). Председателю Правительства, ради сохранения своей должности, остается подчиняться любым решениям Президента и соглашаться на ту роль в формировании Правительства, которую отведет ему Президент.
Процедура внесения предложений Президенту о назначении и освобождении от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров должна быть урегулирована в федеральном конституционном законе о Правительстве таким образом, чтобы положения п.”д” ст.83 и ч.2 ст.112 Конституции могли бы быть более или менее реальными. Но в любом случае, до тех пор, пока Председатель Правительства назначается в порядке, установленном в ст.111, он не может быть достаточно самостоятельной конституционно-правовой фигурой.
Исходя лишь из текста Конституции, можно предвидеть, что если Председатель Правительства пойдет на такой конфликт с Президентом, который описан выше, то Президент может добиться его отставки следующим конституционным путем: принимается решение об отставке Правительства, и оно продолжает действовать до сформирования нового Правительства (ч.5 ст.117 Конституции); далее Президент назначает Председателя Правительства в порядке, предусмотренном ст.111 Конституции. Поскольку существует такой формально корректный, но относительно сложный, способ отстранения от должности Председателя Правительства, сознательно идущего на конфликт с Президентом, то естественно предположить, что такие конфликты не будут возникать, ибо они бессмысленны для Председателя Правительства. А если уж и произойдет нечто подобное, то для Председателя Правительства разумнее будет не вынуждать Президента прибегать к формально корректному способу избавления от нелояльного премьер-министра.
По Конституции Российской Федерации 1993 года Председатель Правительства Российской Федерации должен быть совершенно лоялен по отношению к Президенту Российской Федерации.
В третьих, Президент России может отклонить отставку Правительства (ч.1 ст.117) – такого полномочия у Президента Франции также нет. Ст.116 Конституции России, в которой говорится о том, что перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия, подчеркивает неразрывную связь между Президентом и Правительством России.
Данные отношения и безусловное превалирование в них Президента показывает второстепенный характер Председателя Правительства России как органа государственной власти. Об этом также свидетельствует такое немаловажное обстоятельство, как расположение глав Конституции России. В Конституции РФ Правительству посвящена 6 глава – только после Федерального Собрания (во французской Конституции, – III раздел, непосредственно за разделом, посвященным Президенту Республики).
К вышесказанному необходимо добавить, что в Конституции России не указан высший орган исполнительной власти, но его подсказывает логика президентских полномочий. Согласно п."б" ст.83 Конституции, Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Правительство же, согласно формулировке ч.1 ст.110 Конституции, только осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, но при этом Правительство не называется высшим органом исполнительной власти. Наконец, Президент вправе отменять постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента (ч.3 ст.115 Конституции). Оговорка “в случае противоречия...” не должна вводить в заблуждение: любое отменяемое постановление или распоряжение Правительства будет противоречить хотя бы тому указу Президента, которым оно отменяется. Между тем, существует аксиоматичное правило: нормативный акт может быть отменен только органом государственной власти, издавшим этот акт, или должностным лицом, которому подчиняется орган государственной власти, издавший этот акт. В любом случае, ч.3 ст.115 Конституции рассматривает Президента как фактического главу Правительства – органа исполнительной власти Российской Федерации.
Данный факт подтверждает и то обстоятельство, что указами Президента о структуре федеральных органов исполнительной власти (в частности, указами "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г. и "О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации и внесении изменений в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г.”), выделен ряд министерств и ведомств, непосредственно подведомственных "Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за ним Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами".
Среди них прежде всего необходимо назвать министерства обороны, иностранных дел и внутренних дел. Двойное подчинение данных наиважнейших органов исполнительной власти (Президенту и Председателю Правительства Российской Федерации) еще раз подчеркивает специфику поста Председателя Правительства. Кроме того, Президенту подведомственны: Федеральная пограничная служба, Государственная налоговая служба, Федеральная служба безопасности и др. Фактически, весь комплекс силовых министерств и ведомств подчиняется Президенту[239].