Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств и принципы налогообложения
Ст.74 Конституции РФ несколько конкретизирует принцип свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории России, установленный в ч.1 ст.8 Конституции. Изъятие из этого принципа применительно к перемещению товаров и услуг (но не финансовых средств!) может устанавливать исключительно федеральный закон (ч.2 ст.74 Конституции), что (косвенно) подтверждает и п.”ж” ст.71. Сводного акта по этому вопросу не существует. Отдельные положения о порядке введения подобного ограничения содержатся в Законе РСФСР “О чрезвычайном положении” (необходимо принятие федерального закона в соответствии со ст.88 Конституции). Случаи введения ограничений перечислены в ч.2 ст.74: обеспечение безопасности (России), защиты жизни и здоровья людей, охрана природы, охрана культурных ценностей. Возможный перечень товаров и услуг, на перемещение которых налагается ограничение, может быть различным в зависимости от целей такого ограничения: товары, представляющие угрозу для жизни и здоровья людей (продовольственные, непродовольственные; химикаты, удобрения и т.п.); промышленные технологии, опасные для окружающей природной среды; вещества, разрушающие памятники культуры в результате производственных процессов, переработки и выброса, и т.д.
Российское законодательство рассматривает вопрос об ограничении перемещения товаров и услуг в связи с объявлением территории субъекта Федерации зоной экологического бедствия, чрезвычайной экологической ситуации и т.п. (Закон 1991 г. “Об охране окружающей природной среды”). В ст.74 Конституции не говорится о сроках такого ограничения. Однако, по смыслу законодательства об охране природной среды такое ограничение снимается в случае, если территория будет восстановлена в экологическом отношении.
Из положений ч.1 ст.8 и ч.1 ст.74 о единстве экономического пространства и свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, п.”ж” ст.71 о единстве рынка вытекают следующие соображения по поводу возможностей субъектов РФ устанавливать налоги на своей территории: хотя формирование и исполнение бюджетов субъектов Федерации относится к их исключительной компетенции, положение п.”и” ст.72, относящее установление общих принципов налогообложения к совместному ведению Федерации и ее субъектов, нельзя понимать так, что установление конкретной системы налогов, вводимых субъектами Федерации на своей территории, включает в себя право субъектов устанавливать налоги, не предусмотренные федеральным законом об общих принципах налогообложения. В противном случае возможно установление субъектами РФ таких налогов, которые будут противоречить требованиям ч.1 ст.8, относящимся к основам конституционного строя Российской Федерации. Поэтому ч.3 ст.75 определяет, что общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Однако очевидно текстуальное противоречие между положениями ч.3 ст.75 и п.”и” ст.72 Конституции. Если общие принципы налогообложения в РФ устанавливаются только федеральным законом, то в какой мере их установление может быть предметом совместного ведения Федерации и ее субъектов? Исходя из того, что эти противоречащие друг другу положения следует толковать в контексте ч.1 ст.8, относящейся к основам конституционного строя, можно признать не совсем удачной формулировку п.”и” ст.72. В действительности Конституция не предполагает, что общие принципы налогообложения сначала формулируются в федеральном законе, а затем конкретизируются субъектами РФ с учетом, скажем, экономической специфики регионов. Общие принципы налогообложения следует считать предметом ведения Федерации. Они должны устанавливаться федеральным законодателем таким образом, чтобы субъектам РФ оставалось лишь устанавливать конкретную систему своих налогов, выбирая из перечня налогов, предусмотренных федеральным законом, и определяя ставку налога в тех параметрах, которые определены федеральным законодателем. Следовательно, к совместному ведению относится налогообложение в субъектах Федерации, причем его общие принципы, согласно ч.3 ст.75 Конституции, устанавливаются федеральным законом.
Этот вывод подтверждается и Постановлением Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. по делу о проверке конституционности положений абз.2 п.2 ст.18 и ст.20 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (см. 1.3.4; 1.4.3.). В частности, Конституционный Суд постановил, что законно установленными могут считаться только те региональные налоги, которые были введены законодательными органами субъектов Федерации в соответствии с федеральным законом, определяющим не только перечень налогов и сборов, но и все элементы налоговых обязательств. Установление налогов и сборов осуществляется федеральными органами власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, но применительно к субъектам РФ понятие “установление налогов и сборов” имеет иной юридический смысл, поскольку право субъектов РФ на установление налогов носит производный характер – субъекты РФ связаны общими принципами, содержащимися в федеральном законе, в частности, исчерпывающим перечнем региональных налогов, закрепленным в Законе “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 г.