Разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов
В большинстве федеративных государств разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами осуществляется в федеральной конституции. Вместе с тем по отдельным вопросам допускается разграничение предметов ведения в законодательстве. В мировой практике можно обнаружить следующие виды компетенции:
– исключительная компетенция федерации, в сфере которой субъекты федерации вправе принимать законы лишь тогда и постольку, когда и поскольку они специально уполномочиваются на то федеральным законом (делегированное законотворчество, передача отдельных полномочий без изменения компетенции); вопросы исключительной компетенции федерации перечисляются в конституции и не могут быть отнесены к иной компетенции без изменения конституции;
– исключительная компетенция субъектов федерации, в которую не вправе вмешиваться федерация; как исключительная она существует лишь тогда, когда вопросы этой компетенции перечисляются в конституции; они также не могут быть отнесены к иной компетенции без изменения конституции, хотя и здесь возможно делегирование законодательных полномочий по определенному предмету, который тем не менее остается в ведении субъекта федерации;
– конкурирующая компетенция, которая означает, что субъекты федерации вправе принимать первичные решения по вопросам, перечисленным в конституции, лишь до тех пор и постольку, пока и поскольку, эти вопросы не урегулированы федерацией; последующее принятие закона на федеральном уровне лишает силы все решения субъектов федерации, принятые по соответствующему вопросу, независимо от того, противоречат они или нет федеральному закону (в принципе федерация может сама урегулировать все вопросы конкурирующей компетенции);
– совместная компетенции федерации и ее субъектов, которая означает, что федерация принимает наиболее важные решения (например, основы законодательства), а субъекты федерации принимают свои законы в соответствии с федеральными; при необходимости субъекты федерации могут, с разрешения федерации, самостоятельно регулировать вопросы совместной компетенции до тех пор, пока не будет принят соответствующий федеральный закон; совместная компетенции может быть разграничена федеральными законами и соглашениями между органами государственной власти федерации и субъектов федерации, т.е. полномочия по предметам совместного ведения должны быть отнесены к полномочиям либо федерации, либо ее субъектов, а иначе невозможно установить до какого предела федерация вправе решать вопросы совместной компетенции; могут быть разграничены и сами предметы совместного ведения[219].
В последнем случае нельзя говорить о разграничении вопросов совместного ведения с целью отнесения предметов ведения и полномочий к исключительной компетенции федерации или, соответственно, ее субъектов. Конституционно закрепленная совместная компетенция означает, что любой законный или договорный вариант разграничения предметов ведения и полномочий в этой сфере может быть пересмотрен в законе или договоре, т.е. предметы ведения и полномочия могут переходить из компетенции федерации в компетенцию субъектов и обратно. Исключительная же компетенция означает, что по вопросам названным в конституции предметы ведения закрепляются, соответственно, только за федерацией или только за субъектами федерации (см. 1.4.3.).
Предметы исключительного ведения федерации обычно устанавливаются исчерпывающим образом в тексте самой конституции (как в Конституции РФ). Предметы же ведения субъектов федерации в разных странах устанавливаются разными способами. В одних государствах предметы ведения субъектов специально не перечисляются, ими считаются все вопросы, которые прямо не отнесены к ведению федерации и к совместному ведению федерации и ее субъектов (Австрия, Россия); здесь нельзя говорить об исключительной компетенции субъектов федерации, если сами субъекты не относят их к своей исключительной компетенции. В Конституции Индии, наоборот, дается исчерпывающий перечень предметов ведения штатов (исключительная компетенция субъектов федерации). В Мексике же конституционно очерчен круг вопросов, которые не могут быть предметом ведения штатов.