Конституционность законных ограничений права на объединение
Первым способом ограничения права на объединение может быть установленный законом порядок государственной регистрации самостоятельно создаваемых ассоциаций.
Однако в России формально все общественные объединения, включая политические партии и профсоюзы, создаются в явочном (заявительном, уведомительном) порядке; именно в этом заключается свобода ассоциации с другими. Общественное объединение не обязано регистрироваться в органах юстиции, но тогда оно не может приобрести права юридического лица. Фактически это означает, что если ограничиваться явочным порядком создания общественного объединения, то цели, ради которых создается общественное объединение, скорее всего не будут достигнуты. Например, из практики Европейского суда по правам человека вытекает, что свобода создавать профсоюзы еще не означает право любого профсоюза на обязательное его признание правительством и обязанность правительства вести с ним переговоры[139]. Следует согласиться с выводом профессора С.А.Авакьяна, что “...российский Закон предлагает как бы явочный порядок при принятии решения о создании общественного объединения и регистрационный – при его желании приобрести полный объем юридических прав”[140].
Государственная регистрация общественных объединений производится органами юстиции субъектов РФ, а на общенациональном уровне – Министерством юстиции РФ. Для государственной регистрации общественное объединение должно предоставить перечень документов: заявление, устав общественного объединения, сведения об его учредителях и некоторые другие. Если перечень документов представлен не полно, они ненадлежаще оформлены или в них содержится недостоверная информация, то в государственной регистрации такому общественному объединению будет отказано. Не будут зарегистрированы общественные организации, цели и деятельность которых противоречат Конституции России, ущемляют права других граждан. Кроме того, существуют ограничения для учредителей общественных объединений: если это граждане – то не моложе 18 лет (для молодежных объединений – 14 лет, а для детских – 10, но среди них обязательно должен быть совершеннолетний учредитель); если это юридические лица – то органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым запрещается выступать учредителями любых общественных организаций.
Также отказ в регистрации последует, если ранее уже было зарегистрировано общественное объединение с тем же названием на территории, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность, а также если название общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.
Нельзя отказать в регистрации по мотивам нецелесообразности создания такого общественного объединения. Отказ оформляется в письменном виде и может послужить основанием для обращения в суд для его обжалования. Так, в настоящее время в Саратовской области создано 19 женских общественных организаций, и все они зарегистрированы в установленном порядке.
Деятельность общественных объединений может быть приостановлена за нарушение Конституции РФ, федерального законодательства и конституций (уставов) субъектов РФ. Приостановление деятельности общественных объединений осуществляется судами на срок до шести месяцев после того, как они не устранили в срок те нарушения, на которые им указывалось органами прокуратуры. Если в течение полугода общественное объединение, чья деятельность приостановлена, устраняет нарушение, то оно возобновляет свою деятельность, а если нет, то ликвидируется.
Ликвидация общественного объединения производится только по решению суда в строго определенных законом случаях:
– нарушения ст.16 Федерального закона об общественных объединениях;
– виновного нарушения своими действиями прав и свобод граждан;
– неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Ликвидация общественного объединения означает запрет на его деятельность и исключение его из единого государственного реестра юридических лиц.
Ограничения на создание отдельных видов общественных объединений могут устанавливаться только федеральным законом (ч.3 ст.16 Закона “Об общественных объединениях”). Это означает, что федеральный законодатель, исходя из положений ч.2 ст.11 Европейской Конвенции и ч.3 ст.55 Конституции вправе устанавливать ограничения свободы ассоциации, необходимые в демократическом обществе ради защиты других конституционно значимых целей.
Российское законодательство запрещает создание политических структур партий и общественных движений (общественные движения отличаются от партий тем, что они не имеют формально установленного членства для своих сторонников и их участниками помимо отдельных граждан могут быть и организации) по производственному принципу. Этот запрет был установлен в рамках декоммунизации общества, но и сам по себе он соответствует требованию национальной безопасности и общественного спокойствия (ч.2 ст.11 Европейской Конвенции).
Законы Российской Федерации устанавливают ограничения права на объединение для судей, работников правоохранительных органов и военнослужащих, что полностью соответствует последнему положению ч.2 ст.11 Европейской Конвенции о законном ограничениях для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции и государственного управления.
Так, статья 9 Закона РФ “О статусе военнослужащих” от 22 января 1993 г. разрешает военнослужащим состоять в общественных объединениях, не преследующих политических целей и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.
Статья 4 Закона РФ “О прокуратуре Российской Федерации” от 17 января 1992 г .в редакции закона от 18 октября 1995 г. говорит о том, что прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.
Не допускается создание и деятельность политических партий и организаций в органах внутренних дел согласно ст.20 Закона РСФСР “О милиции” от 18 апреля 1991 г. Судьи также не могут принадлежать к политическим партиям и движениям, о чем сказано в ст.3 Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации” от 26 июня 1992 г.
Самые жесткие требования, ограничивающие политические права, предъявляются к судьям Конституционного Суда: они не могут принадлежать политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, присутствовать на съездах или конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Они не могут также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они не преследуют политических целей (ст.11 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 12 июля 1994 г.).
Думается, что такие суровые ограничения призваны оградить судей, прокурорских работников и сотрудников правоохранительных органов от какого-либо политического влияния на принимаемые ими решения, чтобы гарантировать их беспристрастность.
Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. устанавливает принцип деидеологизации государственной службы. Данный принцип, вытекающий из положений статей 13, 32 Конституции РФ, означает недопустимость образования в государственных органах структур политических партий и движений, религиозных объединений, общественных организаций, за исключением профсоюзов. Служащие должны исходить из публичных интересов, а не интересов партий. И возможная принадлежность им не должна влиять на карьеру.
2.3.4. Право граждан на проведение публичных мероприятий