Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ) действует на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Согласно п. 9 ст. 21 данного Закона, ЦИК РФ наряду с избирательными комиссиями субъектов РФ является государственным органом. Особенность ее статуса состоит в том, что она, как и Центральный банк, не относится ни к одной из ветвей власти и не подотчетна, и не подконтрольна никаким другим органам государства.
ЦИК осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента России, депутатов Государственной Думы, а также по проведению референдумов в Российской Федерации.
ЦИК РФ формировалась на выборах 1993 года в составе Председателя и двадцати членов. Председатель ЦИК назначался Президентом РФ, а его заместители и члены ЦИК - Президентом по представлению Председателя ЦИК. Тем самым состав комиссии являлся как бы "президентским".
Поэтому в действующем Федеральном законе, а до него - в аналогичных законах, был установлен иной порядок формирования ЦИК. Определено, что ЦИК состоит из пятнадцати членов, пятеро из которых назначаются Государственной Думой из числа кандидатов, предлагаемых депутатскими объединениями, пятеро - Советом Федерации, пятеро - главой государства.
Председателя, заместителя Председателя и секретаря ЦИК избирает самостоятельно тайным голосованием из своего состава. Срок полномочий ЦИК РФ - 5 лет, она действует на постоянной основе и является юридическим лицом.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации:
- осуществляет контроль соблюдения избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
- организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль над их соблюдением;
- обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации;
- осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
- оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;
- осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;
- заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации;
- устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;
- рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами.
Издаваемые комиссией акты (инструкции, разъяснения) обязательны для всех участников избирательного процесса и по существу носят нормативный характер.
Роль ЦИК особенно заметна при проведении федеральных выборов, референдума РФ. Многие выработанные практикой ЦИК правовые позиции со временем воплощаются в конституционных нормах, что повышает ее независимый статус. Так же, как и статус ЦБ России, статус ЦИК может быть изменен только федеральным законом.
Виды избирательных систем.
Мажоритарная <1> (от фр. majorite - большинство) - исторически первая избирательная система. При этой системе избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей по избирательному округу, где он баллотируется. В зависимости от того, какое это большинство, различают мажоритарную систему относительного (простого), например при выборах депутатов региональных парламентов, абсолютного (50% + 1 голос), например при выборах Президента РФ, квалифицированного большинства (последнее применяется крайне редко).
--------------------------------
<1> В английском языке, если судить по Оксфордскому словарю политических терминов, мажоритарными (majority) выборами называются только выборы по системе абсолютного большинства, предусматривающие второй тур в случае отсутствия такого большинства в первом туре. Для англосаксонской системы относительного большинства Оксфордский словарь предлагает термин "plurality". Тем не менее в русском политическом языке термины "плюралитарная система", "плюралитарные выборы" отсутствуют и "мажоритарной системой" называют любые выборы в одномандатных округах - как в один тур, так и в два тура.
Очевидные преимущества такой системы - традиционность применения, относительная простота процедур, прозрачность избирательного процесса. Депутат, избранный по такой системе, ответственен перед конкретными избирателями, не связан партийной дисциплиной и более свободен в представлении народных интересов в парламенте.
Пропорциональная избирательная система предполагает распределение депутатских мандатов между партийными списками в соответствии с количеством голосов, поданных за каждый список.
Для распределения голосов вычисляется избирательная квота - необходимое число голосов избирателей для получения одного мандата. Для этого общая сумма голосов, поданных за все списки, делится на число мандатов по избирательному округу. Затем сумма голосов, полученных каждым списком, делится на квоту, целая часть будет соответствовать числу полученных мандатов.
В России по пропорциональной системе избирается часть депутатов федерального и региональных парламентов, может применяться и на местных выборах. Среди ее достоинств можно отметить демократичный характер, позволяющий максимально учесть волю избирателей, высокую структурированность избираемых органов, меньшую зависимость депутатов от внешних источников воздействия. Вместе с тем ее явными недостатками являются слабая связь депутатов с избирателями, неравномерно представленные в округе территории, "протаскивание" в избирательных списках малоизвестных и не всегда квалифицированных кандидатов и пр.
В Российской Федерации применяются мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.
Суть пропорциональной системы на выборах половины депутатов Государственной Думы в России состоит в следующем. В соответствии с Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы" территория государства объявляется единым избирательным округом. Политические партии выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из таких списков. Победа в этом случае пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения, причем подсчет ведется по спискам, набравшим более 5%.
Суть мажоритарной системы на выборах половины депутатов Государственной Думы в России состоит в следующем. В соответствии с Законом вся территория Российской Федерации разделяется на 225 одномандатных округов, по которым выдвигаются кандидаты партиями или путем самовыдвижения. Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей.
Таким образом, однозначно трактовать понятие "избирательная система" весьма сложно в силу того, что целый ряд аспектов в том или ином варианте толкования упускается из поля зрения. Тем не менее выбор и соответствующее законодательное закрепление государством конкретного вида избирательной системы либо их комбинации поставлены в зависимость от уровня развития общества, его политической и правовой культуры.
4. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Организация и проведение выборов именуется избирательным процессом. Проведение выборов состоит из нескольких стадий, последовательно сменяющих одна другую от момента назначения даты выборов до объявления результатов голосования. В этом и заключается суть избирательного процесса <1>, представляющего собой сложную систему правоотношений, в которых участвуют избиратели, средства массовой информации, политические партии, общественные организации и государственные органы по проведению выборов.
--------------------------------
<1> См.: Ковешников Е.М. Конституционное право РФ. М., 2001. С. 96 - 105, 106 - 119.
Под избирательным процессом понимается регламентированная законодательством и осуществляемая в определенной последовательности деятельность специально уполномоченных органов и лиц, направленная на организацию и проведение выборов органов публичной власти.
Избирательный процесс - это технологическая инфраструктура и форма реализации конституционных принципов организации периодических и свободных выборов и обеспечения прав граждан избирать и быть избранными <1>.
--------------------------------
<1> См.: Избирательное право и избирательный процесс: Учеб. для вузов / Под ред. А.В. Иванченко. М., 1999. С. 255 - 256.
Избирательный процесс подчинен законодательно установленным срокам и предполагает последовательное прохождение ряда стадий, которые следует рассмотреть подробно.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ) действует на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Согласно п. 9 ст. 21 данного Закона, ЦИК РФ наряду с избирательными комиссиями субъектов РФ является государственным органом. Особенность ее статуса состоит в том, что она, как и Центральный банк, не относится ни к одной из ветвей власти и не подотчетна, и не подконтрольна никаким другим органам государства.
ЦИК осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента России, депутатов Государственной Думы, а также по проведению референдумов в Российской Федерации.
ЦИК РФ формировалась на выборах 1993 года в составе Председателя и двадцати членов. Председатель ЦИК назначался Президентом РФ, а его заместители и члены ЦИК - Президентом по представлению Председателя ЦИК. Тем самым состав комиссии являлся как бы "президентским".
Поэтому в действующем Федеральном законе, а до него - в аналогичных законах, был установлен иной порядок формирования ЦИК. Определено, что ЦИК состоит из пятнадцати членов, пятеро из которых назначаются Государственной Думой из числа кандидатов, предлагаемых депутатскими объединениями, пятеро - Советом Федерации, пятеро - главой государства.
Председателя, заместителя Председателя и секретаря ЦИК избирает самостоятельно тайным голосованием из своего состава. Срок полномочий ЦИК РФ - 5 лет, она действует на постоянной основе и является юридическим лицом.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации:
- осуществляет контроль соблюдения избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
- организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль над их соблюдением;
- обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации;
- осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
- оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;
- осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;
- заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации;
- устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;
- рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами.
Издаваемые комиссией акты (инструкции, разъяснения) обязательны для всех участников избирательного процесса и по существу носят нормативный характер.
Роль ЦИК особенно заметна при проведении федеральных выборов, референдума РФ. Многие выработанные практикой ЦИК правовые позиции со временем воплощаются в конституционных нормах, что повышает ее независимый статус. Так же, как и статус ЦБ России, статус ЦИК может быть изменен только федеральным законом.