Сентября - 2 октября 1993 года

Книга 1

Государственный переворот
21 сентября - 5 октября 1993 года

Свидетельства участника событий

"По убийствам нет срока давности!"
Толкование Уголовного Кодекса РФ

"В России совершен государственный переворот, введен режим личной власти президента, диктатуры мафиозных кланов и его проворовавшегося окружения. Мы являемся свидетелями преступных действий, открывающих путь к гражданской войне..."

Обращение к гражданам России Президиума Верховного Совета Российской Федерации. 21 сентября 1993 года, 22.00.

...По свежим следам память нередко возвращает меня к тем двум неделям осадной жизни в парламенте. В эти минуты я снова и снова пытаюсь найти ответ на вопрос: что же можно и нужно было сделать в той безнадежной ситуации. Перед глазами также возникает и то, что хотелось бы поскорее забыть: как легко люди превращаются в зверей и убийц.

Эти записки не претендуют на восстановление всей картины происшедшей трагедии. Как живой свидетель могу лишь осветить ее отдельные фрагменты, непосредственным участником многих из которых мне довелось быть. Может быть, скупая проза той жизни поможет лучше понять наших погибших товарищей.

Я ни о чем не сожалею, кроме как о них - невинных, безжалостно расстрелянных и сожженных.

14 ноября 1993 года.

Указ №1400

Указ Президента Российской Федерация "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" (директивная часть):

  "...В ЦЕЛЯХ: сохранения единства и целостности Российской Федерации; вывода страны из экономического и политического кризиса; обеспечения государственной и общественной безопасности Российской Федерации; восстановления авторитета государственной власти; основываясь на статьях 1, 2, 5, 121 Конституции Российской Федерации, итогах референдума 25 апреля 1993 года, ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Прервать осуществление законодательной, распорядительно контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации. До начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации - Федерального Собрания Российской Федерации и принятия им на себя соответствующих полномочийруководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации продолжает действовать в части, не противоречащей настоящему Указу. Гарантируются установленные Конституцией и законами права и свободы граждан Российской Федерации. 2. Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить к 12 декабря 1993 года единый согласованный проект Конституции Российской Федерации в соответствии с рекомендациями рабочей группы Конституционной комиссии. 3. Временно, до принятия Конституции и Закона Российской Федерации о выборах в Федеральное Собрание Российской Федерации и проведения на основе этого закона новых выборов: - ввести в действие Положение о федеральных органах власти на переходный период, подготовленное на основе проекта Конституции Российской Федерации, одобренного Конституционным совещанием 12 июля 1993 года. - наделить Совет Федерации функциями палаты Федерального Собрания Российской Федерации со всеми полномочиями, предусмотренными положением о федеральных органах власти на переходный период. Установить, что осуществление указанных полномочий Совет Федерации начинает после проведения выборов в Государственную Думу. 4. Ввести в действие Положение о выборах Государственной Думы, разработанное народными депутатами Российской Федерации и Конституционным совещанием. Провести в соответствии с указанным Положением выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Федеральному Собранию рассмотреть вопрос о выборах Президента Российской Федерации. 5. Назначить выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на 11-12 декабря 1993 года. б. Образовать Центральную избирательную комиссию по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и поручить ей совместно с нижестоящими избирательными комиссиями в пределах их компетенции организацию выборов и обеспечение избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Всем государственным органам и должностным лицам оказывать необходимое содействие избирательным комиссиям по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и пресекать любые акты и действия, направленные на срыв выборов в Государственную Думу, от кого бы они не исходили. Лица, препятствующие осуществлению избирательного права гражданами Российской Федерации, привлекать к уголовной ответственности в соответствии со статьей" 32 УК РСФСР. 7. Расходы, связанные с проведением выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской федерации, отнести на счет средств республиканского бюджета Российской Федерации. 8. Полномочия представительных органов власти в субъектах Российской Федерации сохраняются. 9. Заседания Съезда народных депутатов Российской Федерации не созываются. Полномочия народных депутатов Российской Федерации прекращаются. Права граждан, бывших народными депутатами Российской Федерации, в том числе трудовые, гарантируются. Полномочия народных депутатов - делегатов Российской Федерации на пленарных заседаниях и представителей в комиссиях межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств подтверждаются Президентом Российской Федерации. 10. Предложить Конституционному Суду Российской Федерации не созывать заседания до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации. 11. Совет Министров - Правительство Российской Федерации осуществляет все предусмотренные Конституцией Российской Федерации полномочия, с учетом изменений и дополнений, введенных настоящим Указом, а также законодательством. Совет Министров - Правительство Российской федерации обеспечивает бесперебойную и согласованную деятельность органов государственного управления. Совету Министров - Правительству Российской Федерации принять в свое ведение все организации и учреждения, подчиненные Верховному Совету Российской Федерации, и провести необходимую их реорганизацию, имея в виду исключение дублирования соответствующих правительственных структур. Принять необходимые меры по трудоустройству высвобождающихся сотрудников. Осуществить правопреемство в отношении полномочий Верховного Совета Российской Федерации как учредителя во всех сферах, где учредительство предусмотрено действующим законодательством. 12. Центральный банк Российской Федерации до начала работы федерального Собрания Российской Федерации руководствуется указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и подотчетен Правительству Российской Федерации. 13. Генеральный прокурор Российской федерации назначается Президентом российской Федерации и ему подотчетен впредь до начала работы вновь выбранного Федерального Собрания Российской Федерации. Органы Прокуратуры Российской Федерации руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, а также действующим законодательством с учетом изменений и дополнений, введенных настоящим Указом. 14. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству безопасности Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации принимать все необходимые меры по обеспечению государственной и общественной безопасности в Российской Федерации с ежедневным докладом о них Президенту Российской Федерации. 15. Министерству иностранных дел Российской Федерации информировать другие государства, генерального секретаря ООН о том, что проведение выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации диктуется стремлением сохранить демократические преобразования и экономические реформы. Такое решение полностью соответствует основам конституционного строя Российской Федерации, выраженное на референдуме 25 апреля 1993 года. 16. Указ "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" внести не рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации 17. Настоящий указ вступает в силу с момента подписания. * * * Выражаю надежду, что все, кому дорога судьба России, интересы процветания и благополучия ее граждан, поймут необходимость проведения выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации для мирного и легитимного выхода из затянувшегося политического кризиса. Прошу граждан России поддержать своего Президента в это переломное для судьбы страны время. Президент Российской Федерации Б. Ельцин Москва. Кремль 21 сентября 1993 года. 20.00 час. №1400

21 сентября, вторник. "Белый дом"





"Полномочия Президента Российской Федерации не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно."

Ст. 1216 Конституции Российской Федерации.

Так гласила Конституция РФ, и для любого законопослушного россиянина Ельцин, нарушивший статью 121-6 основного закона, стал просто государственным преступником.

Каждый гражданин оказался перед простым выбором: промолчать и остаться сторонним наблюдателем, стать соучастником государственного преступления или же открыто проявить свое несогласие и выступить на защиту закона и поруганного государства.

Уверенности в том, что силовые структуры будут действовать на стороне законной власти не было, и именно это обстоятельство определило мой личный выбор 21 сентября 1993 года. Так оказался я участником событий, начавшихся в будничной суете и закончившихся кровавой драмой.

...Около 14.00 я приехал в "Белый дом" к Шефу - Владиславу Алексеевичу Ачалову, чтобы начать оформление в парламентские структуры моих отставных офицеров. Накануне Председателем Верховного Совета (ВС РФ) было принято запоздалое решение о дополнительных мерах по укреплению безопасности парламента России. Серьезную обеспокоенность руководства Президиума вызывали, с одной стороны, неоднократные недружественные действия спецслужб президента в отношение ВС РФ, а с другой, тревожные и труднообъяснимые контакты их руководителей с представителями специфических структур других государств, почему-то тщательно скрываемые Кремлем от МБ, СВР и ГРУ ГШ МО (1) России.

В различных парламентских структурах нам были выделены дополнительные штатные единицы. Работы принципиально не стали доверять спецслужбам. Ачалов лично поручился за меня Хасбулатову. Тем не менее, секретариат Хасбулатова устроил дополнительную проверку на предмет отношений с охранными структурами президента, особенно с Главным управлением охраны РФ (ГУО РФ). Гарантией надежности стал мой послужной список. В результате, контроль за всеми работами и дополнительными мерами безопасности ВС РФ был возложен на советника по вопросам обороны генерал-полковника Ачалова, а выполнение их основной части - на меня как на генерального подрядчика.

...В кабинете 13-42 было несколько знакомых лиц. Все чего-то ждали. Получил от В. А. Ачалова, которого все мы привыкли между собой называть Шефом, замечание за недельное отсутствие и приказ - никуда не уходить. На месте были все нужные люди. Выяснилось, что во время моего отсутствия произошли большие перемены, и сегодня Ельцин, возможно, попытается ввести чрезвычайное положение. Оказывается, произошла утечка информации с ряда секретных совещаний Ельцина. Часть их участников сразу бросилась к Руцкому и Хасбулатову с информацией о кремлевском заговоре.

Первое такое совещание началось в 12.00 в воскресенье 12 сентября 1993 года в Ново-Огареве. На совещании присутствовали: Ельцин и его министры Козырев (МИД), Грачев (МО), Ерин (МВД) и Голушко (МБ). Было принято секретное решение о насильственном разгоне парламента России 19 сентября 1993 года и министры-заговорщики поставили свои подписи под проектом антиконституционного указа. Затем там же и по этому же поводу состоялось совещание президента с Барсуковым и Коржаковым - "ключевыми фигурами в предстоящем действии", по собственному признанию Б. Н. Ельцина. В 11.00 в понедельник, 13 сентября в Кремле Ельцин переговорил с Виктором Черномырдиным и получил его согласие. Во вторник в 15.00 на Президентском Совете Ельцин предложил его членам подумать над вариантами возможных действий в случае сопротивления ВС РФ "конституционной реформе" (это к вопросу об уголовной ответственности советника президента Сергея Станкевича и ряда других). В среду, 15 сентября состоялось совещание Совета Безопасности (СБ), возглавляемого Олегом Лобовым, на котором члены СБ поддержали кремлевских заговорщиков и не один час обсуждали конкретные технические аспекты плана государственного переворота. Стало также известно, что на заключительном совещании в пятницу 17 сентября было принято решение перенести акцию с 19 на 21 сентября, время "Ч" определено - 18.00 или 20.00 часов вечера (вышеперечисленные факты документированы и сегодня публично признаются самими их участниками).

Последним к Хасбулатову прибежал генерал-полковник Константин Кобец. Генерал-связист появился с подробной информацией о состоявшейся утром 20 сентября коллегии министерства обороны по поводу планируемого в ближайшие дни введения прямого президентского правления и разгона Верховного Совета и Съезда. Кобец утверждал, что несмотря на давление министра обороны Павла Грачева было принято решение о так называемом нейтралитете армии. Во время коллегии МО состоялся прямой телефонный разговор Ельцина и Грачева, во время которого Павел Сергеевич вслух переспрашивал президента о наличии приказа на штурм Дома Советов, заодно напомнив Борису Николаевичу собственные его слова: "Армия - вне политики...". По словам генерала-информатора Ельцин раздраженно бросил трубку.

Вчера, т.е. 20.09.1993 г., были замечены активные перемещения войск в Москве и ее окрестностях. Весь день у руководства сплошной чередой идут всевозможные консультации и совещания, в 17.30 по этому же поводу проходит заседание Президиума Верховного Совета. Известно, что в 12.00 у Ельцина началось решающее закрытое совещание с участием Черномырдина, Ерина, Грачева и Голушко. В Кремль уже вызвана группа телевизионщиков и директор Федерального агентства правительственной связи и информации При Президенте РФ (ФАПСИ) Старовойтов.

Данное обстоятельство было, пожалуй, самым значимым признаком переворота, поскольку у нас еще были свежи в памяти недавние "художества" ФАПСИ, совершенные во время последнего визита правительственной делегации Азербайджана в Москву. Последней каплей, переполнившей чашу терпения руководства ВС РФ в отношении бесцеремонных действий спецслужб президента, как раз и стала грубая попытка местных офицеров ФАПСИ подслушать переговоры Руслана Хасбулатова с делегацией Гейдара Алиева. Из республик часто поступала серьезная информация, свидетельствующая, что в России политика давно закончилась - осталась одна уголовщина. В частности, из Азербайджана был получен компромат на "и.о. мэра" Москвы. По данным военной контрразведки МО Азербайджана, ему вменялась торговля оружием и поставка его Армении.

Любителей чужих секретов, схваченных за руку (точнее, за провод с направленным микрофоном, названый ими... выпадающей телевизионной антенной) немедленно выселили из того крыла здания ВС, где находилось руководство, а вопросам обеспечения всесторонней безопасности и защиты Верховного Совета от спецслужб президента, наконец, было уделено самое серьезное внимание.

- Несмотря на неприятие парламентским руководством Старовойтова, публичная критика этого одиозного чиновника в начале сентября, в известном смысле, была вынужденной и объяснялась лишь крайней необходимостью воспрепятствовать назначению на важный пост Министра безопасности России личного ставленника Ельцина. Как один из этапов подготовки государственного переворота, 27 июля 1993 года был освобожден от должности Баранников (министр безопасности РФ с 18 января 1992 года). Во время майских массовых избиений демонстрантов он, в отличие от начальника ГУВД Москвы Владимира Иосифовича Панкратова (который был начальником ГАИ Москвы при печально "прославившемся" министре внутренних дел СССР Щелокове. - Авт.), не пошел на незаконные действия, продемонстрировав тем самым "нелояльность" министерства безопасности (МБ РФ).

В конце августа в прессу просочилась информация о согласии принять назначение на вакантный пост министра безопасности Александром Старовойтовым - директором ФАПСИ. Послужной список доказавшего делом свою беспринципность и личную преданность Ельцину кандидата успела опубликовать газета "День". В нескольких телевизионных передачах "Парламентский час" Старовойтова и ФАПСИ также подвергли серьезной и обоснованной критике. В частности, в одной из них было подробно рассказано о стремительной карьере в ФАПСИ юного "генерала Димы" и приобретенной им за рубежом на многие миллионы государственных долларов недвижимости (в частное пользование для Шу-шу).

Гр-н Д. О. Якубовский (2) (1963 года рождения, в 1992-1993 гг. проживал в Канаде) за каких-то полгода при помощи Кобеца и Шумейко сумел "подняться" от вузовского капитана запаса до заместителя директора ФАПСИ, а с осени 1992 года еще и полномочного представителя правоохранительных органов, специальных и информационных служб в Правительстве Российской Федерации.

Обычно причиной быстрого взлета сомнительных лиц из кремлевского окружения служит место, которое они занимают для своих хозяев в том или ином российском "экспортном" мафиозном спруте. В частности, некий юноша Якоб совместно с неким Самсоном Филипповичем (вчерашним полковником и помощником Шу-шу, позднее - генерал-лейтенантом и первым директором некоего АО "Росвор") по личному заданию вице-премьера разработал и помог реализовать схемы хищения основных валютных поступлений от российского государственного экспорта оружия. Досадной неприятностью и ощутимой материальной потерей для "оружейной" кремлевской мафии неожиданно обернулась независимая позиция министра внешних экономических связей Сергея Глазьева, имевшего неосторожность уволить со своих постов за явные злоупотребления своего первого заместителя В. Шибаева, курировавшего торговлю оружием Российской Федерации, и сверхпредприимчивого директора "Оборонэкспорта" России армянина Караогланова - "патриота Армении и московской мэрии". Ощутимый удар по оружейной мафии вызвал бурную ответную реакцию в Кремле, среди разъяренных обитателей которого замелькали и ранее якобы непричастные к экспорту оружия высшие должностные лица...

По оперативным данным, своевременно поступавшим в аппарат генерал-полковника В. Ачалова, премьерский казнокрад Якоб еще совсем недавно вальяжно вызывал к себе на личную аудиенцию "многозвездных арбатских" генералов. Последние, к немалому удивлению Ачалова, один за другим послушно прибывали к нему на известную фешенебельную дачу в Подмосковье, где и получали специфический инструктаж.

Несостоявшийся юный куратор силовых структур России всерьез готовился официально получить из рук Ельцина чрезвычайные полномочия. Все необходимые согласования и визы Гайдара, Шумейко, Ерина, Кокошина, Примакова... уже были на проекте невероятного указа, "зарубленного" в самый последний момент возмущенным председателем Совета Безопасности РФ Юрием Скоковым...

В конце-концов, в свете разгоравшихся вокруг ФАПСИ громких скандалов ретивого директора на ключевой пост назначить не решились, и на министерском посту в качестве и.о. была оставлена нейтральная фигура Николая Голушко. После того, как 12 сентября на конфиденциальной встрече с Ельциным последний согласился участвовать в государственном заговоре, президент и подписал его назначение министром.

{герб} Закон Российской федерации О федеральных органах правительственной связи и информации Статья 12 часть 4. При полученииот кого бы то не было приказа или указания, противоречащего законодательству Российской Федерации, сотрудник федерального органа правительственной связи и информации вне зависимости от его служебного положения обязан выполнять только требования законодательства. ... Статья 14. Ответственность сотрудников федеральных органов правительственной связи и информации. 1... 2.Отключение правительственной и иных специальных видов связи у Президента Российской Федерации, Председателя Верховного Совета Российской Федерации и Председателя Конституционного Суда Российской Федерации без их ведома...преследуются по закону. Президент Российской Федерации Б. Ельцин Москва, Дом Советов России 9 февраля 1993 года №4524-1

Недоверие же в отношении Старовойтова и степени его законопослушания с нашей стороны было полностью оправданным - 21 сентября 1993 года оно нашло свое зримое и окончательное подтверждение, когда в нарушение Закона "О ФАПСИ" в высшем органе представительской власти (а двумя днями позже - у председателя Конституционного суда) были отключены все виды правительственной и специальной связи. В этот день в 20.01 недалекий директор ФАПСИ наконец достиг пика своей карьеры - по хронологии событий став вторым после Ельцина лицом, совершившим акт государственной измены. Таким образом, и редакция газеты "День", и телевизионщики "РТВ-Парламент", сумев воспрепятствовать назначению на пост министра безопасности России Старовойтова, внесли свою скромную лепту в то, что МБ РФ не участвовало в октябрьском расстреле.

В 18.00 ничего не произошло. Я отпросился и сходил перекусить в буфет. Удивило обилие телевизионщиков в коридорах "Белого дома". Как нам сообщили из аппарата Шахрая, в 19.30 на Старой площади собрали заседание правительства РФ. Получасом позже выяснилось, что на заседании Черномырдин доложил о подписании Ельциным указа №1400 и кратко изложил его суть; всем присутствующим раздали текст указа. В заключение Черномырдин провозгласил то же, что потом сказал и с телеэкрана: дело правительства - работать, у него много оперативных дел, и что главная задача - обеспечить стабильность. Ни обсуждения по существу указа №1400, ни голосования присутствующих не было. В 20.00 участники заседания вернулись на свои рабочие места.

В 19.45 из студии "РТВ-Парламент", расположенной на первом этаже Дома Советов, в наш кабинет поднялся Станислав Терехов с пожилым генерал-майором. Они завершили вечерний выпуск передачи "РТВ-Парламент" заявлением о грядущем государственном перевороте и решимости офицеров их организации защищать Конституцию и парламент. Генерал выступил по телевидению неудачно и несколько скомкал предупреждение "Союза Офицеров".

В 20.00 Ельцин зачитал по бумажке в стиле "а-ля Леонид Ильич" указ №1400. Сразу после него диктор ТВ объявил, что только что закончилось заседание правительства, котороеединогласно одобрило указ №1400. Так члены правительства стали заложниками сознательной дезинформации электронных СМИ.

Полушеф (здесь и далее вместо имен и фамилий - псевдонимы, которыми я обозначаю некоторых уцелевших участников событий. - Авт.) снимает поочередно телефонные трубки - правительственная и специальная связь уже отключены. (3) В апартаментах Ачалова городские телефоны пока работают. В отличие от всех соседей, у нас почему-то на час-другой оставался выход на междугородную связь. По окончании выступления Ельцина один старший офицер, положив руку на необъятный телевизор "Panasonic", решительно говорит: "Тут тебе и конец!".

Через пять-десять минут в кабинет стремительно вошел Шеф и скомандовал всем присутствующим идти к Хасбулатову. К этому моменту в комнате 13-42 нас собралось человек 10-12, из них - половина военных. Спускаемся молча быстрым шагом, все сосредоточены. Атмосфера сгущается. (Всего через две недели судьба половины нашей группы определилась так, как никому не пожелаешь: часть была расстреляна эмвэдэшниками, часть попала в застенки "Лефортово".)

Навстречу нам из кабинета Председателя ВС выходит Руцкой, на ходу в дверях перекинувшись с Ачаловым словами о попытке переворота. Хасбулатов выглядел очень усталым и маленьким. Пожал поочередно всем руки, был краток, сказав, что объяснять тут фактически нечего: "Совершен классический государственный переворот!". Сказал, что по закону Вице-президент Руцкой должен немедленно приступить к исполнению обязанностей президента - по статье 121-6 Конституции полномочия президента автоматически прекращаются с момента обнародования им антиконституционного указа. По Конституции для лишения его президентских полномочий, как попытавшегося совершить государственный переворот, не нужно никаких дополнительных решений съезда или Конституционного суда. Через пять минут повторно собирается Президиум Верховного Совета, затем - Чрезвычайная сессия и Внеочередной Съезд народных депутатов. Ачалов назначается министром обороны. После небольшой паузы Хасбулатов уточнил: "Министром обороны "Белого дома". Еще сказал, что нам, как людям военным, должно быть ясно, что надо делать. В первую очередь необходимо обеспечить надежную охрану Дома Советов. На вопрос о наличии оружия ответа от Хасбулатова, уже распрощавшегося с нами, мы не получили - вместо ответа он задумчиво стал раскуривать тонкую черную сигарету.

Поднимаемся к себе на 13-й этаж. В лифте обсуждаем проблему оружия. Узнаю, что до 20 марта 1993 года в "Белом доме", точнее в расположенном прямо в подземельях Дома Советов законсервированном стратегическом объекте - резервном командном пункте штаба фронта, действительно был большой арсенал. Были даже гранатометы как память об августе 1991 года. Но во время первой (20 марта 1993 года) репетиции переворота заместитель Хасбулатова Сергей Филатов вывез практически все оружие.

Позднее от хорошо осведомленного капитана II-го ранга Германа Петровича Пономарева (убит 3 октября холодным оружием)стало известно, что если 19-го марта при первой попытке государственного переворота к жесткому подавлению оппонентов призывал только Шахрай - главный составитель антиконституционного президентского циркуляра об особом порядке управления страной (ОПУСа), то на этот раз первыми крови возжелали: Бурбулис, Полторанин, Костиков и... Филатов.

Станислав Терехов и его товарищи по Союзу офицеров покидают наши апартаменты и разворачивают бурную деятельность где-то по соседству. Сразу по возвращении делаю два звонка своим знакомым: один - с просьбой поднять на защиту парламента легендарный отряд особого назначения, второй - ближайшему сотруднику влиятельного г-на Х с просьбой о помощи.

Тот же источник из аппарата вице-премьера сообщил, что Шахрай с Шохиным целый час пребывали в состоянии колебания и, уединившись, оценивали, что сейчас выгоднее - переметнуться или активно поддержать Ельцина. Оба решили, что уходить поздно.

Ачалов направляется к директору Департамента охраны ВС РФ. Я его сопровождаю, чтобы в случае раздачи оружия получить для охраны 13-го этажа и штаба. По дороге от Ачалова узнаю, что уже был звонок одного из известных командующих. Тот спросил только одно - какую территорию ему поручают контролировать.

В кабинете директора Департамента начальство разводит подобающие моменту политесы. Генеральный директор Департамента охраны Александр Бовт на наших глазах, смеясь, визирует одному из своих милиционеров заявление об уходе на пенсию. Нашему штабу выдают портативные радиостанции "YAESU" FTN-7010 и назначают позывные на втором канале. Затем в оружейке в течение полутора часов получаем 2 пистолета ПСМ и один автомат АКС-74У с боекомплектом. Обращаю внимание на то, что в оружейке на складе ОМТО (4) всего несколько ящиков с АКСУ. Гранатометов нет.

Исполнители оружие выдавать не хотели, явно ожидая прихода в здание сил МВД. В течение целого часа несколько раз пришлось подтверждать наличие разрешения со стороны руководства Департамента охраны. Оружие выдали только после вмешательства подполковника милиции из этого Департамента Юрия Александровича Пименова, сохранявшего достоинство в сложившейся нервной обстановке.

Сам Пименов уже получил автомат и бронежилет. Поджидая сослуживцев, он спокойно стоял рядом с оружейкой и курил. Молчаливо понаблюдав со стороны за моими мытарствами, Пименов с презрением сказал ответственному за выдачу оружия, что все необходимые распоряжения тем уже получены и тянуть тут нечего.

Тем не менее мое удостоверение личности нарушает привычный мирный ход "гражданской жизни" ВС и Департамента охраны, в частности, они отказываются выдать оружие постороннему офицеру и требуют прислать гражданского - какого-нибудь штатного сотрудника ВС РФ, и вскоре к нам спускается парень из аналитической группы депутата ВС РФ Ачалова.

У ответственного за выдачу оружия трясутся руки, когда он берет его паспорт. Судя по записям, тот первый из немилицейских. Всячески затягивая эту процедуру, милиционер ноет, что его посадят. Это продолжается до тех пор, пока ему не объясняют, что сажать, скорее всего, будет наша сторона. В дежурке снаряжаем магазины, одалживаем у ребят ремень под кобуру и подсумок.

Поблагодарив подполковника за помощь, попросил этого решительного человека по возможности опекать нас при последующих контактах с Департаментом. Юрий Пименов согласился помогать и дал мне свой телефон: 205-65-27, который в спешке я записал на клочке бумаги и лишь недавно с тяжелым сердцем случайно обнаружил. Уже тогда сделав решительный выбор, этот человек остался в осажденном парламенте до конца.

4-го октября он был убит при попытке спасти из расстреливаемого "Белого дома" женщин и детей.. Выходя под шквальный огонь правительственных военных преступников, по словам очевидцев, он наивно взывал к их совести: "Я - подполковник милиции Пименов! Не стреляйте! Вывожу детей и женщин!" Даже когда его ранили в первый раз (касательное ранение в голову), подполковник не оставил попытки спасти обреченных.

С перевязанной головой он снова вышел на улицу, призывая солдат не стрелять по детям и женщинам. Ему дали пройти обратно к 14-му подъезду лишь несколько шагов - со стороны войскового оцепления в спину выпустили автоматную очередь, и пуля со смещенным центром тяжести вошла ему в поясницу, разворотив все внутренности. После расстрела парламента его убийство даже попытались списать на... "боевиков", представив в официальном списке убитых в числе потерь МВД Ерина!

Еще одно подтверждение истины, что в бою всегда гибнут лучшие. Я вспоминал его потом нередко как живого. В октябре, в сильной спешке пытаясь уничтожить "компромат", мы наткнулись на личные бумаги Пименова, которые он хранил в служебном сейфе. Я держал в руках конфетную коробку со всеми его документами, сверху почему-то лежала карточка-заместитель на табельное оружие. (5)

КАРТОЧКА-ЗАМЕСТИТЕЛЬ № 5-24 Выданапод. п-ку Пименову Ю.А. (фамилия, инициалы) в том, что от него приняты на хранение: пистолет Макарова № АН-2707-91{неразборчиво}Макарова 16 штук 2 штук {печать} Подпись{подпись} М. П.

Вслух я тогда высказал, что этот человек пятки никому никогда лизать не будет, если, конечно, его еще не убили. Кто-то заметил, что мне надо бы забрать его документы и потом передать их ему лично. Кольнула мысль, что теперь долгие месяцы, если не годы, мне придется скрываться. Учитывая вытекающие отсюда ограничения, я, взяв карточку, положил коробку с бумагами обратно на верхнюю полку расстрелянного сейфа - понадеялся на благополучное возвращение хозяина. Ему было 39 лет. У подполковника остались двое детей.

Таких, как он, в Департаменте было немного, и практически все они оставались в "Белом доме" до конца, когда слабонервные уже отсеялись.

...Пока же шел только одиннадцатый час вечера 21 сентября 1993 года.

Многие милиционеры заметно растеряны. Фактически "Белый дом" в это время беззащитен: мы ничего не можем сделать, а милиция доверия не вызывает. До сих пор не понимаю, почему Ельцин, если он и его кремлевское окружение действительно хотели лишь разогнать парламент, не воспользовался этим моментом. Объяснение этому в контексте последующих событий может быть только одно - по сценарию целю переворота был не разгон парламента, а физическое уничтожение верхушки оппозиции. Доказательством этому является и то, что сначала Ельцин предоставил возможность всем желающим собраться в стенах Дома Советов для защиты парламента, заманив таким образом в ловушку наиболее решительных оппозиционеров и их лидеров, а затем был отдан высочайший приказ - их всех уничтожить.

Рядом с Домом Советов вокруг здания мэрии и гостиницы "Мир" появляется оцепление из военнослужащих внутренних войск, у гостиницы развернута полковая радиостанция Р-142М на базе ГАЗ-66 КУНГ, именуемая на армейском жаргоне "Сорока". Нам позвонили и сообщили, что к зданию Конституционного суда России, где уже идет заседание по указу №1400, также стянуты войска МВД. Войска и у здания Моссовета.

Около 22.00 на "РТВ-Парламент" позвонил один из сотрудников радио "Маяк". Сказал, что в 20.00 к ним в "Останкино" прибыл спецназ - примерно 70-80 человек, вооружены автоматическим оружием, расположились в помещениях телерадиоцентра. (Кстати, "Маяк" был единственной радиостанцией, более суток передававшей в эфир правдивую информацию о государственном перевороте. 23 сентября последовали соответствующие "оргвыводы" и санкции.)

Беспокоит, что на фоне явной демонстрации силы и открытых приготовлений эмвэдэшников на улице у 14-го подъезда Дома Советов собралось людей намного меньше, чем я ожидал увидеть.

У нас на 13-м этаже все прибывают и прибывают люди. К сожалению, появляются и некоторые неоднозначные личности типа Э. Лимонова и генерала Стерлигова. На единственный автомат многие офицеры посматривают с чувством легкой и плохо скрываемой зависти.

Наши рекомендации