Статья 21. права и обязанности участников конституционного производства
1. Участники конституционного производства в пределах полномочий пользуются равными процессуальными правами.
2. Участники конституционного производства имеют право:
1) знакомиться с материалами производства, производить из них выписки и снимать копии;
2) представлять доказательства, участвовать в их исследовании и доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих обращений и возражений;
3) высказывать Конституционному Совету свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе конституционного производства;
4) заявлять ходатайства и высказывать свое мнение по заявленным ходатайствам;
5) давать устные и письменные объяснения Конституционному Совету.
3. Участник конституционного производства:
1) по обращению которого возбуждено конституционное производство, вправе до начала совещания Конституционного Совета, на котором принимается итоговое решение, изменить основание обращения, увеличить или уменьшить его объем, отказаться от обращения;
2) по поводу актов которого возбуждено конституционное производство, вправе признать заявленные в обращении требования полностью или частично, либо возражать против них.
4. Участники конституционного производства обязаны:
1) добросовестно пользоваться своими правами. Сообщение ими Конституционному Совету заведомо ложных сведений или непредставление затребованных Конституционным Советом документов, материалов и иной информации расценивается как неуважение к Конституционному Совету и влечет ответственность по закону;
2) уважительно относиться к Конституции республики, к Конституционному Совету, его требованиям и принятым в Конституционном Совете процедурам;
3) подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении порядка заседания.
Статья 22. Форма и содержание обращения в Конституционный Совет
1. Обращения в Конституционный Совет подаются в письменной форме.
2. В обращении должны быть указаны:
1) наименование Конституционного Совета;
2) наименование, местонахождение, адрес и иные необходимые данные об обращающемся;
3) наименование, адрес и иные данные о представителе обращающегося и его полномочиях, кроме случаев представительства по должности;
4) наименование, местонахождение и адреса государственных органов, должностных лиц, подписавших или издавших акты, связанные с проведением выборов Президента, депутатов Парламента и республиканского референдума, в случае, если в обращении ставится вопрос о правильности их проведения;
5) наименование, дата принятия законов в случае, если в обращении ставится вопрос о соответствии Конституции республики законов, принятых Парламентом;
Пункт дополнен подпунктом 5-1 в соответствии с Конституционным законом РК от 17.06.08 г. № 41-IV (см. стар. ред.)
5-1) наименование, дата принятия постановлений Парламента и его Палат в случае, если в обращении ставится вопрос о соответствии постановлений Парламента и его Палат Конституции Республики;
6) наименование, дата и место подписания международных договоров республики, должностные лица, подписавшие их от имени Республики Казахстан или ее государственных органов, в случае, если в обращении ставится вопрос о соответствии Конституции международных договоров республики;
7) нормы Конституции республики, об официальном толковании которых ставится вопрос в обращении;
8) наименование, местонахождение и адрес государственного органа, должностного лица, подписавшего или издавшего акт, наименование, номер, дата принятия, источники опубликования и иные реквизиты закона или иного нормативного правового акта в случае, если в представлении суда ставится вопрос о признании акта неконституционным, если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина;
9) наименование, состав образуемой Парламентом в соответствии с пунктом 1 статьи 47 Конституции комиссии и ее заключение; наименование, дата принятия и содержание актов, связанных с рассмотрением Парламентом вопроса о досрочном освобождении от должности Президента республики;
10) сведения о количестве депутатов, инициировавших вопрос об отрешении от должности Президента; сведения о результатах голосования в Палатах Парламента; сведения о результатах расследования выдвинутого против Президента обвинения; сведения о заключении Верховного Суда об обоснованности выдвинутого обвинения; наименование, дата принятия и содержание актов, связанных с рассмотрением Парламентом вопроса об отрешении от должности Президента республики;
11) сущность обращения;
12) иные факты, обстоятельства и доказательства, служащие основанием для обращения и подтверждающие его обоснованность;
13) нормы Конституции республики и настоящего Конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Совет;
14) перечень прилагаемых документов.
3. Обращение должно быть подписано надлежащим субъектом, а в случае, если в Конституционный Совет обращается суд, оно подписывается председателем соответствующего суда.
4. К обращению прилагаются:
1) копии текстов актов, на которые ссылаются субъекты обращения;
2) документы о полномочиях представителя, кроме случаев, когда представительство осуществляется по должности;
3) копии обращения и приложений к нему в количестве десяти экземпляров.
5. К документам, изложенным не на языках конституционного производства, должен быть приложен их перевод на казахский или русский язык.