Конституционные принципы деятельности и гарантии правосудия в Российской Федерации.
Конституционные принципы судопроизводства закреплены в конкретных нормах Конституции РФ, а более полное закрепление они получают в процессуальном законодательстве: ГПК, АПК, УПК, КоАП РФ. Также принципы, определяющие положение суда в современном государстве, сформулированы в ряде международно-правовых документов, в частности, в принятых в 1985 г. VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренных Генеральной Ассамблеей ООН Основных принципах, касающихся независимости судебных органов,[180] в Европейской Хартии о статусе судей 1998 г.
Раскрывая содержание конституционных принципов организации и деятельности судебной власти, следует назвать такие, как: 1) принцип независимости, автономности судебной власти; 2) открытость судебного разбирательства; 3) равенство всех перед судом, свободный доступ к правосудию; 4) состязательность и равноправие сторон; 5) презумпция невиновности.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Отличие судебной власти от других властей выражается в том, что судебная власть возлагается на совокупность судебных органов, каждый из которых разрешает конкретные дела самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, руководствуясь при этом исключительно Конституцией РФ и законом. На практике это означает, что судьи оценивают представленные сторонами доказательства и самостоятельно принимают соответствующие решения, основываясь на своем внутреннем убеждении и основывая свои решения на законе. В то же время судебная деятельность подчинена довольно строгим правилам, которые являются для судов обязательным. Это выражается в следовании таким принципам, как равенство граждан перед законом и судом, право на защиту, презумпция невиновности и др. С другой стороны законодательно установлен запрет государственным органам, должностным лицам, депутатам и другим субъектам права вмешиваться в осуществление правосудия судами. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.
Реальные предпосылки независимости суда коренятся в надлежащем уровне материально-технического обеспечения судов, судей и других работников судебной системы. Конституция РФ установила, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124). На каждый год в федеральном бюджете предусматриваются ассигнования деятельности судов. Согласно Федеральному закону от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации», уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год (не более чем на 5%), может осуществляться лишь с согласия Совета судей РФ.[181] Если этот показатель превышает 5%, то только с согласия Всероссийского съезда судей Российской Федерации.
В России не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.
Открытость судебного разбирательства выступает как средство общественного контроля правосудия. Все процессуальные действия (кроме процедуры совещания судей при вынесении приговора или решения) совершаются, как правило, открыто во всех судах Российской Федерации.
Конституция РФ предусмотрела, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Процессуальное законодательство предусматривает такие случаи. Так, ГПК РФ, формулируя принцип гласности судебного разбирательства, говорит о возможности разбирательства в закрытых судебных заседаниях по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны (ч.1 ст. 10 ГПК РФ).
Гласность, открытость судебного разбирательства выступают важнейшим показателем демократизма судопроизводства, так как именно таким образом обеспечивается доступ к правосудию, возможность следить за ходом рассмотрения дела, а также реализуются информационные права граждан.
При разбирательстве уголовных дел вопросы необходимости обеспечения обвиняемому права на защиту, всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств дела предопределяют установление процессуального правила о разбирательстве таких дел в присутствии обвиняемого. Заочное разбирательство не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
Судебная власть основывается на принципе равенства перед законом и судом, который означает, что все граждане в одинаковом порядке могут привлекаться к суду органами судебной власти на равных условиях (ст.7 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»). Исключения из приведенного правила предусмотрены Конституцией РФ, устанавливающей неприкосновенность и основания ответственности Президента РФ, членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы Федерального Собрания РФ, а также судей. Такие исключения не являются привилегиями, а выступают в качестве гарантий деятельности данных лиц.
Равенство перед судом означает, что все граждане могут обращаться в суд за защитой своих прав и законных интересов, в отношении всех действует принцип равных оснований юридической ответственности, в отношении всех обратившихся за правосудием действуют единые процессуальные правила, всем сторонам, участвующим в деле, предоставляются равные гарантии их прав.
Участие граждан в отправлении правосудия выступает одновременно и как принцип судопроизводства, и как одно из конституционных прав человека и гражданина, закрепленного ст. 32 Конституции РФ. Граждане могут участвовать в отправлении правосудия как народные, присяжные и арбитражные заседатели, как общественные обвинители и общественные защитники.
Конституция РФ устанавливает в отношении судебного разбирательства принцип состязательности и равенства сторон (ч.3 ст. 123). Этот принцип означает, что стороны вправе предоставлять суду доказательства, участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства, отводы и т.д.
Функция разрешения дела отделена от сторон и принадлежит суду. Судья, до того как будет вынесено решение по делу, обязан выслушать стороны, получить их возражения, отводы и т.д. Суд, как установлено УПК РФ, не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления принадлежащих им прав.
Принцип состязательности получил развитие в постановлениях Конституционного Суда РФ, который еще до принятия УПК РФ 2001 г., при рассмотрении ряда дел выносил решения, фактически лишающие суды несвойственных им обвинительных функций. Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 14 января 2000 г. указано, что на суд возлагается задача осуществления правосудия и Конституция РФ не относит к его компетенции уголовное преследование, в частности возбуждение уголовных дел.[182]
Идея состязательности процесса лежит в основе суда присяжных, учрежденного в современной России в 1993 г. и регламентированного в разд. XII УПК РФ. К достоинствам суда присяжных относятся правила, усиливающие состязательность процесса и снимающие с суда функции обвинительного характера: запрет возвращения уголовных дел на доследование; запрет возбуждения уголовных дел по новому обвинению и в отношении новых лиц и др.
Одним из важных достижений судебной реформы является распространение указанных элементов состязательного процесса на производство во всех судах первой инстанции.