Порядок избрания и вступления в должность Президента Российской Федерации.
Порядок избрания и вступления в должность Президента регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г.[147] и другими нормативными актами.
Конституция РФ (ст. 81) устанавливает, что Президент РФ избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Четырехлетний срок является достаточно распространенным в мировой практике (США, Румыния, Боливия, Эквадор), хотя в ряде стран глава государства избирается и на более длительные сроки (например, в ФРГ, Греции, Индонезии и др. – на 5 лет; в Австрии, Египте, Аргентине – на 6 лет; в Италии, Ирландии, Сирии – на 7 лет). Важным является и положение Конституции о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Ограничение максимального срока пребывания одного лица на посту Президента РФ трактуется как гарантия против установления власти одного лица на продолжительный срок, то есть личной диктатуры.
Право избирать Президента предоставляется гражданам РФ, достигшим на день выборов 18 лет. Конституция РФ (ст. 32) установила лишь два ограничения: «не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». Участие граждан в выборах является добровольным, каждый избиратель имеет только один голос. При этом Президент РФ избирается путем прямых выборов, то есть получает свои полномочия непосредственно от народа.
Предъявляемые к кандидату требования изложены в частях 2 и 3 ст. 81 Конституции РФ. Президентом может быть избран только гражданин РФ, достигший 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
Возрастной ценз (не моложе 35 лет) предъявляется к кандидату в Президенты не случайно, так как на это пост должен быть избран человек, имеющий достаточный жизненных опыт, деятельность которого может быть оценена избирателями. Вместе с тем 35-летний возраст позволяет избирать на президентский пост, требующий энергичной деятельности, человека достаточно молодого. Для сравнения, такой же возраст установлен для избрания Президента США. В ФРГ кандидат в президенты должен быть не моложе 40 лет, в Италии - 50 лет.
Не менее важен и «ценз оседлости», то есть требование постоянного проживания кандидата в Президенты в Российской Федерации не менее 10 лет. Этот срок признается необходимым для того, чтобы кандидат в Президенты не только в полной мере обладал знанием и практическим опытом, но и понимал специфику условий жизни в нашей стране.
Кроме этого, в упомянутом Федеральном законе «О выборах Президента РФ» указывается еще одно условие. Так, согласно ч.6 ст. 3 «гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока».
Никаких других требований (например: специальное образование, опыт работы, верхний возрастной предел) к кандидату на пост Президента РФ не предъявляется, что можно расценивать как признак демократического подхода к выборам главы государства[148].
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» 2003 г. подробно регулирует порядок назначения выборов, выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, порядок голосования и т.д.
Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ. Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.
Подготовку и проведение выборов Президента РФ осуществляют:
- Центральная избирательная комиссия РФ
- избирательные комиссии субъектов РФ
- территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии
- участковые избирательные комиссии
Согласно п. «д» ст. 102 Конституции РФ выборы Президента назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ, при этом решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ и в котором 4 года тому назад был избран Президент РФ.
Если Совет Федерации не назначит выборы Президента РФ в установленный срок, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ.
В случае прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока Совет Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента РФ. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают 3 месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ. Если Совет Федерации не назначит досрочные выборы Президента РФ, выборы Президента РФ назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в последнее воскресенье перед днем, когда истекают 3 месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ.
В соответствии со ст. 6 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты:
- политическими партиями, имеющими право в соответствии с ФЗ «О политических партиях», принимать участие в выборах;
- в порядке самовыдвижения (гражданин РФ может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей). Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом.
Кандидат, политическая партия, выдвинувшие кандидатов, обязаны собрать в поддержку кандидата не менее 2.000.000 подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации.
Для политической партии, федеральный список кандидатов которой был допущен к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих данным выборам Президента РФ, выборах депутатов Государственной Думы сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутого ею кандидата не требуется.
Центральная избирательная комиссия РФ не позднее чем через 10 дней после приема подписных листов и иных необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации кандидата. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты регистрации. Если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее 2 кандидатов, выборы Президента РФ по решению ЦИК РФ откладываются на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
Закон устанавливает, что все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.
Предыдущая история выборов Президента показывает, что в качестве кандидатов могут выступать и обычные граждане, и государственные служащие, и лица, занимающие должности, предоставляющие некоторые преимущества перед другими кандидатами. В целях реализации принципа равенства кандидатов ст. 41 ФЗ «О выборах Президента РФ» устанавливает ряд ограничений, связанных с должностным и служебным положением. В этой статье констатируется, что кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, кандидаты, являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимуществ своего должностного или служебного положения. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах Президента РФ освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей. Устанавливая строгий перечень ситуаций, понимаемых как использование преимуществ своего должностного или служебного положения, законодатель в тоже время делает оговорку, что эти соблюдение этих ограничений не должно препятствовать осуществлению Президентом Российской Федерации, баллотирующимся на второй срок, своих полномочий, а также осуществлению депутатами своих полномочий и выполнению ими своих обязанностей перед избирателями.
Закон подробно регламентирует вопросы финансирования выборов, порядок проведения предвыборной агитации и использование в этих целях средств массовой информации, проведения голосования, установления итогов голосования и определения результатов выборов Президента РФ.
Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Центральная избирательная комиссия РФ признает выборы Президента Российской Федерации не состоявшимися в случаях:
а) если в выборах приняли участие менее половины избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;
б) если число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому зарегистрированному кандидату (другим зарегистрированным кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;
в) если в избирательный бюллетень были включены 2 кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
г) если все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования.
Выборы Президента Российской Федерации признаются недействительными:
а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
б) в случае, если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей которых в совокупности включают в себя не менее чем 1/4 часть от общего числа избирателей;
в) по решению суда.
В случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Президента РФ, ЦИК РФ назначает повторное голосование по выборам Президента Российской Федерации по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через два дня со дня принятия соответствующего решения ЦИК РФ.
В случае, если выборы Президента РФ признаны несостоявшимися, недействительными, либо если на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ назначает повторные выборы Президента Российской Федерации. Голосование на повторных выборах Президента Российской Федерации проводится не позднее чем через 4 месяца со дня первоначальных выборов либо не позднее чем через 4 месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными.
Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией и законодательством РФ, вступает в должность на 30 день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией РФ общих результатов выборов Президента Российской Федерации.
При вступлении в должность Президент приносит народу присягу, текст которой содержится в Конституции Российской Федерации (ст. 82).
Акт принесения присяги имеет важное юридическое и общественно-политическое значение, так как именно с момента ее принесения вновь избранный Президент приступает к исполнению своих обязанностей, а полномочия предыдущего Президента прекращаются.
Принося присягу, Президент РФ клянется при осуществлении своих полномочий уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и обеспечивать реализацию Конституции РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу. Акт присяги происходит в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.