Понятие системы государственных органов Российской Федерации.

Система - это упорядоченная совокупность элементов, расположенных в определенной последовательности, их взаимосвязанный комплекс, объединенный чем-то общим в единое целое. Единым целым, которое составляют государственные органы, является государственный аппарат. Государственный аппарат представляет собой единую сложную систему - взаимосвязанный комплекс подсистем: «вертикальных» (система представительных органов, система органов исполнительной власти, судебная система и пр.), «горизонтальных» (федеральные государственные органы, органы республик РФ, областей РФ, краев РФ и т.п.). «Горизонтальные» системы как бы скрепляют «вертикальные» и наоборот, образуя в итоге иерархию органов государства - государственный аппарат.

В Конституции, призванной служить базой всего законодательства и определять несущие конструкции правового регулирования различных сторон общественной жизни, всегда большое внимание уделялось определению системы и порядка функционирования государственных органов. Такое положение понятно и вытекает из политической функции Конституции как Основного закона, который определяет устройство государства, его отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы. Отсюда следует задача - обеспечить четкую организацию и функционирование государственного аппарата, закрепить систему и виды государственных органов, формы их взаимодействия между собой. Это предполагает установление не только основных принципов организации и деятельности государственного аппарата, но и основ правового положения различных государственных органов.

Конституционное регулирование государственных органов Российской Федерации, будучи по своей природе и социальной направленности единым, вместе с тем не является однородным. Оно носит многоструктурный и многоуровневый характер. Специфика основных направлений конституционного регулирования в данной области обусловлена местом и ролью отдельных видов органов в общей системе, а также особенностями их деятельности.

Наиболее подробно и конкретно в Конституции РФ фиксируется организация и деятельность федеральных органов, их связи и взаимодействие.

Государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации (ст. 11 Конституции РФ).

Президент РФ является главой государства. Это означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, непосредственно не входит напрямую ни в одну из ее ветвей (законодательную, исполнительную, судебную).

Однако данное положение не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими, обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти и Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов», способствующая сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия Президент реализует в рамках Конституции РФ, в соответствии с ней и федеральными законами, в необходимом взаимодействии с Парламентом и Правительством РФ.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом (ст.94 Конституции РФ). Это означает, что, во-первых, формой государства России является представительная, т.е. опосредованная выборами парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения. Во-вторых, в предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы легитимации правопорядка. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства.

Конституционный статус Федерального Собрания закреплен в 5 главе Конституции РФ. В ней определяются основные начала и принципы формирования Федерального Собрания, его структура, полномочия палат Федерального Собрания (Совета Федерации и Государственной Думы), принципиальные положения, определяющие взаимоотношения Парламента с Президентом РФ и Правительством РФ. В этой же главе закрепляются основы правового статуса депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, а также процессуальные нормы, являющиеся ключевыми в регулировании законотворческого процесса.

Исполнительную власть в России осуществляет, согласно Конституции РФ (ст.110), Правительство РФ.

Как высший орган федеральной исполнительной власти, Правительство Российской Федерации возглавляет единую систему исполнительной власти в России, обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на всей территории России. Оно направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в пределах своей компетенции организует исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению их нарушений.

Правовой статус Правительства РФ, помимо Конституции РФ, регламентируется федеральным законодательством.

Судебная власть в России, согласно Конституции РФ (ст. 118), осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система России устанавливается Конституцией РФ и Федеральным Конституционным Законом. 7 глава Конституции РФ («Судебная власть») закрепляет основы правового статуса Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. В этой же главе закреплены основы правового статуса судей, единые для всех органов правосудия, и принципы правосудия.

Таким образом, конституционное регулирование положения федеральных государственных органов является достаточно широким и конкретным (Президент РФ, Федеральное Собрание, Совет Федерации и Государственная Дума, в меньшей степени Правительство РФ), поскольку в Конституции РФ непосредственно регламентируются все наиболее существенные вопросы их организации и деятельности.

Что касается судебных органов и Прокуратуры РФ, то конституционное регулирование их функционирования происходит в меньшем объеме. Соответствующие конституционные нормы регламентируют только наиболее важные и принципиальные положения, устанавливающие компетенцию, порядок формирования и принципы деятельности.

Наши рекомендации