Основания ограничения основных прав и свобод.
Практически любому государству в процессе своего развития приходится сталкиваться с различного рода ситуациями, которые требуют ограничения со стороны государства прав и свобод личности. Эти ограничения объективно обусловлены тем, что человек не может обладать абсолютными правами и свободами, свобода личности реализуется во взаимоотношениях с другими людьми и их социальными общностями, государственными институтами. Следовательно, каждый индивид имеет не только законодательно закреплённые права и свободы, но и обязанности перед иными лицами, обществом и государством.
Статья 55 (часть 2) Конституции РФ устанавливает: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Данное конституционное положение представляет собой прямой запрет не только для органов законодательной власти принимать законы, необоснованно ограничивающие закреплённые и гарантированные Основным законом государства права и свободы личности, но и в отношении правотворческой, а также правоприменительной деятельности иных, прежде всего исполнительных органов государственной власти.
Вместе с тем статья 55 (часть 3) Конституции РФ определяет условия возможного ограничения прав и свобод личности в России: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Анализ положений данной статьи позволяет выделить два непременных условия возможного ограничения конституционных прав и свобод личности.
1). Права и свободы личности могут быть ограничены только федеральным законом и ни в коей мере законом, а тем боле подзаконным актом субъекта Российской Федерации.
2). Права и свободы личности могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо для достижения целей, определённых частью 3 статьи 55 Конституции РФ. Данное условие ограничения прав и свобод личности сформулировано в самом общем виде. Тем не менее, оно определяет законодателю ориентир, способствующий «обеспечить адекватность меры ограничения права и свободы тем конкретным целям, во имя достижения которых устанавливается ограничение, чтобы не допустить произвола, гарантировать правовую защиту от злоупотреблений»[82].
Нормами международного права предусмотрены условия использования государством «права отступления» от международных обязательств в сфере прав человека. Так статья 4 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливает: «Во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, участвующие в настоящем Пакте государства могут принимать меры в отступление от своих обязательств по настоящему Пакту только в той степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения»[83]. Как видно из положений данной статьи, введение в государстве состояния чрезвычайного положения относится к одному из наиболее существенных ограничений прав и свобод личности и требует детальной правовой регламентации в рамках внутригосударственного законодательства.
Конституция РФ определяет, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия (ч.1 ст. 56 Конституции РФ).
Существенным в определении чрезвычайного положения является и то, что оно может вводиться на всей территории Российской Федерации и в её отдельных местностях при наличии обстоятельств и в порядке, установленным федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 56 Конституции РФ).
В условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению определённые права и свободы, специально отмеченные в ч. 3 ст. 56 Конституции РФ. Данный перечень прав и свобод фактически полностью повторяет положения ст. 6, 7, 8 (п.1 и 2), 11, 15, 16 и 18 Международного пакта о гражданских и политических правах (недопустимость посягательства на «абсолютные» права и свободы личности). Следовательно, существенной конституционной гарантией прав и свобод граждан от произвола властей является то, что в соответствии с Конституцией РФ во время действия чрезвычайного положения не подлежат ограничению права и свободы, закреплённые статьями: 20 (право на жизнь); 21 (право на уважение и охрану достоинства личности); 23 (часть 1) (право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени); 24 (запрет сбора, хранения, использования, и распространения информации о частной жизни лица без его согласия); 28 (свобода совести и вероисповедания); 34 (часть 1) (право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещённой законом экономической деятельности); 40 (часть 1) (право на жилище), 46 – 54 (конституционные гарантии правосудия).
Помимо Конституции РФ, основным нормативно-правовым актом, определяющим понятие и содержание чрезвычайного положения, является Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении»[84]. Он определяет (ч. 1 ст. 1), что чрезвычайное положение представляет собой «особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей».
При этом Закон устанавливает, что введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации (ч. 2 ст. 1 Федерального конституционного закона).
К обстоятельствам, представляющим собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер, ст. 3 Федерального конституционного закона относит:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооружённый мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооружённых формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Как видно из положений данной статьи, введение чрезвычайного положения в Российской Федерации законодатель связывает с реальным наличием двух групп экстраординарных обстоятельств. Первая группа связана с возникновением чрезвычайных обстоятельств, вызванных причинами социально-политического содержания. Данные обстоятельства создают угрозу прежде всего конституционному строю Российской Федерации, и, как следствие этого, создают угрозу безопасности гражданам Российской Федерации.
Вторая группа обстоятельств обусловлена причинами природно-техногенного, биогенного, антропогенного характера, которые создают реальную угрозу прежде всего безопасности населения, его культурным и материальным ценностям.
Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» устанавливает исчерпывающий перечень мер и временных ограничений, которые могут применяться в условиях чрезвычайного положения, вводимого как при обстоятельствах, вызванных причинами социально-политического свойства, так и при чрезвычайных ситуациях природно-техногенного характера.
К таким общим мерам и временным ограничениям относятся:
- полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления;
- установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с неё, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
- усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
- установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
- установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
- запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
- запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
- ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
- приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;
- эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами (ст. 11 Федерального конституционного закона).
В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, вызванных социально-политическими причинами (п. «а» ст. 3 Федерального конституционного закона), в дополнение к вышеуказанным мерам и временным ограничениям, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения:
- введение комендантского часа, то есть запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан;
- ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;
- приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;
- проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;
- ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности - временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ;
- выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств - за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;
- продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.
В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, вызванных чрезвычайными ситуациями природно-техногенного характера (п. «б» ст. 3 Федерального конституционного закона) в дополнение к общим, определённым ст. 11 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» мерам и временным ограничениям, указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения:
- временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
- введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;
- привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;
- отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
- отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими обязанностей, предусмотренных Законом, и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
- в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.
В соответствии со ст. 88 Конституции РФ и ст. 4 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в её отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.
Согласно п. «в» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения на всей территории России или в её отдельных местностях, в качестве «противовеса» относится к ведению Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Совет Федерации утверждает указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения в порядке, предусмотренном ст. 7 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении». Дополнительными гарантиями сохранения определенного баланса властей в период действия чрезвычайного положения на территории Российской Федерации является конституционный запрет роспуска Государственной Думы (ч. 5 ст. 109 Конституции РФ), а также запрет на создание чрезвычайных судов (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ).
Срок действия чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации не может превышать 30 суток, а вводимого в её отдельных местностях - 60 суток. По истечении указанных сроков чрезвычайное положение считается прекращённым. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлён указом Президента РФ с соблюдением требований, установленных для введения чрезвычайного положения.
Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» определяет силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения, устанавливает гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения, регламентирует иные вопросы организационно-правового обеспечения режима чрезвычайного положения.
В контексте рассматриваемых вопросов следует отметить и то, что в соответствии со ст. 4 (часть 3) Международного пакта о гражданских и политических правах: «Любое участвующее в настоящем пакте государство, использующее право отступления, должно немедленно информировать другие государства, участвующие в настоящем Пакте, через посредство Генерального секретаря Организации Объединённых Наций о положениях, от которых оно отступило, и о причинах, побудивших к такому решению. Также должно быть сделано сообщение через того же посредника о той дате, когда оно прекратит такое отступление». В данном аспекте действующий Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» (ст. 37) соответствует положениям норм международного права.
Помимо чрезвычайного положения Конституция РФ предусматривает возможность введения ещё одного чрезвычайного режима, допускающего ограничения конституционных прав и свобод – военного положения.
Статья 87 (часть 2) Конституции РФ определяет: «В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе». Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом от 30 декабря 2002 г. «О военном положении»[85].
Часть 1 ст. 1 Федерального конституционного закона «О военном положении» определяет военное положение как особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
Обеспечение режима военного положения осуществляется органами государственной власти и органами военного управления в соответствии федеральным законодательством. На территории, на которой ведутся военные действия и введено военное положение, применение чрезвычайных мер может быть возложено исключительно на органы военной администрации (ст.ст. 6 и 10 Федерального конституционного закона «О военном положении»).
Таким образом, Конституция РФ допускает возможность введения двух видов экстраординарных правовых режимов – чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции РФ) и военного положения (ст. 87 Конституции РФ). Правовая регламентация общественных отношений в этих чрезвычайных условиях государственной и общественной жизни осуществляется в соответствии с федеральными конституционными законами об этих видах государственного состояния.
Следует отметить, что законодательством Российской Федерации предусматривается возможность введения ещё одного вида экстраординарного режима – режима чрезвычайной ситуации. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[86], чрезвычайная ситуация определяется как «обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».
Как видно из определения чрезвычайной ситуации, к чрезвычайным ситуациям законодатель не относит те, которые обусловлены межнациональными и религиозно-этническими конфликтами, гражданскими волнениями, массовыми беспорядками, попытками насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации и иными проявления антиобщественного характера. Кроме этого, из сферы действия этого Закона исключаются экстраординарные ситуации, вызванные военными причинами.
Вместе с тем, необходимо отметить, что п. «в» ст. 8 Федерального закона «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает, что Президент РФ «вводит при чрезвычайных ситуациях в соответствии со статьями 56 и 88 Конституции Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях чрезвычайное положение».
На основе анализа положений Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. «б» ст. 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», «Положения о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[87], утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г., Президент РФ должен обладать правомочием вводить чрезвычайное положение только при возникновении региональной, федеральной либо трансграничной чрезвычайной ситуации, когда для ликвидации её последствий недостаточно собственных сил и средств органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, на территориях которых произошла региональная, федеральная либо трансграничная чрезвычайная ситуация.