Правовые последствия ненадлежащего осуществления родительских прав.
Лишение родительских прав. Лишение РП – мера семейно-правовой ответственности. Применяется судом при совершении родителем семейного правонарушения либо умышленного преступления против жизни или здоровья детей либо супруга. Условия лишения РП – противоправность и вина в форме умысла («усеченный состав») – последствия противоправного поведения ст. 69 СК не называет. Семейное правонарушение – виновное противоправное действие (бездействие), нарушающее нормы семейного законодательства. Лишение родительских прав возможно при наличии вины. Не могут быть лишены Р.П. лица, не выполняющие свои родительские обязанности вследствие стечения тяжелых обстоятельств, по другим причинам, от них не зависящим (психическое расстройство, иное хроническое заболевание, др.). Ответчиком может быть и несовершеннолетний родитель (от 14 до 18 лет). Статья 69 СК содержит пять самостоятельных противоправных действий (бездействия), объединенных возможностью применения ответственности.
В пост. Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.98 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» уклонение от выполнения родительских обязанностей трактуется как отсутствие заботы о нравственном и физическом развитии, обучении детей, подготовке к общественно-полезному труду. Нередко проявляется в форме злостного уклонения от уплаты алиментов.
Второе основание применения лишения родительских прав – отказ без уважительных причин (тяжелая болезнь, инвалидность, отсутствие всякого жилья и т.п.) взять ребенка из роддома или иного учреждения, куда он помещен.
Следующее основание – злоупотребление родительскими правами. Это осуществление родительских прав и обязанностей в недозволенных формах их реализации. Пленум ВС в постан. от 27.05.98г приводит в качестве примеров злоупотребления родительскими правами использование прав в ущерб интересам детей – создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков.
Нет легального определения понятия "жестокое обращение с детьми". К числу случаев жестокого обращения с ребенком СК относит физическое или психическое насилие над ребенком, покушение на их половую неприкосновенность, применение недопустимых способов воспитания – грубое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, оскорбление или эксплуатация детей.
Предусмотренный ст. 69 СК как основание ЛРП факт наличия алкоголизма или наркомании требует установления путем медицинского освидетельствования ответчика, которое в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан требует согласия обследуемого, а в принудительном порядке производится в исключительных случаях
Последнее основание – совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо супруга. Подтверждается приговором суда, постановлениями правоохранительных органов или суда.
Сохраняется обязанность по содержанию ребенка, в отношении которого лицо лишено РП, поэтому одновременно с лишением РП с лица взыскиваются алименты в пользу лица, которому передается ребенок. Ребенок, в отношении которого родители лишены РП, сохраняет все имущественные права, основанные на факте родства с родителями и иными родственниками. Лишенные родительских прав не могут быть опекунами (попечителями), усыновителями – в этом проявляется ограничение их правоспособности.
Возможность взыскать в пользу ребенка суммы компенсации морального вреда и возмещения имущественного вреда вытекает из положений статей 151, 1064, 1099 ГК, подлежащих применению к отношениям родителей и детей в силу статьи 4 СК.
Ограничение родительских прав предполагает отобрание ребенка без лишения родителей родительских прав. Ограничение в РП может остаться временной мерой защиты интересов ребенка, за которой не последует лишение РП, и может ему предшествовать.
1. ОРП допускается, если оставление ребенка с родителями опасно для него по обстоятельствам, от них не зависящим – психическое расстройство, хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и т.д. Вины родителей нет – в этом отличие от ЛРП. Но объективно поведение родителей противоправно – как правило, речь идет о действиях (бездействиях), рассматриваемых законодателем как основания для ЛРП. Интересы ребенка требуют защиты, которая невозможна, пока родители непосредственно осуществляют родительские права. Отсутствие вины родителей не позволяет лишить их РП и прекратить личные неимущественные правоотношения с ребенком. Ребенок отбирается у родителя и передается на попечение органа опеки. Родитель утрачивает право на личное воспитание ребенка. С согласия лица, у которого находится ребенок, родитель может поддерживать контакты с ребенком, если они не оказывают на ребенка вредного влияния.
2. Ограничение РП может последовать, если опасное для ребенка виновное поведение родителей не дает достаточных оснований для ЛРП.
Если применение ЛРП преждевременно, но ребенка опасно оставлять с родителями, суд выносит решение об ОРП. Так как поведение родителя виновно, он предупреждается судом о необходимости изменить поведение. Контроль осуществляет орган опеки. Если в течение 6 месяцев с момента вынесения решения об ОРП родители не изменят своего поведения – орган опеки обязан предъявить иск о ЛРП. Основание для ОРП – тот же состав семейного правонарушения, что и для ЛРП. Ограничение родительских прав – санкция, которая сменяется более строгой мерой – лишением родительских прав
Отобрание ребенка у родителей. Это способ защиты интересов ребенка, применяемый непосредственно органом опеки – на основании административного акта, а не решения суда. Применяется при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка. При этом обеспечивается временное устройство ребенка (ст.123 СК), об отобрании извещается прокурор. В течение 7 дней с момента вынесения акта об отобрании ребенка готовятся и подаются в суд материалы о ЛРП либо об ОРП.
26. Споры об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка; определение порядка общения с ребенком отдельно проживающего родителя. (по ее лекции+интернет)
Принцип равенства прав родителей сохраняет значение и для раздельного проживания. Как правило, родители сами определяют и место жительства ребенка и порядок реализации прав и обязанностей по отношению к нему. В ином случае суд определяет, кто станет непосредственным воспитателем ребенка. Семейное право не знает презумпций в пользу отца или матери при решении спора о ребенке. Истец должен доказать, что он является наиболее подходящим воспитателем; ответчик – доказать обратное. Спор решает суд, исходя из интересов детей с учетом их мнения, и равного права родителей на воспитание. Иные критерии определены в п .3 ст. 65: – привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам; – возраст ребенка; – нравственные и иные качества родителей; – отношения, сложившиеся с ребенком у каждого из родителей; – возможность создания каждым из родителей условий для воспитания и развития ребенка с учетом его возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей. Законодатель учитывает наличие у ребенка имущественных интересов, хотя само по себе преимущество в материальном и бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для передачи ребенка.
После определения места жительства ребенка раздельно проживающий родитель должен иметь реальную возможность осуществлять свои родительские права (ст. 66) – если общение с ним не причиняет вред здоровью и нравственному развитию ребенка. Желательно достичь соглашения о порядке общения, определив регулярность, место и продолжительность общения. Спор разрешает суд по требованию родителей (или одного из них) с участием органа опеки (п. 2 ст. 66). Истец – отдельно проживающий родитель, ответчик – второй родитель, затрудняющий истцу общение с ребенком. Для выявления мнения ребенка (ст. 57) суд вправе опросить ребенка с учетом его возраста и развития в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц, о желании общаться с отдельно проживающим родителем, но мнение ребенка в данном случае не предопределяет решение суда. Суд должен обеспечить защиту интереса того из родителей, чей интерес максимально совпадает с интересами ребенка. По иску об обеспечении права на общение с ребенком истцу должен доказать, что нарушено его право на общение с ребенком и предложить порядок общения, который обеспечит реальное осуществление этого права. Ответчик должен доказать, что предложенный порядок общения неприемлем либо с учетом интересов ребенка истцу следует отказать в реализации права на общение с ребенком. Мнение органа опеки по существу спора высказывает его представитель в суде. Суд, сообразуясь с возрастом ребенка, состоянием здоровья, распорядком дня, занятостью родителей, иными обстоятельствами, устанавливает предложенный либо уточненный в судебном заседании порядок общения, предусматривающий время, место, продолжительность общения. Чем конфликтнее отношения между родителями, тем более определенной должна быть принятая судом форма общения.