По специальности 031001.65 – Правоохранительная деятельность

По специальности 031001.51 – Правоохранительная деятельность

Санкт-Петербург

В.Е.Патрикеев, О.И. Васильева

Конституционное право России: Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения (по специальности030901.65 Правовое обеспечение национальной безопасности, по специальности 031001 - Правоохранительная деятельность, по специальности 031001.51 – Правоохранительная деятельность), СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2013. 94 с.

Методические рекомендации предназначены для слушателей факультета заочного обучения, обучающихся по специальности 030901.65 Правовое обеспечение национальной безопасности, по специальности 031001 - Правоохранительная деятельность, по специальности 031001.51 – Правоохранительная деятельность. Подготовлены с учётом последних научных, методических разработок, достижений практики государственного строительства и действующего законодательства в области конституционного права.

Рассмотрены на заседании кафедры конституционного и международного права, протокол № 12 от « 14 » мая 2013 г., рассмотрены на заседании Методического совета (протокол № 6 от 22 мая 2013 г.).

Рецензенты:

Захаренко Ирина Сергеевна

кандидат юридических наук, доцент

(Санкт-Петербургский университет МВД России)

Глущенко Петр Петрович

доктор юридических наук, профессор

(Санкт-Петербургская Академия Управления и Экономики)

© Санкт-Петербургский университет

МВД России, 2013

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

При обучении по заочной форме рекомендуется большую часть учебного времени посвящать самостоятельной работе. Этот метод обучения способствует творческому овладению специальными знаниями и навыками. В процессе самостоятельной работы слушатель должен воспринимать, осмысливать и углублять получаемую информацию, решать практические задачи, овладевать профессионально необходимыми навыками. Самостоятельная работа слушателя весьма многообразна и содержательна. Она включает следующие виды занятий:

- самостоятельный подбор, изучение, конспектирование, анализ учебно-методической и научной литературы, периодических научных изданий, нормативно-правовых документов, числовой информации, содержащейся в справочниках и документах предприятий, организаций;

- индивидуальная творческая работа по осмыслению собранной информации, проведению сравнительного анализа и обобщению материалов, полученных из разных источников и формулировка выводов и рекомендаций при написании контрольной работы;

- завершающий этап самостоятельной работы - подготовка к сдаче зачетов и экзаменов, предполагающая интеграцию и систематизацию всей совокупности полученных знаний по дисциплине.

Выполнение перечисленных видов самостоятельной работы окажется более эффективным при использовании определенных технических приемов и соблюдении ряда элементарных правил.

Опираясь на приведенные ниже рекомендации, слушатель должен проявить сознательную активность в формировании индивидуальной модели, собственного стиля самостоятельной работы с учетом личных условий, возможностей, профессиональных интересов, накопленных навыков организации своей работы, сложившихся методов изучения источников, особенностями мышления и восприятия информации.

Исключительно важно придерживаться в самостоятельной работе таких принципов, как систематичность и последовательность. Систематичность занятий предполагает равномерное, по возможности, распределение объема работы в течение всего предусмотренного учебным планом срока овладения данной дисциплиной, что позволяет избежать дефицита времени, перегрузок, спешки, срывов, некачественных результатов в завершающий период изучения дисциплины.

Последовательность работы означает преемственность и логику в овладении знаниями. Этот принцип изначально заложен в учебном плане, где предусмотрено первоначально овладеть теми научными знаниями, без которых было бы затруднено понимание других изучаемых предметов, определено, какие дисциплины целесообразно изучать параллельно во времени, так как они взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Аналогичная ситуация возникает при определении последовательности изучения отдельных тем каждой дисциплины. Этим определяется структура дисциплины и последовательность расположения тем. Таким образом, переходить к следующей теме следует лишь после того, как вполне усвоен материал предыдущих тем. Полезно самостоятельно попытаться осмыслить взаимосвязь разделов и тем дисциплины. ·При возникновении трудностей в понимании материала рекомендуется вернуться к ранее рассмотренным темам.

Несоблюдение принципа последовательности и систематичности в работе чревато тем, что, даже при больших затратах времени, полученные знания будут фрагментарными, бессвязными, отрывочными, формальными, материал будет быстро забываться, его трудно будет использовать как базу для усвоения последующих разделов данного предмета и новых дисциплин.

Придерживаться последовательности и систематичности в изучении дисциплины «выгодно» с той точки зрения, что более глубокие и полные знания можно получить при значительной экономии времени, так как сформируется определенный привычный ритм занятий, возникнет устойчивая психологическая готовность к занятиям, не придется затрачивать дополнительное время на поиск и повторение забытого из-за длительных перерывов материала.

Очевидно, что рекомендуемый режим самостоятельной работы слушателей не всегда легко реализовать, - может сказаться множественность различных нагрузок, неравномерность их распределения во времени. Тем не менее, основными факторами рациональной организации самостоятельной работы являются самодисциплина, собранность, умение планировать свое время, способность разграничивать главное и второстепенное, целеустремленность, волевые качества. В любой ситуации любой ситуации есть возможность выбора вариантов поведения. У наших слушателей уже сделан главный выбор - стать высококвалифицированными, востребованными на практике специалистами в области менеджмента организации. Эта главная мотивация подскажет каждому слушателю наиболее приемлемые для него лично формы успешного освоения учебных дисциплин.

Важный элемент специфики заочной формы обучения - отсутствие постоянных непосредственных контактов слушателей с преподавателем в межсессионный период, В этих условиях возрастает роль самоорганизации и самодисциплины слушателя. Повышается также значимость тех ограниченных прямых контактов с преподавателем, которые имеют форму установочных лекций, консультаций, общения с научным руководителем в связи с подготовкой курсовой работы, распределения заданий по контрольным работам. Осознавая это, слушатель должен стремиться с максимальной эффективностью использовать все возможности получения информации непосредственно от преподавателя.

Слушатели заочной формы обучения должны помнить, что очная и заочная формы обучения осуществляются по единым программам при единых требованиях к объему и качеству знаний по всем дисциплинам. При единстве конечного результата учебного процесса, методы и способы овладения знаниями дифференцированы по очной и заочной форме обучения, поэтому очень важно обрести навыки самостоятельной учебной работы.

Выработать у себя навыки самостоятельной работы и поддерживать их на должном уровне можно лишь, овладев основами методики и техники самостоятельной учебы, самостоятельного приобретения и пополнения своих знаний. Результатом этой работы должна быть совокупность приемов восприятия, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, классификации, систематизации, представления, воображения, запоминания, а также навыки быстрого чтения и письма. Эта работа должна проводиться систематически, в течение всего периода обучения в университете, и стать основной формой совершенствования и повышения квалификации в практической профессиональной деятельности.

Успех самостоятельной работы каждого слушателя в значительной степени определяется его личными качествами, уровнем подготовки, его настойчивостью и целеустремленностью. Плодотворность ее во многом зависит от органического единства форм, методов и содержания аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы слушателя, от того, насколько эффективно он владеет методикой и техникой самостоятельного поиска и добывания знаний, навыками творческого решения вопросов.

Как находить нужную литературу? На этот вопрос есть два ответа: а) литературу рекомендует преподаватель, б) поиск осуществляется самостоятельно, используя библиотечный фонд. Рассмотрим, как это делать. Прежде всего, необходимо знать и учитывать при поиске и отборе литературы следующее:

а) литературу следует искать, как в университетской, так и в городских научных библиотеках. Самими крупными, пользующимися мировой известностью, являются Российская национальная библиотека и Библиотека РАН.

б) надо точно знать, что вы ищете. Для этого необходимо:

· знать точную формулировку интересующего вопроса;

· учитывать собственный уровень подготовленности и осведомленности в данном вопросе (какой вид литературы требуется: научная, учебная, справочная, методическая);

• знать свою скорость чтения, что позволит определить необходимое количество времени на изучение найденной литературы;

• выработать навыки поиска необходимой учебной и научной литературы.

Рекомендуется следующий порядок поиска литературы. Каждая библиотека имеет алфавитный и предметный каталоги, которые содержат перечень имеющихся книг, журнальных статей и иной литературы. Ознакомление с этим перечнем позволяет выбрать нужные книги. Особенно ценны каталоги с аннотациями, т.е. с кратким описанием содержания имеющейся литературы. Большинство библиотек располагают компьютерными базами данных о своих фондах, к которым можно получить доступ, обратившись к библиографу. В библиотеках предусмотрен такой вид услуги, как ксерокопирование текстов (на коммерческой основе). Существует и такая форма обслуживания читателей, как получение книг из других библиотек по межбиблиотечному абонементу, но это связано с достаточно длительными сроками пересылки книг и о таком источнике материалов надо позаботиться заблаговременно.

Как правило, книг по изучаемой проблеме несколько, в этом случае особенно удобна система свободного доступа, при которой можно их просмотреть, ознакомившись с оглавлением, введением, предисловием или аннотацией.

Своеобразный компас в мире книг - библиография, задачей которой является выявление, описание и оценка печатной продукции. Библиография по отраслям знаний, включающая списки, указатели и обзоры книг, существенно облегчает поиск нужной, литературы. О новых книгах можно узнать из экономических журналов и специальных изданий.

Кроме этого, современный слушатель должен быть активным пользователем глобальной телекоммуникационной сети INTERNET, которая предлагает неограниченный объем информации по всем разделам экономической науки.

Работать с книгой необходимо с карандашом в руках (если это книга - не библиотечная). Здесь же маленький совет: за годы обучения в университете создать собственную библиотеку по различным отраслям экономических знаний. Это станет для Вас не только «памятью» об университетских годах. Современный специалист не может считаться таковым, если он не отслеживает новинки и не приобретает экономическую литературу. Причем домашняя библиотека должна содержать литературу, не только напрямую отражающую профессиональные интересы специалиста, но и касающуюся родственных специальностей, а также фундаментальную экономическую литературу. Только так можно стать гармонично развитой личностью и компетентным экономистом.

Важное место в технике самостоятельной работы с литературой занимают выписки. Отдельные факты, мысли, положения лучше всего зафиксировать в специально заведенной для этого тетради или на карточках. Из отдельных карточек в дальнейшем можно будет создать картотеку.

Достоинство картотек состоит в том, что они, во-первых, представляют собой отобранную и приведенную в определенную систему информацию; во-вторых, эта информация - многократного и разнообразного применения. Аналогичную работу можно проводить с использованием компьютера.

Весьма существенную и новейшую информацию предлагают газеты и журналы, из которых можно ксерокопировать целые статьи или их фрагменты. Для ксерокопий можно завести отдельные папки, в которых хранить материалы по темам или отдельным проблемам.

Важное место в процессе учебы занимают планирование самостоятельной работы и самоконтроль, что помогает легче преодолеть постоянный дефицит времени. Для эффективного самоконтроля важно знать, какие приобретены знания, навыки, что и когда необходимо сделать. Структурными элементами самоконтроля являются:

• уяснение целей учебной деятельности и способов достижения поставленной цели;

• оценка выполненной работы и анализ допущенных ошибок, срывов;

• корректирование накопленных знаний на основе результатов самооценки и приобретенного опыта.

В определенном смысле можно сказать, что уровень всей самостоятельной работы слушателя определяется уровнем самоконтроля.

Установочные лекции

Лекция – основная форма систематического устного изложения учебного материала, проводимого наиболее профессионально подготовленными преподавателями университета. В условиях заочной формы обучения практикуется чтение только установочных лекций, цель которых состоит не в исчерпывающей передаче научной информации по соответствующей дисциплине, а лишь в изложении ряда наиболее важных положений данной науки. Основные задачи установочных лекций: ознакомление слушателей со структурой изучаемой дисциплины и ее связи с сопредельными науками, краткое изложение комплекса основных научных категорий, терминов и понятий данной дисциплины, краткое изложение наиболее принципиальных базовых положений, раскрытие особенно сложных для понимания вопросов, освещение дискуссионных проблем, определение перспектив и актуальных направлений дальнейшего развития научного знания в данной области общественной жизни.

Установочные лекции нацеливают слушателя на самостоятельный поиск и изучение научной литературы, ориентируют на выявление и изучение наиболее актуальных и проблемных вопросов, на комплексный анализ социально-экономических процессов, на активизацию творческого начала в освоении учебной дисциплины.

Немаловажным фактором полноценной работы слушателя на установочной лекции является культура ведения конспекта лекции. Принципиально неверным является отношение к лекции как к «диктанту», который должен быть лишь аккуратно и дословно записан. Надо научиться вычленять ключевые моменты в лекции, записывая их более полно и выделяя каким-либо способом из общего текста. Следует четко фиксировать рубрикацию материала - разграничение вопросов и подвопросов. Обязательно нужно делать специальные пометки, если какое-либо положение осталось непонятым, сомнительным, либо просто не успели его записать, чтобы не забыть, потом восполнить этот пробел, обратившись за консультацией к преподавателю или к учебной, научной литературе.

Полезно выработать свою систему сокращений и условных обозначений, значительно ускоряющих процесс записи текста, снижающих напряжение и опасение «не успеть» записать все необходимое. Не следует писать конспект на случайных листках, которые потом могут затеряться, либо трудно будет скомплектовать их в единый материал. Тогда восприятие установочной лекции будет более полноценным и не сведется к механической записи текста.

Рекомендуется в конспекте предусмотреть место для последующих дополнительных записей, оставляя незаполненной либо оборотную сторону листа, либо разделить страницу по вертикали пополам и использовать для конспекта только одну половину страницы.

Качественный конспект установочных лекций поможет слушателям в процессе самостоятельной работы, при написании контрольных и курсовых работ, при сдаче зачета или экзамена.

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование тем
1. Конституционное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина
2. Основы учения о конституции
3. Этапы конституционного развития России
4. Конституция Российской Федерации
5. Основы конституционного строя Российской Федерации
6. Конституционные основы народовластия в Российской Федерации
7. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
8. Гражданство Российской Федерации
9. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
10. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев в Российской Федерации
11. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
12. Федеративное устройство Российской Федерации
13. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации
14. Избирательная система Российской Федерации
15. Конституционно-правовой статус президента Российской Федерации
16. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации
17. Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации
18. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
19. Конституционный Суд Российской Федерации
20. Конституционные основы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации
21. Конституционные основы системы государственной власти субъектов Российской Федерации
22. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации

Тема № 1. Конституционное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина

Учебные вопросы:

1. Понятие отрасли конституционного права, предмет, методы.

2. Конституционно-правовые нормы, их классификация, особенности.

3. Конституционно-правовые отношения, их классификация и содержание.

4. Источники конституционного права.

4. Наука конституционного права: понятие, предмет, становление и развитие.

Основная литература:

Конституционное право России: учебник для студентов вузов / [А.С. Прудников и др.]; под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2008.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: учебник / рук. авт. кол. и отв. ред. Б. А. Страшун. 4-е изд., обновл. и дораб. М.: Норма 2010.

Егорова Н.Е. Федеральный закон в системе источников конституционного права // Журнал российского права. 2008. № 2.

Кондратьева М.А. Политические отношения в предмете конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 7.

Лукьянова Е.А. Еще раз о предмете конституционного права с позиции нового тысячелетия // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 1.

Югов А.А. О методах отрасли российского конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 4.

Дополнительная литература:

Алебастрова И.А. Конституционные принципы: форма выражения, место в системе права и его источников // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 8.

Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М.: Юрист, 2001.

Кутафин О.В. Предмет конституционного права. М.: Юристъ, 2001.

Сауляк О.П. Судебная практика как источник российского права (материальный и формальный аспекты проблемы) // Государство и право. 2009. № 11.

Методические рекомендации по изучению:

При изучении темы необходимо:

уяснить определение отрасли конституционного права, определить общественные отношения, составляющие предмет отрасли конституционного права, эволюцию предмета конституционного права, изучить методы правового воздействия на конституционно-правовые отношения, определить место конституционного права в системе национального права страны;

уяснить определение конституционно-правовой нормы, изучить особенности конституционно-правовых норм (структура, сфера общественных отношений, на регулирование которых они направлены, источники, в которых они выражены и т.д.), изучить виды конституционно-правовых норм (по юридической силе, по территории действия, по назначению в механизме правового регулирования, по содержанию, по характеру предписаний и т.д.); изучить, что представляет собой конституционно-правовой институт, виды конституционно-правовых институтов (простые, сложные (комплексные));

определить, что собой представляют конституционно-правовые отношения, раскрыть структуру конституционно-правовых отношений (субъект, объект, содержание), изучить основания их возникновения, изменения и прекращения, виды конституционно-правовых отношений (по сроку действия, по характеру регулирования, по субъектам и т.д.), перечислить субъекты конституционно-правовых отношений (государство, граждане, органы государственной власти и местного самоуправления, политические партии и т.д.), уяснить определение и виды источников конституционного права (по территории действия, по юридической силе);

определить что такое наука конституционного права, что она изучает, какие методы использует, каковы современные представления о предмете науки конституционного права, проследить историю развития науки конституционного права.

Тесты для контроля знаний:

Наши рекомендации