Требования к результатам освоения дисциплины. по специальности 031001.65 Правоохранительная деятельность
РУССКИЙ ЯЗЫК В ДЕЛОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
по специальности 031001.65 Правоохранительная деятельность
Омск 2012
Рецензенты:
В. О. Зверев– кандидат исторических наук;
В. Г. Болотюк– кандидат филологических наук, доцент
(Омский филиал Государственного университета Минфина России)
Русский язык в деловой документации: рабочая учебная программа дисциплины по специальности 031001.65 Правоохранительная деятельность. – Омск: Омская академия МВД России, 2012. – 19 с.
Составитель:
Т. В. Варлакова – кандидат филологических наук, доцент
Ó Омская академия МВД России, 2012
Цель и задачи дисциплины
Цель дисциплины
– формирование личности специалиста, речь которого соответствует языковым нормам, а также требованиям, предъявляемым к общению в профессионально значимых ситуациях.
Задачи дисциплины:
– повышать уровень культуры речи, уровень орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности;
– формировать и развивать навыки и умения в области деловой и научной речи, написания и защиты учебно-научной работы;
– развивать юридическое сознание и юридическую культуру, умения и навыки письменной речи в деловом и профессиональном общении;
– расширять знания обучаемых о нормативных аспектах современного русского языка;
– формировать способность к оптимальному выбору языковых средств, необходимых для построения текста в соответствии с коммуникативной ситуацией и целью коммуникации;
– повышать уровень культуры обучаемых;
– воспитывать чувство уважения к языку, речи как части общенациональной культуры.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Русский язык в деловой документации» является дисциплиной базовой части С 1 гуманитарного, социального и экономического цикла (С 1. Б. 8).
Знания, умения и компетенции, необходимые для начала изучения дисциплины, должны быть сформированы на предшествующем этапе обучения (среднее полное общее образование).
Требования к результатам освоения дисциплины
Обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
– способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);
– способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
– способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);
– способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии (ОК-14);
– способностью разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы (ПК-7);
– способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации (ПК-26);
– способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчёты, публикации по результатам выполненных исследований (ПК-35).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
знать:
– языковые нормы акцентологии, орфоэпии, орфографии, пунктуации, грамматики (ОК-11, ОК-14);
– основные понятия и терминологию стилистики (ОК-11, ОК-14);
– особенности правописания и употребления юридической лексики в деловой документации (ОК-11, ОК-14,ПК-26, ПК-35);
– правила составления и оформления текстов документов (ПК-7,ПК-26, ПК-35);
– нормы официально-делового стиля, специфику письменного делового общения (ПК-7,ПК-26, ПК-35);
уметь:
– употреблять юридическую лексику в деловой речи (ОК-4,ПК-26);
– составлять тексты различных видов документов, правильно оформлять их в соответствии с языковыми нормами (ОК-14, ПК-7, ПК-26, ПК-35);
– пользоваться научной, справочной литературой (ОК-11);
владеть:
– навыками составления и редактирования служебных и процессуальных документов (ОК-14, ПК-7, ПК-26, ПК-35).
4. Объём (трудоемкость) дисциплины и виды учебной работы
Специальность 031001.65 Правоохранительная деятельность,
форма обучения очная
Вид учебной работы | Всего часов / зачётных единиц | Семестр |
Аудиторные занятия (всего) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям | ||
Подготовка к практическим занятиям | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Контрольная работа | ||
Зачёт | ||
Общая трудоёмкость часы зачётные единицы | ||
Специальность 031001.65 Правоохранительная деятельность,
форма обучения заочная
Вид учебной работы | Всего часов / зачётных единиц | Курс |
Аудиторные занятия (всего) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям | ||
Подготовка к практическим занятиям | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Контрольная работа | ||
Зачёт | ||
Общая трудоёмкость часы зачётные единицы | ||
Содержание дисциплины
Содержание тем дисциплины
Тема 1. Стилевая система современного русского языка.
Характеристика официально-делового стиля
Русский язык как государственный (официальный) язык Российской Федерации, средство межнационального общения и один из мировых языков. Понятие о современном русском литературном языке. Нелитературные варианты национального языка. Устная и письменная разновидности литературного языка. Понятие языковой нормы как исторически изменчивого явления, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Основные типы норм: фонетические, лексические, грамматические, стилистические. Норма и вариантность. Соблюдение нормы как признак речевой культуры личности и общества. Культура речи: нормативный, коммуникативный, этический аспекты.
Функционально-стилевая дифференциация современного русского литературного языка, взаимодействие функциональных стилей. Официально-деловой стиль как разновидность языка, обслуживающая сферу деловых взаимоотношений. Общие стилевые черты. Подстили официально-делового стиля (собственно официально-деловой, или административно-канцелярский, делопроизводственный; законодательный; дипломатический). Жанровое разнообразие делового стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности официально-делового стиля.