Основные признаки федеративного государства
В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти: федеральные и субъектов федерации. Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов ряда федераций нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.
При этом субъект федерации не может быть субъектом международных отношений, не выйдя из состава федерации (сецессия). Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, области, края, республики, земли (как например в Германии или федеральные земли (например в Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно — многие ныне существующие конфедерации по своему устройству очень близки к федерациям или даже почти являются федерациями. Например Швейцария (также Швейцарский Союз) до сих провоглашаемый как конфедерация де-факто есть федерация, в котором кантоны давно превратились в классические субъекты федерации. Евросоюз напротив являет собой пример классической конфедерации.
Виды федераций
По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:
· Симметричные
· Асимметричные.
В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).
По особенностям формирования федерации выделяют:
· территориальные
· национальные
· смешанные (комбинированные)
При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например, США, Германия), в национальных — по национальному признаку (например, бывшие федерации Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например, Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.
По способу образования федерации делятся на:
· договорные
· конституционные
Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например, Германия, Бразилия, Россия).
Договорные федерации образуются путем заключения договора между независимыми государствами, существовавшими самостоятельно, но осознавшими необходимость государственного объединения для совместного регулирования общих интересов.
Степень централизации:
· централизованные (Аргентина, Германия, Россия)
· децентрализованные (Швейцария)
17. Демократический политический режим: понятие, признаки, виды.
Политический режим- способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.
В научной литературе выделяют два вида политического режима:
· демократический;
· антидемократический.
Признаки демократического режима:
· господство закона;
· разделение властей;
· наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;
· выборность органов государственной власти;
· существование оппозиции и плюрализм.
Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:
· выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
· разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
· гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
· равноправие - все имеют равные гражданские и политические
· права и свободы, а также гарантии их зашиты;
· плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
· согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.
Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.
В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называется представительной, поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.
К демократическим режимам относят:
· президентские республики;
· парламентские республики;
· парламентские монархии.
18. Антидемократический политический режим: понятие, признаки, виды.
Политический режим- способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.
В научной литературе выделяют два вида политического режима:
· демократический;
· антидемократический.
Признаки антидемократического режима:
· господство беззакония и террора;
· отсутствие политического плюрализма;
· отсутствие оппозиционных партий;
Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный.
Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода. Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные. Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм», опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический», при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др.
В число авторитарных режимов включают:
· абсолютные и дуалистические монархии;
· военные диктатуры, или режимы с военным правлением;
· теократию;
· персональные тирании.
Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению. К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.
19. Механизм государства: понятие, основные черты, структура.
Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.
Для изучения механизма государства используют структурно-функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.
Признаки механизма государства:
1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;
2) сложная структура;
3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;
4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.
Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:
1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:
– органы представительной власти;
– органы исполнительной власти;
– судебные органы;
– контрольно-надзорные органы;
2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:
· государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;
· государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;
· государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;
· здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.
Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:
1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;
2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;
3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.
20. Понятие и классификации органов государства.
Основным элементом механизма государства является орган государства. Орган государства - это организация или единоличное должностное лицо, составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные властные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни (по осуществлению определенных задач и функций государства) и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.
Признаки:
1. Орган государства - это организация или единоличное лицо.
2. Имеет в соответствии с законом строго определенные властные полномочия. Каждый орган государства наделяется определенными полномочиями или компетенцией (компетенция - возможность решать те или иные государственные вопросы).
3. Орган государства обладает в соответствии с законом собственной структурой и организационным единством.
4. Выполняет присущие только ему задачи и функции (осуществляет определенные задачи и функции государства; в целом все задачи и функции государства осуществляются государственным механизмом; функции органа государства не совпадают с функциями государства, каждый орган выполняет либо часть какой-то функции государства, либо несколько функций государства сразу).
5. Образован и действует на основе правовых актов.
6. Имеет материальную базу, финансовые средства, источник финансирования.
7. Обладает определенной самостоятельностью.
В науке ТГП принято классифицировать органы государства по нескольким основаниям.
1. По форме реализации государственной деятельности (характеру выполняемых ими задач):
- представительные (законодательные);
- исполнительные;
- судебные;
- контрольно-надзорные (органы прокуратуры, государственные инспекции);
- силовые структуры: армия, полиция, разведка, пенитенциарные органы;
- глава государства (президент, монарх).
2. По источнику (способу) формирования:
- первичные (избираются населением, народом);
- производные (образуются первичными органами).
3. По сфере действия:
- высшие (действуют в масштабах всего государства);
- местные (действуют в масштабах соответствующих административно-территориальных единиц).
4. По территориальной сфере деятельности:
- общефедеральные (или федеральные);
- органы субъектов федерации;
- органы местного самоуправления (местные органы).
5. С учетом принципа разделения властей:
- органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные);
- органы местного самоуправления.
6. По характеру компетенции:
- общей компетенции (правительство);
- специальной компетенции (министерства и ведомства).
7. По порядку осуществления компетенции:
- коллегиальные (парламент);
- едино начальные (президент, председатель правительства).
8. По срокам полномочий:
- постоянные;
- временные.
21. Политическая система общества: понятие, структура, функции.
Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.
Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «политическая система» обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.