Понятие и классификация методов адм деятельности полиции.
Следовательно, методы административной деятельности полиции представляют собой совокупность способов и средств, с помощью которых сотрудники полиции воздействуют на сознание и поведение лиц, с которыми им приходится вступать в правовые отношения в процессе осуществления возложенных на них служебных обязанностей.
При осуществлении административной деятельности для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности полиция использует такие традиционные методы, как убеждение и принуждение. Названные методы – это общие (универсальные) методы государственного управления, характерные для исполнительной власти вообще, для всех сторон ее деятельности и, в особенности, для деятельности полиции.
В механизме управленческого воздействия убеждение стоит на первом месте, как наиболее демократичный и гуманный метод.
Метод убеждения состоит в активном моральном, психологическом, материальном воздействии на сознание и поведение людей в целях воспитания у них осознанного исполнения требований правовых и других социальных норм.
Как метод административной деятельности полиции убеждение – это такое воздействие, которое обеспечивает добровольное соблюдение гражданами и организациями норм права и требований сотрудников полиции. Метод убеждения в своей основе является средством воспитания.
Убеждение в административной деятельности полиции служит достижению следующих целей: а) воспитанию у граждан стойкой привычки правомерного поведения; б) предупреждению противоправных проступков; в) воздействию на правонарушителей.
К видам убеждения относятся: меры воспитательного характера и меры организационного характера.
Меры воспитательного характера можно объединить в три группы:
1. Меры, обеспечивающие нравственное и правовое воспитание. К ним относятся: а) воспитательная работа среди населения; б) проведение бесед с гражданами, склонными к совершению правонарушений; в) критика антиобщественных проступков; г) разъяснение действующего законодательства (правовая пропаганда).
2. Меры поощрения (морального и материального стимулирования). Применяются в отношении граждан и внештатных сотрудников полиции, активно участвующих в охране общественного порядка (грамоты, материальное вознаграждение); в отношении сотрудников полиции, образцово исполняющих свои служебные обязанности (награждение ведомственными наградами[7], досрочное присвоение очередного специального звания[8], награждение огнестрельным или холодным оружием[9] и др.).
3. Меры общественного воздействия – это влияние трудового коллектива, общественной организации на нарушителя.
Меры организационного характера можно объединить в две группы:
1. Меры, обеспечивающие гласность в деятельности полиции:
а) агитационно-пропагандистская работа (в частности, направленная на то, чтобы убедить население воздержаться от участия в митинге, либо по линии ГИБДД — соблюдать правила дорожного движения);
б) отчеты отдельных категорий сотрудников полиции (например, участковых уполномоченных полиции);
в) встречи (брифинги, пресс-конференции) руководителей с представителями средств массовой информации для информирования об оперативной обстановке, результатах работы;
г) выступления в средствах массовой информации по вопросам борьбы с преступностью и административными правонарушениями и др.
2. Меры по организационно-массовой работе среди населения:
а) оказание организационной и методической помощи общественным формированиям, участвующим в охране общественного порядка;
б) обобщение практики и передового опыта конкретных коллективов;
в) подготовка информационных обзоров, рекомендаций и их распространение и др.
Эффективность метода убеждения никогда не теряла своего значения. Соответствуя природе демократического правового государства, этот метод должен совершенствоваться и получать свое дальнейшее развитие.
Принуждение в административной деятельности полиции является таким воздействием, которое обеспечивает исполнение конкретными лицами установленных правил поведения независимо от того, желают они следовать этим правилам или нет. Оно направлено на то, чтобы заставить лицо совершить какие-либо действия или отказаться от их совершения вопреки его желанию.
Административное принуждение как отраслевой вид государственного принуждения – это метод государственного управления, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленных нормами административного и административно-процессуального права принудительных мер воздействия, направленных на обеспечение неукоснительного выполнения юридических обязанностей лицами в связи с совершением ими противоправных действий или при возникновении обстоятельств, угрожающих безопасности личности или общественной безопасности.
Административное принуждениехарактеризуется следующимиосновными признаками:
1. Административное принуждение применяется как реакция соответствующих органов и должностных лиц полиции на правонарушения либо общественно-опасные действия и явления. Поэтому основаниями применения данного вида государственного принуждения в административной деятельности полиции являются: а) возникновение обстоятельств, угрожающих безопасности личности или общественной безопасности; б) совершение лицом административного правонарушения; в) совершение лицом уголовно наказуемого деяния.
2. Содержание административного принуждения заключается в психологическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей. Суть мер административного принуждения сводится к правовым лишениям (к примеру, лишение специального права), материальному урону (уплата штрафа), причинению вреда (огнестрельного ранения) конкретному лицу. Их применение влечет наступление неблагоприятных последствий личного, физического, имущественного или организационного характера.
3. Административное принуждение имеет государственно-властный характер, только государство в лице органов законодательной власти может устанавливать меры административного принуждения.