Понятие, признаки административного правонарушения

Понятие, признаки административного правонарушения

Административное правонарушение – это посягающее на общественный или государственный порядок, государственную или личную собственность, права и свободы граждан виновное, противоправное, общественно опасное деяние (действие или бездействие), за которое законом предусмотрена административная ответственность.

Основными характерными признаками административного проступка являются:

а) общественное деяние, посягающее на общественные отношения;

б) противоправность деяния, то есть нарушение норм различных отраслей права, охраняемых административными мерами;

в) виновность лица, совершившего деяние;

г) возможность применения административных взысканий.

Перечень закрепленных признаков – необходимое и достаточное основание для квалификации деяния как административного проступка.

Определенная совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением, установлена правом и называется составом данного проступка.

Реальное деяние только тогда считается проступком, когда оно содержит все названные законом признаки, отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом.

ст. 2.1 КоАП РФ: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Правонарушение в виде действия — нарушения запрета или активного невыполнения обязанности.

Нарушения нормы права, выражающиеся в бездействии, проявляется как невыполнение законного требования или пассивное невыполнение обязанности, т.е. человек должен был совершить определенные действия, предусмотренные нормой права, но не совершил их.

Административному правонарушению присущи следующие характерные черты: общественная опасность (вредность), противоправность, виновность, наказуемость.

Противоправность означает, что действием (бездействием) нарушаются специальные правила, нормы, стандарты, административные, технические регламенты, которые предусмотрены федеральным и иным законодательством.

Виновность — проявление воли и разума действующего (или бездействующего) лица, сознательного отношения к своей деятельности. Человек, совершая тот или иной проступок, осознает его результат, предвидит и учитывает его последствия. Всякий недоучет результатов, последствий правонарушения есть безответственное отношение человека к тому, что он делает.

Наказуемость — как признак административного правонарушения означает возможность наказания за совершение каждого правонарушения

Состав административного правонарушения

В состав административного проступка включаются четыре элемента: субъект, объект, субъективная сторона и объективная сторона.

Субъектом административного правонарушения является вменяемое лицо, достигшее определенного возраста. По общему правилу ответственность за административные проступки наступает с 16 лет. Административное законодательство подразделяет субъекты на общие и специальные (должностные лица, особые категории служащих).

Объектом административного правонарушения является то, на что правонарушение направлено (здоровье граждан, их права, свободы, государственная или личная собственность, общественный порядок и др.).

Субъективная сторона включает три компонента: вина, цель и мотив. Вина – психическое отношение субъекта к совершенному им правонарушению. Формы вины, учитываемые в административном законодательстве при определении меры наказания, – умысел и неосторожность.

Объективную сторону составляют: противоправное деяние; причиненный вред (с учетом места, времени, способа, средства совершения проступка), и причинная связь между противоправным деянием и наступившим результатом.

Назначения, и задачи ДЧ ОВД

Правовую основу деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России составляет: Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договора Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», иные законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, правовые акты МВД России, а также законы субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

Дежурные части органов внутренних дел в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, принципами и нормами международного права, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными норма­тивными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными норма­тивными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

Дежурная часть территориального органа МВД России решает следующие задачи и обеспечивает:

1. Непрерывный круглосуточный сбор, обработку и передачу информации об оперативной обстановке.

2. Прием, регистрацию поступивших в дежурную часть заявлений, сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, чрезвычайных ситуациях и происшествиях, а также своевременное реагирование на них.

3. Непрерывное управление силами и средствами органа внутренних дел, немедленное принятие мер к раскрытию преступлений по «горячим следам».

4. Безотлагательную организацию действий по обеспечению общественного порядка, ликвидацию последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и происшествий.

5. Организацию разбирательства с гражданами, в том числе с задержанными и доставленными.

6. Контроль, в пределах своей компетенции, за соблюдением установленного порядка содержания, конвоирования задержанных и заключенных под стражу лиц.

7. Сохранность служебных документов, оружия, боеприпасов, специальных средств, оперативной и криминалистической техники, средств связи и другого вверенного имущества.

8. Прием и сохранность изъятого, добровольно сданного, найденного оружия и боеприпасов, а также предметов и вещей, принадлежность которых не установлена.

9. Контроль за состоянием охраны помещений, обороны здания органа внутренних дел и прилегающей к нему территории, его противопожарной безопасностью и санитарным состоянием.

10. Передачу в подчиненные органы внутренних дел специальных сигналов о введении степеней готовности и оповещение личного состава по ним.

Участковые пункты полиции.

Участковые пункты полиции организуются:

1.В городах – в границах одного административного участка участкового уполномоченного полиции либо нескольких смежных участков.

2. В сельской местности – в границах одного или нескольких сельских поселений.

Участковый пункт полиции должен:

1. Располагаться, как правило, в центре административного участка (микрорайона).2. Должен находиться в отдельно-стоящем здании, а при размещении в одном здании с предприятиями, организациями или в жилых домах иметь, как правило, отдельный вход. 3. Иметь двери с надежными запорами (замками): наружную – дощатую, толщиной не менее 40 мм, обитую с наружной стороны листовым металлом, либо цельнометаллическую и внутреннюю – решетчатую металлическую. 3. Иметь на оконных проемах металлические решетки.4. Иметь охранную сигнализацию, по возможности с выводом на пульт централизованного наблюдения. 5. Отвечать требованиям пожарной безопасности и санитарно-гигиеническим нормам.

В коридоре (холле) участкового пункта полиции оборудуются информационные стенды, витрины.

Задачи и функции ПДН

Основные задачи отдела:

• Исполнение государственных полномочий в сфере профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав на территории городского округа город Рыбинск;

• Обеспечение эффективной деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа город Рыбинск.

Основные функции отдела:

• Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

• Принятие мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.

• Проведение анализа обстановки в городском округе город Рыбинск, связанной с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних, а также нарушением их прав и законных интересов

• Разработка, внесение предложений в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и защиты прав несовершеннолетних по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

• Ведение учета семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально-опасном положении.

• Осуществление индивидуально-профилактической и реабилитационной работы с семьями с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально-опасном положении.

Оказание помощи в трудоустройстве и бытовом устройстве несовершеннолетних, вернувшихся из учреждений уголовно-исполнительной системы или учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении.

Подготовка совместно с соответствующими органами и учреждениями материалов в суд по вопросам, находящимся в компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа город Рыбинск.

Представление в установленном порядке интересов несовершеннолетних в судах.

Осуществление контроля за условиями воспитания, обучения, содержания и обращения с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики, и взаимодействие с учреждениями уголовно-исполнительной системы по поручению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа город Рыбинск.

Осуществление контроля за своевременным предоставлением сведений органами и учреждениями, должностными лицами субъектов системы профилактики в соответствующие инстанции о выявленных безнадзорных или беспризорных несовершеннолетних, а также о детях, находящихся в социально-опасном положении, в целях защиты и восстановления их прав.

Осуществление взаимодействия с правоохранительными органами, другими субъектами системы профилактики, с органами территориального общественного самоуправления городского округа город Рыбинск по вопросам профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.

Оказание информационной и организационно-методической помощи специалистам субъектов системы профилактики в осуществлении профилактической работы и решении вопросов защиты прав несовершеннолетних.

Изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы субъектов системы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних.

Организация и проведение межведомственных семинаров, совещаний, подготовка информационно-методических материалов по вопросам компетенции отдела.

Подготовка аналитических докладов, информационных материалов, статистических отчетов по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

Рассмотрение представлений и протестов прокуратуры по вопросам, относящимся к компетенции отдела.

Рассмотрение жалоб и заявлений несовершеннолетних, родителей (законных представителей) и иных лиц, связанных с нарушением или ограничением прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних.

Участие в разработке и создании областных, городских целевых программ, направленных на защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, улучшения условий их жизни, воспитания, обучения, труда и отдыха, профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, в пределах своей компетенции контроль их реализации

Устав ППСП.

Правовую основу деятельности патрульно-постовой службы полиции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты МВД России, ГУ МВД России по федеральным округам, министерств внутренних дел, главных управлений (управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, УВД на транспорте, УВД (ОВД) на режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях, городских, районных, окружных и линейных органов внутренних дел.

Так, Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности был утвержден приказом МВД России от 29.01.2008 № 80, в дальнейшем, в редакции приказов МВД России от 10.03.2009 № 203, от 13.01.2010 № 8, от 11.03.2012 № 160, он был существенно изменен и, в окончательном варианте, стал называться Устав патрульно-постовой службы полиции, а патрульно-постовая служба милиции общественной безопасности - строевые подразделения патрульно-постовой службы полиции.

Настоящий Устав определяет порядок организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции по обеспечению правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.

Строевые подразделения ППСП входят в состав подразделений полиции, осуществляющих деятельность по охране общественного порядка.

Деятельность подразделений ППСП строится в соответствии с принципами соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, беспристрастности, открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества, использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

В своей деятельности подразделения ППСП взаимодействуют с подразделениями дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, вневедомственной охраны территориальных органов МВД России, а также с другими подразделениями полиции, воинскими частями внутренних войск МВД России.

Подготовка нарядов полиции к несению службы. Инструктаж нарядов полиции.

Посты выставляются в тех местах, где круглосуточно или в течение установленного периода времени требуется непрерывное присутствие сотрудников полиции. Патрули применяются в случаях, когда постоянное нахождение постов в определенных пунктах не вызывается необходимостью.

Начальник территориального органа МВД России на районном уровне с учетом оперативной обстановки ежедневно до 18:00 ч принимает решение на организацию патрульно-постовой службы на последующие сутки, в котором определяет расчет сил и средств, расстановку нарядов по сменам. Патруль закрепляется за двумя-тремя маршрутами (постами) и без крайней необходимости на другие участки не назначается. Патрульный подчиняется начальнику территориального органа МВД России на районном уровне, начальнику полиции и его заместителю (по ООП), командиру подразделения ППСП и его заместителям, оперативному дежурному территориального органа МВД России на районном уровне, инспектору-дежурному ППСП.. Сотрудники ППСП несут службу в установленной форменной одежде. При решении специальных задач им может быть разрешено несение службы в гражданской одежде. Для сотрудников ППСП устанавливается общая продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю, выходные дни предоставляются по графику.Продолжительность непрерывного несения службы нарядами ППСП на внешних постах и маршрутах при температуре воздуха -20 градусов и ниже (в случае отсутствия утепленного укрытия), а также при температуре +35 градусов и выше не должна превышать 2 часов. В этих случаях организуется подмена нарядов.

Подготовка и инструктаж нарядов ППСП проводятся, как правило, в специально оборудованном классе службы. Лица, назначенные в наряд для несения патрульно-постовой службы, прибывают в орган внутренних дел или специально назначенное место за 15 мин. до начала инструктажа. О прибытии они докладывают оперативному дежурному и своему непосредственному начальнику (командиру). На инструктаже указываются последовательность и порядок перемещения с одного маршрута (поста) на другой. Непосредственный начальник (командир) или ответственный от руководства выстраивает наряд на инструктаж, проверяет у каждого полицейского наличие вооружения, снаряжения и спрашивает о состоянии здоровья. При обнаружении недостатков принимает меры к их устранению и докладывает о готовности личного состава к несению службы лицу, проводящему инструктаж. Заряжание оружия производится перед построением наряда на инструктаж по команде и под наблюдением оперативного дежурного или инструктирующего в специально отведенном месте. Ежедневные инструктажи нарядов перед заступлением на службу проводятся должностными лицами командного состава подразделений ППСП под руководством начальника органа внутренних дел или его заместителей с обязательным участием оперативного дежурного по территориальному органу МВД России на районном уровне. Проведение ежедневного инструктажа заканчивается отдачей приказа о заступлении нарядов ППСП на службу.

Понятие, признаки административного правонарушения

Административное правонарушение – это посягающее на общественный или государственный порядок, государственную или личную собственность, права и свободы граждан виновное, противоправное, общественно опасное деяние (действие или бездействие), за которое законом предусмотрена административная ответственность.

Основными характерными признаками административного проступка являются:

а) общественное деяние, посягающее на общественные отношения;

б) противоправность деяния, то есть нарушение норм различных отраслей права, охраняемых административными мерами;

в) виновность лица, совершившего деяние;

г) возможность применения административных взысканий.

Перечень закрепленных признаков – необходимое и достаточное основание для квалификации деяния как административного проступка.

Определенная совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением, установлена правом и называется составом данного проступка.

Реальное деяние только тогда считается проступком, когда оно содержит все названные законом признаки, отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом.

ст. 2.1 КоАП РФ: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Правонарушение в виде действия — нарушения запрета или активного невыполнения обязанности.

Нарушения нормы права, выражающиеся в бездействии, проявляется как невыполнение законного требования или пассивное невыполнение обязанности, т.е. человек должен был совершить определенные действия, предусмотренные нормой права, но не совершил их.

Административному правонарушению присущи следующие характерные черты: общественная опасность (вредность), противоправность, виновность, наказуемость.

Противоправность означает, что действием (бездействием) нарушаются специальные правила, нормы, стандарты, административные, технические регламенты, которые предусмотрены федеральным и иным законодательством.

Виновность — проявление воли и разума действующего (или бездействующего) лица, сознательного отношения к своей деятельности. Человек, совершая тот или иной проступок, осознает его результат, предвидит и учитывает его последствия. Всякий недоучет результатов, последствий правонарушения есть безответственное отношение человека к тому, что он делает.

Наказуемость — как признак административного правонарушения означает возможность наказания за совершение каждого правонарушения

Наши рекомендации