Тема 6. сфера политики и социального управления
• Власть. Роль политики в жизни общества
• Понятие и признаки государства
• Форма государства
• Политические режимы
• Участие граждан в политической жизни
• Политические партии
• Гражданское общество и правовое государство
ВЛАСТЬ. РОЛЬ ПОЛИТИКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
1) Понятие «политика»
Понятие «политика» (от греч. politike — государственные или общественные дела) в значении «искусство управления государством» впервые употребил Аристотель (384—322 гг. до н.э.).
Политика— многозначное понятие: им обозначают и искусство управления какими-либо общественными процессами, и особый вид деятельности, связанный с властными отношениями, и особую форму общественных отношений.
Политика играет значительную роль в жизни общества. Она оказывает воздействие на экономику, социальные взаимодействия, духовную культуру.
2) Власть и её источники
Политика основана на отношениях власти. Власть— способность оказывать влияние на социальное положение и поведение человека, группы, общества в целом, изменять их деятельность в соответствии со своими целями. Власть проявляется в виде особых отношений между людьми — отношений «господства—подчинения», т. е. носитель власти в той или иной форме передаёт свою волю подвластной стороне, для того чтобы она выполнила определённые действия.
К источникам власти относятся: сила, угроза применения насилия; авторитет (может быть основан на положительной оценке достоинств руководителя/на убеждённости подчинённых в правильности и точности принимаемых решений/на вере в исключительные личные или деловые качества руководителя); право.
Особенности политической власти:
♦ в политические отношения вовлечены все члены общества (публичность власти);
♦ существует только в обществе, связана с функционированием государства;
♦ направлена на достижение общезначимых целей, которые не могут быть реализованы без вмешательства государства;
♦ основана на организованном законном принуждении (насилии), праве и авторитете.
Субъектами являются государство, политические партии и движения, лидеры, граждане.
3) Разделение властей
Особым видом политической власти является государственная власть. Это социально организованная власть, располагающая монопольным правом создавать правовые нормы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на особый аппарат принуждения как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. Государственную власть осуществляет ряд организаций и должностных лиц, поэтому вопрос о разделении властей является ключевым.
Теория разделения властей была сформулирована европейскими мыслителями ещё в XVII—XVIII вв. Прежде всего речь идёт о том, что законодательные, исполнительные и судебные функции исполняют разные государственные органы.
Законодательная властьосуществляется парламентом, региональными и местными представительными органами. Их главная задача — формирование системы законов. Кроме того, они устанавливают налоги, утверждают бюджет. Депутаты законодательных органов избираются населением на определённый срок.
Исполнительная властьосуществляется правительством, министерствами и различными ведомствами. Они непосредственно организуют социально-экономическую, культурную и политическую жизнь общества, и их деятельность является повседневной. Также в ведении исполнительных органов — армия, полиция и другие силовые структуры.
Судебная властьотправляет правосудие, т. е. разрешает правовые споры, привлекает к юридической ответственности за правонарушения. Любое лицо, считающее, что его права нарушены, может обратиться в суд за защитой.
Ни одна из ветвей власти не должна вмешиваться в решение вопросов, относящихся к компетенции других. При этом все ветви власти решают задачу взаимного контроля и сдерживания (система «сдержек и противовесов»). Это даёт гарантии от произвола и сосредоточения всей полноты власти в руках одного лидера, политической партии, органа власти.
4) Роль политики в жизни общества
Политика обеспечивает целостность и стабильность развития общества. Она объединяет людей для достижения общественно значимых целей. Политика регулирует общественные процессы, сокращает число социальных конфликтов и способствует их мирному разрешению. Она обеспечивает выработку и применение социальных норм; способствует включению личности в социальные отношения, приобретению людьми опыта преобразовательной деятельности, исполнения социальных ролей. Политика в определённой мере гарантирует права и свободы граждан, сохранение общественного порядка и гражданского мира.
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
1) Государствоиего признаки
Государство как основной институт политической системы ориентировано на реализацию общезначимых целей и интересов. Государство — организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нём порядок и стабильность.
Признаки государства:
♦ суверенитет (верховенство власти внутри страны и её независимость во внешнеполитических отношениях);
♦ единая территориальная организация власти в масштабах страны;
♦ система органов и механизмов осуществления публичной власти;'
♦ исключительное право издавать общеобязательные правовые нормы;
♦ право законно применять принуждение силами армии, органов охраны правопорядка и безопасности;
♦ исключительное право взимания налогов и иных обязательных платежей и др.
Во многих странах именно государство обладает монопольным правом эмиссии
национальной валюты (дополнительный выпуск денег, приводящий к росту обращающейся денежной массы). Государство имеет один или несколько государственных языков, а также свои символы — герб, гимн, флаг.
2) Функции государства
ФОРМА ГОСУДАРСТВА
1) Форма государства
Форма государства — это совокупность его внешних характеристик, определяющих способ организации и устройство государства. Это устройство политической организации общества, призванное обеспечить её стабильность и нормальное функционирование.
2) Форма правления
Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением.
Монархия — такая форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит единоличному правителю (монарху) и которая, как правило, передаётся по наследству.
В абсолютной монархии в руках монарха сосредоточена вся полнота власти.
В конституционной (парламентарной) монархии правительство формируется из парламентского большинства: лидер победившей на выборах политической партии становится премьер-министром; правительство подотчётно парламенту, а не монарху; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом, так как он не обладает правом вето; монарх является символом государственности.
Республика — форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.
В парламентской республике правительство формируется из числа депутатов парламента, которые являются членами политической партии, победившей на выборах; оно подотчётно парламенту; глава государства (президент) избирается парламентом или парламентской коллегией; правительство остаётся у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства. В президентской республике правительство назначается президентом, который является главой исполнительной власти; правительство подотчётно президенту; президент избирается населением страны путём прямых выборов или опосредованно, через коллегию выборщиков; президент, как правило, обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также имеет право распустить парламент и объявить новые выборы.
3) Форма государственного (территориального) устройства
Форма государственного (территориального) устройства определяет административно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия составных частей центральных и местных органов власти.
Признаки форм государственного (территориального) устройства | |
Унитарное государство | Федеративное государство (федерация) |
Единые для всей территории высшие органы государственной власти, органы государственного управления и судебные органы | Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких административно-территориальных образований в единое государство; двухпалатный парламент, двухуровневая система власти |
На всей территории действуют одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, единая денежная система, общая налоговая и кредитная политика | Федеративное государство имеет органы государственной власти и государственного управления, полномочия которых распространяются на все субъекты федерации. Федеративное государство имеет единые вооружённые силы, руководство которыми осуществляется центральными федеральными органами, а главнокомандующим является глава государства (президент) |
Может состоять из областей, краёв, округов, провинций, которые не имеют атрибутов государственности | Состоит из субъектов федерации (штаты, земли, области, республики и т. п.), которые имеют административные границы, свои органы власти, могут иметь даже свою конституцию и законодательство, но в рамках единого правового пространства |
Межгосударственные отношения осуществляют только центральные органы власти | Субъекты федерации лишены права прямого представительства в межгосударственных отношениях и международных организациях |
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
1) Форма (тип)государственного (политического) режима
Форма (тип) государственного (политического) режима определяет совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением. Главным критерием различия государственных режимов служит степень реального осуществления прав и свобод граждан. Исходя из этого различают две формы государственного режима: демократический и антидемократический (недемократический).
2) Понятие «демократия»
Демократия (греч. demokratia, буквально — народовластие, от demos — народ и kratos — власть) — способ политической организации общества, основанный на участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти, принятии политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства.
Признаки демократии:
♦ гарантия и защита прав и свобод человека;
♦ реальное осуществление принципа разделения властей;
♦ регулярное проведение выборов на конкурентной основе;
♦ сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчётность избирателям;
♦ демократический контроль общества над армией и правоохранительными органами;
♦ политический плюрализм;
♦ деятельность оппозиции на законной основе;
♦ гласность, отсутствие цензуры в СМИ.