Структура нормы права. Соотношение нормы права и статьи закона
Структура правовой нормы.
Структураправовой нормы представляет собой ее внутреннее строение. С точки зрения своей структуры норма права включает в себя 3 элемента:
• гипотеза;
• диспозиция;
• санкция.
Гипотеза - эта часть нормы права, указывающая на условия, при наличии которых данная норма вступает в действие.
Этими условиями может быть указание на круг лиц, на которых норма распространяется; или же указание на обстоятельства, при наступлении которых действует норма.
Диспозиция - это часть нормы, которая содержит в себе само правило поведения.
Это основное в правовой норме, ее регулирующая часть. Диспозиция указывает на права и обязанности лиц-участников правоотношения. Это и есть сама норма в узком смысле.
Санкция нормы права - это часть нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, которые наступят при неисполнении предписаний правовой нормы.
Санкция называет меры юридической ответственности, говорит о конкретном виде наказания. Однако, по мнению некоторых авторов, санкции могут быть и поощрительными. Такие положительные санкции указывают на меры поощрения, которые применяются при определенном социально-полезном поведении лиц.
Однако в законодательстве практически не встречается правовых норм, которые бы имели подобное трехчленное строение. Нормы, зафиксированные в законодательстве, содержат краткие, конкретные предписания, касающиеся поведения субъектов в данной ситуации.
С точки зрения структуры правовые нормы можно подразделить на:
• логические нормы
• нормы-предписания.
Логическая норма- это выведенное логическим путем общее правило, которое воплощает органические связи между нормативными предписаниями и обладает полным набором свойств, раскрывающих их государственно-властную, регулятивную природу.
Логическая норма обладает полной структурой, т. е. включает в себя все три элемента: и гипотезу, и диспозицию, и санкцию.
Логическая норма представляет собой классическую композицию нормативного материала. Это означает, что такое нормативное обобщение включает все основные свойства права, все основные способы воздействия на поведение людей. Предполагается, что для того, чтобы правило поведения (норма) действовало, нужно оговорить следующее: 1) что нужно делать, т. е. само правило поведения, 2) когда это нужно делать, т.е. условия выполнения правила поведения и 3) чем это обеспечено, т.е. последствия невыполнения правила. Вот эти моменты и оговаривает логическая норма. Логическая норма выводится путем анализа всего нормативного материала. Ее элементы «разбросаны» в различных предписаниях, статьях нормативного акта. Однако, чтобы право было действующим, эффективным регулятором общественных отношений необходимо, чтобы во всей совокупности нормативных актов можно было выявить все элементы логической нормы. При отсутствии какого-либо элемента норма права является недействующей, ее невозможно будет применить. Таким образом, логическая норма выявляет глубинные взаимосвязи нормативного материала, хотя она и не представлена в тексте нормативного акта в виде цельной единицы, фрагмента.
Структура логической нормы выражается формулой если - то - иначе, где если- это начало гипотезы нормы, то - это диспозиция нормы, а иначе- это начало санкции правовой нормы.
Примером логической нормы может служить следующее нормативное обобщение. Ст. 560 ГК РФ говорит о форме договора продажи предприятия. Логической нормой, соответствующей данной статье, будет следующая: еслизаключается договор продажи предприятия, то он составляется в письменной форме в виде документа, подписанного сторонами с обязательным приложением документов согласно перечню, иначе(в противном случае) договор будет недействительным. Данные положения содержатся в нескольких предписаниях, которые составляют части 1-ю, 2-ю, 3-ю статьи 560 ГК РФ.
Одна логическая норма может соответствовать нескольким более конкретным нормам-предписаниям. Так, о правах и обязанностях родителей говорится во многих нормах СК, однако формулировка логической нормы для конкретных видов родительских обязанностей будет неизменной.
Норма-предписание- это нормативное государственно-властное веление, выраженное в статье нормативно-правового акта.
Норма-предписание не домысливается, не выводится логическим путем, она соответствует какому-либо подразделению нормативно-правового акта: статье, части статьи, абзацу, пункту, отдельному предложению или даже его части.
Например, ч.1 ст. 16 СК РФ говорит, что брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления одного из супругов умершим. Или ч.2 ст. 17 ГК РФ: «Правоспособность гражданина возникает в момент рождения и прекращается смертью».
Норма-предписание имеет неполную, усеченную двучленную структуру. Причем структура нормы зависит от вида правовых норм. Считается, что регулятивные нормы состоят из гипотезы и диспозиции, а охранительные нормы - из гипотезы (слитой воедино с диспозицией) и санкции. Структура нормы-предписания выражается формулой если -то.
Например, структура уже упоминавшейся ст. 16 СК РФ такова: «Еслиодин из супругов умирает или признается судом умершим, тобрак расторгается.» Это регулятивная норма, и в данном случае налицо гипотеза (если...) и диспозиция (то...). Примером охранительной нормы может служить ст. 105 УК РФ (если совершается убийство, то это наказывается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет).
Нужно отметить, что вопрос о структуре правовой нормы является достаточно сложным; в литературе имеется множество точек зрения по данному вопросу. Так что предложенная Вам информация не является исчерпывающей, а указывает лишь основные моменты в исследовании данной темы.
Классификация структурных элементов нормы.
Гипотезыправовой нормы можно подразделить на простые, сложные и альтернативные.
Простая гипотезаставит действие нормы в зависимость от одного обстоятельства. Например, для расторжения трудового договора по инициативе работника необходимо только наличие письменного заявления работника.
Сложная гипотезаставит действие нормы в зависимость от нескольких обстоятельств, существующих одновременно. Например, для заключения брака необходимо взаимное согласие лиц, добровольность вступления в брак обеих сторон, достижение ими необходимого брачного возраста, дееспособность обеих сторон и т.д.
Альтернативная гипотезаставит действие нормы в зависимость от одного из нескольких возможных обстоятельств. Например, брак расторгается в одном из следующих случаев: в случае надлежаще оформленного развода, или в случае смерти одного из супругов, или в случае признания судом одного из супругов умершим в установленном законодательством порядке, или в случае признании одного из супругов недееспособным и т.д.
Диспозициинормы также подразделяются на простые, сложные и альтернативные.
Простая диспозициясодержит одно правило поведения. Например, ст. 10 СК РФ: «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния».
Сложная диспозициясодержит одновременно несколько правил поведения. Например, ст. 127 КЗоТ РФ «Обязанности работников» перечисляет эти обязанности.
Альтернативная диспозицияпредполагает выбор одного из возможных правил поведения. Например, согласно п. 27 Правил продажи отдельных видов товаров от 19.01.98, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать:
• замены на товар аналогичной марки;
• замены на аналогичный товар другой марки с перерасчетом покупной цены;
• соразмерного уменьшения покупной цены товара;
• незамедлительного устранения недостатков товара;
• возмещения расходов на устранение недостатков товара.
Аналогичным образом санкцииподразделяются на простые, сложные и альтернативные.
Простая санкцияточно указывает меру воздействия, применимую в данном случае. Например, согласно ч. 3 ст. 122 УК РФ, заражение ВИЧ-инфекцией заведомо несовершеннолетнего наказывается лишением свободы на срок до 8 лет.
Сложная санкциясодержит 2 и более видов воздействия, применяемых к правонарушителю. Например, согласно ч.З ст. 159 УК РФ, квалифицированное мошенничество наказывается лишением свободы на срок 5-10 лет с конфискацией имущества (или без таковой).
Альтернативная санкцияпредполагает возможность выбора между несколькими мерами воздействия. Является самой распространенной в действующем УК. Например, согласно ст. 141 УК РФ, воспрепятствование работе избирательных комиссий наказывается либо штрафом, либо обязательными работами (120-180 часов), либо исправительными работами (до 1 года).
Следует отметить, что альтернативные санкции часто смешиваются со сложными, например, согласно ст. 118 УК причинение тяжкого вреда здоровью по причине ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей наказывается ограничением свободы, либо арестом, либо лишением свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью...
Другая распространенная классификация санкций выглядит следующим образом (критерий - степень определенности):
• абсолютно-определенная санкция (точно указывает меру государственного воздействия);
• относительно-определенная (устанавливает пределы государственного воздействия на правонарушителя, например, от 5 до 10 лет лишения свободы);
• альтернативная санкция.
По характеру неблагоприятных для нарушителя последствий санкции подразделяются на:
• правовосстановительные (возместительные) - это санкции гражданского, трудового, финансового, процессуального права;
• штрафные (карательные) - санкции уголовного и административного права. Существуют и другие классификации структурных элементов нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.
С внешней стороны нормы-предписания и логические нормы получают словесно-документальное, языково-логическое изложение в тексте нормативного юридического акта: его статьях и иных структурных подразделениях (части, пункты, абзацы и даже отдельные фразы или предложения). Главное, что необходимо понять, - это различие между нормой права и статьей нормативно-правового акта. Соотношение нормы и статьи зависит от того, рассматривается ли оно применительно к логической норме или к норме-предписанию.
Логическаянорма в большинстве случаев содержится в нескольких статьях нормативно-правового акта. Специализация права приводит к тому, что элементы логической нормы все более рассредоточиваются по различным статьям нормативных актов. Это хорошо видно на уже рассмотренном примере норм из СК, говорящих об обязанностях родителей. Более того, правовое положение родителей регламентируется и в статьях других нормативных актов, вплоть до установления уголовной ответственности.
Норма-предписание,как правило, соответствует какой-либо части текста нормативного акта (статье, пункту, части статьи, отдельной фразе). Дробление нормы-предписания вообще невозможно, норма-предписание - это цельное, логически завершенное и формально закрепленное государственно-властное веление.
Однако полного совпадения здесь тоже нет. Норма и статья - это разноплоскостныеявления. Норма - это правило поведения, веление, тогда как статья закона - это лишь подразделение текста юридического акта. Статья и норма различаются так же, как право и закон. Норма права - это структурное подразделение права, а статья -это подразделение текста закона. Поэтому говорить можно только о соответствиинормы и статьи, а не об их тождестве.
Обычно статья включает в себя несколько предписаний. Например, ст. 11 СК РФ «Порядок заключения брака» содержит множество предписаний. Это и общие императивные предписания: «брак заключается при личном присутствии лиц», «заключается по истечении месяца со дня подачи заявления», и управомочивающие предписания: «при наличии уважительных причин... орган может разрешить...», «орган... может увеличить срок», «при наличие особых обстоятельств брак может быть заключен в день подачи заявления», «отказ в регистрации может быть обжалован в суд», регулятивные: «государственная регистрация производится в установленном порядке».
В наиболее общем виде различают три варианта соотношения нормы права и статьи закона, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов.
1. Норма права и статья закона совпадают. В этом случае в статье присутствуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму.
2. Норма права изложена в двух и более статьях нормативного акта.
3. В одной статье содержится две или несколько норм права.
Эффективность правовых норм
Эффективностьпоказывает соотношение между поставленной целью и достигнутым результатом. Чем ближе находятся цель и результат, тем выше эффективность данного общественного явления.
Исходя из сказанного, можно дать следующее определение эффективности правовых норм:
Эффективность норм права- это соотношение между целью, поставленной в норме права, и результатом, достигнутым в процессе реализации правовой нормы.
Эффективность правовых норм зависит от выполнения целого ряда требований, которые называются условиями эффективностинорм права. Условия эффективности норм права подразделяются на две группы: 1) условия, относящиеся к процессу правотворчества; 2) условия, относящиеся к процессу реализации норм права.
Условиями эффективности норм права в отношении правотворчества являются:
1. Правильный выбор цели регулирования. Имеется в виду, что законодатель должен •четко представлять себе, чего он хочет добиться путем издания той или иной нормы права. При этом цель должна быть реально достижимой и соответствовать уровню развития общества в целом. Нормы, ориентированные на будущее, призванные значительно реформировать общественные отношения, могут быть не выполнены в связи с отсутствием социальных, экономических либо иных предпосылок для их осуществления. Необходимо также, чтобы поставленная в норме права цель была осуществима именно посредством правового регулирования. Известно, что не все сферы общественной жизни поддаются правовому регулированию (например, такие явления как дружеские, интимные отношения, совесть, долг не поддаются правовому воздействию).
2. Верный выбор правовых средств для достижения поставленной цели. Законодатель должен продуманно отнестись к установлению правовых запретов, дозволений или обязываний, ибо эти правовые средства должны соответствовать определенным видам регулируемых общественных отношений, типу правового регулирования в целом.
В качестве условий эффективности норм в отношении реализации права необходимо следующее:
1. Довести нормы права до адресата.
2. Создать органы, ответственные за реализацию данных нормативных предписаний, или нацелить на это уже существующие органы государства.
3. Выделить средства, необходимые для реализации норм права (материальные, организационно-технические, кадровые и т. д.).
4. Идеологически обеспечить норму, т. е. показать обществу ее значимость, необходимость, целесообразность для того, чтобы субъекты были заинтересованы в реализации предписаний правовых норм.
В заключение необходимо отметить, что эффективность правового регулирования зависит не только, и даже не столько, от качества правовых норм, но и от условий, в которых право функционирует.