Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации

В соответствии с Конституцией Росси ( ст. 3) народ вправе осуществлять свою власть не только через органы гос власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражает ст. 130 (п. 1) Конституции России: "Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью". ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определяет местное самоуправление как признаваемую и гарантируемую Конституцией России самостоятельную деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Принципиальным положением ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" является указание на то, что его система базируется на территориальной основе, в пределах территорий муниципальных образований.

Под муниципальными образованиями Закон (ст. 1) понимает городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Одновременно закон указывает на основные разновидности субъектов

местного самоуправления: городские и сельские поселения; части указанных поселений (районы городов, микрорайоны, кварталы, улицы); совокупности поселений, объединяемых общей территорией (районы, уезды, сельские округа - волости, сельсоветы).

Механизм местного самоуправления, представляющий собой организационные формы и методы его реализации, достаточно четко определен законодательством. Конституция России (ст. 130 п. 2) установила, что местное самоуправление реализуется гражданами путем референдума, выборов, других\\форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Механизм местного самоуправления включает в себя: органы и должностные лица местного самоуправления; формы прямого волеизъявления граждан; территориальное общественное самоуправление.

К числу органов и должностных лиц местного самоуправления

относятся: прежде всего выборные органы: представительные, состоящие из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; выборные главы муниципального образования и другие избираемые населением должностные лица. Кроме выборных органов, уставами муниципальных образований могут учреждаться иные органы и должностные лица местного самоуправления. Порядок их образования, сроки полномочий определяются в каждом конкретном случае уставами соответствующих муниципальных образований. Прямое волеизъявление граждан по вопросам местного значения может осуществляться путем проведения местных референдумов, муниципальных выборов, собраний (сходов) граждан, а также посредством народной правотворческой инициативы и обращений граждан в органы местного самоуправления.

В механизме местного самоуправления важное место принадлежит принципам его реализации: организационная обособленность местного самоуправления от органов гос власти; формирование органов местного самоуправления непосредственно населением соответствующего муниципального образования; многообразие организационных норм местного самоуправления; самостоятельность местного самоуправления в рамках решения вопросов местного значения; возможность взаимодействия с органами государственной власти при решении сложных вопросов жизнедеятельности муниципального образования; обеспечение государством правовых и организационных гарантий местного самоуправления.

Основные полномочия местного самоуправления: 1) собственные полномочия органов местного самоуправления по самостоятельному решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 132):1) в сфере финансов и бюджета: формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов (налога на имущество физических лиц, земельного налога); определение размеров обязательных платежей в виде отчислений от прибыли предприятий муниципального подчинения и других организаций, действующих на территориях, подконтрольных местному самоуправлению. 2) в сфере управления муниципальной собственностью: решение всех вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. К такой собственности относятся: муниципальные земли и другие природные ресурсы, муниципальные предприятия, имущество органов местного самоуправления, муниципальный жилищный фонд, муниципальные бюджетные и внебюджетные средства; контроль за использованием земель на территории муниципального образования; регулирование использования водных объектов и иных ресурсов местного значения. 3) в сфере социального и культурного развития муниципального образования: обеспечение комплексного социально-экономического развития соответствующей территории; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основногообщего и профессионального образования, равно как и соответствующих учреждений здравоохранения и санитарного благополучия населения; организация транспортного обслуживания населения, обеспечение населения услугами связи, а также решение многих подобных вопросов в интересах местных жителей. Важнейшей задачей органов местного самоуправления является организация охраны общественного порядка на подведомственных территориях. Она может быть организована в виде деятельности муниципальной милиции, а в рамках более мелких административно-территориальных единиц и территорий - путем содержания общественных пунктов охраны порядка, добровольных дружин (отрядов) по охране порядка. 2) государственные полномочия, которыми могут в соответствии с законом наделяться органы местного самоуправления (так называемые делегированные полномочия).

Конституционные гарантии местного самоуправления - в соответствии со ст. 133 Конституции РФ ему гарантируется право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате необоснованных решений, принятых органами гос власти; запрещается ограничение кем бы то ни было прав местного самоуправления, установленных Конституцией России и ФЗ. К гарантиям местного самоуправления следует отнести установленную ФЗ ответственность его органов и должностных лиц перед: населением муниципального образования; государством; физическими лицами (гражданами); юридическими лицами.

Наши рекомендации