Недопустимо механическое переписывание текста из какого-либо источника, использование устаревших нормативных актов, статистических и фактических данных.
После изложения теоретического вопроса необходимо решить ситуативную задачу, опираясь на действующее законодательство. Ответ должен быть подробным с конкретным указанием нормативных источников.
Третье задание контрольной работы представляет собой терминологический словарь. Выполнение данного задания позволяет расширить знания по курсу «Конституционное правосудие», уяснить основные понятия судебно-конституционного права и процесса.
Письменная работа студента рецензируется преподавателем. При этом учитывается соответствие содержания полученному заданию, глубина проработки материала, правильность и полнота использования источников, способность формулировать собственные выводы и предложения, аккуратность оформления.
С точки зрения содержания контрольная работа должна отвечать следующим требованиям:
- контрольная работа должна быть выполнена самостоятельно, тождественные работы не засчитываются;
- в тексте работы отражена собственная позиция студента по проблемным вопросам, проведен анализ нескольких источников специальной литературы, сформулированы собственные выводы, приведены примеры;
- ответы на поставленные вопросы являются достаточно полными и четкими;
- при цитировании текста указаны источники, из которых осуществлено заимствование.
Контрольные работы для магистрантов.
Вариант № 1 «А» - «Ж»
Задание 1.
Объясните, что представляет собой судебно-конституционное право и процесс как учебная дисциплина. Определите соотношение между конституционным правом как отраслью права и судебно-конституционным правом и процессом как учебной дисциплиной. Назовите источники судебно-конституционного права и процесса как отрасли права.
Задание 2.
Иностранный гражданин обратился в Конституционный суд Российской Федерации с жалобой на неконституционность положений статьи 18.8 КоАП Российской Федерации о нарушении иностранным гражданином правил въезда в Российскую Федерацию, а также положений Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (статьи 2510 о незаконном нахождении иностранного гражданина на территории Российской Федерации; статьи 26 об основаниях, по которым въезд иностранного гражданина на территорию Российской Федерации может быть не разрешен; статьи 27 об основаниях, по которым въезд иностранного гражданина на территорию Российской Федерации не разрешается). Из материалов заявления иностранного гражданина следует, что он обращался в суд общей юрисдикции с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве о запрете на въезд в Российскую Федерацию. Указанное заявление было возвращено заявителю в связи с истечением срока, данного на исправление процессуальных недостатков.
После чего иностранный гражданин обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании отдельных положений Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Определением судьи Верховного суда, оставленным без изменения Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации, иностранному гражданину было отказано в принятии заявления об оспаривании отдельных положений закона, поскольку рассмотрение требований об оспаривании нормативных правовых актов, принятых Государственной Думой, не относится к компетенции судов общей юрисдикции, в том числе Верховного Суда Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации указал, что требование заявителя не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Установите, отвечает жалоба гражданина требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению?
Задание 3.
Укажите, какой нормативно-правовой акт содержит определения перечисленных ниже правовых терминов. Раскройте их содержание, опираясь на нормы действующего законодательства:
- судебный орган конституционного контроля,
- конституционное судопроизводство,
- статус судьи Конституционного суда РФ
- гарантии независимости судьи Конституционного суда РФ,
- организационные формы конституционного судопроизводства.
Вариант № 2 «З» - «О»
1.Задание 1.
Раскройте содержание судебного конституционного контроля в государстве. Назовите органы конституционного контроля. Назовите основные модели судебного конституционного контроля. Укажите различия американской и европейской моделей судебного конституционного контроля.
2.Задание 2.
Заполните карту сравнительного анализа:
Страны | Россия | США | Франция |
Цели конституционного контроля. | |||
Судебные органы, осуществляющие конституционный контроль. | |||
Порядок назначения судей (членов Совета), уполномоченных на осуществление конституционного контроля. | |||
Срок полномочий судей (членов Совета), осуществляющих конституционный контроль. | |||
Компетенция органов конституционного контроля. | |||
Процессуальные особенности деятельности органов конституционного контроля. |
Задание 3.
Укажите, какие нормативно-правовые акты содержат определение перечисленных ниже правовых терминов. Раскройте их содержание, опираясь на нормы действующего законодательства:
- компетенция Конституционного суда Российской Федерации
- принципы конституционного судопроизводства,
- поводы (обращения) к рассмотрению дел Конституционным судом Российской Федерации,
- основания рассмотрения дел Конституционным судом Российской Федерации.
Вариант № 3 «П» - «Х»
1. Задание 1.
Раскройте содержание понятия конституционное правосудие. Раскройте понятие Регламента Конституционного суда Российской Федерации. Укажите поводы и основания обращения в Конституционный суд Российской Федерации. Укажите общие требования к обращению в Конституционный суд Российской Федерации.
Приведите примеры отказа заявителям в принятии обращений к рассмотрению. Объясните, чем обусловлена необходимость применения процедуры предварительного рассмотрения обращений Секретариатом Конституционного суда РФ.
Задание 2.
Посмотрите несколько номеров журнала «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации» (последние за 2-3 месяца). Какие, из опубликованных там решений, следует отнести к рассмотренным Конституционным судом без проведения слушаний? Приведите примеры оснований разрешения дел без проведения слушаний?
Задание 3.
Укажите, какие нормативно-правовые и подзаконные акты раскрывают содержание перечисленных ниже процессуально-правовых терминов. Раскройте их содержание, опираясь на нормы действующего законодательства:
- порядок проведения заседаний Конституционного суда РФ,
- порядок ведения протокола и стенограммы заседания Конституционного Суда РФ,
- рабочие совещания судей Конституционного Суда РФ,
- комиссии и рабочие группы, создаваемые в Конституционном суде РФ,
- Решения Конституционного Суда РФ.
Вариант № 4 «Ц» - «Я».
Задание 1.
Дайте определение понятия «акты Конституционного Суда Российской Федерации», укажите их виды. Укажите порядок проведения заседаний Конституционного суда Российской Федерации по принятию решений. Раскройте понятие письменное производство – «решение по делу в виде определения с позитивным содержанием». Раскройте понятие «юридическая сила решений» Конституционного Суда Российской Федерации, «судебное правотворчество» Конституционного Суда, решения Конституционного Суда Российской Федерации как «источники права.
Задание 2.
Напишите модельный акт о процедуре написания Особого мнения судьи.
Приведите примеры особого мнения судьи Конституционного суда российской Федерации по конкретным делам.
Задание 3.
Укажите, какие нормативно-правовые и подзаконные акты раскрывают содержание перечисленных ниже процессуально-правовых терминов. Раскройте их содержание, опираясь на нормы действующего законодательства:
- Послание Конституционного Суда Российской Федерации,
- Полномочия Председателя Конституционного Суда по вопросам организации деятельности Конституционного Суда,
- Уведомление о слушании дела в Конституционном Суде
- Участие экспертов, свидетелей, переводчиков в слушании дела
- Особое мнение судьи Конституционного суда Российской Федерации.
Критерии оценивания контрольных работ:
· «зачтено» - полно раскрыт теоретический вопрос, правильно решена задача, раскрыты термины;
· «не зачтено» - использован устаревший материал при изложении первого вопроса; контрольная работа не носит самостоятельного характера; задача решена не верно; термины не раскрыты или не указаны нормативные правовые акты.
Рекомендации по решению тестовых заданий для рубежного контроля:
Для успешного прохождения тестовых заданий необходимо внимательно прочитать каждый вопрос и проанализировать предлагаемые ответы. Правильно выполнить задание можно не только при условии знания конкретного материала, но и благодаря способности рассуждать, отвергать неверные варианты ответа. При выполнении заданий студентам необходимо отметить правильный (ные) ответ (ответы).
Методические рекомендации по составлению тестовых заданий
Составлению тестовых заданий предшествует большая подготовительная работа по изучению нормативных и специальных источников по заявленной теме.
Содержание теста должно соответствовать теме. Тестовые задания должны стоиться на основе действующего законодательства. Все спорные точки зрения, допустимые в научном споре, следует исключить из тестовых заданий. Тестовые задания должны быть корректными.
Количество слов в тестовом задании не должно превышать 10-12, если при этом не искажается понятийная структура тестовой ситуации.
Каждое тестовое задание должно иметь минимум четыре ответа. Может быть, как один, так и несколько правильных ответов.
Все варианты ответов должны быть грамотно согласованы с содержательной частью задания, однообразны по содержанию и структуре, равнопривлекательны. Между ответами необходимы четкие различия. Правильный ответ однозначен и не должен опираться на подсказки.
Среди ответов должны отсутствовать ответы, вытекающие один из другого.
В варианты ответов нельзя включать формулировки «все перечисленное выше», «все утверждения верны», «перечисленные ответы не верны», так как такие ответы нарушают логическую конструкцию тестового задания или несут подсказку.
Число тестовых заданий с отрицанием должно быть минимальным. При этом частица «НЕ» выделяется жирным шрифтом и пишется с большой буквы.
При подготовке тестовых заданий следует помнить, что выделяется четыре типа тестовых заданий.
1) Тестовые задания открытого типа, в которых для их выполнения необходимо записать одно или несколько слов. Например,
Конституционность как принцип конституционного судопроизводства означает, что все объекты контроля Конституционный суд РФ проверяет на соответствие ……….., судьи Конституционного Суда независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только …………….
+ Конституции РФ
+ Конституцией РФ
Законность как принцип конституционного судебного процессуального права заключается в обязанности Конституционного суда и всех участников процесса неукоснительно руководствоваться в своей деятельности нормами………….., в целях достижения задач конституционного правосудия, сформулированных в статье 3………...
+ Федерального конституционного закона от 21июля 1994 «О конституционном суде в Российской Федерации».
+ Федерального конституционного закона от 21июля 1994 «О конституционном суде в Российской Федерации».
Цель судебного конституционного контроля - обеспечение конституционности, защита……… в ее действии и реализации.
+ Конституции РФ
2) Тестовые задания в закрытой форме:их особенность заключается в том, что вопрос должен быть сформулирован в форме утверждения, поскольку он предполагает согласие или несогласие, которое можно отнести к утверждению. Например,
Под принципом диспозитивности в конституционном судопроизводстве следует понимать:
+осуществление судопроизводства только по инициативе субъектов обращения в Конституционный суд;
+право заявителя отозвать свое обращение до начала его рассмотрения;
-право Конституционного суда выйти за рамки предмета рассмотрения, указанного заявителем;
+право стороны-заявителя изменить основание или предмет обращения.
Целями (задачами) Конституционного суда РФ являются:
+ защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина;
+обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации;
-разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций
Под субъектами конституционного судопроизводства следует понимать:
+: Конституционный Суд РФ
-: Секретариат Конституционного Суда РФ
+: стороны, представители сторон
+: лица, способствующие осуществлению правосудия
3) Тестовые задания на последовательность:требуется определить последовательность действий. Например,
Стадии судебно-конституционного процесса
1: предварительное рассмотрение обращений
2: подготовка дела к судебному разбирательству
3:судебное разбирательство
4:процедура принятия итогового решения
5:исполнение решений Конституционного суда
4) Тестовые задания на соответствие:
Состоит из двух групп элементов и четкой формулировки критерия выбора соответствия между ними. Соответствие устанавливается по принципу 1:1 (одному элементу первой группы соответствует только один элемент второй группы). Внутри каждой группы элементы должны быть однородными. Количество элементов во второй группе должно превышать количество элементов первой группы. Количество элементов в первой группе должно быть не менее двух. Например,
Соответствие форм обращения в Конституционный Суд РФ | |
Запрос | Правительство РФ |
Жалоба | Президент РФ |
Ходатайство | Федеральное Собрание РФ |
гражданин |
Соответствие полномочия субъекта | |
обращение с запросом о соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними | Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума,1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Верховный Суд РФ, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации |
обращение с запросом о соответствии Конституции РФ не вступивших в законную силу международных договоров | Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума,1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Верховный Суд РФ, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации |
обращение с запросом о соответствии Конституции РФ закона, примененного, или подлежащего применению в конкретном деле | Федеральные суды (судьи), суды субъектов РФ |
обращение с запросом о толковании Конституции РФ | Президент РФ, Совет Федерации, государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации |
обращение с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан | Граждане, объединения граждан, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека |
Критерии оценивания ответов:
· менее 60% верных ответов «не зачтено»;
· 60% и более верных ответов «зачтено».
Контроль самостоятельной работы студентов:
Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется на лекциях, семинарских занятиях, зачетах, экзаменах.
Формы контроля:
- дискуссия при проведении проблемных лекций, лекций-конференций;
- составление контрольных вопросов для зачета и экзамена;
- тестовый контроль;
- защита курсовых работ;
- выступления на семинарских занятиях, конференциях, олимпиадах;
- проверка контрольных работ;
- проверка решения ситуативных задач.
Темы, формы, трудоемкость самостоятельной работы обучающихся
(по каждой форме обучения)
Самостоятельная работа для очной формы обучения
(на базе: среднего профессионального образования)
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
Тема 1. Конституционное судебно-процессуальное право как отрасль, наука и учебная дисциплина | - аналитический разбор научной и нормативной литературы по теме; - сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам; - составление задач, тестов, юридических кроссвордов по заданию преподавателя; | |
Тема 2. Конституционный контроль в зарубежных странах | - аналитический разбор научной и нормативной литературы по теме; - сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам; | |
Тема 3. История развития конституционного правосудия в России | - аналитический разбор научной и нормативной литературы по теме; - сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам; - составление задач, тестов, юридических кроссвордов по заданию преподавателя; | |
Тема 4. Конституционное судоустройство и судопроизводство в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации на современном этапе | - аналитический разбор научной и нормативной литературы по теме; - сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам; | |
Тема 5. Практика деятельности Конституционного суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации | - аналитический разбор научной и нормативной литературы по теме; - сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам; | |
Тема 6. Взаимоотношение Конституционного суда Российской Федерации и международного правосудия (Европейский суд по правам человека) | - аналитический разбор научной и нормативной литературы по теме; - сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам; | |
Итого: |
Самостоятельная работа для очной формы обучения
(на базе среднего общего образования)
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
Тема 1. Конституционное судебно-процессуальное право как отрасль, наука и учебная дисциплина | - аналитический разбор научной и нормативной литературы по теме; - сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам; - составление задач, тестов, юридических кроссвордов по заданию преподавателя; | |
Тема 2. Конституционный контроль в зарубежных странах | - аналитический разбор научной и нормативной литературы по теме; - сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам; | |
Тема 3. История развития конституционного правосудия в России | - аналитический разбор научной и нормативной литературы по теме; - сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам; - составление задач, тестов, юридических кроссвордов по заданию преподавателя; | |
Тема 4. Конституционное судоустройство и судопроизводство в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации на современном этапе | - аналитический разбор научной и нормативной литературы по теме; - сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам; | |
Тема 5. Практика деятельности Конституционного суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации | - аналитический разбор научной и нормативной литературы по теме; - сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам; | |
Тема 6. Взаимоотношение Конституционного суда Российской Федерации и международного правосудия (Европейский суд по правам человека) | - аналитический разбор научной и нормативной литературы по теме; - сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам; | |
Итого: |
Самостоятельная работа для заочной формы обучения
(на базе среднего профессионального образования)
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
Тема 1. Конституционное судебно-процессуальное право как отрасль, наука и учебная дисциплина | - аналитический разбор научной и нормативной литературы по теме; - сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам; - составление задач, тестов, юридических кроссвордов по заданию преподавателя; | |
Тема 2. Конституционный контроль в зарубежных странах | - аналитический разбор научной и нормативной литературы по теме; - сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам; | |
Тема 3. История развития конституционного правосудия в России | - аналитический разбор научной и нормативной литературы по теме; - сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам; - составление задач, тестов, юридических кроссвордов по заданию преподавателя; | |
Тема 4. Конституционное судоустройство и судопроизводство в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации на современном этапе | - аналитический разбор научной и нормативной литературы по теме; - сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам; | |
Тема 5. Практика деятельности Конституционного суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации | - аналитический разбор научной и нормативной литературы по теме; - сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам; | |
Тема 6. Взаимоотношение Конституционного суда Российской Федерации и международного правосудия (Европейский суд по правам человека) | - аналитический разбор научной и нормативной литературы по теме; - сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам; | |
Итого: |
Самостоятельная работа для заочной формы обучения
(на базе среднего общего образования)
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
Тема 1. Конституционное судебно-процессуальное право как отрасль, наука и учебная дисциплина | - аналитический разбор научной и нормативной литературы по теме; - сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам; - составление задач, тестов, юридических кроссвордов по заданию преподавателя; | |
Тема 2. Конституционный контроль в зарубежных странах | - аналитический разбор научной и нормативной литературы по теме; - сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам; | |
Тема 3. История развития конституционного правосудия в России | - аналитический разбор научной и нормативной литературы по теме; - сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам; - составление задач, тестов, юридических кроссвордов по заданию преподавателя; | |
Тема 4. Конституционное судоустройство и судопроизводство в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации на современном этапе | - аналитический разбор научной и нормативной литературы по теме; - сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам; | |
Тема 5. Практика деятельности Конституционного суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации | - аналитический разбор научной и нормативной литературы по теме; - сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам; | |
Тема 6. Взаимоотношение Конституционного суда Российской Федерации и международного правосудия (Европейский суд по правам человека) | - аналитический разбор научной и нормативной литературы по теме; - сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам; | |
Итого: |
Самостоятельная работа для заочной формы обучения
(на базе высшего образования)
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
Тема 1. Конституционное судебно-процессуальное право как отрасль, наука и учебная дисциплина | - аналитический разбор научной и нормативной литературы по теме; - сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам; - составление задач, тестов, юридических кроссвордов по заданию преподавателя; | |
Тема 2. Конституционный контроль в зарубежных странах | - аналитический разбор научной и нормативной литературы по теме; - сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам; | |
Тема 3. История развития конституционного правосудия в России | - аналитический разбор научной и нормативной литературы по теме; - сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам; - составление задач, тестов, юридических кроссвордов по заданию преподавателя; | |
Тема 4. Конституционное судоустройство и судопроизводство в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации на современном этапе | - аналитический разбор научной и нормативной литературы по теме; - сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам; | |
Тема 5. Практика деятельности Конституционного суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации | - аналитический разбор научной и нормативной литературы по теме; - сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам; | |
Тема 6. Взаимоотношение Конституционного суда Российской Федерации и международного правосудия (Европейский суд по правам человека) | - аналитический разбор научной и нормативной литературы по теме; - сбор и обобщение материалов судебной практики, статистических данных по изучаемым вопросам; | |
Итого: |
Контроль самостоятельной работы обучающихся
Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется на лекциях, семинарских занятиях, экзамене.
Формы контроля:
- дискуссия при проведении проблемных лекций, лекций-конференций;
- контрольные вопросы для проведения экзамена;
- тестовый контроль;
- выступления на семинарских занятиях, конференциях, олимпиадах;
- проверка контрольных работ;
- проверка решения разноуровневых задач.
7. ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме контрольной работы; перечня дискуссионных вопросов для проведения круглых столов, тематических дискуссий; тестовых заданий; комплекта разноуровневых задач и заданий; тем рефератов, докладов и промежуточной аттестации в форме вопросов и заданий к экзамену (Структура и содержание фонда оценочных средств представлены в Приложении «Фонд оценочных средств» к рабочей программе дисциплины).
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Код компетенции | Этапы формирования компетенции | ||||
очная форма - на базе среднего общего образования | очная форма обучения (на базе среднего профессионального образования) | заочная форма обучения (на базе высшего образования) | заочная форма обучения (на базе: среднего профессионального образования) | заочная форма обучения (на базе: среднего общего образования) | |
ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-11, ПК-14 | 7 семестр | 5 семестр | начальный - 4 семестр, основной – 5 семестр | начальный - 4 семестр, основной – 5 семестр | начальный - 6 семестр, основной – 7 семестр |