Понятие, предмет, метод и система конституционного (государственного) права - отрасли российского права.

Вопросы к экзамену по курсу

«Конституционное (государственное) право России»

1. Понятие, предмет, метод и система конституционного (государственного) права - отрасли российского права.

2. Понятие, предмет, метод и система науки конституционного (государственного) права.

3. Источники российского конституционного (государственного) права, их система и виды.

4. Конституция: понятие, формы, виды.

5. Содержание конституции (основные конституционные институты).

6. Понятие: социальное содержание конституции.

7. Понятие: правовое содержание конституции.

8. Юридические свойства конституции.

9. Особенности конституционно-правовой нормы.

10. Понятия: нормы-правила, нормы-цели, нормы-определения.

11. Особенности принятия Конституции Российской Федерации.

12. Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие и содержание.

13. Конституционализм как явление мировой истории.

14. Конституционные принципы самоограничения власти в Российской Федерации.

15. Основные этапы конституционного развития России.

16. Россия - демократическое государство.

17. Россия - правовое государство.

18. Россия - республика, признающая принцип разделения властей.

19. Россия - социальное государство.

20. Россия - светское государство.

21. Россия – федеративное государство.

22. Конституционно-правовой статус СМИ в Российской Федерации.

23. Конституционно-правовой статус общественных объединений в России.

24. Конституционно-правовой статус конфессиональных объединений в России.

25. Конституционно-правовой статус политических партий в России.

26. Конституционно-правовой статус референдум в Российской Федерации.

27. Конституционно-правовой статус непосредственной демократии в Российской Федерации.

28. Конституционно-правовой статус человека в России: понятие и принципы.

29. Конституционно-правовой статус человека в Российской Федерации: понятие и принципы.

30. Личные (гражданские) права и свободы человека в Российской Федерации.

31. Политические права и свободы человека в Российской Федерации.

32. Социально-экономические права и свободы человека в Российской Федерации.

33. Культурные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

34. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека Российской Федерации.

35. Конституционные гарантии прав и свобод человека в Российской Федерации: понятие и виды.

36. Конституционно-правовые обязанности человека и гражданина в Российской Федерации

37. Российское гражданство: понятие, основания приобретения и прекращения.

38. Российское гражданство: порядок рассмотрения вопросов, связанных с гражданством.

39. Конституционно-правовой статус «чрезвычайного положения».

40. Конституционно-правовой статус «военного положения».

41. Принципы разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами.

42. Территория Российской Федерации и ее государственная граница.

43. Правовые основы и механизм реализации совместных полномочий Российской Федерации и ее субъектов.

44. Конституционно-правовой статус Ярославской области.

45. Избирательное право России.

46. Избирательная система России.

47. Конституционно - правовой статус Президента Российской Федерации; его место и роль в системе разделения властей.

48. Конституционно-правовые основы выборов Президента Российской Федерации.

49. Констттуционно-правовые основы исполнения полномочий Президентом Российской Федерации.

50. Правовой статус Администрации Президента Российской Федерации.

51. Конституционно-правовой статус Государственной Думы Российской Федерации.

52. Конституционно-правовые основы выборов в Государственную Думу Федерального Собрания российской Федерации.

53. Конституционно-правовой статус Совета Федерации Российской Федерации.

54. Конституционно-правовой статус члена парламента Российской Федерации.

55. Законодательный процесс в парламенте Российской Федерации.

56. Формы парламентского контроля.

57. Конституционно - правовой статус системы исполнительной власти Российской Федерации.

58. Конституционно - правовой статус Правительства Российской Федерации.

59. Судебная власть в Российской Федерации: принципы организации и деятельности.

60. Судебная система Российской Федерации.

61. Конституционно-правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации.

62. Конституционно-правовой статус судов общей юрисдикции.

63. Конституционно-правовой статус судей в Российской Федерации.

64. Конституционно-правовой статус прокуратуры в России.

65. Конституционные основы местного самоуправления в России.

66. Правовой статус местного самоуправления в Ярославской области.

67. Правовой статус органов представительной (законодательной) власти в Ярославской области.

68. Правовой статус органов исполнительной власти в Ярославской области.

69. Конституционные основы политической системы Российской Федерации.

70. Конституционные основы гражданского общества в Российской Федерации.

71. Понятие «мнимого» и реального конституционализма.

72. Исторические, социальные, политические и правовые проблемы реализации Конституции Российской Федерации.

73. Особенности конституционного строя Российской Федерации в современных условиях.

74. Конституционно-правовой статус института изменения Конституции Российской Федерации.

75. Конституционная система сдержек и противовесов государственной власти Российской Федерации.

76. Конституционно-правовой статус института референдума в Российской Федерации.

77. Правовой статус референдума Ярославской области.

78. Местный референдум: понятие и содержание ( на материалах Ярославской области)

Предмет и метод КП.

Главным критерием определения отраслей права явл-ся предмет и метод правового регулирования.

Предмет КП - совокупность опред. Обществ. Отношений, урегулирующих или объективно подлежащих регулированию конституционно-правовые нормы (КПН).

КПН явл-ся регулятивными в своем большинстве. Общественное отшение, ~ явл-ся предметом КП - это не части общественных отношений, ~ связаны с фундаментальными основаниями.

КП - это совокупность общих принципов всей правовой сис-мы страны и всех входящих в нее отраслей права. Предмет - круг общ. отношений, связанный с основами К. строя РФ; основами конституционно-правового статуса человека и гражданина РФ; с гос. устройством РФ, ее федеративной формой, субъективным составом, с К.и основами организации и функционирования гос. власти РФ в соответствии с принципами разделения властей, системой и правовым статусом фед. органов гос. власти; отношения, связанные с поправками и пересмотром К. РФ.

Метод КП - это метод конституц. регулирования нормами КП обществ. отношений. Метод обеспечивания наиб. юр. силой обеспечивает охрану прав и свобод личности, общ-ва и гос-ва.

Источники К пр

1) Федеральные законы, в соответствии с К принимаются ГосДумой проходят одобрение со стороны совета федерации, а так же подписываются и обнародуются президентом РФ. Исходя из положений К, круг вопросов регламентированный фед законами, определён в более чем 40 ст К РФ.

2) Помимо фед законов и фед К законов, К РФ определяет ещё один вид закона - закон РФ о поправке к К РФ.

Одним из основных источников К пр являются указы президента РФ. Данные акты носят подзаконный характер и в соответствии со ст 90 К РФ не должны противоречить К

1) РФ и законам.

Предмет КП как науки: т.к. это отраслевая наука, то она имеет своим предметом изучение КП как отрасли права, раскрывает его место в системе др. отраслей права, формирует его осн. понятия, ~ оперируют современным К. законодательством. Занимается исследованием конституционно-правовых норм, анализом их источников и анализом процессов, связанных с реализацией ПН. К предмету КП относят и конституционно-правовые отношения с их спецификой. Выявляет эффективность деятельности КПН, предлагает науч. рекомендации, связанные с дальнейшим развитием КП в целом и конституц. закон-ва. Также КП изучает практику гос мех.

Задачи КП как науки.

1) Научное обоснование формирования в России новой отрасли права как КП.

2) Второй блок проблем связан с понятием, формальным содержанием К..

3) КП как наука - это система взглядов, принципов, идей, представлений юридических, политологич., гос-воведч. знаний, выраженных через научные понятия и категории, дефиниции о КПН, и регулируемых ими обществ. отношениях, охватывающих основы организации современного российского общ-ва и гос-ва, принципы К. строя, основы правового положения личности, орг-ции и формы осуществления гос власти РФ.

Содержание конституции (основные конституционные институты).

Нормы К. права предопределяют содержание правовых норм других отраслей права, которые не могут противоре­чить К..

Зависимость иных отраслей права от норм К. права под­тверждается тем, что принятие новой К. обычно ведет к сменевсего законодательства.

К. право РФ образует строго определенную систему,со­стоящую из взаимосвязанных элементов. Основной элемент системы К. права РФ - правовой институт, то есть группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования.

Основные институты российского К. права:

• основы К. строя;

• основные права и свободы человека и гражданина;

• фед устройство;

• основы избирательного права;

институт Президента РФ;

законодательная власть;

исполнительная власть;

местное самоуправление;

судебная власть и прокуратура;

иные институты.

6. Понятие: социальное содержание конституции.

7. Понятие: правовое содержание конституции.

Социальное содержание конституции — это конкретизация ее социальной сущности. Оно богаче сущности, так как отражает необходимое (основы существующего строя, т.е. сущность) и случайное (несущественное, частные национально-специфические особенности отдельной страны). Конституции Японии и Индии одинаковы по своей социальной сущности — это конституции капиталистического общества, но конкретные социальные силы в этих странах, определяющие их развитие, неодинаковы (в первом случае — крупная буржуазия, во втором — национальная буржуазия). Одинаковы по своей сущности, но различны по социальному содержанию конституции США и Египта, Мексики и Пакистана, Бразилии и Канады и т.д. Это нашло свое выражение в указанных выше различиях нескольких видов конституций.

Иногда дается иная классификация зарубежных конституций по их социальному содержанию: либеральные, этатические и смешанные, этатически-либеральные. Эта классификация в какой-то мере смыкается с предыдущей: конституции демократических стран — либеральные, тоталитарных — этатические, характеризующиеся гипертрофированной ролью государства. В условиях переходных периодов нередки этатически-либеральные конституции.

Правовое, юридическое содержание конституции — это тот юридически значимый материал, из которого она состоит. Это нормы, закрепляющие основы общественного строя (формы собственности, организацию управления экономикой, например плановое или рыночное хозяйство, партийную систему и др.), государственного строя (форму правления форму устройства государства и др.), основные права граждан (праве собственности, право на труд, на свободу слова, неприкосновенность личности и др.). Наряду с принципиальными положениями конституция содержит нормы, в которых эти положения детализированы (например, о парламентских процедурах, о некоторых полномочиях местного само­управления). Правовое содержание конституции неодинаково в монархии Бельгии (она регулирует многие отношения, связанные с троном) и республике Франции, в демократической Японии и тоталитарной КНДР, в развитой Италии и африканской Ботсване.

Содержание свободы совести и свободы вероисповедания.

Свобода совести подразумевает возможность:

исповедовать ту или иную религию

нейтрально относиться к религии;

отрицать теологические основы возникновения мира и человека О есть быть атеистом).

Свобода вероисповедания:

• возможность исповедовать любую религию или быть атеистом;

• равенство религий;

• запрет дискриминации граждан в зависимости от исповедуемой им! религии.

Основы К. строя РФ закрепляют светский характер гос-ва.В России в отличие от теологических государств (например Ира­на) религия отделена от гос-ва:

образование в РФ носит светский характер;

религиозные организации не участвуют в выборах органов госвласти,

религиозная принадлежность не имеет юридического значения (не указы­вается в официальных документах) и является личным делом каждого.

Избирательное право России.

Избират. Право - Это сис-ма КПН, ~ опред-ют круг лиц, имеющих право избирать или быть избранными в органы гос. власти и органы местного самоуправления, участвующих в референдуме. А так же эта сис-ма норм, ~ опр-ет порядок орг-ции и проведения референдумов и выборов в РФ. Избират. право в субъективном смысле, выраж-ся в предоставлении каждому гражданина РФ возможности участия в выборов органов гос. власти и органов местного самоуправления, а также в голосовании на референдуме и включая в свое содержание два элемента:

1) Пассивное избират. право - право быть избранным на выборные должности.

2) Активное избират. право - право избирать в органы гос-ва и участвование в голосовании на референдуме.

Возрастной ценз активного и пассивного ИП существенно различ-ся (18 и 21- ГД, 35- президент). Два уровня избират. законодат. а) Фед. закон-во, касающееся выборов и референдумов на фед. уровне. Фед. закон-во, касающееся выборов и референдумов субъектов федерации. б) Закон-во субъектов, касающееся выборов и референдумов на уровне соответствующего субъекта и действующего на его терр-рии местного самоупр-я.

Избират. сист. - способ распределения депутатских мандатов = кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или др. управомоченных лиц. т.е. избират. система это установленный соотв. з-ми порядок определения результатов (итогов) голосования на выборах (мажоритарный, пропорциональный и смешанный - мажоритарно- пропорциональный.) В широком смысле избират. система это порядок организации и проведения выборов в органы гос. власти и местного самоупр., закрепленный и регулируемый нормами избират. права,

Основные принципы избирательного права и избирательной системы - это всеобщность, равенство и прямое избирательное право. К этим принципам иногда прибавляют тайное голосование.

Менее значимыми принципами считаются:

· принцип гласности;

· принцип проведения выборов избирательными комиссиями;

· территориальный принцип организации выборов (выборы проводятся по территориальным избирательным округам);

· принцип госго финансирования выборов (в РФ смешанное финансирование, [помимо финансов, которые дает кандидатам на предвыборную агитацию гос-во, они могут тратить собственные деньги или деньги фонда кандидата или партии], при допущении смешанного рефинансирования).

Краткая характеристика некоторых из принципов:

Принцип всеобщего избирательного права - в соответствии с ним в голосовании может участвовать все дееспособное население гос-ва с минимальными цензами.

Принцип равного избирательного права - все участвуют в выборах наравне с другими. Этому принципу противоречит раздельное финансирование выборов, т.к. при нем преимущество получает тот, у кого больше денег. Этот принцип нарушают также те, кто избирается с госй должности. Нередко лица в таком положении воздействуют на избирательную компанию, т.к. у них больше организационных возможностей (недавний пример, выборы президента РФ 96 года).

Принцип прямого избирательного права - это такое право, когда избиратели голосуют непосредственно за кандидата. Непрямое избирательное право многоступенчато (вышестоящие органы представительного характера формируются нижестоящими органами представительного характера). Например, так в годы советской власти формировались советы, сейчас так формируется Совет Федерации. Существуют и косвенные выборы, когда голосуют за выборщиков (напр, США).

Принцип тайного голосования - за волеизъявлением избирателей запрещается любой контроль. Нарушения это принципа могут быть самыми разными, например: предложение проголосовать за определенного кандидата за деньги, выпивку и т.д.; предложение плохо видящему человеку помочь в выборе кандидата в избирательном бюллетене и вместо желаемого кандидата ставится кандидат нужный “помощнику”; могут просто проставить карандашом на избирательных бюллетенях номер, при помощи которого будет легко определить, кто голосовал за того или иного кандидата, по избирательным спискам.

Конституционно-правовые основы выборов в Государственную Думу Федерального Собрания российской Федерации.

Гос Дума (ГД) ФС РФ: порядок образования, начало работы, внутренняя структура.

ГД - нижняя палата ФС РФ. В соотв. с ФЗ 09.06.1995 "О выборах депутатов ГД ФС РФ" и др. ФЗ. депутаты ГД избир-ся путем всеобщих, прямых, альтернативных выборов на 4 года. Депутатом ГД м.б. избран гражданин РФ, 21 года (Не м.б. избранны недееспособные и в местах лишения свободы). Выборы назнач-ся Президентом в указанный срок. Если не назначил в срок, то выборы провод-ся Центральной Избират. Комиссией. Избираются: 225 чел. по мажоритарн. принципу по одномандатным избирательным округам; др. 225 чел. избир-ся по единому избират. округу по пропорциональному признаку.

Начало работы (1-ое заседание): на 30-й день после избрания ГД - открывается старейшим по возрасту. Президент РФ м. созвать заседание ГД ранее этого срока. Г.Д. м. начать работу при наличии 2/3 ее состава.

Внутр. структура:

а) Председатель ГД

б) Заместители председателя

в) Комиссии (счетная, по контролю за электронной системой голосования, по Регламенту ГД)

г) Комитеты - 28 шт. (по труду и соц. политике, по аграрным вопросам, по обороне, по м/н делам)

д) Совет ГД

е) Депутатские объединения: фракции и депутатские группы.

Компетенция и акты ГД.

Компетенция ГД - совокупность полномочий, установленных К. Полномочия ГД не м. изменяться или дополняться, иначе как путем принятия ФКЗ.

1) группа полномочий - в сфере законодательства:

- законопроекты вносятся только в ГД

- депутаты ГД обладают правом законодат. инициативы

- ФКЗ считается принятым после одобрения его 2/3 голосов депутатов ГД.

2) группа полномочий:

- дача согласия Президенту по кандидатуре Председателя Привит-ва.

- решение вопроса о доверии Правительству РФ

- назначение (освобождение) должности Председателя ЦБ РФ

- назначение (освобождение) должности Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов

- назначение (освобождение) должности Уполномоченного по правам человека

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Акты ГД. ГД по вопросам ее ведения принимает такой вид юридического акта как постановление, ~ носит подзаконный характер. Порядок опубликования и вступления в силу актов ГД регулируется ФЗ от 25 мая 1994 г. №5.

Статус депутата ГД ФС РФ.

В соотв. с К. (ст. 97, 98) и ФЗ № 3 94г. "О статусе депутата ГД, СФ":

1) Депутат ГД не м.б. одновременно членом СФ.

2) Депутат ГД не м.б. депутатом иных представительных органов гос. власти и органов местного самоуправления.

3) Депутаты ГД работают на профессиональной постоянной основе.

4) Депутаты ГД не м. находиться на гос. службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

5) Депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не м.б. задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Ген. прокурора РФ соответствующей палатой ФС.

СФ выполняет 3 осн. задачи:

1) не позволяет нижн. палате принимать не до конца продуманные законы;

2) ограничивать злоупотребления исполнит. власти (в т.ч. и главы гос-ва);

3) обеспечивать интересы отдельных терр. или национально-терр. общностей.

Формирование СФ. В соотв. с К. РФ и ФЗ от № 192 95г. "О порядке формирования Совета Федерации РФ" в СФ входят в качестве его членов по два представителя от каждого из S-в РФ (главы законодат. и исполнит. органов гос. власти субъкта). Если в S двухпалатный законод. орган, то представитель в СФ определяется обеими палатами. По Закону формирование СФ происх. по должностному принципу - но скорее по смешанному, т.к. главы зак. и исп. органов S-в д.б. избраны гражданами S РФ (свободные, альтернативны., всеобщ., прямые выборы). А глава законод. органа гос. власти S РФ д.б. избран как депутат в данный орган, затем из депутатов - избран главой его. Сроков полномочий СФ (по К.) законодательству не имеет. Т.к. меняются только члены СФ (при новых выборах в S). Мандатная комиссия СФ признает полномочия новых членов СФ, освобождает прежних. При переизбрании членство в СФ продлевается.

Компетенция:

· право законодат. инициативы

· одобрение (неодобрение) принятых ГД ФЗ и ФКЗ.

· утверждение (не утверждение) указов Презид. РФ о введении военного (чрезвычайного) положения

· решение вопроса о возможности использования Вооруж. Сил РФ за пределами тер-рии РФ

· назначает выборы Презид. , принимает (отклоняет) решение об отрешении Презид. от должности

· назначает судей Конст. Суда, Верх. Суда, Высш. Арбитражного Суда РФ

· назначает (освобождает) Ген. Прокурора, утверждает изменения границ между S РФ.

Компетенция Правит-ва РФ.

Привит-во РФ - орган исп. власти общей компетенции.

Полномочия Привит-ва РФ:

1) разрабатывает и представляет ГД на утверждение проект фед. бюджета, обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении.

2) обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики.

3) обеспечение проведения в РФ единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

4) осуществление управления фед. собственностью.

5) обеспечение обороны страны, гос. безопасности, реализации внеш. политики РФ.

6) обеспе­чение прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью.

А также иные полномочия, возложенные Конституцией РФ, ФЗ, указами Президента РФ.

Компетенция Правит-ва РФ.

Привит-во РФ - орган исп. власти общей компетенции.

Полномочия Привит-ва РФ:

1) разрабатывает и представляет ГД на утверждение проект фед. бюджета, обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении.

2) обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики.

3) обеспечение проведения в РФ единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

4) осуществление управления фед. собственностью.

5) обеспечение обороны страны, гос. безопасности, реализации внеш. политики РФ.

6) обеспе­чение прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью.

А также иные полномочия, возложенные Конституцией РФ, ФЗ, указами Президента РФ.

Акты Привит-ва РФ.

Привит-во РФ издает в рамках своей компетенции два вида актов: постановления и распоряжения ~ носят подзаконный характер. Постановления и распоряжения издаются на основании и во исполнение К., ФЗ, нормативных указов Президента.

1) они обязательны к исполнению на всей территории РФ.

2) постановления носят нормативный характер, а распоряжения являются, актами по текущим вопросам.

3) Постановления и распоряжения Привит-ва РФ в случае их противоречия К. РФ, ФЗ или указам Президента РФ м.б. отменены Президентом.

4) Порядок опубликования и вступления в силу актов Привит-ва РФ регулируется Указом Президента от 23 мая 1996 г. № 763.

5) Акты Правит-ва РФ подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и собрании законодательства РФ в течение 10 после дня их подписания.

6) Акты Правит-ва РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус ФОИВ, а также организаций, вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

7) Иные акты Правит-ва РФ, в том числе акты, содержащие сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

8) В актах Привит-ва РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Вопросы к экзамену по курсу

«Конституционное (государственное) право России»

1. Понятие, предмет, метод и система конституционного (государственного) права - отрасли российского права.

2. Понятие, предмет, метод и система науки конституционного (государственного) права.

3. Источники российского конституционного (государственного) права, их система и виды.

4. Конституция: понятие, формы, виды.

5. Содержание конституции (основные конституционные институты).

6. Понятие: социальное содержание конституции.

7. Понятие: правовое содержание конституции.

8. Юридические свойства конституции.

9. Особенности конституционно-правовой нормы.

10. Понятия: нормы-правила, нормы-цели, нормы-определения.

11. Особенности принятия Конституции Российской Федерации.

12. Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие и содержание.

13. Конституционализм как явление мировой истории.

14. Конституционные принципы самоограничения власти в Российской Федерации.

15. Основные этапы конституционного развития России.

16. Россия - демократическое государство.

17. Россия - правовое государство.

18. Россия - республика, признающая принцип разделения властей.

19. Россия - социальное государство.

20. Россия - светское государство.

21. Россия – федеративное государство.

22. Конституционно-правовой статус СМИ в Российской Федерации.

23. Конституционно-правовой статус общественных объединений в России.

24. Конституционно-правовой статус конфессиональных объединений в России.

25. Конституционно-правовой статус политических партий в России.

26. Конституционно-правовой статус референдум в Российской Федерации.

27. Конституционно-правовой статус непосредственной демократии в Российской Федерации.

28. Конституционно-правовой статус человека в России: понятие и принципы.

29. Конституционно-правовой статус человека в Российской Федерации: понятие и принципы.

30. Личные (гражданские) права и свободы человека в Российской Федерации.

31. Политические права и свободы человека в Российской Федерации.

32. Социально-экономические права и свободы человека в Российской Федерации.

33. Культурные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

34. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека Российской Федерации.

35. Конституционные гарантии прав и свобод человека в Российской Федерации: понятие и виды.

36. Конституционно-правовые обязанности человека и гражданина в Российской Федерации

37. Российское гражданство: понятие, основания приобретения и прекращения.

38. Российское гражданство: порядок рассмотрения вопросов, связанных с гражданством.

39. Конституционно-правовой статус «чрезвычайного положения».

40. Конституционно-правовой статус «военного положения».

41. Принципы разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами.

42. Территория Российской Федерации и ее государственная граница.

43. Правовые основы и механизм реализации совместных полномочий Российской Федерации и ее субъектов.

44. Конституционно-правовой статус Ярославской области.

45. Избирательное право России.

46. Избирательная система России.

47. Конституционно - правовой статус Президента Российской Федерации; его место и роль в системе разделения властей.

48. Конституционно-правовые основы выборов Президента Российской Федерации.

49. Констттуционно-правовые основы исполнения полномочий Президентом Российской Федерации.

50. Правовой статус Администрации Президента Российской Федерации.

51. Конституционно-правовой статус Государственной Думы Российской Федерации.

52. Конституционно-правовые основы выборов в Государственную Думу Федерального Собрания российской Федерации.

53. Конституционно-правовой статус Совета Федерации Российской Федерации.

54. Конституционно-правовой статус члена парламента Российской Федерации.

55. Законодательный процесс в парламенте Российской Федерации.

56. Формы парламентского контроля.

57. Конституционно - правовой статус системы исполнительной власти Российской Федерации.

58. Конституционно - правовой статус Правительства Российской Федерации.

59. Судебная власть в Российской Федерации: принципы организации и деятельности.

60. Судебная система Российской Федерации.

61. Конституционно-правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации.

62. Конституционно-правовой статус судов общей юрисдикции.

63. Конституционно-правовой статус судей в Российской Федерации.

64. Конституционно-правовой статус прокуратуры в России.

65. Конституционные основы местного самоуправления в России.

66. Правовой статус местного самоуправления в Ярославской области.

67. Правовой статус органов представительной (законодательной) власти в Ярославской области.

68. Правовой статус органов исполнительной власти в Ярославской области.

69. Конституционные основы политической системы Российской Федерации.

70. Конституционные основы гражданского общества в Российской Федерации.

71. Понятие «мнимого» и реального конституционализма.

72. Исторические, социальные, политические и правовые проблемы реализации Конституции Российской Федерации.

73. Особенности конституционного строя Российской Федерации в современных условиях.

74. Конституционно-правовой статус института изменения Конституции Российской Федерации.

75. Конституционная система сдержек и противовесов государственной власти Российской Федерации.

76. Конституционно-правовой статус института референдума в Российской Федерации.

77. Правовой статус референдума Ярославской области.

78. Местный референдум: понятие и содержание ( на материалах Ярославской области)

Понятие, предмет, метод и система конституционного (государственного) права - отрасли российского права.

КП - ведущая отрасль российского права. Право это единство норм, оно подразделяется на различные отрасли: на основные и вторичные. Среди основных отраслей права КП занимает ведущую роль (это публичная отрасль права КП появилась только с появлением последней К. в СССР, КП не было, т.к. интереса к правам и свободам личности не было, не было интереса к построению гражданского общества.

Конституционно-правовое регулирование горазддо шире гос.-правового регулирования.

КП должно вырабатывать принципы устройства страны. КП в России появилось в результате демократич. реформ (конституц. реформа) 80-е годы. Человеку стали уделять больше внимания. Произошло признание м/н норм права. КП - это более высокий в демократическом, соц., политич. смыслах, степень развития права.

Нормы КП охватывают в своем регулировании наиболее важные, фундаментальные, общественные отношения, связанный с современным развитием и функционированием российского общества и гос-ва.

Нормы КП носят превичный учредительный хар-р. Они юридически первичны. С др. стороны, др. нормы тоже влияют на развитие КП. КП - центр юр. сис-мы. Главным источником КП явл-ся Конституция РФ. Конституция явл-ся также базовым источником и для др. отраслей, но не главным.

Предмет и метод КП.

Главным критерием определения отраслей права явл-ся предмет и метод правового регулирования.

Предмет КП - совокупность опред. Обществ. Отношений, урегулирующих или объективно подлежащих регулированию конституционно-правовые нормы (КПН).

КПН явл-ся регулятивными в своем большинстве. Общественное отшение, ~ явл-ся предметом КП - это не части общественных отношений, ~ связаны с фундаментальными основаниями.

КП - это совокупность общих принципов всей правовой сис-мы страны и всех входящих в нее отраслей права. Предмет - круг общ. отношений, связанный с основами К. строя РФ; основами конституционно-правового статуса человека и гражданина РФ; с гос. устройством РФ, ее федеративной формой, субъективным составом, с К.и основами организации и функционирования гос. власти РФ в соответствии с принципами разделения властей, системой и правовым статусом фед. органов гос. власти; отношения, связанные с поправками и пересмотром К. РФ.

Метод КП - это метод конституц. регулирования нормами КП обществ. отношений. Метод обеспечивания наиб. юр. силой обеспечивает охрану прав и свобод личности, общ-ва и гос-ва.

Наши рекомендации