Понятие, предмет, метод и система конституционного (государственного) права - отрасли российского права.
Вопросы к экзамену по курсу
«Конституционное (государственное) право России»
1. Понятие, предмет, метод и система конституционного (государственного) права - отрасли российского права.
2. Понятие, предмет, метод и система науки конституционного (государственного) права.
3. Источники российского конституционного (государственного) права, их система и виды.
4. Конституция: понятие, формы, виды.
5. Содержание конституции (основные конституционные институты).
6. Понятие: социальное содержание конституции.
7. Понятие: правовое содержание конституции.
8. Юридические свойства конституции.
9. Особенности конституционно-правовой нормы.
10. Понятия: нормы-правила, нормы-цели, нормы-определения.
11. Особенности принятия Конституции Российской Федерации.
12. Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие и содержание.
13. Конституционализм как явление мировой истории.
14. Конституционные принципы самоограничения власти в Российской Федерации.
15. Основные этапы конституционного развития России.
16. Россия - демократическое государство.
17. Россия - правовое государство.
18. Россия - республика, признающая принцип разделения властей.
19. Россия - социальное государство.
20. Россия - светское государство.
21. Россия – федеративное государство.
22. Конституционно-правовой статус СМИ в Российской Федерации.
23. Конституционно-правовой статус общественных объединений в России.
24. Конституционно-правовой статус конфессиональных объединений в России.
25. Конституционно-правовой статус политических партий в России.
26. Конституционно-правовой статус референдум в Российской Федерации.
27. Конституционно-правовой статус непосредственной демократии в Российской Федерации.
28. Конституционно-правовой статус человека в России: понятие и принципы.
29. Конституционно-правовой статус человека в Российской Федерации: понятие и принципы.
30. Личные (гражданские) права и свободы человека в Российской Федерации.
31. Политические права и свободы человека в Российской Федерации.
32. Социально-экономические права и свободы человека в Российской Федерации.
33. Культурные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
34. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека Российской Федерации.
35. Конституционные гарантии прав и свобод человека в Российской Федерации: понятие и виды.
36. Конституционно-правовые обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
37. Российское гражданство: понятие, основания приобретения и прекращения.
38. Российское гражданство: порядок рассмотрения вопросов, связанных с гражданством.
39. Конституционно-правовой статус «чрезвычайного положения».
40. Конституционно-правовой статус «военного положения».
41. Принципы разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами.
42. Территория Российской Федерации и ее государственная граница.
43. Правовые основы и механизм реализации совместных полномочий Российской Федерации и ее субъектов.
44. Конституционно-правовой статус Ярославской области.
45. Избирательное право России.
46. Избирательная система России.
47. Конституционно - правовой статус Президента Российской Федерации; его место и роль в системе разделения властей.
48. Конституционно-правовые основы выборов Президента Российской Федерации.
49. Констттуционно-правовые основы исполнения полномочий Президентом Российской Федерации.
50. Правовой статус Администрации Президента Российской Федерации.
51. Конституционно-правовой статус Государственной Думы Российской Федерации.
52. Конституционно-правовые основы выборов в Государственную Думу Федерального Собрания российской Федерации.
53. Конституционно-правовой статус Совета Федерации Российской Федерации.
54. Конституционно-правовой статус члена парламента Российской Федерации.
55. Законодательный процесс в парламенте Российской Федерации.
56. Формы парламентского контроля.
57. Конституционно - правовой статус системы исполнительной власти Российской Федерации.
58. Конституционно - правовой статус Правительства Российской Федерации.
59. Судебная власть в Российской Федерации: принципы организации и деятельности.
60. Судебная система Российской Федерации.
61. Конституционно-правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации.
62. Конституционно-правовой статус судов общей юрисдикции.
63. Конституционно-правовой статус судей в Российской Федерации.
64. Конституционно-правовой статус прокуратуры в России.
65. Конституционные основы местного самоуправления в России.
66. Правовой статус местного самоуправления в Ярославской области.
67. Правовой статус органов представительной (законодательной) власти в Ярославской области.
68. Правовой статус органов исполнительной власти в Ярославской области.
69. Конституционные основы политической системы Российской Федерации.
70. Конституционные основы гражданского общества в Российской Федерации.
71. Понятие «мнимого» и реального конституционализма.
72. Исторические, социальные, политические и правовые проблемы реализации Конституции Российской Федерации.
73. Особенности конституционного строя Российской Федерации в современных условиях.
74. Конституционно-правовой статус института изменения Конституции Российской Федерации.
75. Конституционная система сдержек и противовесов государственной власти Российской Федерации.
76. Конституционно-правовой статус института референдума в Российской Федерации.
77. Правовой статус референдума Ярославской области.
78. Местный референдум: понятие и содержание ( на материалах Ярославской области)
Предмет и метод КП.
Главным критерием определения отраслей права явл-ся предмет и метод правового регулирования.
Предмет КП - совокупность опред. Обществ. Отношений, урегулирующих или объективно подлежащих регулированию конституционно-правовые нормы (КПН).
КПН явл-ся регулятивными в своем большинстве. Общественное отшение, ~ явл-ся предметом КП - это не части общественных отношений, ~ связаны с фундаментальными основаниями.
КП - это совокупность общих принципов всей правовой сис-мы страны и всех входящих в нее отраслей права. Предмет - круг общ. отношений, связанный с основами К. строя РФ; основами конституционно-правового статуса человека и гражданина РФ; с гос. устройством РФ, ее федеративной формой, субъективным составом, с К.и основами организации и функционирования гос. власти РФ в соответствии с принципами разделения властей, системой и правовым статусом фед. органов гос. власти; отношения, связанные с поправками и пересмотром К. РФ.
Метод КП - это метод конституц. регулирования нормами КП обществ. отношений. Метод обеспечивания наиб. юр. силой обеспечивает охрану прав и свобод личности, общ-ва и гос-ва.
Источники К пр
1) Федеральные законы, в соответствии с К принимаются ГосДумой проходят одобрение со стороны совета федерации, а так же подписываются и обнародуются президентом РФ. Исходя из положений К, круг вопросов регламентированный фед законами, определён в более чем 40 ст К РФ.
2) Помимо фед законов и фед К законов, К РФ определяет ещё один вид закона - закон РФ о поправке к К РФ.
Одним из основных источников К пр являются указы президента РФ. Данные акты носят подзаконный характер и в соответствии со ст 90 К РФ не должны противоречить К
1) РФ и законам.
Предмет КП как науки: т.к. это отраслевая наука, то она имеет своим предметом изучение КП как отрасли права, раскрывает его место в системе др. отраслей права, формирует его осн. понятия, ~ оперируют современным К. законодательством. Занимается исследованием конституционно-правовых норм, анализом их источников и анализом процессов, связанных с реализацией ПН. К предмету КП относят и конституционно-правовые отношения с их спецификой. Выявляет эффективность деятельности КПН, предлагает науч. рекомендации, связанные с дальнейшим развитием КП в целом и конституц. закон-ва. Также КП изучает практику гос мех.
Задачи КП как науки.
1) Научное обоснование формирования в России новой отрасли права как КП.
2) Второй блок проблем связан с понятием, формальным содержанием К..
3) КП как наука - это система взглядов, принципов, идей, представлений юридических, политологич., гос-воведч. знаний, выраженных через научные понятия и категории, дефиниции о КПН, и регулируемых ими обществ. отношениях, охватывающих основы организации современного российского общ-ва и гос-ва, принципы К. строя, основы правового положения личности, орг-ции и формы осуществления гос власти РФ.
Содержание конституции (основные конституционные институты).
Нормы К. права предопределяют содержание правовых норм других отраслей права, которые не могут противоречить К..
Зависимость иных отраслей права от норм К. права подтверждается тем, что принятие новой К. обычно ведет к сменевсего законодательства.
К. право РФ образует строго определенную систему,состоящую из взаимосвязанных элементов. Основной элемент системы К. права РФ - правовой институт, то есть группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования.
Основные институты российского К. права:
• основы К. строя;
• основные права и свободы человека и гражданина;
• фед устройство;
• основы избирательного права;
институт Президента РФ;
законодательная власть;
исполнительная власть;
местное самоуправление;
судебная власть и прокуратура;
иные институты.
6. Понятие: социальное содержание конституции.
7. Понятие: правовое содержание конституции.
Социальное содержание конституции — это конкретизация ее социальной сущности. Оно богаче сущности, так как отражает необходимое (основы существующего строя, т.е. сущность) и случайное (несущественное, частные национально-специфические особенности отдельной страны). Конституции Японии и Индии одинаковы по своей социальной сущности — это конституции капиталистического общества, но конкретные социальные силы в этих странах, определяющие их развитие, неодинаковы (в первом случае — крупная буржуазия, во втором — национальная буржуазия). Одинаковы по своей сущности, но различны по социальному содержанию конституции США и Египта, Мексики и Пакистана, Бразилии и Канады и т.д. Это нашло свое выражение в указанных выше различиях нескольких видов конституций.
Иногда дается иная классификация зарубежных конституций по их социальному содержанию: либеральные, этатические и смешанные, этатически-либеральные. Эта классификация в какой-то мере смыкается с предыдущей: конституции демократических стран — либеральные, тоталитарных — этатические, характеризующиеся гипертрофированной ролью государства. В условиях переходных периодов нередки этатически-либеральные конституции.
Правовое, юридическое содержание конституции — это тот юридически значимый материал, из которого она состоит. Это нормы, закрепляющие основы общественного строя (формы собственности, организацию управления экономикой, например плановое или рыночное хозяйство, партийную систему и др.), государственного строя (форму правления форму устройства государства и др.), основные права граждан (праве собственности, право на труд, на свободу слова, неприкосновенность личности и др.). Наряду с принципиальными положениями конституция содержит нормы, в которых эти положения детализированы (например, о парламентских процедурах, о некоторых полномочиях местного самоуправления). Правовое содержание конституции неодинаково в монархии Бельгии (она регулирует многие отношения, связанные с троном) и республике Франции, в демократической Японии и тоталитарной КНДР, в развитой Италии и африканской Ботсване.
Содержание свободы совести и свободы вероисповедания.
Свобода совести подразумевает возможность:
исповедовать ту или иную религию
нейтрально относиться к религии;
отрицать теологические основы возникновения мира и человека О есть быть атеистом).
Свобода вероисповедания:
• возможность исповедовать любую религию или быть атеистом;
• равенство религий;
• запрет дискриминации граждан в зависимости от исповедуемой им! религии.
Основы К. строя РФ закрепляют светский характер гос-ва.В России в отличие от теологических государств (например Ирана) религия отделена от гос-ва:
образование в РФ носит светский характер;
религиозные организации не участвуют в выборах органов госвласти,
религиозная принадлежность не имеет юридического значения (не указывается в официальных документах) и является личным делом каждого.
Избирательное право России.
Избират. Право - Это сис-ма КПН, ~ опред-ют круг лиц, имеющих право избирать или быть избранными в органы гос. власти и органы местного самоуправления, участвующих в референдуме. А так же эта сис-ма норм, ~ опр-ет порядок орг-ции и проведения референдумов и выборов в РФ. Избират. право в субъективном смысле, выраж-ся в предоставлении каждому гражданина РФ возможности участия в выборов органов гос. власти и органов местного самоуправления, а также в голосовании на референдуме и включая в свое содержание два элемента:
1) Пассивное избират. право - право быть избранным на выборные должности.
2) Активное избират. право - право избирать в органы гос-ва и участвование в голосовании на референдуме.
Возрастной ценз активного и пассивного ИП существенно различ-ся (18 и 21- ГД, 35- президент). Два уровня избират. законодат. а) Фед. закон-во, касающееся выборов и референдумов на фед. уровне. Фед. закон-во, касающееся выборов и референдумов субъектов федерации. б) Закон-во субъектов, касающееся выборов и референдумов на уровне соответствующего субъекта и действующего на его терр-рии местного самоупр-я.
Избират. сист. - способ распределения депутатских мандатов = кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или др. управомоченных лиц. т.е. избират. система это установленный соотв. з-ми порядок определения результатов (итогов) голосования на выборах (мажоритарный, пропорциональный и смешанный - мажоритарно- пропорциональный.) В широком смысле избират. система это порядок организации и проведения выборов в органы гос. власти и местного самоупр., закрепленный и регулируемый нормами избират. права,
Основные принципы избирательного права и избирательной системы - это всеобщность, равенство и прямое избирательное право. К этим принципам иногда прибавляют тайное голосование.
Менее значимыми принципами считаются:
· принцип гласности;
· принцип проведения выборов избирательными комиссиями;
· территориальный принцип организации выборов (выборы проводятся по территориальным избирательным округам);
· принцип госго финансирования выборов (в РФ смешанное финансирование, [помимо финансов, которые дает кандидатам на предвыборную агитацию гос-во, они могут тратить собственные деньги или деньги фонда кандидата или партии], при допущении смешанного рефинансирования).
Краткая характеристика некоторых из принципов:
Принцип всеобщего избирательного права - в соответствии с ним в голосовании может участвовать все дееспособное население гос-ва с минимальными цензами.
Принцип равного избирательного права - все участвуют в выборах наравне с другими. Этому принципу противоречит раздельное финансирование выборов, т.к. при нем преимущество получает тот, у кого больше денег. Этот принцип нарушают также те, кто избирается с госй должности. Нередко лица в таком положении воздействуют на избирательную компанию, т.к. у них больше организационных возможностей (недавний пример, выборы президента РФ 96 года).
Принцип прямого избирательного права - это такое право, когда избиратели голосуют непосредственно за кандидата. Непрямое избирательное право многоступенчато (вышестоящие органы представительного характера формируются нижестоящими органами представительного характера). Например, так в годы советской власти формировались советы, сейчас так формируется Совет Федерации. Существуют и косвенные выборы, когда голосуют за выборщиков (напр, США).
Принцип тайного голосования - за волеизъявлением избирателей запрещается любой контроль. Нарушения это принципа могут быть самыми разными, например: предложение проголосовать за определенного кандидата за деньги, выпивку и т.д.; предложение плохо видящему человеку помочь в выборе кандидата в избирательном бюллетене и вместо желаемого кандидата ставится кандидат нужный “помощнику”; могут просто проставить карандашом на избирательных бюллетенях номер, при помощи которого будет легко определить, кто голосовал за того или иного кандидата, по избирательным спискам.
Конституционно-правовые основы выборов в Государственную Думу Федерального Собрания российской Федерации.
Гос Дума (ГД) ФС РФ: порядок образования, начало работы, внутренняя структура.
ГД - нижняя палата ФС РФ. В соотв. с ФЗ 09.06.1995 "О выборах депутатов ГД ФС РФ" и др. ФЗ. депутаты ГД избир-ся путем всеобщих, прямых, альтернативных выборов на 4 года. Депутатом ГД м.б. избран гражданин РФ, 21 года (Не м.б. избранны недееспособные и в местах лишения свободы). Выборы назнач-ся Президентом в указанный срок. Если не назначил в срок, то выборы провод-ся Центральной Избират. Комиссией. Избираются: 225 чел. по мажоритарн. принципу по одномандатным избирательным округам; др. 225 чел. избир-ся по единому избират. округу по пропорциональному признаку.
Начало работы (1-ое заседание): на 30-й день после избрания ГД - открывается старейшим по возрасту. Президент РФ м. созвать заседание ГД ранее этого срока. Г.Д. м. начать работу при наличии 2/3 ее состава.
Внутр. структура:
а) Председатель ГД
б) Заместители председателя
в) Комиссии (счетная, по контролю за электронной системой голосования, по Регламенту ГД)
г) Комитеты - 28 шт. (по труду и соц. политике, по аграрным вопросам, по обороне, по м/н делам)
д) Совет ГД
е) Депутатские объединения: фракции и депутатские группы.
Компетенция и акты ГД.
Компетенция ГД - совокупность полномочий, установленных К. Полномочия ГД не м. изменяться или дополняться, иначе как путем принятия ФКЗ.
1) группа полномочий - в сфере законодательства:
- законопроекты вносятся только в ГД
- депутаты ГД обладают правом законодат. инициативы
- ФКЗ считается принятым после одобрения его 2/3 голосов депутатов ГД.
2) группа полномочий:
- дача согласия Президенту по кандидатуре Председателя Привит-ва.
- решение вопроса о доверии Правительству РФ
- назначение (освобождение) должности Председателя ЦБ РФ
- назначение (освобождение) должности Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов
- назначение (освобождение) должности Уполномоченного по правам человека
- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
Акты ГД. ГД по вопросам ее ведения принимает такой вид юридического акта как постановление, ~ носит подзаконный характер. Порядок опубликования и вступления в силу актов ГД регулируется ФЗ от 25 мая 1994 г. №5.
Статус депутата ГД ФС РФ.
В соотв. с К. (ст. 97, 98) и ФЗ № 3 94г. "О статусе депутата ГД, СФ":
1) Депутат ГД не м.б. одновременно членом СФ.
2) Депутат ГД не м.б. депутатом иных представительных органов гос. власти и органов местного самоуправления.
3) Депутаты ГД работают на профессиональной постоянной основе.
4) Депутаты ГД не м. находиться на гос. службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
5) Депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не м.б. задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Ген. прокурора РФ соответствующей палатой ФС.
СФ выполняет 3 осн. задачи:
1) не позволяет нижн. палате принимать не до конца продуманные законы;
2) ограничивать злоупотребления исполнит. власти (в т.ч. и главы гос-ва);
3) обеспечивать интересы отдельных терр. или национально-терр. общностей.
Формирование СФ. В соотв. с К. РФ и ФЗ от № 192 95г. "О порядке формирования Совета Федерации РФ" в СФ входят в качестве его членов по два представителя от каждого из S-в РФ (главы законодат. и исполнит. органов гос. власти субъкта). Если в S двухпалатный законод. орган, то представитель в СФ определяется обеими палатами. По Закону формирование СФ происх. по должностному принципу - но скорее по смешанному, т.к. главы зак. и исп. органов S-в д.б. избраны гражданами S РФ (свободные, альтернативны., всеобщ., прямые выборы). А глава законод. органа гос. власти S РФ д.б. избран как депутат в данный орган, затем из депутатов - избран главой его. Сроков полномочий СФ (по К.) законодательству не имеет. Т.к. меняются только члены СФ (при новых выборах в S). Мандатная комиссия СФ признает полномочия новых членов СФ, освобождает прежних. При переизбрании членство в СФ продлевается.
Компетенция:
· право законодат. инициативы
· одобрение (неодобрение) принятых ГД ФЗ и ФКЗ.
· утверждение (не утверждение) указов Презид. РФ о введении военного (чрезвычайного) положения
· решение вопроса о возможности использования Вооруж. Сил РФ за пределами тер-рии РФ
· назначает выборы Презид. , принимает (отклоняет) решение об отрешении Презид. от должности
· назначает судей Конст. Суда, Верх. Суда, Высш. Арбитражного Суда РФ
· назначает (освобождает) Ген. Прокурора, утверждает изменения границ между S РФ.
Компетенция Правит-ва РФ.
Привит-во РФ - орган исп. власти общей компетенции.
Полномочия Привит-ва РФ:
1) разрабатывает и представляет ГД на утверждение проект фед. бюджета, обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении.
2) обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики.
3) обеспечение проведения в РФ единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
4) осуществление управления фед. собственностью.
5) обеспечение обороны страны, гос. безопасности, реализации внеш. политики РФ.
6) обеспечение прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью.
А также иные полномочия, возложенные Конституцией РФ, ФЗ, указами Президента РФ.
Компетенция Правит-ва РФ.
Привит-во РФ - орган исп. власти общей компетенции.
Полномочия Привит-ва РФ:
1) разрабатывает и представляет ГД на утверждение проект фед. бюджета, обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении.
2) обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики.
3) обеспечение проведения в РФ единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
4) осуществление управления фед. собственностью.
5) обеспечение обороны страны, гос. безопасности, реализации внеш. политики РФ.
6) обеспечение прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью.
А также иные полномочия, возложенные Конституцией РФ, ФЗ, указами Президента РФ.
Акты Привит-ва РФ.
Привит-во РФ издает в рамках своей компетенции два вида актов: постановления и распоряжения ~ носят подзаконный характер. Постановления и распоряжения издаются на основании и во исполнение К., ФЗ, нормативных указов Президента.
1) они обязательны к исполнению на всей территории РФ.
2) постановления носят нормативный характер, а распоряжения являются, актами по текущим вопросам.
3) Постановления и распоряжения Привит-ва РФ в случае их противоречия К. РФ, ФЗ или указам Президента РФ м.б. отменены Президентом.
4) Порядок опубликования и вступления в силу актов Привит-ва РФ регулируется Указом Президента от 23 мая 1996 г. № 763.
5) Акты Правит-ва РФ подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и собрании законодательства РФ в течение 10 после дня их подписания.
6) Акты Правит-ва РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус ФОИВ, а также организаций, вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.
7) Иные акты Правит-ва РФ, в том числе акты, содержащие сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
8) В актах Привит-ва РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу.
Вопросы к экзамену по курсу
«Конституционное (государственное) право России»
1. Понятие, предмет, метод и система конституционного (государственного) права - отрасли российского права.
2. Понятие, предмет, метод и система науки конституционного (государственного) права.
3. Источники российского конституционного (государственного) права, их система и виды.
4. Конституция: понятие, формы, виды.
5. Содержание конституции (основные конституционные институты).
6. Понятие: социальное содержание конституции.
7. Понятие: правовое содержание конституции.
8. Юридические свойства конституции.
9. Особенности конституционно-правовой нормы.
10. Понятия: нормы-правила, нормы-цели, нормы-определения.
11. Особенности принятия Конституции Российской Федерации.
12. Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие и содержание.
13. Конституционализм как явление мировой истории.
14. Конституционные принципы самоограничения власти в Российской Федерации.
15. Основные этапы конституционного развития России.
16. Россия - демократическое государство.
17. Россия - правовое государство.
18. Россия - республика, признающая принцип разделения властей.
19. Россия - социальное государство.
20. Россия - светское государство.
21. Россия – федеративное государство.
22. Конституционно-правовой статус СМИ в Российской Федерации.
23. Конституционно-правовой статус общественных объединений в России.
24. Конституционно-правовой статус конфессиональных объединений в России.
25. Конституционно-правовой статус политических партий в России.
26. Конституционно-правовой статус референдум в Российской Федерации.
27. Конституционно-правовой статус непосредственной демократии в Российской Федерации.
28. Конституционно-правовой статус человека в России: понятие и принципы.
29. Конституционно-правовой статус человека в Российской Федерации: понятие и принципы.
30. Личные (гражданские) права и свободы человека в Российской Федерации.
31. Политические права и свободы человека в Российской Федерации.
32. Социально-экономические права и свободы человека в Российской Федерации.
33. Культурные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
34. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека Российской Федерации.
35. Конституционные гарантии прав и свобод человека в Российской Федерации: понятие и виды.
36. Конституционно-правовые обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
37. Российское гражданство: понятие, основания приобретения и прекращения.
38. Российское гражданство: порядок рассмотрения вопросов, связанных с гражданством.
39. Конституционно-правовой статус «чрезвычайного положения».
40. Конституционно-правовой статус «военного положения».
41. Принципы разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами.
42. Территория Российской Федерации и ее государственная граница.
43. Правовые основы и механизм реализации совместных полномочий Российской Федерации и ее субъектов.
44. Конституционно-правовой статус Ярославской области.
45. Избирательное право России.
46. Избирательная система России.
47. Конституционно - правовой статус Президента Российской Федерации; его место и роль в системе разделения властей.
48. Конституционно-правовые основы выборов Президента Российской Федерации.
49. Констттуционно-правовые основы исполнения полномочий Президентом Российской Федерации.
50. Правовой статус Администрации Президента Российской Федерации.
51. Конституционно-правовой статус Государственной Думы Российской Федерации.
52. Конституционно-правовые основы выборов в Государственную Думу Федерального Собрания российской Федерации.
53. Конституционно-правовой статус Совета Федерации Российской Федерации.
54. Конституционно-правовой статус члена парламента Российской Федерации.
55. Законодательный процесс в парламенте Российской Федерации.
56. Формы парламентского контроля.
57. Конституционно - правовой статус системы исполнительной власти Российской Федерации.
58. Конституционно - правовой статус Правительства Российской Федерации.
59. Судебная власть в Российской Федерации: принципы организации и деятельности.
60. Судебная система Российской Федерации.
61. Конституционно-правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации.
62. Конституционно-правовой статус судов общей юрисдикции.
63. Конституционно-правовой статус судей в Российской Федерации.
64. Конституционно-правовой статус прокуратуры в России.
65. Конституционные основы местного самоуправления в России.
66. Правовой статус местного самоуправления в Ярославской области.
67. Правовой статус органов представительной (законодательной) власти в Ярославской области.
68. Правовой статус органов исполнительной власти в Ярославской области.
69. Конституционные основы политической системы Российской Федерации.
70. Конституционные основы гражданского общества в Российской Федерации.
71. Понятие «мнимого» и реального конституционализма.
72. Исторические, социальные, политические и правовые проблемы реализации Конституции Российской Федерации.
73. Особенности конституционного строя Российской Федерации в современных условиях.
74. Конституционно-правовой статус института изменения Конституции Российской Федерации.
75. Конституционная система сдержек и противовесов государственной власти Российской Федерации.
76. Конституционно-правовой статус института референдума в Российской Федерации.
77. Правовой статус референдума Ярославской области.
78. Местный референдум: понятие и содержание ( на материалах Ярославской области)
Понятие, предмет, метод и система конституционного (государственного) права - отрасли российского права.
КП - ведущая отрасль российского права. Право это единство норм, оно подразделяется на различные отрасли: на основные и вторичные. Среди основных отраслей права КП занимает ведущую роль (это публичная отрасль права КП появилась только с появлением последней К. в СССР, КП не было, т.к. интереса к правам и свободам личности не было, не было интереса к построению гражданского общества.
Конституционно-правовое регулирование горазддо шире гос.-правового регулирования.
КП должно вырабатывать принципы устройства страны. КП в России появилось в результате демократич. реформ (конституц. реформа) 80-е годы. Человеку стали уделять больше внимания. Произошло признание м/н норм права. КП - это более высокий в демократическом, соц., политич. смыслах, степень развития права.
Нормы КП охватывают в своем регулировании наиболее важные, фундаментальные, общественные отношения, связанный с современным развитием и функционированием российского общества и гос-ва.
Нормы КП носят превичный учредительный хар-р. Они юридически первичны. С др. стороны, др. нормы тоже влияют на развитие КП. КП - центр юр. сис-мы. Главным источником КП явл-ся Конституция РФ. Конституция явл-ся также базовым источником и для др. отраслей, но не главным.
Предмет и метод КП.
Главным критерием определения отраслей права явл-ся предмет и метод правового регулирования.
Предмет КП - совокупность опред. Обществ. Отношений, урегулирующих или объективно подлежащих регулированию конституционно-правовые нормы (КПН).
КПН явл-ся регулятивными в своем большинстве. Общественное отшение, ~ явл-ся предметом КП - это не части общественных отношений, ~ связаны с фундаментальными основаниями.
КП - это совокупность общих принципов всей правовой сис-мы страны и всех входящих в нее отраслей права. Предмет - круг общ. отношений, связанный с основами К. строя РФ; основами конституционно-правового статуса человека и гражданина РФ; с гос. устройством РФ, ее федеративной формой, субъективным составом, с К.и основами организации и функционирования гос. власти РФ в соответствии с принципами разделения властей, системой и правовым статусом фед. органов гос. власти; отношения, связанные с поправками и пересмотром К. РФ.
Метод КП - это метод конституц. регулирования нормами КП обществ. отношений. Метод обеспечивания наиб. юр. силой обеспечивает охрану прав и свобод личности, общ-ва и гос-ва.