Понятие и предмет конституционного права РФ как отрасли российского права

Понятие и предмет конституционного права РФ как отрасли российского права

Понятие конституционного права в современной юридической литературе обычно используется в трех значениях.

Во - первых, в основном значении – это отрасль права, занимающая ведущее место в национальной правовой системе. В этом значении конституционное право представляет систематизированную совокупность правовых норм, регулирующих определенные группы общественных отношений.

Во вторых, конституционное право как наука – это совокупность знаний, учений и теорий о возникновении, функционировании и развитии конституционного права как отрасли.

В третьих, это учебная дисциплина, то есть систематизированное изложение важнейших положений науки конституционного права в учебных целях.

Ведущая роль конституционного права проявляется в том, что оно охватывает регулированием общественные отношения во всех сферах жизнедеятельности. Основным источником конституционного права является конституция – основной закон государства и общества. Нормы конституционного права, обладающие высшей юридической силой, содержат базовые положения для других отраслей права.

В российской юридической науке существуют широкий и узкий подходы к определению предмета конституционного права. Так, Е.И. Козлова считает, что конституционное право регулирует базовые, основополагающие отношения в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизни общества.

В узком смысле конституционное право России представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих:

- основы конституционного строя (гл. 1);

- основы правового статуса человека и гражданина в РФ (гл. 2);

- государственное (федеративное) устройство России (гл. 3);

- основы организации и функционирования государственной власти в РФ (гл. 4 – 7);

- порядок внесения поправок и пересмотра Конституции РФ (гл. 9).

Конституционно-правовые отношения и их особенности

Конституционные правоотношения – это возникающие на основе норм конституционного права общественные связи, участники которых наделяются юридическими правами и несут обязанности

По сравнению с другими видами правоотношений они имеют свою специфику:

- возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права, т.е. эти отношения возникают в сферах взаимоотношений личности и государства, органов власти различных уровней;

- характеризуются своеобразным объектом. В качестве таковых выступают жизнь, свобода, достоинство человека, государственная власть, государственная территория, государственный суверенитет и др.

- им свойственен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других видов правоотношений (многонациональный народ РФ, коренные малочисленные народы, Российская Федерация, субъекты РФ, граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, специальные субъекты – Президент РФ, депутаты, судьи и т.д.);

- отличаются значительным разнообразием.

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды

Нормы конституционного права – это формально определенные, юридически обязательные правила поведения, установленные государством и регулирующие общественные отношения, входящие в предмет конституционного права

Конституционное право состоит из значительного числа правовых норм. Их отличают те же юридические признаки, что и остальные нормы, но нормы конституционного права обладают своей спецификой:

- регулируют наиболее важные общественные отношения и носят учредительный характер, так как устанавливают исходные правовые связи в обществе и государстве;

- они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида общественных отношений, участниками которых они являются;

- закрепляются в особых источниках: Конституции РФ, международных договорах РФ, ФКЗ, ФЗ, Конституциях (Уставах) субъектов РФ и т.д.

- эти нормы обладают высшей юридической силой во всей системе законодательства;

- имеют специфическую структуру: нередко только диспозицию, иногда гипотезу и диспозицию, и очень редко – санкцию;

- в конституционном праве значительно больше общерегулятивных норм, чем в других отраслях права (нормы-дефиниции, нормы-декларации, нормы-принципы, нормы-задачи, нормы-программы). Они предназначены не только для установления конкретных прав, но и для определения наиболее общих принципов правового регулирования.

Судебные решения.

Поскольку РФ является федеративным государством, необходимо различать:

I. Федеральные нормативные акты

- Конституция РФ;

- Законы РФ о поправках к Конституции РФ;

- Федеральные конституционные законы;

- Федеральные законы;

- Постановления Государственной Думы и Совета Федерации, принятые по вопросам ведения палат;

- Указы и распоряжения Президента РФ;

- Постановления Правительства РФ;

- Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Согласно заключительным положениям Конституции РФ «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории России до вступления в силу настоящей Конституции РФ, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ».

II. Нормативно-правовые акты субъектов РФ.

Они не должны противоречить федеральной Конституции, ФКЗ, ФЗ и иным нормативным правовым актам федерального значения, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 71 – 72 Конституции РФ). Это Конституции (Уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, указы (постановления) высших должностных лиц и т.д.

В соответствии с ч.4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права являются частью правовой системы РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то действует правило международного договора.

Источниками конституционного права являются также внутригосударственные договоры и соглашения. Сюда можно отнести Федеративный договор от 31 марта 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Договор носит конституционный характер и в настоящее время действует в части, не противоречащей Конституции РФ.

К источникам конституционного права относят также постановления и определения Конституционного Суда РФ, содержащие в себе положения нормативно-доктринального характера. Поскольку Конституционный Суд РФ наделен правом давать официальное толкование Конституции РФ, в его решениях нередко содержатся положения, разъясняющие и конкретизирующие ее нормы. Дальнейшее применение Конституции РФ, других законов без оценочных норм Конституционного суда РФ уже не возможно.

По юридической силе Постановления КС обязательны для всех субъектов права и действуют непосредственно. Акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом РФ неконституционными, утрачивают юридическую силу.

Конституция – это высший учредительный акт общества и государства, закрепляющий основы общественного и государственного устройства страны, систему ее государственных органов, основные начала их организации и деятельности, основы правового статуса человека и гражданина, и поэтому обладающий наивысшей юридической силой.

Термин "конституция" происходит от латинского "cnstitutio", что означает "установление, учреждение, устройство" и употребляется в двух основных значениях: конституция фактическая и конституция юридическая. Первая – это реально существующие в той или иной стране основы государственного и общественного строя. Вторая – особого рода юридический документ. Если фактическая и юридическая конституции совпадают, то конституцию страны можно назвать реальной, если нет – фиктивной. Но следует иметь в виду, что конституция всегда нормативно провозглашает не реальное, а должное состояние государства. Конституция является не отражением действительности, а образцом для нее.

В науке конституционного права принято различать конституции "писанные" и "неписанные". Под писанной конституцией обычно понимают единый кодифицированный правовой акт, устанавливающий важнейшие институты общественного и государственного строя страны, изложенные в определенной логической системе. Неписанная конституция – это, как правило, совокупность нескольких законов и конституционных обычаев. Первыми писанными конституциями считают конституцию США 1787 г., Конституцию Франции 1791 г. и Конституцию Польши 1791 г. Исключение составляют конституции Великобритании и Новой Зеландии, которые считаются неписанными (некодифицированными).

О сущности конституции, т.е. ее социально-политическом содержании, в науке существует ряд подходов:

1) формально-юридическое (нормативистское) направление имеет в своей основе юридический позитивизм. Согласно их представлениям конституция – это особого рода юридический документ, содержащий нормы и институты, обладающий специфическими свойствами по сравнению с иными законами государства.

2) естественно-правовая теория конституции. Конституция – это совокупность норм естественного права, которые принадлежат каждому от рождения и лишь гарантируются государством, а принятие конституции возможно только путем общественного договора.

3) марксистско-ленинская теория. В ее основе лежат две идеи: экономическая обусловленность конституции и классовый подход. Конституция любого государства – это продукт классовой борьбы, инструмент, с помощью которого экономически господствующий класс закрепляет свое политическое господство.

4) социально-генетическое направление. Сущность конституции состоит в легализации идеала правового государства, приоритета права над государством. Цель конституции – предупреждение монополизации власти.

Как отмечает проф. А.Н. Кокотов «Конституция является актом учредительным, закрепляющим наиболее фундаментальные устои общества и государства, его исходные принципы и институты». В законодательстве есть множество актов более объемных, чем Конституция, однако ни один из них не имеет такого масштабного предмета регулирования. Предмет конституционного регулирования – государство, власть, общество в целом. Отношения, учреждаемые другими нормативными актами, производны от отношений, учреждаемых Конституцией. Конституция должна быть направлена по преимуществу на сохранение сложившихся устоев общества, а текущее законодательство должно быть нацелено на необходимые для общества изменения в допускаемых Конституцией пределах.

Под концептуальными особенностями Конституции РФ 1993 г. понимают юридические, политические, идеологические и иные сущностные отличия Конституции РФ 1993 г. от прежних конституций, а также ее схожесть с конституциями демократических правовых государств

Во-первых, в отличие от прежних советских Конституций, в которых во главу угла ставилось государство, и этот институт был первичным по отношению ко всем иным институтам, в новой российской Конституции на первом месте стоит человек, его права и свободы, которые закрепляются как высшая ценность ( ст. 2).

Во-вторых, в Конституции РФ нет положений, указывающих на какую либо официальную государственную идеологию.

В-третьих, новая Конституция по-новому провозглашает форму государственного устройства России, которая является – федеративным государством, состоящим из равноправных субъектов. Конституция не предусматривает права выхода какого-либо из субъектов из ее состава.

В-четвертых, Конституция России закрепляет четкую систему разделения государственной власти, самостоятельность ветвей власти в пределах отведенных им полномочий (ст. 10).

В-пятых, Конституция РФ является законом прямого действия, а не политической декларацией.

В-шестых, впервые Конституция провозглашает примат права над государством, государственной властью, провозглашая Россию правовым демократическим государством.

В-седьмых, Конституция закрепляет Российское государство как социальное государство (ст. 7).

В-восьмых, Конституция РФ закрепляет примат международного права над внутренним законодательством.

В-девятых, Конституция РФ построена на теории естественных прав человека. Основные права и свободы человека не даруются государством, они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч.2 ст.17).

Функции Конституции РФ

Российского государства

В главе 1 Конституция характеризует РФ как суверенное, демократическое, правовое, федеративное, светское и социальное государство с республиканской формой правления. В ст. 3 Конституции РФ закрепляется, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть в следующих формах: непосредственно – через референдум или свободные выборы; через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Принципиальное значение для демократического режима имеет принцип разделения властей. В ст. 10 Конституции РФ отмечается, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В ч.1 ст. 1 Конституции Российская Федерация провозглашается правовым государством. Так характеризуется государство, которое в своей деятельности подчиняется праву и ставит главной целью своей деятельности обеспечение и защиту прав и свобод человека. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Все законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются. Конституция РФ также конкретизирует, что любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В ст. 13 Конституция устанавливает, что в РФ признается идеологическое многообразие, политический плюрализм. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Согласно ч.1.ст.1 Россия является федеративным государством, и данное положение затем находит развитие в ст. 5 Конституции РФ. Российская Федерация состоит из субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Все субъекты равноправны между собой, т.е. все они являются носителями государственной власти и по основным характеристикам не отличаются друг от друга. Республики являются государствами, имеют свою Конституцию и законодательство, другие субъекты – это государственно-территориальные образования, имеющие свои Уставы и законодательство. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты между собой равноправны.

В Постановлении от 14 июля 1997 г. Конституционный суд РФ указал, что равноправие диктует установление единых правил взаимоотношений федеральных органов власти со всеми субъектами федерации.

Ст. 7 Конституции провозглашает РФ социальным государством. Согласно Конституции социальное государство – это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст. 14 Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В качестве одной из основ конституционного строя Конституция РФ рассматривает местное самоуправление. Конституция определила местное самоуправление как одну из форм самостоятельного осуществления власти народом. В ст. 12 определены базовые принципы организации и функционирования местного самоуправления в России: а) местное самоуправление признается и гарантируется государством; б) местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; в) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Под КПС личности понимают всю совокупность прав, свобод и обязанностей, закрепленных за индивидом в Конституции и принятых в ее развитие нормативно-правовых актах, реализация и исполнение которых обеспечивается системой конституционных гарантий

Выделяют следующие составные элементы правового положения личности:

- гражданство. Только оно дает индивиду полный набор прав, свобод и обязанностей, предусмотренных законодательством России;

- конституционная правосубъектность или «общая правоспособность»;

- принципы правового положения личности;

- конституционные права и свободы человека и гражданина (занимают центральное место);

- юридические обязанности;

- юридические гарантии или предусмотренные Конституцией условия реализации прав и обязанностей личности.

Под правами человека в юридической науке понимают формально определенную, юридически гарантированную меру возможного поведения в государственно-организованном обществе. Они носят субъективный характер, т.е. индивид может пользоваться ими или нет по собственному усмотрению. Природа юридических прав выражается в возможности свободно избирать вариант, вид и меру своего поведения.

Субъективная юридическаясвобода нередко воспринимается как синоним субъективного юридического права. Но отождествлять эти два термина юридически неправильно. Если право определяет конкретную модель действия, предполагая определенный его результат, с указанием на конкретного субъекта как носителя права. Юридическая свобода предполагает более широкие возможности индивидуального выбора (свобода мысли и слова, свобода труда, свобода экономической деятельности и т.д.). Свобода, по сути, представляет собой право делать все, что не запрещено в рамках закона.

Разграничение понятий права и свободы имеет практический смысл. Если государство в своем основном Законе закрепило право, значит оно берет на себя ответственность за его обеспечение. В случае предоставления субъектам права свободы государство берет на себя функции контроля, чтобы эту свободу индивид не мог использовать во вред другим лицам и самому государству.

В юридической науке сложились два основных подхода к правам и свободам человека. Первый подход называется позитивным, а второй естественным правом. Сторонники юридического позитивизма считают: «если мы взглянем на права человека, то увидим, что нет ни одного, которого закон не мог ограничить или даже уничтожить» (Б.Н. Чичерин). Сторонники естественного права считают права человека естественными, поскольку они изначально присущи людям, а не потому, что они предоставлены государством.

Специфика этих прав в том, что они: во-первых – выступают в качестве основных ориентиров социально-экономической политики государства; во-вторых – подлежат конкретизации в отраслевом законодательстве; в-третьих – их реализация напрямую зависит от социально-экономических возможностей государства.

В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Право каждого быть субъектом частной собственности есть неотъемлемый элемент общего правового статуса. Статья 35 Конституции РФ гласит: «право частной собственности охраняется законом». Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Гарантия неприкосновенности права собственности: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В советский период существовало исключительное и неограниченное право государственной собственности на землю, обусловленное национализацией всей земли и изъятием ее из гражданского оборота. В соответствии с Конституцией РФ (ч.1 ст.36) граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Из буквального смысла части 1 статьи 36 следует, что иностранные граждане не имеют конституционного права частной собственности на землю.

По Конституции РФ труд свободен (ст. 37). Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, т.е. вправе сам решать, работать ему или не работать. Государство не вправе устанавливать меры юридической ответственности за «тунеядство, попрошайничество и ведение иного паразитического образа жизни».

Одной из гарантий свободы труда является запрет принудительного труда. Принудительным трудом, в соответствии со ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. считается не только откровенно рабский труд, но и любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Право каждого на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую занятости населения и бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве, переобучении, выплате пособий и материальной помощи.

В соответствии с Конституцией РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Конституция РФ устанавливает, что каждый имеет право на жилище и не может быть произвольно лишен жилища. В соответствии с ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ и другими федеральными законами. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. При этом, однако, следует учесть, что виды образования, перечисленные в ч. 2 ст. 43 Конституции РФ в соответствии с законом «Об образовании», граждане имеют право получить бесплатно лишь впервые.

В соответствии со ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Свобода творчества означает, что государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность. Педагогическая деятельность возможна как в качестве индивидуально-трудовой деятельности, так и в рамках образовательных учреждений. Свобода преподавания включает в себя право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся.

Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Права в сфере правосудия

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46).

Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (ст. 48).

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).

Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ч. 1 ст. 51).

Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47).

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 50) каждый осужденный за совершение преступления имеет право просить о помиловании или смягчении наказания.

Право помилования принадлежит Президенту РФ и вопросы помилования регулируются его указами. 8 декабря 2001 г. Президент подписал указ «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов РФ». Цель указа - совершенствование механизма реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по осуществлению помилования, обеспечения участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием.

Основными задачами комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации являются:

- предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;

- подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

- осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;

Состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят не менее 11 человек. Членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию. Не менее двух третей состава комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

Указом Президента от 28 декабря 2001 г. утверждено «Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации.

Помилование осуществляется путем издания указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

В Российской Федерации помилование применяется:

а) в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации;

б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

в) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

При этом помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;

б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;

г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;

д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;

е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих. Ходатайство о помиловании направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (далее именуется - комиссия) по месту жительства заявителя.

Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию, а также информирует о ходатайстве Федеральную службу исполнения наказаний.

Федеральная служба исполнения наказаний ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Администрацию Президента Российской Федерации сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы уголовно-исполнительной системы и направленных в соответствующие комиссии.

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования.

При рассмотрении ходатайства о помиловании высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или комиссия вправе запросить от администрации учреждения, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Указанные органы обязаны направить ответ на запрос высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или комиссии не позднее чем через 10 дней со дня получения запроса.

Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения. Об отклонении Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо по его поручению председателем комиссии.

В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Гарантии прав и свобод – это совокупность средств, способов и процедур, создающих условия, при которых личность может реально защищать и отстаивать на законном основании предусмотренные Конституцией РФ и актами текущего законодательства свои права и интересы

Все юридические гарантии принято делить на две большие группы: общие гарантии и судебные (конституционно-процессуальные) гарантии.

Основная часть норм-гарантий общего характера содержится в гл. 2 Конституции РФ и вытекают из природы, юридических свойств и общих положений Конституции. Согласно ч. 1 ст. 17 в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и действующей Конституцией РФ.

К числу общих гарантий можно отнести следующие:

1) Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17);

2) Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими (ст. 18);

3) Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч.2 ст. 19);

4) Запрет на применение любых нормативно-правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15);

5) Запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 53);

6) Обеспечение государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45), т.е. защиты, осуществляемой законными средствами всеми органами государственной власти;

7) Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это допускается Конституцией РФ (ч. 3 ст. 55) и другие гарантии.

К особой группе юридических гарантий прав человека и гражданина относятся судебные гарантии, применяемые при осуществлении гражданского, административного, уголовного и конституционного судопроизводства, в число которых входят:

1) Равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19);

Наши рекомендации