Президент как глава государства
Слово «президент» – латинского происхождения и буквально означает «сидящий впереди». Президентом в Древнем Риме именовали первоприсутствующего в Сенате. Впервые президентом глава государства официально был наречен в Соединенных Штатах Америки.
Реальное положение президента в государственной иерархии определяется конкретной формой правления. Подлинным главой государства президент выступает в республике президентской и полупрезидентской, в республике же парламентарной президент обладает лишь номинальной властью.
И все же именно президент выступает официальным главой и в парламентарной республике, так сказать, «первым гражданином». В отличие от премьера, он является фигурой постоянной, надпартийной, олицетворяющей единство и стабильность государственного режима. Не имея реальной власти, он обладает высоким конституционным статусом, позволяющим ему влиять на государственную политику. В реальных государственных делах премьер, безусловно, считается с позицией президента.
В ряде стран президент имеет официального заместителя, традиционно именуемого вице-президентом. Число вице-президентов неодинаково. В США, например, один вице-президент, в Гайане есть первый вице-президент и просто вице-президент. В Азербайджане вице-президентом является жена президента Ильхама Алиева, который ее и назначил своим заместителем.
Вице-президент замещает президента при невозможности исполнения им своих полномочий и заступает место президента при досрочной президентской вакансии, вызванной смертью президента, самоотставкой, принудительной отставкой, недееспособностью.
В тех странах, где отсутствует должность вице-президента, место президента при невозможности исполнения им своих полномочий занимает чаще всего спикер одной из палат парламента (Франция) или премьер-министр (Украина).
В отличие от монарха, должность президента является срочной, при этом срок пребывания президента в должности имеет широкую амплитуду: в США – 4 года, во Франции – 5 лет, в Италии – 7 лет. В истории существовали и пожизненные президенты: Иосиф Броз Тито в социалистической Югославии, Ким Ир Сен в Северной Корее, Сапармурад Ниязов в Туркменистане, что расходилось с республиканским образом государственного правления.
К соискателю президентского звания предъявляются повышенные квалификационные требования (цензы), учитывающие величину занимаемой должности. Президент должен обладать гражданством данного государства, иногда даже природным гражданством (США, Грузия, Белоруссия), т. е. быть гражданином по рождению, а не натурализованным.
В ряде стран для кандидата в президенты устанавливается ценз оседлости, т. е. срок постоянного и непрерывного проживания в стране: в США – 14 лет, в Казахстане – 15 лет.
В отдельных странах существует этнический ценз, в Туркменистане президентом может быть только этнический туркмен, а в Монголии – лишь коренной монгол в трех поколениях.
Образовательный ценз существует в Азербайджане, Турции, требующий от соискателя президентского звания наличия высшего образования.
Религиозный ценз существует в странах теократического типа. В Иране президент согласно конституции должен избираться из числа религиозно-политических деятелей.
Ценз возрастной у президентов гораздо выше, нежели у парламентариев. Самый распространенный минимальный возраст президента в мире – 35 лет, но есть и более высокие возрастные категории: в ФРГ, Греции – 40 лет, в Монголии – 45 лет, в Италии – 50 лет.
Должность президента формируется в зависимости от формы государственного правления.
В большинстве президентских и полупрезидентских республиках президент избирается путем всеобщих и прямых выборов, при этом применяется жесткая мажоритарная формула, требующая для избрания абсолютного большинства голосов избирателей, что на практике обычно приводит ко второму туру голосования, в котором участвуют только два кандидата, опередившие в голосах своих конкурентов.
В некоторых странах сохраняются косвенные президентские выборы (Соединенные Штаты Америки), при которых глава государства избирается выборщиками, составляющими ограниченную часть электората.
В США выборщики (электоры) избираются гражданами каждого штата и федерального округа Колумбия в количестве, равном числу представителей штата в обеих палатах американского Конгресса; от федерального округа избираются 3 выборщика. Всего, таким образом, подлежат избранию 538 выборщиков.
Выборщики избираются по партийным спискам, выставляемым партиями, участвующими в выборах, по мажоритарной системе относительного большинства. Партия, чей список собирает наибольшее число голосов избирателей штата, приобретает всех выборщиков, остальные голоса пропадают. Эта система иначе именуется «все или ничего».
Выборщики избираются в точно назначенный день, в первый вторник после первого понедельника ноября високосного года. Эта дата в США считается днем президентских выборов, что является юридически некорректным, поскольку в этот день избирается не президент, а только выборщики, которым еще предстоит избрать президента. Но к исходу этого дня практически становится известным имя нового хозяина Белого дома, поскольку выборщики традиционно отдают свои голоса кандидату той партии, по списку которой они избирались.
Собственно президентские выборы, т. е. голосование самих выборщиков, проходят в первый понедельник после второй среды декабря того же года. Итоги голосования направляются председателю Сената и оглашаются им на объединенном заседании палат Конгресса 3 января года, следующего за президентскими выборами.
Наряду с президентом выборщики отдельно голосуют за кандидата в вице-президенты, который должен обладать той же квалификацией, что и кандидат в президенты, при этом кандидаты в президенты и вице-президенты не должны проживать в одном штате.
Для избрания президентом необходимо набрать более половины голосов выборщиков, а именно 270.
Если ни один кандидат в президенты и вице-президенты не наберет абсолютного большинства голосов выборщиков, то применяется экстраординарная процедура, при которой выборы переносятся в Конгресс. В этом случае выборы президента осуществляет Палата представителей из числа трех кандидатов, получивших наибольшее число голосов, для избрания необходимо получить большинство голосов штатов, каждый из которых пользуется одним голосом. Вице-президент в аналогичной ситуации избирается Сенатом из двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов.
Соединенные Штаты первыми в мире использовали институт праймериз (от англ. primaries – первичные), представляющий собой тип внутрипартийного голосования, при котором кандидаты на выборные должности отбираются на первичных партийных собраниях. Цель такого отборочного тура – выявление наиболее конкурентоспособных кандидатов, пользующихся преобладающей партийной поддержкой. По результатам праймериз направляются делегаты на партийные съезды, утверждающие кандидатов на выборные должности. Процедура считается демократичной, поскольку кандидаты отбираются не кулуарными путем, а посредством широкого участия партийных масс. Праймериз усиливают внутрипартийную конкуренцию, способствуют привлечению к активной партийной жизни рядовых членов партии.
В республиках парламентарных глава государства обычно избирается парламентским способом либо близким к парламентскому. Так, в Италии президент страны избирается на совместном заседании палат парламента с участием представителей регионов. В Федеративной Республике Германии федеральный президент избирается федеральным собранием, состоящим из равного числа депутатов нижней палаты парламента (Бундестага) и представителей земель, избранных земельными парламентами.
В демократических странах должность президента подлежит регулярной ротации, при этом, как правило, вводится лимит на пребывание в должности одного лица, равный в среднем двум срокам. В США, например, согласно конституции никто не может более двух раз избираться президентом Соединенных Штатов.
Существуют страны, в которых президентский мандат невозобновляем, т. е. президент не переизбирается. Так, соответственно Конституции Гондураса президент не может быть переизбран на следующий срок. Если президент добивается такого переизбрания, народ имеет право на восстание.
Имеются в то же время страны, в которых отсутствует лимит пребывания в президентской должности одного лица (Белоруссия, Зимбабве), что представляется недемократичным.
Конституция Казахстана устанавливает запрет избираться президентом более двух раз подряд, но делает исключение для первого президента страны Нурсултана Назарбаева, который, таким образом, может президентствовать бессрочно.
Компетенция президента соответствует его положению главы государства, он облечен обширными полномочиями, позволяющими эффективно управлять государством. К ведению президента традиционно относится: промульгация законов, включая право вето; назначение парламентских выборов; созыв парламентских сессий; роспуск парламента; назначение премьер-министра и министров; предоставление гражданства и политического убежища; подписание международных договоров; аккредитация дипломатических представителей; награждение государственными отличиями; помилование осужденных; введение исключительного положения; руководство вооруженными силами.
В отличие от монарха, президент является лицом юридически ответственным. В силу обладания им неприкосновенностью президент несет ответственность в виде отрешения от занимаемой должности, получившего название «импичмент» (от англ. impeachment – обвинение, привлечение к суду).
В большинстве зарубежных стран привлечение президента к ответственности носит факультативный характер, формулируется как право, но не обязанность соответствующих органов.
Основаниями отрешения главы государства от должности чаще всего выступают государственная измена, совершение иного тяжкого преступления (США), нарушение конституции и законов (Германия).
Выделяются три модели импичмента главы государства в зарубежных странах.
Парламентская модель:президент отрешается от должности парламентом. В двухпалатном парламенте процедура импичмента разделена между палатами таким образом, что обвинение предъявляется обычно нижней палатой парламента, а решение об отрешении от должности выносится палатой верхней, менее политизированной.
Парламентско-судебная модель:обвинение главе государства предъявляется парламентом, а решение о смещении с должности принимается высшими судебными органами общей или конституционной юрисдикции (Франция, Италия, Германия).
В Германии каждая палата парламента двумя третями голосов может возбудить перед Федеральным конституционным судом обвинение против федерального президента в умышленном нарушении конституции или федерального закона. Если Федеральный конституционный суд установит, что федеральный президент виновен в инкриминируемых ему деяниях, он может объявить его лишенным должности.
Парламентско-плебисцитарная модель:обвинение против главы государства выдвигается парламентом, а само решение об отрешении от должности принимает электорат на референдуме (Австрия, Словакия, Исландия). Согласно Конституции Исландии президент слагает свои полномочия досрочно, если это будет одобрено большинством голосов на референдуме, проведенном согласно резолюции, принятой тремя четвертями членов Альтинга.
Импичмент – редкая форма президентской ответственности, что соответствует исключительности этой меры наказания. В Европе импичмент имел место лишь однажды, в отношении президента Литвы Роландаса Паксаса, который в 2004 г. был отрешен от должности литовским сеймом.
В США дважды выдвигалось обвинение против президентов, однако отрешение ни в одном случае не состоялось. В 1867 г. в Сенате не хватило одного голоса для отрешения от должности президента Эндрю Джонсона. В 1999 г. Сенат отклонил обвинение против президента Била Клинтона, который обвинялся в лжесвидетельствовании и воспрепятствовании правосудию.
При рассмотрении дела по обвинению президента в Сенате во избежание столкнования интересов председательствует не вице-президент, который является лицом заинтересованным, поскольку при положительном решении вопроса он займет президентское кресло, а так называемый главный судья, т. е. председатель Верховного суда, но без права голоса.