Тема 2. Конституционное правосудие как высшая форма конституционного контроля в правовом государстве
Конституционное правосудие
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс 4
Семестр в зависимости от формы обучения
Срок освоения ООП по форме обучения 4 года
Квалификация выпускника бакалавр
Москва, 2015
Составитель: Кряжкова Ольга Николаевна, к.ю.н., доцент
_______________ «__» ________ 201__г.
подпись
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки (специальности) 40.03.01 Юриспруденция.
Программа обсуждена на заседании кафедры конституционного права имени Н.В. Витрука (протокол № 2 от 20 октября 2015 г.).
Зав. кафедрой: Сафонов В.Е., д.ю.н., профессор
(ФИО, учёная степень, учёное звание)
_______________ «__» ________ 20__г.
подпись
Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом ___________ протокол № ______ «__» ________ 20___г.
© Российский государственный университет правосудия, 2015
© Кряжкова О.Н., 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. | Цели освоения дисциплины …………………………………….. | |
2. | Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) ………………………………………………... | 5 |
3. | Требования к результатам освоения дисциплины …………... | |
4. | Объём дисциплины и виды учебной работы …………………. | |
5. | Содержание дисциплины ………………………………………... | |
6. | Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины …………………………………………………………………... | 77 |
7. | Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины …………………………………………………………… | 86 |
8. | Материально-техническое обеспечение дисциплины ………. |
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая цель освоения дисциплины «Конституционное правосудие» – получение углублённых знаний и навыков в области правового регулирования организации судебного конституционного контроля, а также деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, необходимых для успешной профессиональной работы и для продолжения обучения в магистратуре.
Конкретные цели освоения дисциплины:
1. Формирование системы знаний, позволяющих сознавать значение судебного конституционного контроля в правовом государстве.
2. Создание основы:
- для реализации решений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной и других видах профессиональной деятельности бакалавра;
- для приведения в действие механизма конституционного правосудия как правового инструмента защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения, соответственно, верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации – на всей территории Российской Федерации, конституции (устава) субъекта Российской Федерации – на его территории.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (ООП)
Дисциплина «Конституционное правосудие» относится к вариативной части профессионального цикла ООП.
Для её изучения необходимо освоение содержания дисциплин «Теория государства и права», «Конституционное право», «Гражданский процесс».
Студент должен
знать:
- в чём специфика такого источника права как конституция, в том числе особенности содержания и юридические свойства Конституции Российской Федерации;
- что представляют собой охрана и защита конституции;
- какое место в российской судебной системе занимают Конституционный Суд Российской Федерации, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;
- принципы и основополагающие правила судебного процесса;
уметь:
- анализировать нормативные правовые акты, судебные акты и прочую правовую информацию;
- принимать решения и совершать юридические действия в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законами;
владеть навыками:
- поиска и систематизации правовой информации;
- подготовки обращения в суд.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Конституционное правосудие» обеспечивает формирование следующих компетенций:
№ п/п | Код | Компетенция | Формы и методы обучения |
1. | ОК-1 | Обладание достаточным уровнем профессионального правосознания | Лекции, семинары, контрольная работа[1], курсовая работа[2], самостоятельная работа Анализ конкретных ситуаций Кейс-метод |
2. | ОК-2 | Способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | Лекции, семинары, контрольная работа, курсовая работа, самостоятельная работа Анализ конкретных ситуаций Кейс-метод Работа в малых группах Презентации |
3. | ОК-3 | Способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения | Лекции, семинары, контрольная работа, курсовая работа, самостоятельная работа Анализ конкретных ситуаций Кейс-метод Работа в малых группах Мозговой штурм |
4. | ОК-4 | Способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь | Лекции, семинары, контрольная работа, курсовая работа, самостоятельная работа Анализ конкретных ситуаций Кейс-метод Работа в малых группах Мозговой штурм Презентации |
5. | ОК-6 | Уважительное отношение к праву и закону | Лекции, семинары, контрольная работа, курсовая работа, самостоятельная работа Анализ конкретных ситуаций Кейс-метод Работа в малых группах |
6. | ОК-7 | Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства | Лекции, семинары, контрольная работа, курсовая работа, самостоятельная работа Анализ конкретных ситуаций Кейс-метод |
7. | ОК-8 | Способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач | Лекции, семинары, контрольная работа, курсовая работа, самостоятельная работа Анализ конкретных ситуаций Кейс-метод |
8. | ОК-9 | Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы | Лекции, семинары, контрольная работа, курсовая работа, самостоятельная работа Анализ конкретных ситуаций Кейс-метод |
9. | ПК-1 | Способность участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности | Лекции, семинары, контрольная работа, курсовая работа, самостоятельная работа Работа в малых группах Мозговой штурм |
10. | ПК-2 | Способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | Лекции, семинары, контрольная работа, курсовая работа, самостоятельная работа Анализ конкретных ситуаций Кейс-метод Работа в малых группах Мозговой штурм Презентации |
11. | ПК-3 | Способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права | Лекции, семинары, контрольная работа, курсовая работа, самостоятельная работа Анализ конкретных ситуаций Кейс-метод |
12. | ПК-4 | Способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом | Лекции, семинары, контрольная работа, курсовая работа, самостоятельная работа Анализ конкретных ситуаций Работа в малых группах Кейс-метод |
13. | ПК-5 | Способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | Лекции, семинары, контрольная работа, курсовая работа, самостоятельная работа Анализ конкретных ситуаций Работа в малых группах Кейс-метод |
14. | ПК-6 | Способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства | Лекции, семинары, контрольная работа, курсовая работа, самостоятельная работа Анализ конкретных ситуаций Кейс-метод |
15. | ПК-7 | Владение навыками подготовки юридических документов | Лекции, семинары, контрольная работа, курсовая работа, самостоятельная работа Работа в малых группах Кейс-метод |
16. | ПК-9 | Способность защищать права и свободы человека и гражданина | Лекции, семинары, контрольная работа, курсовая работа, самостоятельная работа Кейс-метод |
17. | ПК-14 | Готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов | Лекции, семинары, контрольная работа, курсовая работа, самостоятельная работа Работа в малых группах |
18. | ПК-15 | Способность толковать различные правовые акты | Лекции, семинары, контрольная работа, курсовая работа, самостоятельная работа Анализ конкретных ситуаций Кейс-метод Работа в малых группах |
19. | ПК-16 | Способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности | Лекции, семинары, контрольная работа, курсовая работа, самостоятельная работа Анализ конкретных ситуаций Работа в малых группах |
20. | ПК-17 | Способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне | Лекции, семинары, контрольная работа, курсовая работа, самостоятельная работа Анализ конкретных ситуаций Кейс-метод Работа в малых группах Мозговой штурм Презентации |
Студент в результате освоения программы дисциплины должен
знать:
- историю возникновения судебного конституционного контроля, его современное состояния в мире и в России;
- содержание действующего законодательства об организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации;
- юридические свойства решений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, обусловленные правовой природой судебного конституционного контроля и закреплённые нормативно;
- порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, требования, предъявляемые к данному обращению;
- этапы движения дела в Конституционном Суде Российской Федерации;
- основы юридического представительства в органах конституционного правосудия России;
- правила исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации;
уметь:
- работать с решениями и правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, пользоваться ими для выполнения нормотворческих и правоприменительных задач, а также для целей защиты прав и свобод граждан и их объединений;
- определять наличие формальных и содержательных требований, предъявляемым к обращениям в Конституционный Суд Российской Федерации в конкретных ситуациях (в первую очередь к жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан и к запросу суда);
- давать юридические консультации по вопросам обращения в Конституционный Суд Российской Федерации;
владеть:
- специальным терминологическим аппаратом конституционного правосудия;
- навыком поиска, отбора и систематизации практики Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации по заданным вопросам;
- навыком составления судебных документов в рамках конституционного судопроизводства;
- навыком критического анализа, оценки и поиска путей совершенствования действующего законодательства об организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации
ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество зачётных единиц и часов по формам обучения | ||||||
Очная | Очная на базе СПО | Очно-заочная на базе СПО | Заочная | Заочная на базе ВПО | Заочная На базе СПО | Заочная ГВД на базе СПО | |
Зачётные единицы – общая трудоёмкость | 4 з.е. – 144 ч. | 4 з.е. – 144 ч.. | 4 з.е. – 144 ч. | 4 з.е. – 144 ч. | 4 з.е. – 144 ч. | 4 з.е. – 144 ч. | 4 з.е. – 144 ч. |
Всего аудиторных занятий, из них: | 56 ч. | 42 ч. | 32ч. | 10 ч. | 12 ч. | 12 ч. | 12 ч. |
лекции | 28 ч. | 14 ч. | 8ч. | 2 ч. | 2 ч. | 4ч. | 4ч. |
семинары | 28 ч. | 28 ч. | 24ч. | 8 ч. | 10 ч. | 8 ч. | 8 ч. |
Контрольная работа | - | - | - | ||||
Курсовая работа | - | - | - | ||||
Самостоятельная работа | 88 ч. | 102 ч. | 112 ч. | 134 ч | 132 ч. | 132 ч. | 132 ч. |
Переаттестация | - | - | - | - | - | - | - |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Текст рабочей программы
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Тема 1. Конституционное правосудие как отрасль права, наука и учебная дисциплина
Понятие конституционного правосудия.
Конституционное правосудие как самостоятельная отрасль публичного права. Научная дискуссия о его месте в системе российского права.
Конституционное правосудие как единство материального и процессуального права. Конституционное правосудие Российской Федерации и конституционное (уставное) правосудие субъектов Российской Федерации.
Источники конституционного правосудия Российской Федерации. Источники конституционного (уставного) правосудия субъектов Российской Федерации.
Наука конституционного правосудия, её предмет и методология. Основные этапы формирования науки конституционного правосудия за рубежом и в России.
Конституционное правосудие как учебная дисциплина, её значение для современных юристов.
Тема 16. Производство по делу о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления
Полномочие Конституционного Суда.
Объект разбирательства по делу.
Субъект обращения.
Допустимость запроса.
Пределы проверки.
Заключение по делу и его правовые последствия.
Семинарские занятия
№ темы дисциплины | Тематика семинарских занятий | Технология проведения | Трудоёмкость в часах |
Конституционное правосудие как высшая форма конституционного контроля в правовом государстве | Анализ конкретных ситуаций в целях установления специфики судебного конституционного контроля по сравнению с иными способами охраны и защиты конституции, моделей судебного конституционного контроля, его видов | Очная форма обучения – 2; Очная форма обучения на базе СПО – 4; Очно-заочная форма – 2; на остальных формах обучения не проводится | |
4, 5 | Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации. Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации | Анализ конкретных ситуаций в целях отграничения Конституционного Суда Российской Федерации от иных инструментов судебной защиты | Очная форма обучения – 2; Очная форма обучения на базе СПО – 4; Очно-заочная форма – 4; Заочная форма - 2 на остальных формах обучения не проводится |
Решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации | Кейс-метод, призванный помочь разобраться с видами и типами актов Конституционного Суда Российской Федерации, их юридическими свойствами и правовыми последствиями для правотворчества и правоприменения | 2 (на всех формах обучения); Очно-заочная форма – 4; | |
Правовой статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации | Работа в малых группах, направленная на уяснение особенностей правового положения судьи Конституционного Суда Российской Федерации | Очная форма обучения – 2; Очная форма обучения на базе СПО – 2; на остальных формах обучения не проводится | |
Конституционное судопроизводство – самостоятельный вид судопроизводства | Мозговой штурм, с помощью которого выявляются особенные черты конституционного судопроизводства | Очная форма обучения – 4; Очно-заочная форма – 2; на остальных формах обучения – 2 | |
Стадии конституционного судебного процесса | Работа в малых группах, задача – проследить путь конкретного дела, рассмотренного Конституционным Судом Российской Федерации (от фактического обстоятельства, приведшего к обращению, до восстановления прав заявителя и изменения нормативно-правового регулирования) | Очная форма обучения – 4; Очно-заочная форма – 2; Заочная форма обучения ГВД на базе СПО - 2 на заочной форме обучения не проводится; на остальных формах обучения – 2 | |
Производство по делам по спорам о компетенции | Анализ конкретных ситуаций, с помощью которых изучается данная категория дел (самая сложная для восприятия) | Очная форма обучения – 2; Очная форма обучения на базе СПО – 2; на остальных формах обучения не проводится | |
Производство по делам о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан | Кейс-метод; инсценируется обращение с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации | Очная форма обучения – 4; Очно-заочная форма обучения – 4; на остальных формах обучения - 2 | |
Производство по делам о конституционности законов по запросам судов | Анализ конкретных ситуаций в малых группах; разбор конкретных запросов судов, отвергнутых Конституционным Судом Российской Федерации по различным основаниям в целях «обучения на ошибках» | На заочной, заочной ГВД и заочной на базе СПО не проводится; на остальных формах обучения – 2 | |
Производство по делам о толковании Конституции Российской Федерации | Анализ конкретных ситуаций с целью установления разницы между нормативным и казуальным толкованием Конституции Российской Федерации, между различными способами толкования Конституции Российской Федерации | Очная форма обучения – 2; на остальных формах обучения не проводится | |
Правовой статус конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации | Студенты готовят презентации о конкретных конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации по заранее обозначенному кругу вопросов и представляют их на семинаре | Очная форма обучения – 2; Очная форма обучения на базе СПО - 4, Очно-заочная форма - 2 на остальных формах обучения не проводится | |
Конституционное (уставное) судопроизводство в субъектах Российской Федерации | |||
ИТОГО | Очная форма обучения – 28; Очная форма обучения на базе СПО – 28; Очно-заочная форма обучения на базе СПО – 24; Заочная форма обучения – 8; Заочная форма обучения на базе ВПО – 12; Заочная форма обучения ГВД – 8; Заочная форма обучения ГВД на базе СПО – 8 |
Самостоятельная работа
5.4.1. Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины
№ темы дисциплины | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Количество часов по формам обучения | ||||||
Очная | Очная на базе СПО | Очно-заочная на базе СПО | Заочная | Заочная на базе ВПО | Заочная ГВД | Заочная ГВД на базе СПО | ||
1. Понятие конституционного правосудия. 2. Конституционное правосудие в системе отраслей российского права. Предмет и метод правового регулирования, структура конституционного правосудия. 3. Источники конституционного правосудия. 4. Наука конституционного правосудия. | ||||||||
1. Конституционное правосудие и гарантии верховенства конституции в правовом государстве. 2. Соотношение конституционного правосудия и конституционного контроля. Конституционный контроль в механизме охраны и защиты конституции. 3. Общий и специализированный, судебный и квазисудебный, обязательный и факультативный, предварительный и последующий, абстрактный и конкретный и иные виды конституционного контроля. 4. Модели судебного конституционного контроля в мировой практике. 5. История возникновения судебного конституционного контроля в мире. | ||||||||
1. Исторические этапы становления конституционного правосудия в Российской Федерации. 2. Конституционный контроль (надзор) в советское время. 3. Учреждение и образование Конституционного Суда в России, периоды его деятельности. 4. Этапы становления конституционного (уставного) правосудия в субъектах Российской Федерации. | ||||||||
1. Понятие и структурные элементы правового статуса Конституционного Суда. 2. Место Конституционного Суда в системе органов государственной власти, в системе судебных органов. 3. Правосубъектность Конституционного Суда. 4. Состав и внутренняя структура Конституционного Суда. 5. Основные принципы правового статуса Конституционного Суда. 6. Гарантии правового статуса Конституционного Суда. | ||||||||
1. Понятие компетенции Конституционного Суда. Цель, задачи и функции данного органа. 2. Полномочия Конституционного Суда, их виды, нормативно-правовое регулирование и содержание. 3. Разграничение полномочий Конституционного Суда и иных судов в области нормоконтроля. | ||||||||
1. Понятие, виды и типы решений Конституционного Суда. 2. Юридические свойства и правовые последствия решений Конституционного Суда. 3. Понятие и виды правовых позиций Конституционного Суда. 4. Юридические свойства и правовые последствия правовых позиций Конституционного Суда. | ||||||||
1. Понятие и структурные элементы правового статуса судьи Конституционного Суда. Виды правового статуса судьи Конституционного Суда. 2. Правосубъектность судьи Конституционного Суда. Основания и порядок наделения его полномочиями. Основания и порядок прекращения его полномочий. 3. Основные принципы правового статуса судьи Конституционного Суда. Гарантии правового статуса судьи Конституционного Суда. 4. Основные права и обязанности судьи Конституционного Суда. Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда. 5. Ответственность судьи Конституционного Суда. | ||||||||
1. Понятие и особенности правового регулирования конституционного судопроизводства. 2. Стороны и другие участники конституционного судопроизводства, особенности их процессуального статуса. 3. Принципы конституционного судопроизводства, их виды и содержание. 4. Юридическое представительство в конституционном судопроизводстве. 5. Доказывание и доказательства в конституционном судопроизводстве. 6. Процессуальные сроки в конституционном судопроизводстве. 7. Судебные расходы в конституционном судопроизводстве. | ||||||||
1. Понятие стадии конституционного судебного процесса. Стадии устного (полного) и письменного (усечённого) производства. 2. Внесение обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. 3. Предварительное рассмотрение обращения Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) Конституционного Суда Российской Федерации. 4. Заседание Конституционного Суда Российской Федерации по решению вопроса о принятии обращения к рассмотрению. Назначение дела к слушанию (к производству без слушания) и подготовка к судебному разбирательству. 5. Судебное разбирательство в порядке слушания дела. Судебное разбирательство без слушания. 6. Совещание, голосование и принятие итогового решения. Провозглашение, вступление в силу и опубликование итогового решения. 7. Исполнение итогового решения Конституционного Суда Российской Федерации. | ||||||||
1. Особенности полномочия Конституционного Суда по рас-смотрению дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними. 2. Объект разбирательства по делу. 3. Субъекты права на обращение. 4. Допустимость запроса. 5. Пределы проверки. 6. Итоговое решение по делу и его правовые последствия. | ||||||||
1. Особенности полномочия Конституционного Суда по рас-смотрению дел о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. 2. Объект разбирательства по делу. 3. Субъекты обращения. 4. Допустимость запроса. 5. Пределы проверки. 6. Итоговое решение по делу и его правовые последствия. | ||||||||
1. Особенности полномочия Конституционного Суда по рассмотрению дел по спорам о компетенции. 2. Объект разбирательства по делу. 3. Субъекты права на обращение. 4. Допустимость ходатайства. 5. Пределы проверки. 6. Итоговое решение по делу и его правовые последствия. | ||||||||
1. Особенности полномочия Конституционного Суда по рассмотрению дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. 2. Объект разбирательства по делу. 3. Субъекты права на обращение. 4. Допустимость жалобы. 5. Пределы проверки. 6. Итоговое решение по делу и его правовые последствия. | ||||||||
1. Особенности полномочия Конституционного Суда по рассмотрению дел о конституционности законов по запросам судов. 2. Объект разбирательства по делу. 3. Субъекты обращения с запросом. 4. Допустимость запроса. 5. Пределы проверки. 6. Итоговое решение по делу и его правовые последствия. | ||||||||
1. Особенности полномочия Конституционного Суда по рассмотрению дел о толковании Конституции Российской Федерации. 2. Субъекты обращения с запросом. 3. Объект разбирательства. 4. Допустимость запроса. 5. Пределы разбирательства. 6. Итоговое решение по делу и его юридические последствия. | ||||||||
1. Особенности полномочия Конституционного Суда по рас-смотрению дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. 2. Объект разбирательства по делу. 3. Субъект обращения. 4. Допустимость запроса. 5. Пределы проверки. 6. Заключение по делу и его правовые последствия. | ||||||||
1. Особенности полномочий Конституционного Суда по рас-смотрению дел, связанных с реализацией инициативы проведения референдума Российской Федерации. 2. Объекты разбирательства по делу. 3. Субъекты обращения. 4. Допустимость запросов. 5. Пределы проверки. 6. Решения по делам и их правовые последствия. | ||||||||
1. Понятие, структурные элементы и особенности регулирования правового статуса конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Место конституционных (уставных) судов в системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в системе судебных органов. 2. Правосубъектность конституционных (уставных) судов. Их состав и внутренняя структура. Особенности наделения полномочиями и прекращения полномочий судей конституционных (уставных) судов. 3. Основные принципы правового статуса конституционных (уставных) судов. Гарантии правового статуса конституционных (уставных) судов. 4. Компетенция конституционных (уставных) судов. 5. Решения и правовые позиции конституционных (уставных) судов: понятие, виды, юридические свойства и правовые последствия. | ||||||||
1. Понятие и особенности правового регулирования конституционного (уставного) судопроизводства. 2. Стороны и иные участники конституционного (уставного) судопроизводства. Юридическое представительство в конституционном (уставном) судопроизводстве. 3. Принципы конституционного (уставного) судопроизводства. 4. Доказывание и доказательства в конституционном (уставном) судопроизводстве. 5. Процессуальные сроки и судебные расходы в конституционном (уставном) судопроизводстве. 6. Стадии конституционного (уставного) судебного процесса. 7. Особенности рассмотрения дел в отдельных видах производства в конституционных (уставных) судах. | ||||||||
Итого |
5.4.2. Формы самостоятельной работы
№ темы дисциплины | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Количество часов по формам обучения | ||||||
Очная | Очная на базе СПО | Очно-заочная на базе СПО | Заочная | Заочная на базе ВПО | Заочная ГВД | Заочная ГВД на базе СПО | ||
Осмысление и уяснение материала лекции (в зависимости от формы обучения). Работа с учебной и научной литературой. | ||||||||
Осмысление и уяснение материала лекции (в зависимости от формы обучения). Работа с учебной и научной литературой. Работа со справочно-правовыми системами, рекомендованными Интернет-ресурсами. | ||||||||
Самостоятельная работа с учебной и научной литературой, справочно-правовыми системами, рекомендованными Интернет-ресурсами. | ||||||||
Осмысление и уяснение материала лекции. Работа с учебной и научной литературой. Работа с нормативными правовыми актами. Работа со справочно-правовыми системами, рекомендованными Интернет-ресурсами. | ||||||||
Осмысление и уяснение материала лекции. Работа с учебной и научной литературой. Работа с нормативными правовыми актами. Работа со справочно-правовыми системами, рекомендованными Интернет-ресурсами. | ||||||||
Осмысление и уяснение материала лекции (в зависимости от формы обучения). Работа с учебной и научной литературой. Работа с нормативными правовыми актами, судебной практикой. Работа со справочно-правовыми системами, рекомендованными Интернет-ресурсами. Подготовка судебного документа (зявление в суд о пересмотре дела в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации) | ||||||||
Осмысление и уяснение материала лекции. Работа с учебной и научной литературой. Работа с нормативными правовыми актами. Работа со справочно-правовыми системами, рекомендованными Интернет-ресурсами. | ||||||||
Осмысление и уяснение материала лекции (в зависимости от формы обучения). Работа с учебной и научной литературой. Работа с нормативными правовыми актами, судебной практикой. Работа со справочно-правовыми системами, рекомендованными Интернет-ресурсами. Подготовка судебного документа (отзыв органа государственной власти на жалобу в Конституционный Суд Российской Федерации) | ||||||||
Осмысление и уяснение материала лекции (в зависимости от формы обучения). Работа с учебной и научной литературой. Работа с нормативными правовыми актами, судебной практикой. Работа со справочно-правовыми системами, рекомендованными Интернет-ресурсами. Подготовка судебного документа (уведомление Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации) | ||||||||
Самостоятельная работа с учебной и научной литературой, нормативными правовыми актами, судебной практикой, справочно-правовыми системами, рекомендованными Интернет-ресурсами. | ||||||||
Самостоятельная работа с учебной и научной литературой, нормативными правовыми актами, судебной практикой, справочно-правовыми системами, рекомендованными Интернет-ресурсами. | ||||||||
Осмысление и уяснение материала лекции (в зависимости от формы обучения). Работа с учебной и научной литературой. Работа с нормативными правовыми актами, судебной практикой. Работа со справочно-правовыми системами, рекомендованными Интернет-ресурсами. | ||||||||
Осмысление и уяснение материала лекции (в зависимости от формы обучения). Работа с учебной и научной литературой. Работа с нормативными правовыми актами, судебной практикой. Работа со справочно-правовыми системами, рекомендованными Интернет-ресурсами. Подготовка судебного документа (жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации) | ||||||||
Осмысление и уяснение материала лекции (в зависимости от формы о |