Модуль 1. Понятия семейного права, семейных и супружеских правоотношений
Модуль 1. Понятия семейного права, семейных и супружеских правоотношений
Тема 1. Понятие, предмет и метод семейного права
Сущность и основные понятия семейного права. Понятие, предмет, принципы и метод правового регулирования. Соотношение семейного и гражданского права. Источники семейного права.
Вопросы для практической работы
1. Понятия и предмет семейного права.
2. Принципы семейного права.
3. Метод регулирования семейно-правовых отношений.
4. Соотношение семейного и гражданского права.
5. Структура и источники семейного права.
6. Аналогия закона и аналогия права при применении семейного законодательства.
7. Действие семейного законодательства по кругу лиц, во времени и в пространстве.
Контрольные вопросы для самостоятельного изучения
1. Дайте определение семейного права. Какие отношения регулируются семейным правом? В чем их особенности?
2. Назовите основные задачи семейного права.
3. В чем состоит специфика метода регулирования семейно-правовых отношений?
4. Дайте понятие семьи в социологическом и юридическом смысле. Какие функции выполняет семья в обществе?
5. Что вы понимаете под принципами семейного права? Назовите их и раскройте содержание.
6. В каких отраслях законодательства РФ, кроме семейного, закреплен принцип защиты семьи, материнства, отцовства и детства?
Задача 1
Глава администрации Курской области своим распоряжением снизил до 14 лет возраст лиц, вступающих в брак, а также утвердил Положение об устройстве детей в приемные семьи на территории области, предусматривающее положение о том, что создание приемной семьи оформляется решением главы администрации области и число детей в приемной семье не ограничено.
Прокурор области внес протест на эти решения, посчитав их противоречащими требованиям закона.
Обоснован ли протест прокурора? В каких случаях и в какой форме субъекты РФ вправе регулировать семейные отношения?
Задача 2
В марте 1996 года в юридическую консультацию обратился гражданин Перов. Он рассказал, что вступил в брак с А. Амоновой в 1992 г. В начале совместной жизни супруг был доволен своей супругой: она была хорошей хозяйкой, внимательной и заботливой матерью. Но затем жена, по мнению Перова, очень изменилась, а именно стала меньше уделять внимания семье, не проявляла интереса к детям, мало времени проводила дома.
Перов попросил разъяснить, может ли он правовыми средствами заставить жену исправиться, чтобы она стала такой же, как в первый год брака. В остальном у него претензий к ней нет и поэтому расторгать брак Перов не желает.
Какой ответ в данной ситуации можно было бы дать Перову? Какие отношения регулируются семейным законодательством?
Задача 3
В течение длительного времени Т. Солдатова посещала собрания религиозной секты. Муж Т. Солдатовой стал замечать, что жена приобщает их дочь, Надю, к деятельности секты. Выражалось это в том, что Т. Солдатова заставляла дочь ходить на собрания секты, участвовать в религиозных обрядах, по несколько часов молиться. Кроме того, Т. Кораблева считала, что учеба в школе ничего не дает Наде и запретила ей посещать занятия. Обеспокоенный такой ситуацией, муж Т. Солдатовой обратился за консультацией со следующими вопросами:
Какие права дочери Нади нарушаются ее матерью и возможно ли привлечь ее к ответственности? Какими государственными органами осуществляется защита семейных прав? В компетенцию какого органа входит защита права ребенка на образование?
Тема 2.
Семейные правоотношения
Семейные правоотношения. Правоспособность и дееспособность в семейном праве. Меры защиты и ответственности в семейном праве.
Вопросы для практической работы
1. Семья и семейные правоотношения.
2. Возникновение и изменение семейных правоотношений.
3. Виды семейных правоотношений. Правоспособность и дееспособность в семейном праве.
4. Структура семейных правоотношений(Субъекты семейных правоотношений. Объекты семейных правоотношений. Содержание семейных правоотношений. Юридические факты.)
5. Понятие и значение родства и свойства. Сроки в семейном праве.
6. Осуществление и защита семейных прав.
7. Прекращение семейных правоотношений.
8. Ответственность в семейном праве.
Контрольные вопросы для самостоятельного изучения
1. Дайте понятие семейных правоотношений. Охарактеризуйте их структуру.
2. Какие виды семейных правоотношений вы можете назвать?
3. Какие юридические факты вызывают возникновение, изменение или прекращение семейных правоотношений?
4. Все ли семейные отношения урегулированы нормами права, т. е. являются правоотношениями? Какие отношения между членами семьи находятся вне сферы воздействия семейного законодательства?
5. Кто может являться субъектом семейных правоотношений? Каковы особенности семейных правоотношений?
6. Что такое родство и свойство? В чем заключается их юридическое значение?
7. Назовите санкции (меры воздействия), применяемые к участникам семейных правоотношений за несоблюдение семейно-правовых норм.
Тема 3.
Брак
Правовое регулирование заключения брака. Основания и порядок признания брака недействительным. Правовые последствия признания брака недействительным. Порядок и правовые последствия прекращения брака.
Вопросы для практической работы
1. Понятие брака по семейному праву.
2. Условия заключения брака. Препятствия к заключению брака.
3. Порядок заключения брака. Государственная регистрация заключения брака.
4. Недействительность брака.
5. Фиктивный брак.
6. Понятие, основания и порядок прекращения брака.
7. Расторжение брака в органах загса
8. Расторжение брака в судебном порядке
9. Правовые последствия прекращения брака.
10. Восстановление брака.
Контрольные вопросы для самостоятельного изучения
1. Сформулируйте понятие брака по семейному праву и выделите его юридические признаки.
2. Имеет ли юридическую силу брак, заключенный по религиозным обрядам?
3. Назовите условия заключения брака.
4. В чем состоит юридическое содержание взаимного согласия лиц, вступающих в брак?
5. Какой брачный возраст установлен законодательством? Укажите основания и юридические последствия его снижения.
6.. Допустимо ли заключение брака между братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными?
9. Расскажите об основаниях и порядке медицинского обследования лиц, вступающих в брак.
10. Назовите основания, необходимые для признания брака недействительным.
11. Что следует понимать под фиктивным браком?
Задача 1
В орган загса обратились гражданин Котов и гражданка Синицина с заявлением о заключении брака между ними. Они просили зарегистрировать брак на следующий день после подачи заявления, так как Синицина беременна и через несколько дней должна рожать. Кроме того, Котова призывают на службу в вооруженные силы, о чем сообщено ему в повестке. Документы (повестка и медицинская справка о сроке беременности Синициной) были предоставлены сотруднице органа ЗАГСА.
Задача 2
Филин А. и Антонова С. подали заявление о регистрации заключения брака по месту жительства Антоновой С. в орган ЗАГСА Кировского района г. Томска. Однако работники органа ЗАГСа отказались принимать заявление о регистрации брака, поскольку Филин А. зарегистрирован по месту жительства в г. Омске. Работники органа ЗАГСа объяснили, что для регистрации заключения брака Филин А. необходима постоянная или временная регистрация по месту пребывания в г. Томске. Однако Филин А. возразил, что гражданин РФ имеет право заключить брак на территории РФ в любом органе ЗАГСа.
Задача 3
А. Васин и Г. Горина подали в орган загса заявление о вступлении в брак. В день, назначенный для регистрации их брака, к заведующей отделом загса обратилась гражданка Мавлютова с заявлением. Она просила ни в коем случае не регистрировать брак А.Васина с Г.Гориной, поскольку она, Мавлютова, уже несколько лет живет вместе с А.Васиным. У них дружная семья, есть общая дочь 2 лет, хотя их брак и не зарегистрирован. Более того, А.Васин установил отцовство в отношении дочери. Мавлютова попросила с учетом указанных фактов не регистрировать брак А.Васина с Г.Гориной.
Дайте обоснованный ответ.
Тема 4.
Вопросы к практическому занятию
1. Личные неимущественные правоотношения между супругами:
2. Законный режим имущества супругов
3. Договорной режим брачного имущества:
4. Ответственность супругов по обязательствам:
Контрольные вопросы для самостоятельного изучения
1. Что выступает юридическим основанием возникновения личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей супругов? При ответе сошлитесь на соответствующие правовые нормы.
2. На каких принципах должны строиться личные отношения между супругами? В каких статьях СК закреплены эти принципы?
3. В чем состоит содержание права супругов на совместное решение вопросов жизни семьи?
4. В каких случаях у супруга(ов) возникает право на выбор и перемену фамилии?
5. Какой орган решает вопрос о восстановлении супругу добрачной фамилии в случае расторжения брака? Вправе ли супруг, выбравший при заключении брака фамилию другого супруга, именоваться и после расторжения брака этой фамилией?
6. Какие органы правомочны разрешать споры между супругами в сфере реализации ими личных прав и обязанностей? Что это за споры?
7. Дайте понятие имущественных правоотношений между супругами и назовите их виды. Что является объектом имущественных правоотношений между супругами?
8. Дайте понятие законного режима имущества супругов. В каких случаях действует законный режим имущества супругов?
9. Дайте определение общей совместной собственности супругов. Приведите примеры объектов совместной собственности супругов в соответствии со ст.34 СК и гл. 6—7 (ст.128—143) ГК.
10. Какое имущество относится к собственности каждого из супругов?
11. .Дайте понятие вещей индивидуального пользования. Какие вещи индивидуального пользования являются предметами роскоши?
12. Как распределяются общие долги супругов при разделе общего имущества?
13. Поясните, присуждается ли судом супругу соответствующая денежная или иная компенсация при разделе общего имущества, если другому супругу передается имущество, стоимость которого превышает причитающуюся ему долю?
14. Дайте понятие договорного режима имущества супругов. С какого времени в России применяется институт брачного договора? Каковы основания и порядок заключения брачного договора?
15. Какие требования предъявляет СК к форме брачного договора? Назовите правовые последствия несоблюдения установленной формы брачного договора.
16. Раскройте содержание брачного договора. Допускается ли установление в нем прав и обязанностей супругов по взаимному содержанию?
17. Могут ли права и обязанности супругов, предусмотренные брачным договором, ставиться в зависимость от наступления или от не наступления определенных условий?
18. Может ли брачный договор ограничивать правоспособность или дееспособность супругов?
19. В чем заключается ограничение свободы брачного договора? Назовите круг вопросов, исключенных из сферы регулирования брачным договором.
20. Назовите основания и охарактеризуйте порядок изменения и расторжения брачного договора.
21. По каким основаниям может быть изменен или расторгнут брачный договор в судебном порядке по требованию одного из супругов?
22. При наличии каких оснований брачный договор может быть признан судом недействительным? Допускается ли частичное признание брачного договора недействительным?
23. Дайте понятие личных и общих обязательств (долгов) супругов.
24. Каким имуществом отвечает супруг по личным долгам?
25. Каким имуществом отвечают супруги по общим обязательствам? Возможна ли солидарная ответственность супругов по общим обязательствам имуществом каждого из них
Задача 1
Н. Закирова, работавшая учительницей в школе, решила сменить профессию. Это решение не одобрил ее муж, в связи с чем супруги поссорились. Н. Закирова пыталась объяснить мужу, что заработная плата в школе слишком мала, а получение специальности бухгалтера поможет в дальнейшем ей хорошо зарабатывать. К. Закиров был категорически против переобучения жены. Через неделю К. Закиров узнал, что, несмотря на его мнение, жена все-таки обратилась в бухгалтерскую школу. Тогда он предъявил жене требование отказаться от своего намерения. В противном случае К. Закиров пригрозил ей разводом. В обоснование своей позиции он заявил, что вправе, как глава семьи, давать жене рекомендации любого характера. В результате Н. Закирова, в целях сохранения семьи, отказалась от реализации своего намерения сменить профессию.
Задача 2
Г. Полякова при регистрации брака с Б. Ворониным заявила, что желает носить его фамилию. Просьба была удовлетворена. Через неделю Г. Полякова, ставшая после регистрации брака Ворониной, пришла в орган загса с просьбой вернуть ей добрачную фамилию. Объяснила она это тем, что у нее самой нет никаких претензий к фамилии мужа, но ее дочь, которой исполнилось 14 лет, возражает против новой фамилии. Дело в том, что у ее дочери, рожденной в первом браке, остались плохие воспоминания об одном близком друге ее отца, у которого тоже была фамилия Воронин. Дочь Г. Поляковой понимает, что речь идет о простом совпадении фамилий, тем не менее она не может согласиться на то, чтобы у ее матери была такая же фамилия.
Задача 3
Осиповы с 1990 года проживали в зарегистрированном браке. В 2005 году Осипова М. возбудила дело о разводе с Осиповым В. и одновременно просила разделить совместно нажитое имущество. За время совместной жизни Осиповы приобрели предметы домашней обстановки, дачу, рояль для жены, получившей высшее музыкальное образование. Осипов В., научный работник, обзавелся большой библиотекой по профилю его работы. На премию, полученную за хорошую работу в научно-исследовательском институте, он приобрел компьютер. Кроме того, Осипова просила признать за ней право на 2/3 пая в жилищно-строительном кооперативе и выделить ей с двумя детьми 2 комнаты площадью 30 кв.м, оставив комнату площадью 15 кв. м. ответчику, а также разделить вклад в ВТБ банке, внесенный в 1998 г. на имя Осипова В.
Осипов заявил, что считает требование жены о разделе пая и квартиры в ЖСК неосновательным, поскольку пайщиком является он и деньги внесены в кооператив в период, когда он находился в браке с Пироговой Л.К, соответственно пай является личной собственностью пайщика и не может быть поделен. Что касается вклада в ВТБ банке, то он был сделан на деньги, полученные им в порядке наследования после смерти отца. Кроме того, он хотел бы забрать свою библиотеку и компьютер, поскольку они необходимы ему для работы. Осипова потребовала оставить компьютер ей и детям.
Тема 5.
Вопросы к практическому занятию
1. Основания для возникновения прав и обязанностей родителей и детей.
2. Установление происхождения ребенка.
3. Право ребенка жить и воспитываться в семье;
4. Споры между родителями, связанные с воспитанием детей.
5. Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.
6. Лишение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия.
7. Восстановление в родительских правах.
8. Ограничение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия. Отмена ограничения родительских прав.
Контрольные вопросы для самостоятельного изучения
1. Назовите основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей.
2. Каким органом устанавливается происхождение ребенка от определенных родителей?
3. В какой форме и кем может быть сделано заявление в орган загса о рождении ребенка? В какой срок должно быть сделано заявление о рождении?
4. Какие документы необходимо представить в орган загса при регистрации рождения?
5. Расскажите о порядке установления происхождения ребенка от родителей, состоящих в браке; не состоящих в браке.
6. В отношении, каких детей применяется институт добровольного установления отцовства? Можно ли установить отцовство в отношении совершеннолетних детей?
7. Когда может быть сделано заявление о добровольном установлении отцовства? Требуется ли согласие матери на установление отцовства?
8. В каких случаях возможно установление отцовства по заявлению только отца ребенка?
9. Возможна ли подача заявления об установлении отцовства в период беременности матери? Если да, то при каких обстоятельствах?
10. Назовите правовые последствия добровольного признания отцовства.
11. Раскройте содержание права ребенка на защиту; права на общение с родителями и другими родственниками; права на имя, отчество, фамилию.
12. Что является местом жительства несовершеннолетних детей? Каким образом и на основании, каких документов осуществляется их регистрация по месту жительства?
13. Что включает в себя право ребенка жить и воспитываться в семье?
14. Назовите имущественные права ребенка и раскройте их содержание.
15. Какие меры ответственности предусмотрены законом для родителей, осуществляющих родительские права в ущерб правам и интересам детей?
16. Расскажите об осуществлении родительских прав несовершеннолетними родителями. Вправе ли несовершеннолетние родители самостоятельно осуществлять родительские права, если они не состоят в браке?
Задача 1
После рождения сына А. Алиева почувствовала ухудшение состояния здоровья, в связи с чем была помещена на стационарное лечение в больницу и не смогла самостоятельно сделать заявление о рождении ребенка в орган загса. Результаты медицинского заключения показали, что А.Алиева должна лечиться в стационаре около трех месяцев. Муж А.Алиевой отбывал наказание в колонии. Поскольку у А.Алиевой не было близких родственников по месту рождения ребенка, она попросила свою подругу Каюмову подать в орган загса заявление о регистрации рождения ребенка. Каюмова предъявила справку медицинского учреждения о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность матери ребенка. Однако работники загса отказались принять это заявление и зарегистрировать рождение ребенка, потребовав личного прибытия А.Алиевой после окончания лечения, независимо от его продолжительности, а также документ, удостоверяющий личность отца ребенка.
Задача 2
Жданова, состоявшая в зарегистрированном браке с Ждановым, при регистрации рождения ребенка в загсе заявила, что отцом ребенка является не ее муж, а Зубов, подавший совместно с ней заявление о добровольном признании отцовства. Однако работники загса потребовали, чтобы муж Ждановой письменно подтвердил, что он не является отцом ребенка. В противном случае они должны записать его отцом ребенка, так как супруги состоят в зарегистрированном браке.
Задача 3
15-летняя Клыкова вела беспорядочный образ жизни, выпивала, встречалась со многими мужчинами. В результате Клыкова забеременела и спустя девять месяцев родила дочь. Через две недели Клыкова подала заявление о регистрации рождения ребенка в орган загса. Поскольку Клыкова была несовершеннолетней, работник загса потребовал от нее представить письменное согласие ее родителей на государственную регистрацию рождения дочери, а также обязательство родителей Клыковой оказывать материальную помощь в воспитании и содержании ребенка. Родители такие обязательства дать отказались, сославшись на свое скромное материальное положение и разгульный образ жизни их дочери, родившей ребенка вне брака и вопреки их желанию.
Оцените правомерность требования работников органа загса. Предусмотрены ли законом особенности установления происхождения ребенка, если его родители (один из них) являются несовершеннолетними? При каких условиях возможно установление отцовства в отношении ребенка Клыковой?
Тема 6.
Алиментные обязательства
Алиментные обязательства членов семьи: понятие, виды. Основания возникновения и прекращения алиментных обязательств. Алиментные обязательства родителей и детей супругов (бывших супругов) и других членов семьи. Порядок взыскания и уплаты алиментов
Вопросы к практическому занятию
1. Понятие алиментных обязательств.
2. Основания возникновения алиментных обязательств.
3. Прекращение алиментных обязательств.
4. Виды алиментных обязательств.
5. Алиментные обязательства родителей и детей.
6. Алиментные обязательства супругов (бывших супругов).
7. Алиментные обязательства других членов семьи.
8. Соглашения об уплате алиментов (субъект, форма, порядок заключения, изменения исполнения и расторжения).
9. Порядок уплаты и взыскания алиментов после решения суда.
Контрольные вопросы для самостоятельного изучения
1. Может ли быть супруг (бывший супруг) освобожден судом от обязанности по содержанию другого супруга (бывшего супруга)? При наличии каких обстоятельств суд ? 2. Возможно ли изменение установленного судом размера алиментов, взыскиваемых с супруга (бывшего супруга)?
2. Раскройте содержание соглашения об уплате алиментов, заключенного между супругами (бывшими супругами). В какой форме должно быть заключено это соглашение? Как производится индексация размера алиментов, уплачиваемых на супруга (бывшего супруга) по соглашению об уплате алиментов?
3. Назовите основания, прекращающие установленные соглашением об уплате алиментов или решением суда алиментные обязательства супруга (бывшего супруга) в отношении другого супруга (бывшего супруга).
4. В каких случаях алиментная обязанность по содержанию других членов семьи может быть возложена только на совершеннолетних и трудоспособных членов семьи?
5. При наличии, каких обстоятельств суд вправе освободить воспитанников от обязанности содержать своих фактических воспитателей?
6. Какие обстоятельства дают суду право освободить пасынков и падчериц от обязанности по содержанию своих отчима или мачехи?
7. Определите субъектов алиментных соглашений. Какие требования предъявляет закон к форме соглашения об уплате алиментов? Каковы правовые последствия несоблюдения установленной законом формы соглашения об уплате алиментов?
Задача 1
Альхамов по решению суда выплачивал алименты в размере ¼ заработной платы ежемесячно на содержание сына до совершеннолетия последнего. В связи с предстоящей тяжелой операцией сына (опухоль головного мозга) он был помещен в больницу, где находился около восьми месяцев. Лечащий врач рекомендовал матери организовать ребенку отдых в санатории на берегу Черного моря, где он бы окреп и набрался сил. Поскольку материальное положение матери не позволяло полностью оплатить такой отдых, она решила обратиться в суд с просьбой о дополнительном взыскании с Альхамова пятнадцати тысяч рублей. В обоснование своих требований мать пояснила, что такие средства необходимы их сыну, так как после операции он нуждается в усиленном питании, специальном уходе. Кроме того, для него необходимо приобрести путевку в санаторий для продолжения лечения. Соглашение об участии Альхамова в дополнительных расходах их сына не заключено.
Могут ли быть привлечены к участию в дополнительных расходах на детей родители, уже уплачивающие на них алименты? В каких случаях? Подлежит ли удовлетворению требование истицы? Как будет определен судом размер участия Альхамова в дополнительных расходах на сына?
Задача 2
Колов выплачивал алименты на свою несовершеннолетнюю дочь Марию. В соответствии со справкой о доходах, предоставленной суду, заработная плата Колова составляла 2000 руб. Поэтому суд принял решение о взыскании алиментов в размере 500 руб. ежемесячно. Через год мать Марии узнала, что Колов уже 3 года занимается бизнесом, является преуспевающим бизнесменом и его доход значительно больше того, с которого выплачиваются алименты. Она обратилась в юридическую консультацию со следующими вопросами:
Должны ли взыскиваться алименты с доходов, которые получает бывший муж от занятий предпринимательской деятельностью? Предусмотрена ли ответственность Колова в этой ситуации? Может ли она обратиться в суд? Решите спор.
Задача 3
При расторжении брака между супругами Прохоровыми, имеющими троих несовершеннолетних детей, сыновья были переданы отцу, а девочка — матери. Заработная плата матери составляет 2000 руб., а отца — 7000 руб.
При решении вопроса о содержании детей между супругами возник спор. Прохорова просила взыскать алименты на содержание дочери, так как ее заработная плата ниже заработной платы бывшего мужа, и поэтому дочери придется жить в худших условиях, чем сыновьям. Прохоров, возражая против этого, просил взыскать с жены 25% ее заработка, так как он будет содержать двоих детей, а она одного.
Решите спор.
Тема 7.
Вопросы к практическому занятию
1. Выявление и устройство детей оставшихся без попечения родителей.
2. Опека и попечительство над детьми.
3. Основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми.
4. Права и обязанности опекунов и попечителей.
5. Права детей находящихся под опекой (попечительством).
6. Прекращение опеки и попечительства.
7. Приемная семья.
8. Понятие и условия усыновления. Порядок усыновления
9. Правовые последствия усыновления.
10. Отмена усыновления.
Контрольные вопросы для самостоятельного изучения
1. Перечислите основания признания детей оставшимися без попечения родителей (при ответе используйте положения СК и Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
2. Расскажите о порядке выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. В какие сроки орган опеки и попечительства обязан обеспечить устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью? Каков порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей?
3. На какие виды подразделяется учет детей, оставшихся без попечения родителей? Какой орган и каким образом формирует региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей?
4. Назовите основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Какие обстоятельства должны учитываться при устройстве ребенка?
5. Дайте понятие опеки и попечительства. Сформулируйте цели опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.
6. Какие органы осуществляют функции по опеке и попечительству над детьми? Чьим решением устанавливается опека и попечительство?
7. Какие требования предъявляются законом к лицам, назначаемым в качестве опекунов (попечителей) детей? Перечислите лиц, которые не могут быть назначены опекунами (попечителями) детей.
8. Дайте понятие приемной семьи. Раскройте основания и порядок образования приемной семьи. Какое максимальное количество детей (включая родных и усыновленных) может быть в приемной семье?
9. Какие дети могут быть переданы на воспитание в приемную семью? На какой срок может быть заключен договор о передаче ребенка (детей) в приемную семью?
10. Какие требования предъявляются законом к приемным родителям? Кем осуществляется их подбор?
11. Дайте понятие усыновления (удочерения).'В чем состоит значение института усыновления?
12. В отношении каких детей допускается усыновление? Возможно ли усыновление братьев и сестер разными лицами? Могут ли быть усыновлены лица, достигшие совершеннолетия?
13. Какие условия усыновления предусмотрены законом? Что следует понимать под интересами детей при усыновлении?
14. Допускается ли законом усыновление детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства?
15. Чем обусловлены установленные СК ограничения по усыновлению детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства?
16. Какие требования предъявляются законом к личности усыновителя? Кто не может быть усыновителем?
17. 7.Предусмотрены ли СК требования к разнице в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком? Если да, то какие и чем они обусловлены? Распространяются ли они на случаи усыновления ребенка отчимом (мачехой)?
18. Назовите лиц, согласие которых требуется для усыновления ребенка.
19. Раскройте правовые последствия отмены судом усыновления ребенка. Вправе ли суд взыскать с бывших усыновителей алименты на ребенка?
20. Возможна ли отмена усыновления после достижения усыновленным ребенком совершеннолетия?
Задача 1
После развода с мужем Е. Куц стала выпивать и со временем превратилась в алкоголичку. Вместе с Е. Куц проживала ее дочь семи лет Ксюша. Во время запоев матери девочка оставалась без присмотра, ее никто не кормил, не заботился о ней. Однажды соседи услышали крики помощи Ксюши и вызвали милицию. После приезда милиции выяснилось, что мать постоянно бьет дочь и не пускает ее в школу. Представители опеки и попечительства провели обследование условий жизни ребенка и приняли решение о помещении Ксюши в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Е. Куц была лишена родительских прав в установленном законом порядке.
В течение четырех месяцев орган опеки и попечительства не мог решить вопрос об устройстве Ксюши в семью на воспитание. По решению органа опеки и попечительства сведения о девочке были направлены в орган исполнительной власти субъекта РФ и в федеральный банк данных о детях . Таким образом, информация о Ксюше в федеральный банк данных поступила спустя шесть месяцев с момента ее отобрания у Е. Куц.
Соблюдены ли органом опеки и попечительства условия и сроки для постановки на централизованный учет Ксюши? В течение какого времени со дня лишения родительских прав Е. Куц орган опеки и попечительства обязан был обеспечить устройство Ксюши, прежде чем передать ее в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей? Предусмотрена ли ответственность должностных лиц за несвоевременную передачу информации о детях, оставшихся без попечения родителей?
Задача 2
Исимбаева Л. просила разрешить усыновление ее восьмилетнего сына Коли ее новым мужем Исимбаевыем М. без согласия отца мальчика Пыжикова. Свою просьбу она мотивировала тем, что Пыжиков, который женился во второй раз, злоупотребляет спиртными напитками, в связи с чем был ограничен в дееспособности. Кроме того, Пыжиков не платит, алименты на ребенка и не принимает участия в воспитании сына.
Задача 3
Иванова И. усыновила ребенка, находившегося в детском доме. Позже выяснилось, что ребенка сдала в детский дом мать, от которой не поступало заявление о согласии на усыновление и которая не давала такого согласия при определении ребенка в детский дом. Впоследствии от матери не поступало никаких известий в течение шести лет.
Вопросы к практическому занятию
1. Понятие семейного коллизионного законодательства.
2. Правовое регулирование брака и развода при наличии иностранного элемента.
3. Правовое регулирование отношений родителей и детей, и других членов семьи, при наличии иностранного элемента.
4. Правовое регулирование усыновления с иностранным элементом.
6. Регулирование семейных отношений между гражданами государств-членов СНГ.
Контрольные вопросы для самостоятельного изучения
1.Каковы форма, порядок и условия заключения брака российских граждан с иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории РФ? Действует ли в России так называемый территориальный подход к заключению браков с участием иностранных граждан или лиц без гражданства?
2.Обязаны ли иностранные граждане при заключении браков на территории России соблюдать условия заключения брака, не предусмотренные СК, но закрепленные национальным законодательством (например: запрещение вступать в брак с лицами иной веры; получение разрешения на брак соответствующего компетентного органа своего государства и т. п.)?
3.Требования какой статьи СК должны соблюдаться в обязательном порядке при заключении брака на территории РФ?
4.Если лицо наряду с гражданством иностранного государства имеет гражданство РФ, то каким законодательством будут определяться условия заключения брака для такого лица на территории РФ?
5.Каким законодательством будут определяться условия заключения брака на территории РФ для лица, имеющего гражданство нескольких иностранных государств?
6.В каких случаях возможно заключение брака между гражданами РФ в дипломатических представительствах или консульских учреждениях РФ?
7.В соответствии с каким законодательством производится расторжение брака между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории РФ?
8.В соответствии с каким законодательством производится расторжение брака между иностранными гражданами на территории РФ?
9.Предусмотрены ли действующим законодательством РФ для иностранных граждан или лиц без гражданства какие-либо особые правила расторжения брака на территории РФ?
10. Вправе ли гражданин РФ, проживающий за пределами РФ, расторгнуть брак с проживающим за пределами РФ супругом (независимо от его гражданства) в суде РФ?
11. При наличии каких оснований гражданин РФ, проживающий за пределами РФ, может расторгнуть брак в дипломатических представительствах или консульских учреждениях РФ?
12. Какие условия необходимы для признания действительным расторжения брака в РФ между гражданами РФ либо гражданином РФ и иностранным гражданином, совершенного за пределами территории РФ?
13. Какие условия необходимы для признания действительным в РФ расторжения брака между иностранными гражданами, совершенного за пределами РФ?
14. Каким законодательством определяется недействительность брака, заключенного на территории РФ или за пределами РФ?
15. Какое законодательство подлежит применению к личным неимущественным и имущественным правам и обязанностям супругов на территории РФ (за пределами территории РФ)?
16. Как определяются права и обязанности супругов согласно Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (при ответе сошлитесь на ст.27 Конвенции)? Законодательство какого государства подлежит применению при заключении супругами соглашения об уплате алиментов друг другу или брачного договора, они не имеют общего гражданства или совместного места жительства?
17. Раскройте порядок установления и оспаривания отцовства (материнства) на территории РФ. Какое законодательство применяется при установлении и оспаривании отцовства (материнства)?
18. В каких случаях отцовство (материнство) может быть установлено по заявлению родителя ребенка в дипломатическом представительстве или консульском учреждении РФ?
Задача 1
Гражданка РФ Яшина и гражданин Англии Джон Блэр подали в один из органов загса г. Санкт- Петербурга по месту жительства Яшиной заявление о вступлении в брак. При этом Джон Блэр предъявил документ, удостоверяющий его личность, без официально заверенного перевода на русский язык. Справк