Местное управление и самоуправление
Самоуправление — это самоорганизация населения территориальной единицы, жителей населенного пункта (его части), членов или участников общественного объединения, членов трудового коллектива. Оно предполагает самостоятельный выбор целей и путей их достижения самоуправляющимися структурами при сохранении взаимодействия с иерархически иными структурами с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории. В демократическом обществе самоуправлением можно назвать самоорганизацию всего народа, поэтому в конституциях многих государств местное самоуправление закреплено как важнейший принцип демократической системы управления.
Понятие «местное самоуправление» рассматривается как одно из неотъемлемых коллективных прав населения соответствующей территории и отражает сложное и многообразное явление, становление и развитие которого неразрывно связано с историческими, политическими, экономическими, этническими, культурными особенностями и традициями территории. Неоднозначно трактуется и термин «самоуправление». По словарю С. Ожегова и Н. Шведовой — это внутреннее, своими собственными силами управ-
ление делами в какой-либо организации, коллективе1. В Германии и Великобритании употребляются термины «местное управление» и «самостоятельное управление». Во Франции понятию «самоуправление» соответствует понятие «децентрализация», которое представляет собой наделение местных органов широким кругом полномочий.
В большинстве стран самоуправление — это категория конституционного и муниципального права и используется обычно в конституционно-правовом регулировании, особенно в таких понятиях как «народное самоуправление», «местное самоуправление», «территориальное общественное самоуправление». Вместе с тем в ряде стран (Великобритания и др.) вопросы местного управления и самоуправления регулируются нормами административного права.
В науке конституционного права большинства государств господствует концепция, в соответствии с которой глава государства, парламент, правительство, суды, а также назначаемые ими представители на местах — губернаторы, префекты, комиссары и др. — являются исключительно центральными органами государственной власти. К органам местного самоуправления относятся выборные органы на местах и формируемые ими администрации, осуществляющие публичную негосударственную власть на местах — власть населения конкретных административно-территориальных единиц. Кроме органов местного самоуправления власть населения территориальных единиц может осуществляться непосредственно — через проведение местных референдумов, сельских сходов и др., как наиболее демократичных и эффективных форм осуществления населением своих властных полномочий.
Среди многообразия организационных форм местного самоуправления наиболее распространенными являются земства, местные советы депутатов, местная администрация (глава местного самоуправления), муниципальное (коммунальное) самоуправление (мэр^, ландратД
'Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 695.
^Л/э/? (от франц. та!ге) — лицо, возглавляющее муниципалитет.
эДандрат (от нем. ЬапйгаЬ) — глава местного управления в Германии; в некоторых кантонах Германии — законодательный орган.
•
магистрат4, бургомистр^ и др.). В зависимости от национальных особенностей и традиций различных стран принято выделять четыре основные системы осуществления публичной власти на местах:
• англосаксонскую;
• романо-германскую (континентальную);
• иберийскую;
• советскую (система советов).
» &эдгштакшАЛ,
Наиболее распространенной системой местного самоуправления является англосаксонская система, в соответствии с которой на местах отсутствуют полномочные представители центрального правительства для осуществления местного управления и контроля за действиями выборных органов. Для решения местных вопросов сроком на 2—4 года избираются состоящие от трех до пятидесяти человек советы (правления) административно-территориальных единиц: графств — в Англии, Уэльсе; областей и округов -в Шотландии; округов, тауншипов — в Австралии, Канаде, США. Кроме того, для осуществления местной управленческой деятельности население само непосредственно избирает должностных лиц — мэров, шерифов", атторнеев7. В ряде случаев местные выборные органы для управления нанимают специалистов-менеджеров (мэров, бургомистров). Местные выборные органы в пределах актов законодательства, обычаев, сложившейся практики, судебных прецедентов самостоятельно решают вопросы местной жизни. Правовой основой их деятельности являются уставы, положения, хартии. Контроль из центра за деятельностью местных органов самоуправления осуществляется в
^Магистрат (от лат. та§151аи15) — орган городского управления в некоторых странах. В России — сословный орган городского управления с 1720 г. (в 1727 — 1743 гг. назывался ратушей).
^Бургомистр (от нем. Виг^>егте15г,ег) — глава органов местного самоуправления в Германии, Бельгии и др. Должность бургомистра возникла в Европе в XVI—XVII вв.
"Шериф (от англ. зЬепгО — должностное лицо в Великобритании, Ирландии, США, выполняющее в своем округе определенные административные функции.
'Атторней (от англ, айогпеу) — в США атторнеи округов, районов, городов — консультанты органов власти по вопросам права, осуществляющие также функции уголовного преследования и обвинения по уголовным делам.
форме проведения финансовых ревизий, инспекций, судебного контроля и др.
Романо-германская (континентальная) система местного самоуправления строится на основе сочетания выборности и назначаемости местных органов и типична для Болгарии, Италии, Польши, Франции. В общинах (поселках, объединениях нескольких сельских населенных пунктов, городах) функционируют исключительно выборные органы местного самоуправления — советы и мэры. В некоторых административно-территориальных единицах областного или районного звена действуют только назначаемые центром управители (Болгария), губернаторы (Финляндия, Турция), воеводы (Польша), помощники комиссаров, субпрефекты в единицах районного значения (Франция). В других вариантах этой системы с одной стороны действуют выборные советы, а с другой — назначаемые сверху представители главы государства, правительства, министерств (например, режьоны и департаменты во Франции). Советы избирают исполнительный орган (единоличный или коллегиальный), который руководит администрацией, подчиненной совету. Назначенный из центра представитель осуществляет административный контроль за деятельностью местных выборных органов, в том числе общинных.
По иберийской системе местного самоуправления население административно-территориальной единицы избирает совет и главное должностное лицо данной единицы — мэра, префекта1 и др. В ряде случаев такое должностное лицо избирается не населением, а советом. Глава административно-территориальной единицы может одновременно занимать пост председателя совета и утверждаться правительством как его представитель. В таких случаях он вправе контролировать деятельность совета. Такая система типична для Бразилии, Испании, Португалии, ряда государств Латинской Америки. Однако в некоторых странах данная система местного самоуправления по организационной структуре близка к романо-германской (континентальной) системе.
^Префект (от лат. ргаеГейиз - начальник) - в некоторых государствах Западной Европы представитель центрального правительства в отдельных административно-территориальных единицах.
Система Советов применялась преимущественно в социалистических странах. Согласно данной системе депутаты местных Советов являлись представительными органами государственной власти, избирались населением соответствующей административно-территориальной единицы прямым тайным голосованием, а избранный населением Совет формировал свой исполнительный орган облисполком, райисполком, горисполком.
Первые Советы возникли в России в ходе Революции 1905—1907 гг. Некоторые функции Советов на территории современной Беларуси в 1905 г. исполняли Минский коалиционный совет и Витебский коалиционный комитет, а также подобные Советам органы и стачечные комитеты в других крупных городах, которые первоначально выступали как органы руководства стачечной борьбой. Затем они переросли в революционные органы борьбы с царским режимом. После Февральской революции 1917 г. были созданы Минский, Гомельский, Витебский Советы рабочих и солдатских депутатов. Функции Советов в войсках выполняли армейские комитеты. В ноябре 1917 г. Минский Совет рабочих и солдатских депутатов объявил о переходе власти к Советам.
3 февраля 1919 г. Первый Всебелорусский съезд Советов принял первую Конституцию БССР, которая установила, что вся власть в центре и на местах принадлежит Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Состоявшийся в декабре 1921 г. Третий Всебелорусский съезд Советов принял Положение об исполкомах волостных и сельских Советов, а ЦИК БССР утвердил Положения о городских и сельских Советах, волостных и уездных съездах Советов.
По Конституции БССР 1927 г. местными органами власти являлись окружные и районные съезды Советов, сельские, местечковые и городские Советы и их исполнительные органы. После принятия Конституции 1937 г. Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов были преобразованы в Советы депутатов трудящихся.
В послеоктябрьский период местные органы власти Беларуси играли важную роль в решении экономических, социально-политических и культурных задач. В годы Великой Отечественной войны местные Советы и их органы стали центрами по мобилизации населения на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками, а в послевоенный пе-
риод — на восстановление разрушенного войной народного хозяйства.
По Конституции БССР 1978 г. местными органами государственной власти были Советы народных депутатов, составляющие политическую основу государства. Они осуществляли руководство государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством. Советы формировали все другие государственные органы и сочетали в себе черты государственных и общественных организаций.
Определение современного понятия местного управления и самоуправления в Республике Беларусь дано в статьях 1 и 2 Закона от 20 февраля 1991 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (В редакции Закона от 10 января 2000 г.).
Местное управление — это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Местное самоуправление в Республике Беларусь является существенным элементом конституционного строя Республики Беларусь и одной из форм осуществления власти народа; это форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.
В соответствии со статьей 117 Конституции Республики Беларусь местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
Законодательством не допускаются какие-либо ограничения прав граждан на участие в местном управлении и самоуправлении, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» местное управление и самоуправление осуществляются в соответствии со следующими основными принципами:
1) народовластия, участия граждан в местном управле
нии и самоуправлении;
2) законности, социальной справедливости, гуманизма,
защиты прав и охраняемых законом интересов граждан;
3) взаимодействия органов местного управления и само
управления;
4) разграничения компетенции представительных и ис
полнительных органов;
5) единства и целостности системы местного управле
ния и самоуправления;
6) самостоятельности и независимости Советов, других
органов местного самоуправления в пределах своих полно
мочий в решении вопросов местной жизни;
7) выборности Советов, других органов местного само
управления, их подотчетности населению;
8) гласности и учета общественного мнения, постоянно
го информирования населения о принимаемых решениях
по важнейшим вопросам и результатах их выполнения,
предоставления каждому гражданину возможности озна
комления с документами и материалами, непосредственно
затрагивающими его права и законные интересы;
9) сочетания местных и общегосударственных интере
сов, участия органов местного управления и самоуправле
ния в решении вышестоящими органами вопросов, затра
гивающих интересы населения соответствующей террито
рии;
10) ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений.
Правовые основы местного управления и самоуправления регулируются разделом V Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».
Систему органов местного управления составляет совокупность государственных органов, осуществляющих государственно-управленческую деятельность на местном уровне. Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных,
районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.
Система местного самоуправления включает местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные). Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов, собраний граждан и через иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.
Сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы составляют систему Советов в Республике Беларусь, единство которой обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории. В силу статьи 118 Конституции Республики Беларусь местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на четыре года.
В Республике Беларусь устанавливаются 3 территориальных уровня Советов:
• первичный;
• базовый;
• областной.
К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы.
К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения) и районные Советы.
К областному территориальному уровню относятся областные Советы. Минский городской Совет депутатов обладает правами базового и областного Советов.
Согласно статье 120 Конституции Республики Беларусь местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих государственных органов.
В случае систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь (статья 123 Конституции Республики Беларусь). Иные основания досрочного прекращения полномочий местных Советов депутатов определяются Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». В частности, статья 27 данного Закона предусматривает, что полномочия Совета могут быть досрочно прекращены Советом Республики в случаях: систематического или грубого нарушения Советом требований законодательства; если Совет не менее трех раз подряд не смог собраться на сессию из-за неявки депутатов по неуважительным причинам; если Совет в течение двух месяцев со дня созыва первой сессии не образовал свои органы. Полномочия Совета могут быть также досрочно прекращены в случаях, если: избиратели выразят ему недоверие путем референдума; Совет принял решение о самороспуске; изменяется административно-территориальное устройство.
Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица. Исполнительные комитеты первичного, базового и областного уровней входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления.
В состав исполнительного комитета входят председатель исполнительного комитета, его заместители (заместитель), управляющий делами (секретарь) и члены исполнительного комитета. Согласно статье 119 Конституции Республики Беларусь руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов.
Первый заместитель председателя, заместители председателя, управляющий делами и члены областного (Минского городского) исполнительного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности председателем исполнительного комитета по согласованию с Президентом Республики Беларусь, а первый заместитель председателя, заместители (заместитель) председателя, управ-
ляющий делами (секретарь) и члены районного, городского, поселкового, сельского исполнительного комитета — председателем соответствующего исполнительного комитета по согласованию с вышестоящим исполнительным комитетом.
Областные, а также Минский городской исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь, а исполнительные комитеты первичного и базового уровней — Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам. Исполнительный комитет ответствен перед соответствующим Советом по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.
Компетенция органов местного управления и самоуправления определяется Конституцией Республики Беларусь и Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». В силу статьи 9 указанного Закона исполнительный комитет:
=> обеспечивает на соответствующей территории соблюдение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, а также выполнение решений Совета и решений вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции;
=* разрабатывает и вносит для утверждения в Совет депутатов схему управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, предложения по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан, распоряжается коммунальной собственностью административно-территориальной единицы в порядке, установленном Советом;
=> разрабатывает и вносит для утверждения в Совет проекты программ экономического и социального развития, местного бюджета, принимает меры по осуществлению программ и исполнению местного бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении; организует получение доходов местного бюджета и их использование по целевому назначению, принимает решения о выпуске местных ценных бумаг и проведении аукционов;
=> принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объ-
единений коммунальной собственности, утверждает режим их работы, дает согласие на размещение на подведомственной ему территории предприятий, организаций, учреждений и объединений, не находящихся в коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы;
=> заключает договоры с юридическими и физическими лицами;
=> отменяет в пределах своей компетенции решения руководителей иных органов местного управления, принятые с нарушением законодательства Республики Беларусь или противоречащие решениям Совета и исполнительного комитета;
=> решает в соответствии с законодательством Республики Беларусь вопросы землеустройства и землепользования;
=> решает в соответствии с законодательством Республики Беларусь вопросы охраны здоровья, образования, социального и культурного обеспечения, торгового, транспортного, коммунального, бытового и иного обслуживания граждан на соответствующей территории;
=> организует разъяснение законодательства Республики Беларусь и оказание юридической помощи населению;
=> осуществляет полномочия, предусмотренные Избирательным кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутатов, а также по организации обсуждения других важнейших вопросов местного и республиканского значения;
=> вносит в установленном порядке предложения о представлении к государственным наградам и поощрениям;
=> осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и иным законодательством.
Исполнительный комитет также решает вопросы, отнесенные к компетенции соответствующего Совета, в пределах полномочий, предоставленных ему Советом или им делегированных. Вместе с тем исполнительный комитет не вправе вмешиваться в компетенцию соответствующего Совета, а Совет — в компетенцию исполнительного комитета.
Срок полномочий председателя сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) исполнитель-
ного комитета равен сроку полномочий соответствующего Совета.
В своей деятельности председатель областного (Минского городского) исполнительного комитета подотчетен и подконтролен Президенту Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь, а председатель исполнительного комитета первичного и базового уровней — Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам. По вопросам, отнесенным к компетенции Совета, председатели исполнительных комитетов подотчетны соответствующим Советам.
Не допускается, если иное не предусмотрено Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и иными актами законодательства, совмещение должности председателя исполнительного комитета с любой другой должностью, выполнение оплачиваемых работ, кроме связанных с преподавательской, научной, творческой деятельностью.
Председатель исполнительного комитета:
=> возглавляет исполнительный комитет, обеспечивает взаимодействие исполнительного комитета и соответствующего Совета;
^ назначает в установленном Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» порядке первого заместителя, заместителей (заместителя) председателя, управляющего делами (секретаря), иных членов исполнительного комитета; назначает заместителя (заместителей) главы местной администрации (для городов, имеющих районное деление);
=> представляет исполнительный комитет во взаимоотношениях с Советом, другими государственными органами, органами территориального общественного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, объединениями и гражданами;
=> представляет сессии Совета по мере необходимости, но не реже одного раза в год отчеты о деятельности исполнительного комитета, информирует Совет и граждан о состоянии дел на подведомственной Совету территории;
=> организует работу по подготовке заседаний исполнительного комитета, ведет заседания, обеспечивает контроль за реализацией принятых решений; определяет струк-
туру и штаты исполнительного комитета, его управлении, отделов и других подразделений, руководит ими;
=> является распорядителем кредитов по расходной части местного бюджета и внебюджетных средств, распоряжается имуществом и финансовыми ресурсами исполнительного комитета;
=> налагает в соответствии с законодательством Республики Беларусь дисциплинарные взыскания на председателей нижестоящих исполнительных комитетов (глав местных администраций), их заместителей;
^ назначает по согласованию с исполнительным комитетом на должности и освобождает от должностей руководителей предприятий, организаций, учреждений и объединений, основанных на коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы;
=> руководит гражданской обороной на подведомственной ему территории;
=> осуществляет на подведомственной ему территории в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, вод, лесов, недр, растительного и животного мира;
=> осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, в том числе решениями Совета и исполнительного комитета.
Согласно статье 11 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» исполнительным и распорядительным органом на территории района в городе являются местные администрации с правами юридического лица, которые входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления. В состав местной администрации входят глава местной администрации, его заместители и члены местной администрации. Глава местной администрации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке. Заместитель (заместители) главы местной администрации назначается на должность и освобождается от должности председателем городского исполнительного комитета. Другие члены местной администрации, а также сотрудники местной администрации назначаются на должность и освобождаются от должности главой местной администрации. Структура и штатная численность
местной администрации утверждаются городским исполнительным комитетом.
Местная администрация обеспечивает на соответствующей территории соблюдение Конституции Республики Беларусь, законов, актов Президента Республики Беларусь, выполнение решений вышестоящих исполнительных комитетов и Советов, принятых в пределах их компетенции и осуществляет иные полномочия в соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и иными актами законодательства. Местная администрация подотчетна и подконтрольна городскому исполнительному комитету. Городские Советы по предложению соответствующих исполнительных комитетов утверждают сметы расходов местных администраций, а также отчеты об их исполнении. Местная администрация не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед городским исполнительным комитетом, а также информирует граждан о своей деятельности.
В соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» Советы депутатов являются основным звеном системы местного самоуправления. Они являются представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь, основным звеном системы местного самоуправления и обеспечивают на своей территории согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Советы избираются гражданами, проживающими на соответствующей территории, на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года. Полномочия Совета сохраняются до открытия первой сессии Совета нового созыва.
Советы вправе:
1) по взаимному согласию Советов различных уровней
перераспределять между собой отдельные полномочия в
области хозяйственного и социально-культурного строи
тельства наряду с необходимыми для их осуществления
ресурсами;
2) передавать часть своих полномочий исполнительным
и распорядительным органам, органам территориального
общественного самоуправления по просьбе или с согласия
этих органов, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 121 Конституции Республики Беларусь (исключительная компетенция Советов);
3) выступать учредителями местных средств массовой информации.
В силу статьи 121 Конституции Республики Беларусь к исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:
1) утверждение программ экономического и социального
развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
2) установление в соответствии с законодательством
местных налогов и сборов;
3) определение в пределах, установленных законода
тельством, порядка управления и распоряжения комму
нальной собственностью;
4) назначение местных референдумов.
В областных (Минском городском), районных, городских (города областного подчинения) Советах создаются президиумы. В состав президиума Совета входит председатель Совета, его заместитель (заместители), председатели постоянных комиссий Совета. По решению Совета в состав президиума могут входить иные депутаты Совета. Председатели постоянных комиссий, входящие в состав президиума, исполняют свои обязанности, не порывая с основной служебной или производственной деятельностью.
Основной формой деятельности президиума Совета является заседание. Заседания президиума Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Созывает и ведет заседания президиума председатель Совета, а в его отсутствие — заместитель председателя Совета. Решения президиума Совета принимаются большинством голосов от его состава. Заседание президиума Совета является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от его состава.
Президиум Совета:
• организует работу по созыву сессий Совета, осущест
вляет руководство подготовкой сессий Совета и вопросов,
вносимых на их рассмотрение;
• координирует деятельность постоянных и временных
комиссий и депутатских групп, организует контроль за вы
полнением решений Совета;
• оказывает содействие депутатам в осуществлении ими
своих полномочий и обеспечивает их необходимой инфор
мацией;
• организует взаимодействие Совета с исполнительны
ми комитетами и местными администрациями, обществен
ными объединениями, трудовыми коллективами и органа
ми территориального общественного самоуправления;
• осуществляет полномочия, предусмотренные Избира
тельным кодексом Республики Беларусь и иными актами
законодательства Республики Беларусь о выборах, рефе
рендуме, отзыве депутата;
• осуществляет иные определенные регламентом Совета
функции в рамках полномочий Совета.
В силу статьи 20 Закона Республики Беларусь <<О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» председатель Совета избирается из числа депутатов на сессии соответствующего Совета путем тайного голосования и исполняет свои обязанности до открытия первой сессии Совета нового созыва. Председатель Совета считается избранным, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов соответствующего Совета.
Председатель сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) Совета одновременно по должности является председателем соответствующего исполнительного комитета.
В своей деятельности председатель Совета подотчетен Совету, его избравшему, и может быть освобожден от должности только Советом. Порядок освобождения или досрочного сложения полномочий председателя Совета оп^_ ределяется регламентом Совета.
Не допускается (если иное не предусмотрено Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и иными актами законодательства) совмещение должности председателя Совета с любой другой должностью, выполнение оплачиваемых работ, кроме связанных с преподавательской, научной, творческой деятельностью.
Основными формами работы органов местного управления являются заседания исполнительного комитета. Они созываются председателем исполнительного комитета по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает
участие не менее двух третей членов от установленного состава исполнительного комитета. Исполнительный комитет по мере необходимости, но не реже одного раза в год, докладывает' о своей деятельности Совету, а также информирует об этом граждан на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.
Заседания местной администрации проводятся ее главой по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава местной администрации.
Советы осуществляют свою деятельность через сессии, постоянные и временные комиссии и другие органы Советов, а также путем реализации депутатами своих полномочий в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Они самостоятельно определяют порядок своей деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь, подотчетны гражданам, проживающим на соответствующей территории, и ответственны перед ними. Деятельность Советов обеспечивается за счет средств соответствующего местного бюджета.
Вышестоящие Советы осуществляют координацию деятельности нижестоящих Советов и их органов, оказывают им организационно-методическую помощь.
Основной формой деятельности местного Совета депутатов является сессия, которая созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Первая сессия вновь избранного Совета созывается соответствующей территориальной избирательной комиссией при избрании более 50 % депутатов от общей численности, установленной для данного Совета, не позднее чем через 30 дней после выборов. Заседания вновь избранного Совета до избрания председателя Совета ведет председатель территориальной избирательной комиссии, а в его отсутствие — член комиссии, исполняющий обязанности председателя.
Сессии Совета созываются председателем Совета, а в случае невозможности исполн<