Конституционные принципы разделения властей

В качестве конституционной основы и конституционно­го принципа осуществления государственной власти прак­тически во всех демократических странах используется принцип разделения властей. Данный принцип в зача­точном состоянии описывался античными и по мере его развития средневековыми учеными (Аристотель, Поли-

^Полибий (ок. 200 — ок. 120 гг. до н. э.) — древнегреческий исто­рик. Автор «Истории», охватывающей историю Греции, Македонии, М. Азии, Рима и других стран от 220 до 146 г. до н. э. Поклонник рим­ского государственного устройства.

^•Марсилий Падуанский (1275 — ок. 1343 гг.) — итальянский поли­тический мыслитель. В трактате «Защитник мира» отстаивал идею об­щественного договора. Наилучшей формой государства считал сослов­ную монархию -- сложившуюся в большинстве стран Европы в XIII—XIV вв. форму государства, при которой власть монарха сочета­лась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Выступал против притязаний папства на светскую власть. В 1327 г. был отлучен от церкви.

• законодательную;

• исполнительную;

• судебную.

Разделение властей — это конституционный прин­цип организации управления государственной жизнью, суть которого заключается в разделении единой государст­венной власти на три ветви, представляемые самостоятель­ными видами органов государственной власти — законода­тельную, исполнительную, судебную и разграничение пол­номочий между ними.

Данный принцип объективно выражается в специализа­ции государственных органов по видам деятельности, ко­торые наделяются соответствующей компетенцией, само­стоятельны, независимы в реализации своих полномочий и обладают возможностью взаимно сдерживать и контроли­ровать друг друга. При этом ни одна из трех ветвей влас­ти не может принять на себя функции другой и в то же время не может действовать изолированно друг от друга. Все ветви власти должны взаимодействовать, образуя еди­ный государственный механизм.

Принцип разделения властей осуществляется на прак­тике в политической жизни США и многих других госу­дарств. Согласно статье 1 Конституции США полномочия законодательной власти принадлежат парламенту — Кон­грессу США. Согласно статье 2 Конституции полномочия исполнительной власти принадлежат главе государства -Президенту США. Судебная власть согласно статье 3 осу­ществляется Верховным судом США и нижестоящими су­дами, утверждаемыми Конгрессом.

Данная модель осуществления принципа разделения властей была впоследствии воспринята рядом других госу­дарств.

Конституционный принцип разделения властей, пред­полагающий самостоятельность государственных органов, их взаимодействие, уравновешивание друг друга преду­сматривает создание и функционирование системы сдер-жек и противовесов. В силу статьи 6 Конституции Респуб­лики Беларусь «государственная власть в Республике Бе­ларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государ­ственные органы в пределах своих полномочий самостоя­тельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга».

Элементами системы сдержек и противовесов явля­ются:

• срочность полномочий должностных лиц различных
уровней;

• несовместимость депутатского мандата с занятием от­
ветственной должности в аппарате управления;

• право вето на законопроекты;

• право роспуска парламента;

• контроль за законодательной властью, осуществляе­
мый народом в ходе выборов;

• конструктивный вотум недоверия правительству со
стороны парламента;

• независимость судейского корпуса.

Таким образом, принцип разделения властей, внесен­ный в Конституцию, и реализация его на практике — важ­ное качество правового демократического государства.

Организация государственной власти в стране может основываться на двух различных принципах. Суть перво­го принципа (принципа верховенства представительных органов (верховенства Советов) состоит в том, что на нсех уровнях власти представительные органы занимают главенствующее положение и имеют право принять к сво­ему рассмотрению любой вопрос, отнесенный к ведению государства или соответствующей территории. Представи­тельные органы формируют все другие органы государ­ства, которые подотчетны им. Именно концепция верховен­ства представительных органов — Советов - - являлась конституционной основой государственной системы быв­шего СССР и БССР. По действующим тогда Конституци­ям СССР и БССР именно Советы обладали верховенством и государстве. Суть второго принципа в том, что органи­зация государственной власти основана на разделении властей: представительные органы не имеют верховен­ства и действуют на основе разделения полномочий между государственными органами, т. е. рассматривают и решают лишь те вопросы, которые находятся в их веде­нии. При данной модели представительные органы имеют исполнительные средства воздействия на другие органы государства. Они вправе, к примеру, заслушать отчеты ис­полнительных органов о реализации требований законода­тельства, выражать доверие или недоверие правительству п т. п. Вместе с тем и другие органы государства имеют свои специфические средства воздействия на представи-




тельные органы, предотвращающие принятие ими необос­нованных решений. Таким образом, существует система сдержек и противовесов, при которой все ветви власти уравновешивают друг друга.

Итак, содержание принципа разделения властей мож­но сформулировать следующим образом:

• законы должны обладать высшей юридической силой
и приниматься только законодательным (представитель­
ным) органом;

• исполнительная власть должна заниматься в основном
исполнением законов и только ограниченным нормотвор­
чеством, быть подчиненной или главе государства или пар­
ламенту;

• между законодательным и исполнительным органом
должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий
перенесение центра властных решений или даже всей пол­
ноты власти на одного из них;

• судебные органы независимы и в пределах своей ком­
петенции действуют самостоятельно;

• ни одна из ветвей власти не должна вмешиваться в
компетенцию другой власти;

• спорные вопросы о компетенции должны решаться
только конституционным путем и через правовую процеду­
ру, т. е. Конституционным Судом.

В соответствии со статьей 90 Конституции Республики Беларусь Парламент — Национальное собрание Республи­ки Беларусь является представительным и законода­тельным органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. В состав Палаты представителей на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании избирается 110 депутатов. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и г. Минска тай­ным голосованием на заседаниях депутатов местных Сове­тов базового уровня каждой области и города Минска из­бираются по 8 членов Совета Республики. Кроме того, 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Срок полномочий Парламента -4 года. Полномочия Парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны.

Палата представителей Национального собра­ния Республики Беларусь по предложению Президента

либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Респуб­лики Беларусь, обладающих избирательным правом, рас­сматривает проекты законов о внесении изменений и до­полнений в Конституцию, о толковании Конституции и др.

Совет Республики Национального собрания Рес­публики Беларусь одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изме­нений и дополнений в Конституцию, о толковании Конс­титуции, проекты иных законов, а также решает другие вопросы в соответствии со своей компетенцией.

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров Респуб­лики Беларусь — центральный орган государственного уп­равления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь состоит из Премь­ер-министра, его заместителей и министров. В состав Пра­вительства могут входить и руководители иных республи­канских органов государственного управления.

Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Решение по этому вопросу принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения пред­ложения по кандидатуре Премьер-министра.

Работой Правительства руководит Премьер-министр. Деятельность Правительства — Совета Министров Респуб­лики Беларусь регламентируется Конституцией и Законом Республики Беларусь от 7 июля 1998 г. «О Совете Мини­стров Республики Беларусь» (с изменениями и дополнени­ями от 16 июня 2000 г. и 31 января 2003 г.).

Судебная власть в Республике Беларусь принад­лежит судам1. Система судов строится на принципах терри­ториальности и специализации. Судоустройство в Респуб­лике Беларусь определяется Законом Республики Бела­русь от 13 января 1995 г. «О судоустройстве и статусе судей в Республики Беларусь» (с последующими измене­ниями и дополнениями). Образование чрезвычайных су­дов в Республике Беларусь законодательством запрещает­ся. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в их деятельность по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Суды осуществляют

правосудие на основе Конституции и принятых в соответ­ствии с ней иных нормативных правовых актов.

Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Судебные постановления являются обязательными для всех граждан и должностных лиц. Стороны и лица, участвующиев процессе, имеют пра­во на обжалование решений, приговоров и других судеб­ных постановлений.

Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Рес­публики Беларусь. Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высо­коквалифицированных специалистов в области права, име­ющих, как правило, ученую степень. Президент Республи­ки Беларусь назначает 6 судей Конституционного Суда, а 6 судей избирает Совет Республики. Председатель Консти­туционного Суда назначается Президентом из числа судей данного Суда с согласия Совета Республики. Срок полно­мочий членов Конституционного Суда — 11 лет. Предель­ный возраст членов Конституционного Суда — 70 лет.

Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров дает заключения:

• о соответствии законов, декретов, указов Президента,
международных договорных и иных обязательств Респуб­
лики Беларусь Конституции и международно-правовым
актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

• о соответствии актов межгосударственных образова­
ний, в которые входит Республика Беларусь, указов Пре­
зидента, изданных во исполнение закона, Конституции,
международно-правовым актам, ратифицированным Рес­
публикой Беларусь, законам и декретам;

• о соответствии постановлений Совета Министров, ак­
тов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Ге­
нерального прокурора Конституции, международно-право­
вым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, за­
конам, декретам и указам;

• о соответствии актов любого другого государственно­
го органа Конституции, международно-правовым актам,
ратифицированным Республикой Беларусь, законам, дек­
ретам и указам.

Нормативные акты или их отдельные положения, при­знанные неконституционными, утрачивают силу в целом

или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом.

В случаях, предусмотренных статьей 116 Конституции Республики Беларусь, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключение о наличии фак­тов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются Законом Республи­ки Беларусь от 30 марта 1994 г. «О Конституционном Су­де Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями от 7 июля 1997 г. и 16 июня 2000 г.).

Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих су­дов, в пределах своих полномочий рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора, по вновь от­крывшимся обстоятельствам и в качестве суда первой инс­танции. Кроме того, Верховный Суд изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодатель­ства Республики Беларусь, возникающим при рассмотре­нии судебных дел. Разъяснения Пленума Верховного Суда Республики Беларусь являются обязательными для судов, иных органов и должностных лиц, применяющих закон.

В соответствии со статьей 84 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь с согласия Со­нета Республики назначает на должность Председателя Верховного Суда, судей Верховного Суда, иных судей Республики Беларусь, а также освобождает от должности Председателя и судей Верховного Суда по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Рес­публики. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 г. состав Верховного Суда Рес­публики Беларусь установлен в количестве 51 человека.

В своей деятельности Верховный Суд Республики Бе­ларусь руководствуется Конституцией и Законом от 13 ян­варя 1995 г. «О судоустройстве и статусе судей в Респуб­лике Беларусь» (с последующими изменениями и дополне­ниями).

Правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений осуществляют в Республике Беларусь хозяйст-ненные суды, являющиеся органами судебной власти. Еди­ную систему хозяйственных судов составляют Высший Хо-

зяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные су­ды областей, хозяйственный суд г. Минска, а также специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходи­мости Президентом Республики Беларусь по представле­нию Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь не­сет ответственность за выполнение задач, возложенных на хозяйственные суды, а также за организацию, состояние и совершенствование их деятельности. Он является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (эконо­мических) споров и иных дел, рассматриваемых хозяйст­венными судами, осуществляет судебный надзор за их де­ятельностью.

Полномочия Высшего Хозяйственного Суда Республи­ки Беларусь, иных хозяйственных судов определяются За­коном Республики Беларусь от 9 декабря 1998 г. «О хо­зяйственных судах в Республике Беларусь».



4. Демичев Д. М. Правовое государство и разделение властей.
// Материалы Международной научно-практической конференции
«Утвеждение принципов правового демократического государства в
Республике Беларусь посредством конституционного контроля
(Минск, 26-27 июня 2003 г.). Мн., Европейская комиссия к демо­
кратии через право (Венецианская Комиссия Совета Европы).
Конституционный Суд Республики Беларусь, 2003. С. 83—86.

5. Демичев Д. М. Ветви одного древа // Белоруская думка.
2003. № 12. С. 100-104.

6. Конституционное право. Под ред. А. Е. Козлова. М., 1996.

7. Козлов А. Е. Федеративные начала организации государ­
ственной власти в России. М., 1996.

8. Органы государственной власти в Республике Беларусь. Мн.,
1999. С. 231-262.

9. Разделение властей и парламентаризм. Сб. статей. М., 1992.

10. Тодыка Ю. Н. Основы конституционного строя Украины.
Харьков, 1999.

11.Чиркин В. Е. Основы конституционного права. Учебное по­
собие. М., 1996.

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА

Термин «президент» (от лат. ргае$1(1еп5) означает сидя­щий впереди. В античные времена президентами называли лиц, исполняющих функции председательствующих на различных заседаниях. Очевидно, исходя из этого значе­ния толковый словарь русского языка В. Даля определяет суть слова «президент» как «старший чин совещательного места, управления*».

В словаре русского языка С. И. Ожегова значение сло­ва президент уже изменяется и определяется как руково­дитель, глава республиканского государства, а также неко­торых крупных научных учреждений.

Первым в мире государством, в котором зародилась современная система института президентства, были США, несмотря на то что на первоначальном этапе амери­канской государственности и законодательная, и исполни­тельная власть была сосредоточена в едином представи­тельном органе — Континентальном конгрессе. Затем пре­зидентская система правления была установлена в ряде ла-

^Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная вер­сия. М., 2000. С. 522.

тиноамериканских государств. Первыми европейскими странами, где была введена должность президента как гла­вы государства, стали Франция и Швейцария (1848 г.).

После окончания первой мировой войны президенты стали высшими должностными лицами в Австрии, Веймар­ской республике, Латвии, Литве, Польше, Турции, Чехо­словакии, Эстонии. Несколько позже институт президент­ства был введен на Филиппинах, в Сирии и Ливане. Пос­ле второй мировой войны он был учрежден в Италии, Гре­ции, Португалии, Исландии, Мальте, Южной Корее, Юж­ном Вьетнаме, Тайване, Индии, Пакистане, Бангладеш, Иране, Ираке, Афганистане, а также практически во всех африканских государствах. Этот процесс в послевоенное время затронул и бывшие социалистические государства (СФРЮ, ЧССР, СРР, КНДР). В конце 1980-х годов в хо­де фундаментальных преобразований на мировой арене он перешел на Советский Союз: в соответствии с изменения­ми в Конституции СССР, внесенными Съездом народных депутатов СССР 14 марта 1990 г., был учрежден пост Пре­зидента СССР.

Впоследствии институт президентства был принят в большинство бывших советских республик. Сегодня в каждой из них конституционно закреплена президентская форма правления. Во всех государствах, кроме Молдовы, Республики Беларуси и стран Балтии, президент является не только главой государств, но и главой исполнительной пласта.

В Беларуси институт президентства появился с приня­тием 15 марта 1994 г. Конституции Республики Беларусь. Однако развитие данного института проходило в непрос­той политической обстановке. При первом обсуждении проекта новой Конституции Республики Беларусь на седь­мой сессии Верховного Совета двенадцатого созыва (11 нояфэя 1991 г.) самые острые разногласия между представителями различных политических течений возник­ли относительно конституционной модели государственно­го устройства. На десятую сессию Верховного Совета (23 октября 1992 г.) Конституционной комиссией был представлен проект, предусматривающий парламентскую республику (президент — глава государства; он не осуще­ствляет руководство исполнительной властью). Но уже на двенадцатой сессии Верховного Совета Республики Бела­русь (19 мая 1993 г.) представленный проект Конституции





закреплял статус президентской республики. Однако в хо­де работы сессии острые разногласия относительно формы правления по-прежнему сохранялись. Поэтому 17 июля 1993 г. Верховный Совет путем голосования опреде­лял свое отношение к трем вариантам:

1.Беларусь — президентская республика, где президент -
глава государства и глава исполнительной власти;

2. Президент — глава государства, но главой исполни­
тельной власти не является;

3. Президент как единоличный глава государства отсутст­
вует (предлагался вариант: Верховный Совет — Совет Ми­
нистров, т. е. сохранялось существующее на тот момент по­
ложение, с уточнением статуса указанных выше органов).

Окончательное решение приняла тринадцатая сессия Верховного Совета, которая начала свою работу в ноябре 1993 г.

При исследовании политико-правового феномена прези­дентства недостаточно одного анализа относящихся к дан­ному институту конституционных и иных правовых норм. Не менее важным является определение соотношения этих норм с политической практикой президентов. Совершенно очевидно, что само по себе учреждение поста президента не означает одновременного возникновения института пре­зидентства с присущими ему формами, чертами, признака­ми организации и функционирования. Его становление -сложный, исторически длительный процесс. Институт пре­зидентства занимает подобающее ему место в политиче­ской системе тогда, когда создана прочная конституцион­ная база президентства и существует широкая социально-политическая поддержка президентской власти. Для этого максимально четко должны быть определены правовой статус президента, его полномочия и очерчены рамки этих полномочий, а также правовая регламентация взаимоотно­шений с парламентом, правительством, судебной властью, Конституционным Судом, органами местного управления и самоуправления.

Генезис института президентства в Беларуси, необходи­мость учреждения поста президента были обусловлены со­вокупностью социально-политических и правовых факто­ров. Среди них: кардинальные изменения в политической системе государства в результате августовских событий 1991 г.; вакуум исполнительной власти в стране после уст­ранения с политической арены органов КПСС—КПБ;



принципиальные изъяны парламентских структур и неспо­собность существующих политико-правовых институтов центральной власти разрешать политические и социально-экономические проблемы и противоречия; ограниченная возможность и уязвимость Советов как представительных органов власти по стабилизации политической и социаль­но-экономической ситуации после ликвидации монополии КПСС на власть, а также чрезмерное увлечение Верховно­го Совета законотворческой деятельностью в ущерб распо­рядительной и контрольной функциям.

В процессе конструирования модели института президент­ства в Беларуси была апробирована практика бывшего СССР, стран-членов СНГ, а также государств дальнего за­рубежья. Велся поиск наиболее рациональных форм, черт и признаков организации и функционирования данного института, определяющих его своеобразие и индивидуаль­ность, исторические и национальные особенности.

Полномочия президента как верховного магистрата, его правовой статус и роль в политической системе государства определяются, прежде всего, соответствующими конститу­ционными установлениями. В соответствии с Конституци­ей Республики Беларусь 1994 г. впервые был учрежден институт президентства, Президент являлся главой государ­ства и исполнительной власти. Осуществление Президен­том функций не только главы исполнительной власти, но и главы государства являлось одним из важнейших преце­дентов персонификации государственно-правовой и соци­альной ответственности за состояние дел в государстве.

Располагая полномочиями, очерченными рамками Конституции 1994 г., Президент Республики Беларусь в ходе осуществления государственной политики выступал в ра.чных качествах: как глава государства (статья 95 Кон­ституции); ка^с глава исполнительной власти (статья 95); как Главнокомандующий Вооруженными Силами (пункт 24 статьи 100), как глава Совета Безопасности (пункт '.'.'.$ статьи 100); как фактический глава внешнеполитиче­ского ведомства (пункты 15 и 16 статьи 100). Однако дан­ные ипостаси президентской должности не исчерпывали нгех его полномочий в соответствии с фактическим поли­тико-правовым статусом.

Президент наделялся правом управлять всей системой органов исполнительной власти для реализации законов, других нормативных правовых актов, а также правом из-

дания на их основе своих собственных указов и распоря­жений. Вместе с тем существующий в тот период дисба­ланс полномочий Президента и исполнительной власти — с одной стороны, и законодательной и судебной — с другой, по существу, делал исполнительную власть ответственной за издержки и просчеты законодательной власти.

Правовой статус Президента Республики Беларусь был определен в разделе IV, главе 3 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, приня­тыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.). В силу статьи 79 Конституции Республики Беларусь «Пре­зидент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражда­нина». Президент олицетворяет единство народа, гаранти­рует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране су­веренитета Республики Беларусь, ее национальной безо­пасности и территориальной целостности, обеспечивает по­литическую и экономическую стабильность, преемствен­ность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государст­венной власти, и обладает большими властными полномо­чиями в области внешней и внутренней политики. Ныне Президент олицетворяет по существу верховную власть. Как глава государства, Президент обеспечивает преем­ственность и взаимодействие органов государственной власти, и, таким образом, располагает огромными возмож­ностями для реализации государственной политики.

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Президентом может быть избран гражданин Республи­ки Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Рес­публике Беларусь не менее десяти лет непосредственно пе­ред выборами.

Президент Республики Беларусь избирается на пять лет непосредственно народом на основе всеобщего, свободно­го, равного и прямого избирательного права при тайндм голосовании. Фдаго и то не о лпце-молют быть -Президентом

Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

Выборы Президента назначаются Палатой представите­лей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позд­нее чем за два месяца до истечения срока полномочий пре­дыдущего Президента.

Если должность Президента оказалась вакантной, вы­боры проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. Выборы счи­таются состоявшимися, если в голосовании приняли учас­тие более 50% граждан Республики Беларусь, включенных к списки избирателей. Президент считается избранным, ес­ли за него проголосовало более половины граждан Респуб­лики Беларусь, принявших участие в голосовании.

Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится торой тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Избранным считается кандидат в Президенты, получивший при пов­торном голосовании больше половины голосов избирате­лей, принявших участие в голосовании.

Порядок проведения выборов Президента определяется Законом Республики Беларусь «О Президенте Республики Ьеларусь» и Избирательным кодексом Республики Беларусь.

Согласно статье 83 Конституции Республики Беларусь Президент вступает в должность после принесе­ния Присяги следующего содержания: «Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжествен­но клянусь верно служить народу Республики Беларусь, у нажать и охранять права и свободы человека и граждани­на, соблюдать и защищать Конституцию Республики Бела­русь, $вято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности».

Присяга приносится в торжественной обстановке в при­сутствии депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, судей Конституционного, Верховного и Выс­шею Хозяйственного судов не позднее двух месяцев со дня избрания Президента. С момента принесения Присяги ш к>ш, избранным Президентом полномочия предыдущего Президента прекращаются.

Компетенция (от лат. сотре(;еге — добиваться, соот-нгтп новать, подходить) — совокупность прав и обязаннос-

тей (полномочий) органов, организаций, должностных лиц и т. п., установленных нормативными правовыми актами. Компетенция Президента Республики Беларусь определя­ется статьей 84 Конституции Республики Беларусь, в силу которой Глава государства:

=> назначает республиканские референдумы;

=> назначает очередные и внеочередные выборы в Па­лату представителей, Совет Республики и местные пред­ставительные органы;

=> распускает палаты в случаях и в порядке, преду­смотренных Конституцией;

=> назначает шесть членов Центральной комиссии Рес­публики Беларусь по выборам и проведению республикан­ских референдумов;

=> образует, упраздняет и реорганизует Администра­цию Президента Республики Беларусь, другие органы го­сударственного управления, а также консультативно-сове­щательные и иные органы при Президенте;

=> с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;

=> определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от долж­ности заместителей Премьер-министра, министров и дру­гих членов Правительства, принимает решение об отстав­ке Правительства или его членов;

=> с согласия Совета Республики назначает на долж­ность Председателя Конституционного Суда, Председате­ля Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйствен­ного Суда из числа судей этих судов;

=> с согласия Совета Республики назначает на долж­ность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйствен­ного Суда, Председателя Центральной комиссии по выбо­рам и проведению республиканских референдумов, Гене­рального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

=> назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;

=> освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховно­го Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правле-



пия Национального банка по основаниям, предусмотрен­ным законом, с уведомлением Совета Республики;

=* назначает на должность и освобождает от должнос­ти Председателя Комитета государственного контроля;

=> обращается с посланиями к народу Республики Бе­ларусь о положении в государстве и об основных направ­лениях внутренней и внешней политики;

=> обращается с ежегодными посланиями к Парламен­ту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;

=> имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;

=> назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; на­значает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соот-иетствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией;

=> решает вопросы о приеме в гражданство Республи­ки Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища; => устанавливает государственные праздники и празд­ничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;

=> осуществляет помилование осужденных; => ведет переговоры и подписывает международные до-гоноры, назначает и отзывает дипломатических представи­телей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;

=> принимает верительные и отзывные грамоты аккре­дитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;

=^в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в резуль­тате которых возникает опасность жизни и здоровью лю­ден, территориальной целостности и существованию госу­дарства, вводит на территории Республики Беларусь или в шдсльных ее местностях чрезвычайное положение с внесе­нием к трехдневный срок принятого решения на утвержде­ние Совета Республики;

=> в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостано­вить ее, но не более чем на трехмесячный срок;

=> подписывает законы; имеет право в порядке, уста­новленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату предста­вителей;

=> имеет право отменять акты Правительства;

=> непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депута­тов и отменять решения местных исполнительных и распо­рядительных органов в случае несоответствия их законо­дательству;

=> формирует и возглавляет Совет Безопасности Рес­публики Беларусь; назначает на должность и освобожда­ет от должности Государственного секретаря Совета Безо­пасности;

=> является Главнокомандующим Вооруженными Си­лами Республики Беларусь; назначает на должности и ос­вобождает от должностей высшее командование Воору­женных Сил;

=> вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объяв-ляет полную или частичную мобилизацию с внесением в 3-дневный срок принятого решения на утверждение Сове­та Республики;

=> осуществляет иные полномочия, возложенные на не­го Конституцией и законами.

В соответствии со статьей 85 Конституции Республики Беларусь Президент на основе и в соответствии с Консти­туцией издает указы и распоряжения, имеющие обязатель­ную силу на всей территории Республики Беларусь. В слу­чаях, предусмотренных Конституцией (статья 101), Прези­дент издает декреты, имеющие силу законов. Президент не­посредственно или через создаваемые им органы обеспечи­вает исполнение декретов, указов и распоряжений. Он не может занимать другие должности, получать помимо зара­ботной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства.

Президент Республики Беларусь приостанавливает членство в политических партиях и других общественных

объединениях, преследующих политические цели, на весь срок полномочий.

Весьма обширны полномочия Президента Республики Беларусь, дающие ему возможность участвовать в законо­дательной деятельности. Согласно статье 99 Конституции Республики Беларусь Президенту наряду с депутатами Па­латы представителей, Советом Республики, Правитель­ством и гражданами, обладающими избирательным пра­вом, в количестве не менее 50 тысяч человек, принадлежит право законодательной инициативы.

Лишь с согласия Президента либо по его поручению Правительство, могут вноситься в Палату представителей законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увели­чение расходов.

Президент либо по его поручению Правительство име­ют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата представителей и Совет Респу

Наши рекомендации