Формы правления и политический режим

Понятие «формы правления» является одним из суще­ственных и содержательных характеристик конституцион­но-правовой науки и государствоведения в целом. Форма правления входит составной частью в более широкое поня­тие формы государства, объясняющей организацию госу­дарственной власти и ее устройство. Еще в Древней Гре­ции и Риме юристы и философы высказывали самые раз­личные, порою весьма противоречивые суждения по пово­ду того, что следует понимать под формой государства. В частности, Платон1 считал, что идеальной формой правле-

'Плапгон (427 - 347 гг. до н.э.) — древнегреческий философ-идеа­лист. Ученик Сократа. Учение Платона — первая классическая форма объективного идеализма. Идеальное государство, по Платону, есть ие­рархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, кресть­яне и ремесленники. Среди важнейших трудов Платона - сочинение «Государство».

ния является «законная власть немногих» — аристократия. Кроме того, он не исключал и «законную монархию» -царскую власть, а также наличие «незаконной власти» -олигархии.

На современном этапе проблема формы государства приобретает не столько теоретическое, сколько практичес­кое значение. Совершенно очевидно, что от того, как орга­низована и как реализуется государственная власть, зави­сит эффективность государственного руководства в целом.

Форма государства — непосредственный выразитель и носитель его сущности; устройство государственной власти, ее организация в содержательном отношении. Форма государства, как и его сущность и содержание, ни­когда не остается статичной, а всегда развивается под вли­янием экономических, социально-политических, идеологи­ческих и иных факторов. Постоянно меняется научное представление о формах государства. К настоящему вре­мени в юридической литературе наиболее распространен­ной является концепция организации формы государства, состоящая в единстве трех основных элементов:

• формы государственного правления;

• формы государственного устройства;

• формы государственного (политического) режима.
Под формой правления следует понимать порядок

организации верховной государственной власти, и прежде всего ее высших и центральных органов, структуру, компе­тенцию, порядок образования этих органов, сроки их пол­номочий, их взаимоотношения с населением, степень учас­тия граждан в их формировании, а также порядок органи­зации органов местного управления и самоуправления.

Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом по наследству или коллективным выборным органом. В первом случае имеет место монархическая фор­ма правления, во втором — республиканская.

Слово «монархия» греческого происхождения (топов один, агсЬоз — власть) и означает единовластие, единодер­жавие.

Монархия — это форма правления государства, где ис­точником государственной власти является монарх, а вер­ховная власть наследуется на всю жизнь одним лицом, пользующимся ею по собственному усмотрению. Лицо,

I !ак. 1955

имеющее титул монарха, принадлежит роду или «царству­ющему дому» и является свободным от какой-либо ответ­ственности за свои действия.

На рубежах Нового времени со всей четкостью вырабо­тались важнейшие разновидности монархии:

• монархия абсолютная, неограниченная;

• монархия конституционная, уже ограниченная обще­
народным представительством (парламентом).

Общие черты монархической формы правления:

• во главе государства находится монарх, который
пользуется своей властью по наследству;

• монарх приобретает власть по принципу крови, насле­
дуя ее по собственному праву;

• монарх не несет никакой юридической ответственнос­
ти за свои политические действия (в «Утвержденной Гра­
моте» 1613 г. на Михаила Романова возлагалась «ответ­
ственность в своих делах перед единым небесным царем»);

• в руках монарха сосредоточена вся полнота верхов­
ной государственной власти; он выступает источником вся­
кого права, только с его волеизъявления те или иные по­
становления могут приобретать силу закона;

• монарх находится во главе исполнительной власти, от
его имени вершится правосудие, ему принадлежит право
помилования;

• монарх единолично представляет свое государство на
международной арене, в сношениях с другими государ­
ствами;

• мштрх пользуется титулом (князя, герцога, короля,
царя, императора), получает значительное содержание из
государственной казны, имеет право на особую охрану.

При неограниченной, абсолютной монархии всеми указанными выше правами монарх пользуется безусловно и неограниченно, независимо от какой-либо иной власти, а в конституционной {ограниченной) монархии — при

посредстве или обязательном содействии каких-либо орга­нов или властей, существующих независимо от монарха. Конституционную монархию подразделяют на:

1) представительную (дуалистическую);

2) парламентарную (монарх делит власть с парламен­
том).

При республиканской форме правления (в отличие от монархии) единственным источником власти по закону

является народное большинство. В республике власть осу­ществляется избранными народом на определенный срок представительными органами.

Существуют следующие виды республик:

• республики парламентарные (Греция, Германия и др.);

• республики президентские (Аргентина, Бразилия, Рос­
сия, США и др.).

Спецификой парламентарной республики является ве­дущая роль парламента в государстве, который не только принимает законы, но и оказывает сильное влияние на правительство и иные органы государственного управле­ния. Состав правительства предопределяется парламент­ским большинством, принадлежащим либо одной партии, либо коалиции партий. Особенностью парламентарной республики является единство высших эшелонов власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер-ми­нистр) и его кабинет назначаются и контролируются пар­ламентским большинством. С потерей парламентского большинства правительство уходит в отставку. При всех существующих вариациях в парламентских республиках роль президента в политической жизни незначительна.

Президентская республика как форма правления ха­рактеризуется в первую очередь тем, что избранный глава государства, как правило, одновременно является главой исполнительной власти и занимает сильные позиции в ру­ководстве государством. Он самостоятельно назначает ми­нистров (в ряде стран с согласия парламента или одной из его палат) и может отправить их в отставку.

Глава государства в президентской республике получа­ст свои полномочия в результате избрания на установлен­ный конституцией срок (в Соединенных Штатах Америки па 4 года, в Республике Беларусь — на 5 лет) и ответстве-пгп перед судом за противоправные действия в период на­хождения у власти.

В политической жизни той или иной страны с учетом определенного соотношения политических сил, сложив­шихся традиций или вводимых реформ возможны смешан-т,1с пли промежуточные (между президентской и парла­ментской республикой) формы государственного правле-

кия,

Как отмечалось выше, политическая власть в любом го­сударстве осуществляется с помощью особой системы при-

емов, методов, способов и форм. Их закрепление в конс­титуции позволяет судить о характере политического ре­жима, который установлен в стране. Категория политичес­кого режима появилась в научном обороте в 60-е гг. прош­лого века. Политический режим — это совокупность ха­рактерных для определенного типа государства политичес­ких отношений, применяемых властями средств и методов по руководству государством, а также сложившихся отно­шений государственной власти и общества; это — реальный характер и организация политической, и прежде всего го­сударственной, власти в стране. Политический режим дает возможность определить форму правления государства, уровень политической свободы, которой обладают его граждане.

На разных исторических этапах формировались раз­личные политические режимы. Так, периоду рабовладе­ния присущи деспотические, теократически-монархичес­кие, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена феодализма характерными были режимы: абсолютистский, режим свое­образной «феодальной демократии», клерикально-фео­дальный, милитаристско-полицейский или режим «просве­щенного абсолютизма».

В современном мире существуют следующие виды по­литических режимов:

• либеральный;

• либерально-демократический, или конституционный;

• бонапартистский;

• военно-полицейский;

• фашистский или «фашизмоподобный» (например, кор­
поративный или расистско-националистический);

• диктаторско-монополистический;

• марионеточный;

• клерикально-фундаменталистский (в некоторых ислам­
ских странах).

Практика социалистического строительства свидетель­ствует о появлении народно-демократических и общена­родных политических режимов. В целом же содержатель­ные характеристики позволяют свести все многообразие политических режимов к двум большим разновидностям: демократическому политическому режиму, антидемократи­ческому политическому режиму.

Сердцевину любых демократических политичес­ких режимов составляет демократия. Термином «демо­кратия» обозначается форма государства в том случае, ес­ли законодательная власть в нем представлена коллегиаль­ным органом, выбранным народом, если законодательство закрепляет широкие социально-экономические и полити­ческие права и свободы граждан независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образо­вательного уровня и вероисповедания.

Содержательная сторона антидемократических полити­ческих режимов во многом едина с режимами демократий и во многом им противоположна.

Характерными чертами антидемократических поли­тических режимов являются:

• господство одной политической партии или движения;

• господство одной, «официальной», идеологии;

• господство одной формы собственности;

• сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни
было политических прав и свобод;

• резкое расслоение населения по сословным, касто-
иым, конфессиональным и другим признакам;

• низкий экономический уровень жизни основных сло­
ен народа;

• акцент на карательные меры и принуждение;

• агрессивность во внешней политике.

Антидемократические политические режимы обычно де­лят на тоталитарные и авторитарные. Тоталитарный политический режим (от лат. сЫш, 1:о1;ит — весь, целый, < онокупность) — режим, при котором осуществляется аб­солютный контроль над всеми областями общественной и государственной жизни1. Современное понимание тотали­таризма связывается с полным (тотальным) контролем го­сударства всех социальных проявлений, огосударствлени­ем нсех легальных организаций, полномочиями властей, не ограниченными законом, запрещением демократических

Идеалом тоталитаризма может служить строй, описанный англий-с Ким писателем и публицистом Дж. Оруэллом (1903—1950 гг.) в рома­нс ;штмутопии «1984», вышедшем в 1949 г. Автор изобразил будущее мировое общество как тоталитарный иерархический строй, основанный но и.шщренном физическом и духовном порабощении, пронизанный исгобщпм страхом и ненавистью.

институтов и движений, фактической ликвидацией консти­туционных прав и свобод, милитаризацией государства, подавлением оппозиции.

Если тоталитаризм характеризует определенный тип от­ношений государства и общества, то авторитаризм (от лат. аис1опг.аз — власть, влияние) означает антидемократи­ческий и часто антинравовой принцип правления. Автори­тарным может быть назван политический режим, при ко­тором концентрация главных функций государственной (политической) власти сосредоточена в руках группы лиц или одного человека. Власть осуществляется централизо­ванно и однолинейно сверху, игнорируя или существенно снижая роль других, и прежде всего представительных институтов. Суть авторитарного режима связана с исполь­зуемыми методами: навязывание обществу определенной идеологии, ограничение демократических свобод, отмена либо формальное существование ряда конституционных институтов, жесткая цензура в отношении средств массо­вой информации и т. д.

НОРМАТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с из­
менениями и дополнениями, принятыми на республиканском рефе­
рендуме 24 ноября 1996 г.) // Национальный реестр правовых ак­
тов Республики Беларусь. 1999. № 1. 1/0.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.
(с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости На­
ционального собрания Республики Беларусь. 1999. № 7—9. Ст. 101;
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003.
№ 74. 2/960.

3. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля
2000 г. (с изменениями и дополнениями от 4 июля 2000 г.) //Ве­
домости Национального собрания РеспублнкиБеларусь. 2000. № 6.
Ст. 47; Национальный реестр правовых актов Республики Бела­
русь. 2000. № 25. 2 / 145; № 64. 2/181.

4. Закон Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. «О профес­
сиональных союзах» (в редакции Закона от 14 января 2000 г. с из-

менениями и дополнениями от 14 июля 2000 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 23. 2/146; № 69. 2/191.

6. Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. «О свобо­
де совести и религиозных организациях» (в редакции Закона от
31 октября 2002 г.) // Ведомости Верховного Совета Республики
Пеларусь. 1993. № 2. Ст. 18; Национальный реестр правовых ак­
тов Республики Беларусь. 2002. № 123. 2/886.

7. Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. «Об обще
ственных объединениях» (с изменениями и дополнениями от 31 ян­
варя 1995 г. и 22 июня 2001 г.) // Ведомости Верховного Совета
Республики Беларусь. 1994. № 29. Ст. 503; 1995. № 14. Ст. 135;
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001.
№ 3. 2 / 779.

8. Закон Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. <<О полити­
ческих партиях» (с изменениями и дополнениями от 13 декабря
1999 г. и 22 июня 2001 г.) //Ведомости Верховного Совета Респуб­
лики Беларусь. 1994. № 30. Ст. 509; Национальный реестр право-
ных актов Республики Беларусь. 2001. № 63. 2 / 779.

9. Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. «О Прези­
денте Республики Беларусь» (в редакции Закона от 7 июля 1997 г.)

/ Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. № 17. ('т. 179; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. № 24. Ст. 463.

10. Закон Республики Беларусь от4 ноября 1998 г. «О статусе
депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Нацио­
нального собрания Республики Беларусь» (с изменениями и допол­
нениями от 29 июня 2000 г.)// Ведомости Национального собра­
ния Республики Беларусь. 1998. № 35. Ст. 516; Национальный ре­
естр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 64. 2/180.

11. Закон Республики Беларусь от 7 июля 1998 г.«О Совете
Министров Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями
от 16 июня 2000 г., 31 января 2003 г.) // Ведомости Националь­
ного собрания Республики Беларусь. 1998. № 29-30. Ст. 466; На­
циональный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 59.
2/176; 2003. № 17.2/935.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

2. Авакян С. А. Политический плюрализм и общественные объ­
единения в Российской Федерации: конституционно-правовые ос­
пины. М., 1996.

3. Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право
Российской Федерации. М., 1996.

5. Василевич Г. А. Органы государственной власти Республики
Беларусь. Мн., 1999.

6. Василевич Г. А. Парламент Республики Беларусь. Мн., 1995.

7. Василевич Г. А. Правовые основы взаимоотношений личнос­
ти, общества и государства. Мн., 1999.

8. Выборы: правовые основы, избирательные технологии. Науч.
правовое и практическое пособие / Под ред. С. А. Альфера. Мн.,
2000.

9. Демишелъ А., Демишель Ф., Пикемалъ М. Институты и
власть во Франции. М., 1977.

10. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства.
М., 1908.

11.Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1903.

12. Италия: Конституция и законодательные акты. М., 1988.

13. Козлова Е. Н., Кутафин О. Е. Конституционное право Рос­
сии. М., 1996.

14. Колдаев В. М. Государственная власть. Механизм государ­
ственной власти. М., 1993.

15. Палиенко Н. И. Суверенитет. Историческое развитие идеи
суверенитета и ее правовое значение. Ярославль, 1903.

16. Матусевич А. В. Политическая система. Состояние и разви­
тие. Мн., 1992.

17. Современное буржуазное государственное право. Критичес­
кие очерки. Буржуазная наука государственного права. Т. 1. М.,
1987.

18. Тодыка Ю. Н. Основы конституционного строя Украины.
Харьков, 1999.

19. Федеративная Республика Германия. Конституция и законо­
дательные акты. М., 1991.

20. Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981.

21. Четвернин В. А. Демократическое конституционное государ­
ство: введение в теорию. М., 1993.

22. Чиркин В. Е. Нетипичные формы правления в современном
государстве // Государство и право. 1994. № 1. С. 109—115.

23. Шабо Ж. -Л. Государственная власть: конституционные пре
делы // Политические исследования. 1993. № 3.

Наши рекомендации