Формы правления и политический режим
Понятие «формы правления» является одним из существенных и содержательных характеристик конституционно-правовой науки и государствоведения в целом. Форма правления входит составной частью в более широкое понятие формы государства, объясняющей организацию государственной власти и ее устройство. Еще в Древней Греции и Риме юристы и философы высказывали самые различные, порою весьма противоречивые суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства. В частности, Платон1 считал, что идеальной формой правле-
'Плапгон (427 - 347 гг. до н.э.) — древнегреческий философ-идеалист. Ученик Сократа. Учение Платона — первая классическая форма объективного идеализма. Идеальное государство, по Платону, есть иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Среди важнейших трудов Платона - сочинение «Государство».
ния является «законная власть немногих» — аристократия. Кроме того, он не исключал и «законную монархию» -царскую власть, а также наличие «незаконной власти» -олигархии.
На современном этапе проблема формы государства приобретает не столько теоретическое, сколько практическое значение. Совершенно очевидно, что от того, как организована и как реализуется государственная власть, зависит эффективность государственного руководства в целом.
Форма государства — непосредственный выразитель и носитель его сущности; устройство государственной власти, ее организация в содержательном отношении. Форма государства, как и его сущность и содержание, никогда не остается статичной, а всегда развивается под влиянием экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов. Постоянно меняется научное представление о формах государства. К настоящему времени в юридической литературе наиболее распространенной является концепция организации формы государства, состоящая в единстве трех основных элементов:
• формы государственного правления;
• формы государственного устройства;
• формы государственного (политического) режима.
Под формой правления следует понимать порядок
организации верховной государственной власти, и прежде всего ее высших и центральных органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, сроки их полномочий, их взаимоотношения с населением, степень участия граждан в их формировании, а также порядок организации органов местного управления и самоуправления.
Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом по наследству или коллективным выборным органом. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором — республиканская.
Слово «монархия» греческого происхождения (топов один, агсЬоз — власть) и означает единовластие, единодержавие.
Монархия — это форма правления государства, где источником государственной власти является монарх, а верховная власть наследуется на всю жизнь одним лицом, пользующимся ею по собственному усмотрению. Лицо,
I !ак. 1955
имеющее титул монарха, принадлежит роду или «царствующему дому» и является свободным от какой-либо ответственности за свои действия.
На рубежах Нового времени со всей четкостью выработались важнейшие разновидности монархии:
• монархия абсолютная, неограниченная;
• монархия конституционная, уже ограниченная обще
народным представительством (парламентом).
Общие черты монархической формы правления:
• во главе государства находится монарх, который
пользуется своей властью по наследству;
• монарх приобретает власть по принципу крови, насле
дуя ее по собственному праву;
• монарх не несет никакой юридической ответственнос
ти за свои политические действия (в «Утвержденной Гра
моте» 1613 г. на Михаила Романова возлагалась «ответ
ственность в своих делах перед единым небесным царем»);
• в руках монарха сосредоточена вся полнота верхов
ной государственной власти; он выступает источником вся
кого права, только с его волеизъявления те или иные по
становления могут приобретать силу закона;
• монарх находится во главе исполнительной власти, от
его имени вершится правосудие, ему принадлежит право
помилования;
• монарх единолично представляет свое государство на
международной арене, в сношениях с другими государ
ствами;
• мштрх пользуется титулом (князя, герцога, короля,
царя, императора), получает значительное содержание из
государственной казны, имеет право на особую охрану.
При неограниченной, абсолютной монархии всеми указанными выше правами монарх пользуется безусловно и неограниченно, независимо от какой-либо иной власти, а в конституционной {ограниченной) монархии — при
посредстве или обязательном содействии каких-либо органов или властей, существующих независимо от монарха. Конституционную монархию подразделяют на:
1) представительную (дуалистическую);
2) парламентарную (монарх делит власть с парламен
том).
При республиканской форме правления (в отличие от монархии) единственным источником власти по закону
является народное большинство. В республике власть осуществляется избранными народом на определенный срок представительными органами.
Существуют следующие виды республик:
• республики парламентарные (Греция, Германия и др.);
• республики президентские (Аргентина, Бразилия, Рос
сия, США и др.).
Спецификой парламентарной республики является ведущая роль парламента в государстве, который не только принимает законы, но и оказывает сильное влияние на правительство и иные органы государственного управления. Состав правительства предопределяется парламентским большинством, принадлежащим либо одной партии, либо коалиции партий. Особенностью парламентарной республики является единство высших эшелонов власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер-министр) и его кабинет назначаются и контролируются парламентским большинством. С потерей парламентского большинства правительство уходит в отставку. При всех существующих вариациях в парламентских республиках роль президента в политической жизни незначительна.
Президентская республика как форма правления характеризуется в первую очередь тем, что избранный глава государства, как правило, одновременно является главой исполнительной власти и занимает сильные позиции в руководстве государством. Он самостоятельно назначает министров (в ряде стран с согласия парламента или одной из его палат) и может отправить их в отставку.
Глава государства в президентской республике получаст свои полномочия в результате избрания на установленный конституцией срок (в Соединенных Штатах Америки па 4 года, в Республике Беларусь — на 5 лет) и ответстве-пгп перед судом за противоправные действия в период нахождения у власти.
В политической жизни той или иной страны с учетом определенного соотношения политических сил, сложившихся традиций или вводимых реформ возможны смешан-т,1с пли промежуточные (между президентской и парламентской республикой) формы государственного правле-
кия,
Как отмечалось выше, политическая власть в любом государстве осуществляется с помощью особой системы при-
емов, методов, способов и форм. Их закрепление в конституции позволяет судить о характере политического режима, который установлен в стране. Категория политического режима появилась в научном обороте в 60-е гг. прошлого века. Политический режим — это совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов по руководству государством, а также сложившихся отношений государственной власти и общества; это — реальный характер и организация политической, и прежде всего государственной, власти в стране. Политический режим дает возможность определить форму правления государства, уровень политической свободы, которой обладают его граждане.
На разных исторических этапах формировались различные политические режимы. Так, периоду рабовладения присущи деспотические, теократически-монархические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена феодализма характерными были режимы: абсолютистский, режим своеобразной «феодальной демократии», клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский или режим «просвещенного абсолютизма».
В современном мире существуют следующие виды политических режимов:
• либеральный;
• либерально-демократический, или конституционный;
• бонапартистский;
• военно-полицейский;
• фашистский или «фашизмоподобный» (например, кор
поративный или расистско-националистический);
• диктаторско-монополистический;
• марионеточный;
• клерикально-фундаменталистский (в некоторых ислам
ских странах).
Практика социалистического строительства свидетельствует о появлении народно-демократических и общенародных политических режимов. В целом же содержательные характеристики позволяют свести все многообразие политических режимов к двум большим разновидностям: демократическому политическому режиму, антидемократическому политическому режиму.
Сердцевину любых демократических политических режимов составляет демократия. Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если законодательство закрепляет широкие социально-экономические и политические права и свободы граждан независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания.
Содержательная сторона антидемократических политических режимов во многом едина с режимами демократий и во многом им противоположна.
Характерными чертами антидемократических политических режимов являются:
• господство одной политической партии или движения;
• господство одной, «официальной», идеологии;
• господство одной формы собственности;
• сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни
было политических прав и свобод;
• резкое расслоение населения по сословным, касто-
иым, конфессиональным и другим признакам;
• низкий экономический уровень жизни основных сло
ен народа;
• акцент на карательные меры и принуждение;
• агрессивность во внешней политике.
Антидемократические политические режимы обычно делят на тоталитарные и авторитарные. Тоталитарный политический режим (от лат. сЫш, 1:о1;ит — весь, целый, < онокупность) — режим, при котором осуществляется абсолютный контроль над всеми областями общественной и государственной жизни1. Современное понимание тоталитаризма связывается с полным (тотальным) контролем государства всех социальных проявлений, огосударствлением нсех легальных организаций, полномочиями властей, не ограниченными законом, запрещением демократических
Идеалом тоталитаризма может служить строй, описанный англий-с Ким писателем и публицистом Дж. Оруэллом (1903—1950 гг.) в романс ;штмутопии «1984», вышедшем в 1949 г. Автор изобразил будущее мировое общество как тоталитарный иерархический строй, основанный но и.шщренном физическом и духовном порабощении, пронизанный исгобщпм страхом и ненавистью.
институтов и движений, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, милитаризацией государства, подавлением оппозиции.
Если тоталитаризм характеризует определенный тип отношений государства и общества, то авторитаризм (от лат. аис1опг.аз — власть, влияние) означает антидемократический и часто антинравовой принцип правления. Авторитарным может быть назван политический режим, при котором концентрация главных функций государственной (политической) власти сосредоточена в руках группы лиц или одного человека. Власть осуществляется централизованно и однолинейно сверху, игнорируя или существенно снижая роль других, и прежде всего представительных институтов. Суть авторитарного режима связана с используемыми методами: навязывание обществу определенной идеологии, ограничение демократических свобод, отмена либо формальное существование ряда конституционных институтов, жесткая цензура в отношении средств массовой информации и т. д.
НОРМАТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с из
менениями и дополнениями, принятыми на республиканском рефе
рендуме 24 ноября 1996 г.) // Национальный реестр правовых ак
тов Республики Беларусь. 1999. № 1. 1/0.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.
(с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости На
ционального собрания Республики Беларусь. 1999. № 7—9. Ст. 101;
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003.
№ 74. 2/960.
3. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля
2000 г. (с изменениями и дополнениями от 4 июля 2000 г.) //Ве
домости Национального собрания РеспублнкиБеларусь. 2000. № 6.
Ст. 47; Национальный реестр правовых актов Республики Бела
русь. 2000. № 25. 2 / 145; № 64. 2/181.
4. Закон Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. «О профес
сиональных союзах» (в редакции Закона от 14 января 2000 г. с из-
менениями и дополнениями от 14 июля 2000 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 23. 2/146; № 69. 2/191.
6. Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. «О свобо
де совести и религиозных организациях» (в редакции Закона от
31 октября 2002 г.) // Ведомости Верховного Совета Республики
Пеларусь. 1993. № 2. Ст. 18; Национальный реестр правовых ак
тов Республики Беларусь. 2002. № 123. 2/886.
7. Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. «Об обще
ственных объединениях» (с изменениями и дополнениями от 31 ян
варя 1995 г. и 22 июня 2001 г.) // Ведомости Верховного Совета
Республики Беларусь. 1994. № 29. Ст. 503; 1995. № 14. Ст. 135;
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001.
№ 3. 2 / 779.
8. Закон Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. <<О полити
ческих партиях» (с изменениями и дополнениями от 13 декабря
1999 г. и 22 июня 2001 г.) //Ведомости Верховного Совета Респуб
лики Беларусь. 1994. № 30. Ст. 509; Национальный реестр право-
ных актов Республики Беларусь. 2001. № 63. 2 / 779.
9. Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. «О Прези
денте Республики Беларусь» (в редакции Закона от 7 июля 1997 г.)
/ Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. № 17. ('т. 179; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. № 24. Ст. 463.
10. Закон Республики Беларусь от4 ноября 1998 г. «О статусе
депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Нацио
нального собрания Республики Беларусь» (с изменениями и допол
нениями от 29 июня 2000 г.)// Ведомости Национального собра
ния Республики Беларусь. 1998. № 35. Ст. 516; Национальный ре
естр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 64. 2/180.
11. Закон Республики Беларусь от 7 июля 1998 г.«О Совете
Министров Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями
от 16 июня 2000 г., 31 января 2003 г.) // Ведомости Националь
ного собрания Республики Беларусь. 1998. № 29-30. Ст. 466; На
циональный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 59.
2/176; 2003. № 17.2/935.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
2. Авакян С. А. Политический плюрализм и общественные объ
единения в Российской Федерации: конституционно-правовые ос
пины. М., 1996.
3. Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право
Российской Федерации. М., 1996.
5. Василевич Г. А. Органы государственной власти Республики
Беларусь. Мн., 1999.
6. Василевич Г. А. Парламент Республики Беларусь. Мн., 1995.
7. Василевич Г. А. Правовые основы взаимоотношений личнос
ти, общества и государства. Мн., 1999.
8. Выборы: правовые основы, избирательные технологии. Науч.
правовое и практическое пособие / Под ред. С. А. Альфера. Мн.,
2000.
9. Демишелъ А., Демишель Ф., Пикемалъ М. Институты и
власть во Франции. М., 1977.
10. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства.
М., 1908.
11.Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1903.
12. Италия: Конституция и законодательные акты. М., 1988.
13. Козлова Е. Н., Кутафин О. Е. Конституционное право Рос
сии. М., 1996.
14. Колдаев В. М. Государственная власть. Механизм государ
ственной власти. М., 1993.
15. Палиенко Н. И. Суверенитет. Историческое развитие идеи
суверенитета и ее правовое значение. Ярославль, 1903.
16. Матусевич А. В. Политическая система. Состояние и разви
тие. Мн., 1992.
17. Современное буржуазное государственное право. Критичес
кие очерки. Буржуазная наука государственного права. Т. 1. М.,
1987.
18. Тодыка Ю. Н. Основы конституционного строя Украины.
Харьков, 1999.
19. Федеративная Республика Германия. Конституция и законо
дательные акты. М., 1991.
20. Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981.
21. Четвернин В. А. Демократическое конституционное государ
ство: введение в теорию. М., 1993.
22. Чиркин В. Е. Нетипичные формы правления в современном
государстве // Государство и право. 1994. № 1. С. 109—115.
23. Шабо Ж. -Л. Государственная власть: конституционные пре
делы // Политические исследования. 1993. № 3.