Обязательность выражения намерения на пост
«Наличие внутреннего намерения в отведенное для этого время необходимо для каждого нового дня Рамадана и является одним из условий действительности поста.
Намерение или ният – это внутреннее устремление сердца, направленное на осуществление того или иного действия. Данное устремление - это, в свою очередь, твёрдая решимость исполнить определённое дело. Произнесение нията вслух не ставится условием для его действительности и не является Сунной. Однако, если человек произнес своё намерение вслух с целью усилить решимость или напомнить себе о предстоящем посте, грехом это не будет. Следует особо отметить, что всякое действие или мысль, которые указывают на решимость поститься, будут считаться ниятом, как, например, сухур (принятие пищи незадолго до солятуль-фаджр), или внутреннее решение подняться ото сна, чтобы совершить сухур, или обильное потребление пищи во время ужина с целью освободить себя от принятия пищи незадолго до наступления солятуль-фаджр.
В какое время обязательно иметь намерение
Согласно ханафитскому фикху, время нията начинается с наступлением ночи (т. е. после наступления времени солятуль-магриб) и заканчивается с наступлением времени «дахватуль-кубра». Следовательно, если человек забыл о намерении или не исполнил действия, указывающие на непоколебимую решимость держать пост, а потом до времени «дахватуль-кубра» вспомнил о том, что он не ел и не пил лишь потому, что постится в Рамадан, это вспоминание будет считаться правильным ниятом, и, соответственно, пост этого человека будет действительным. Однако, если человек не вспомнил о посте до наступления «дахватуль-кубра», обязательный пост этого человека не является действительным и не переходит в разряд «нафль» (дополнительный пост), хотя это не освобождает его от обязанности воздерживаться в Рамадан от еды и питья до наступления времени ифтара. Затем ему следует восполнить этот день в другое время после окончания Рамадана, но обязанности совершить каффару на нём не лежит»2.
_________________________________________________________
1.В том числе и тому, который следует ханафитскому мазхабу.
2.Цитата по книге шейха Мухаммада Маджида Итра, хафизахуЛлаху Тааля, «Аль-Муфассаль фи филь фикхиль ханафи», с. 271.
Пост в день сомнения
Днём сомнения (яум аш-шакк) называют день, относительно которого не ясно, относится он к месяцу Шаабан или представляет собой первый день Рамадана.
День сомнения выпадает на 30-е число месяца Шаабан. Как известно, в лунном месяце может быть либо 29, либо 30 дней. Наступление нового месяца определяется с помощью наблюдения за луной. Для мусульман является фардом-кифая следить, не появится ли месяц 30-го числа, чтобы определить начало Рамадана. Если по окончанию 29-го дня месяца Шаабан по причине пыльной бури или пасмурной погоды, когда небо затянуто тучами, нет возможности определить, наступил месяц Рамадан или нет1, 30-ый день месяца Шаабан будет считаться днём сомнения. Этот день следует отнести к месяцу Шаабан и начать отсчитывать Рамадан со следующего дня.
Пост категории фард или ваджиб в этот день (например, пост назр или каффара) либо пост с намерением, в котором присутствует сомнение: «Если завтра будет Шаабан, то мой пост будет нафль, а если Рамадан, то фард», - является макрухом-тахрим2.
Для шейха, муфтия или шариатского судьи дозволено и желательно соблюдать в этот день пост с намерением на пост нафль, при этом скрывая свой пост от простых людей. Для простого мусульманина3 пост нафль в этот день не является желательным.
Если пост в сомнительный день совпал со временем, когда человек обычно постится, то поститься в этот день дозволено. Например, если человек постится каждый понедельник и четверг и день сомнения выпал на понедельник, можно и даже более предпочтительно поститься в этот день. И здесь не имеет значения, обычный это человек или человек, обладающий шариатским знанием, - шейх или муфтий.
Если человек всё же постился в этот день и оказалось, что этот день приходится на Рамадан, то, вне зависимости от нията, его пост будет засчитан как пост в Рамадан. Но данное правило не относится к мусафиру: если мусафир постился в этот день с намерением на пост категории фард или ваджиб, его пост будет засчитан в соответствии с его намерением.
Если человек выразил намерение в следующей форме: «Если завтра начнётся Рамадан, то я буду поститься, а если будет ещё Шаабан, то не буду», - такой ният не принимается, и пост не будет действителен.
Является макрухом 4 из предосторожности поститься в последние два дня Шаабана, если человек думает, что один из этих дней придётся на Рамадан. Но если человек постится более двух дней подряд в конце Шаабана, такой пост дозволен.
В ситуации, когда 30-ый день месяца Шаабан оказался днём сомнения, муфтию следует повелеть простым мусульманам не пить и не есть до времени «дахватуль-кубра», но без намерения поста. Люди должны находится в ожидании, что где-то в другом городе мусульмане уже видели луну, если до них дойдут такие новости, они смогут выразить намерение на пост до «дахватуль-кубра» и начать поститься. Если новостей о наступлении Рамадана не будет, после «дахватуль-кубра» люди совершают ифтар.
Для муфтия или шариатского судьи соблюдать пост в 30-ый день Шаабана является желательным (мустахабб). При этом им следует скрывать свой пост от других, чтобы люди не обвинили их в том, что они сами не следуют тому, что повелевают другим. Причина разделения между простыми мусульманами и людьми, у которых есть шариатское знание, в том, что обычному человеку в данном случае будет крайне сложно выразить намерение на пост без колебаний. Поститься также следует людям, которые усердствуют в поклонении (аль-хавас) и могут управлять своим нафсом настолько, чтобы контролировать своё намерение и освободиться от колебаний, что не под силу простому человеку.
_________________________________________________________
1. Потому что не видно луны.
2.То есть запрещённым делом, близким к хараму.
3.Не шейха и не муфтия.
4.Порицаемо.