Дайте определение выборов в конституционно-правовом смысле
Ответ:
Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями лица, замещающего государственную, муниципальную должность.
Перечислите конституционные принципы федеративного устройства РФ
Ответ:
1) Государственная целостность РФ;
2) Единство системы государственной власти РФ;
3) Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
4) Равноправие и самоопределение народов в РФ;
5) Равноправие субъектов РФ (во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти).
Критерии оценивания:
«Закрытые» вопросы оцениваются следующим образом (за 1 тестовый вопрос):
- выделены все правильные ответы – 1 балл;
- не выделен один правильный ответ при отсутствии иных ошибок (в случае если в тестовом вопросе два и более правильных ответа) – 0,5 балла;
- в иных случаях – 0 баллов.
«Открытые» вопросы оцениваются следующим образом (за 1 тестовый вопрос):
- ответ полностью правильный, например, перечислены все принципы конституционно-правового явления, в дефиниции выделены все отличительные признаки определяемого понятия и т.п. – 1 балл;
- ответ правильный лишь частично, например, перечислены не все принципы конституционно-правового явления, в дефиниции не выделен один из отличительных признаков определяемого понятия и т.п. – 0,5 балла;
- в иных случаях – 0 баллов.
Максимальная оценка за выполнение теста и за ответы на открытые вопросы – 10 баллов.
Курсовая работа
Курсовая работа – это самостоятельное, выполненное под руководством преподавателя исследование с элементами научной новизны либо имеющее характер творческого изучения, обобщения собранного материала, его анализа, выявления проблем и внесение аргументированных предложений по их разрешению. Курсовая работа является теоретической компонентой анализа актуальных вопросов конституционного права.
Одной из целей подготовки курсовой работы является оценка уровня овладения студентом теоретико-методологических основ конституционного права, выявление степени подготовленности студента к изложению концептуальных положений изучаемой дисциплины.
В процессе подготовки к написанию курсовой работы студенту предстоит решить ряд конкретных задач:
· изучить по теме курсовой работы рекомендованную и дополнительную литературу, включая научные исследования, справочные издания, законодательные и иные нормативные правовые акты, зарубежные источники;
· самостоятельно проанализировать и оценить современные концептуальные взгляды по изучаемой проблеме, содержащихся в трудах отечественных и зарубежных исследователей;
· определить объект и предмет исследования, уточнить основные понятия и категории муниципального права, применительно к теме курсовой работы;
· обобщить полученные выводы, аргументировать и систематизировать выдвинутые автором курсовой работы предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования (не исключая и предложения по изменению Конституции РФ), а также правоприменительной практики.
Курсовая работа выполняется в установленные научным руководителем сроки, но без нарушения сроков, установленных на факультете права.
Совместно с научным руководителем студент уточняет и определяет:
· тему работы;
· круг вопросов, подлежащих изучению и освещению;
· план работы и ее структуру;
· сроки выполнения работы, в т.ч. по этапам;
· перечень необходимых научных, справочных, законодательных и иных нормативных правовых источников.
Структура курсовой работы должна отвечать задаче наиболее полного раскрытия содержания избранной темы. Она включает введение, основную часть, заключение, приложения (если в этом есть необходимость), список использованной литературы.
Во Введении (2-3 стр.) обосновываются актуальность темы, цель и задачи, которые необходимо решить для раскрытия темы работы, значимость данной проблематики для науки конституционного права и конституционно-правовой практики.
Основная часть курсовой работы содержит, как правило, только главы (две-три) без их разбивки на параграфы. Вместе с тем, если содержание главы получается большим, то уместно будет выделить несколько параграфов. Все части курсовой работы излагаются в определенной логической последовательности и взаимосвязи. В тексте можно размещать таблицы, схемы, диаграммы. В основной части автор исследует важнейшие понятия и категории, другие положения, которые позволяют раскрыть сущность вопросов темы и вытекают из анализа теоретических источников, документальных источников, материалов практической деятельности органов государственной власти или местного самоуправления.
В Заключении (2-3 стр.) автор подводит итоги проведенного исследования вопросов темы в соответствии с поставленной целью и заявленными задачами курсовой работы, обобщает выводы и предложения по совершенствованию механизмов правового регулирования, по разрешению выявленных проблем.
Список использованной литературы начинается с изложения перечня использованных при подготовке курсовой работы законодательных и иных нормативных правовых актов (международно-правовые акты, Конституция РФ, федеральные законы, постановления палат Федерального Собрания РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ и других высших федеральных судов, законы субъектов Федерации, акты глав исполнительной власти субъектов Федерации, уставы муниципальных образований, нормативные правовые акты органов местного самоуправления), монографий (фамилии авторов перечисляются в алфавитном порядке), научных статей в журналах (фамилии авторов также перечисляются в алфавитном порядке), авторефератов диссертаций, статей в газетах, журналах и Интернет-изданиях.
Рекомендуемый объем курсовой работы – примерно 60–65.000 знаков с пробелами(кегель 14 шрифтом Times New Roman, интервал – 1,5), включая сноски и перечень литературы. В курсовой работе используется сплошная нумерация страниц. Введение, каждая глава, Заключение, а также Библиография (список использованной литературы) начинаются с новой страницы. Сноски даются шрифтом Times New Roman, кеглем 11,межстрочный интервал – 1,0. Оформление сносок – строго по ГОСТу.
Курсовая работа имеет титульный лист, структурный план и соответствующее оформление в соответствии с правилами, установленными в Национальном исследовательском университете – Высшей школе экономики.
Курсовые работы выполняются в рамках участия в научно-исследовательском семинаре (НИС).Соответственно, руководитель НИС является научным руководителем курсовой работы, который должен получить от студента курсовую работу в сроки, установленные научным руководителем.
На курсовую работу дается отзыв научного руководителя, который оформляется на специальном бланке. При оценке работы учитываются ее содержание, актуальность, самостоятельность подготовки, оригинальность выводов и предложений, полнота использования научных, нормативно-правовых и судебных источников, язык и стиль изложения материала (грамотность и профессиональность), оформление. В случае отрицательного вывода о качестве работы – предложения по ее доработке. Научный руководитель ставит оценку за курсовую работу, которая представляет собой среднеарифметическое оценок по отдельным параметрам, указанным в бланке отзыва. Курсовая работа вместе с отзывом передается студенту для ознакомления. При отрицательном отзыве курсовая работа перерабатывается и представляется на повторное рецензирование с обязательным приложением первого отзыва.
Защита курсовой работы проводится на заседании НИС. При защитеопределяется уровень теоретических знаний и практических навыков студента, умение кратко изложить проблему, поставленную в качестве научной задачи и основные выводы, полученные студентом в ходе исследования, отвечать на замечания и вопросы преподавателя и других студентов, участвующих в данном НИС. Оценка выполненной студентом курсовой работы производится по итогам ее защиты.
Общая оценка за курсовую работу отражается в приложении к диплому об окончании НИУ ВШЭ.
К курсовой работе приравнивается выполненное практическое задание в рамках проектной группы. По согласованию с руководителем проектной группы допускается совместное выполнение задания несколькими студентами. В практическом задании может отсутствовать теоретическая часть, библиография и другие элементы обычной курсовой работы. Структура работы данного вида определяется по согласованию с преподавателем – руководителем проектной группы.
Реферат
Реферат (в переводе с латинского слова refero – «доложить») представляет собой обобщенное изложение идей, концепций, точек зрения, выявленных и изученных автором в ходе самостоятельного анализа рекомендованных и дополнительных научных источников, а также предложение на этой основе собственных (оригинальных) суждений, выводов и рекомендаций.
Кафедра в качестве тем рефератов предлагает проанализировать ряд статей и монографий. Однако студент не связан этим перечнем и по согласованию с преподавателем может реферировать и другой источник (источники).
Свидетельством высокой культуры письменной работы является правильное и грамотное оформление ее текста, непременное указание источников ссылок, авторов научных позиций, последовательное изложение списка использованной литературы.
Структура реферата определяется студентом самостоятельно. Он может излагать идеи либо в том порядке, в каком они приводятся в анализируемом источнике, либо на основе собственного критерия, о чем следует сказать в небольшом Введении (1-1,5 стр.). В Заключении (1-2 стр.) автор подводит итоги проведенного исследования вопросов темы в соответствии с поставленной целью и заявленными задачами реферата, обобщает выводы и предложения.
Рекомендуемый объем реферата 10-12 страниц компьютерного (машинописного) текста (не более 32.000 знаков с пробелами). В реферате используется сплошная нумерация страниц. Введение, основная часть, Заключение, а также список использованной литературы начинаются с новой страницы.
Реферат имеет титульный лист, структурный план и соответствующее оформление в соответствии с правилами, установленными в Национальном исследовательском университете – Высшей школе экономики.
Сроки сдачи реферата устанавливает преподаватель, ведущий семинарские занятия.
Примерный перечень тем для реферата
1. Анализ книги: Арендт Х. Истоки тоталитаризма. – М., 1996.
2. Анализ книги: Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М., 1993.
3. Анализ книги: Бенедикт А. Воображаемые сообщества. – М., 2001.
4. Анализ цикла статей А. Бланкенагеля, посвященных проблемам федеративного устройства России: Концепция единой системы исполнительной власти, часть 2 статьи 77 Конституции РФ – какая система, а где единство? // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 1; Сколько централизма выдержит федеративное государство? // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 2; В поисках исчезнувших исключительных полномочий субъектов Российской Федерации? // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 1.
5. Анализ книги: Верещагин А.Н. Судебное правотворчество в России. Сравнительно-правовые аспекты. – М., 2004.
6. Анализ книги: Гамбаров Ю.С. Свобода и ее гарантии. – СПб., 1910.
7. Анализ книги: Даль Р. О демократии. – М., 2000.
8. Анализ книги: Дворкин Р. О правах всерьез. – М., 2004.
9. Анализ книги: Д’Эйхталь Е. Алексис Токвиль и либеральная демократия. – М., 2006.
10. Анализ книги: Захаров А. E pluribus unum. Очерки современного федерализма. – М., 2003.
11. Анализ книги: Зидентоп Л. Демократия в Европе. – М., 2001.
12. Анализ статей, посвященных проблемам современной философии права: Зорькин В. Философия права: прошлое, настоящее и будущее // Сравнительное конституционное обозрение. 2010. № 2; Лапаева В. Российская философия права в свете актуальных задач политико-правовой практики // Сравнительное конституционное обозрение. 2010. № 2; Гаджиев Г. Этические основы философско-правовой категории «общее благо» в контексте конституционной экономики // Сравнительное конституционное обозрение. 2010. № 2.
13. Анализ книги: Кутафин О.Е. Глава государства. – М.: Проспект, 2012.
14. Анализ книги: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М., 1996.
15. Анализ книги: Остром В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество. – М., 1993.
16. Анализ книги: Радченко И.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. – М., 2003.
17. Анализ книги: Токвиль Алексис де. Демократия в Америке: Пер. с франц. / Предисловие Гарольда Дж. Ласки. – М.: Изд-во «Весь Мир», 2000.
18. Анализ книги: Уортман Р. Властители и судии. Развитие правового сознания в императорской России. – М., 2004.
19. Анализ книги: Чичерин Б.Н. О народном представительстве. – М., 1899.
20. Анализ книги: Чиркин В.Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование. – М., 2010.
21. Анализ книги: Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. – М., 2007.
22. Анализ книги: Шайо А. Самоограничение власти. Краткий курс конституционализма. – М., 2001.
23. Анализ книги: Шмитт К. Государство и политическая форма / Пер. с нем. О.В. Кильдюшова; сост. В.В. Анашвили, О.В. Кильдюшов. – М., 2010.
24. Анализ книги: Ясаи Э. Государство. – М., 2008.
25. Анализ статей, посвященных проблемам демократии: Яновский К.Э., Жаворонков С.В., Зятковецкий И. Демократия как средство тушения пожара // Общественные науки и современность. 2007. № 2; Цирель С.В. Когда в России будет демократия, или Наказ внукам // Общественные науки и современность. 2008. № 1; Лапаева В. Правовая демократия как цивилизационный выбор России (с позиций либертарного правопонимания) // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. № 1.
Эссе
Эссе – это творческая работа небольшого объема и свободной композиции, выражающая индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующая на исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает субъективно окрашенное изложение мысли, позиции и может иметь научный или публицистический характер. Эссеистский стиль отличает образность и установка на разговорную интонацию и лексику.
Широкое использование эссе в учебном процессе – элемент «фирменного стиля» НИУ Высшей школы экономики.
Жанр эссе предполагает не только написание текста, но и устное выступление с ним на семинарском занятии. При этом оценивается как содержание эссе, так и стиль его преподнесения.
В случае, если по каким-то причинам выступить на семинаре не удалось, эссе должно быть сдано в письменном виде преподавателю, ведущему семинарские занятия.
В эссе обязательно должны быть использованы не менее трех источников, указанных в разделе «Литература (помимо базовых учебников, комментариев к Конституции РФ и работ классиков государствоведения)» к соответствующей теме.
Ниже предлагаются некоторые темы для эссе, однако, студент вправе выбрать тему для эссе самостоятельно, согласовав ее с преподавателем.
Примерный перечень тем эссе:
1. Правовой и социологический смысл конституции.
2. Есть ли у прав человека естественные пределы?
3. Разделение властей – ненужное заимствование или объективная необходимость?
4. Христианские принципы в конституционном праве России.
5. Конституционное право через призму ислама.
6. Конституционное право через призму буддизма.
7. Конституционное право через призму иудаизма.
8. Конституция и конституционализм.
9. «Парламентарная республика» и «республика Советов»: принципиальные отличия.
10. Обязательно ли в демократии всеобщее избирательное право?
11. Природа института главы государства.
12. Преимущества и недостатки полупрезидентской формы правления.
13. Зачем России парламент?
14. Идея банкротства субъекта Федерации: «за» и против».
15. Парламентская дисциплина и парламентская ответственность депутатов.
16. Перспективы конституционной монархии в России.
17. Макроэкономика и Конституция России: взаимные ограничения.
18. Факторы нестабильности федерального законодательства.
19. Дисбаланс в российской системе сдержек и противовесов.
20. Правовой смысл высшей конституционной ценности (ст.2 Конституции РФ).
21. Государство социальное и государство социалистическое.
22. Светский характер государства и секуляризм.
23. Оптимальная модель федеративного устройства в России.
24. Способы обеспечения независимости судей.
25. Смысл идеи местного самоуправления.
26. Политика, власть, государство, легитимность. Определения. Типы легитимности.
27. Виды политической деятельности и субъекты политики. Примеры классификаций видов политической деятельности и субъектов политики.
28. Государство в современном обществе – основные функции.
29. Правовое государство – признаки. Право и закон в правовом государстве.
30. Политические партии их классификации.
31. Партийная система современной России. Структура электоратов различных партий.
Коллоквиум
Латинское словоколлоквиум (colloquium) означает разговор, беседу. Однако, учитывая малый объем времени, отводимого на коллоквиум, преподаватель вправе сам определить форму (в том числе письменную), позволяющую опросить всех студентов соответствующей академической группы. Об этой форме он объявляет заранее. Студенты должны показать знание тех или иных понятий и некоторых институтов конституционного права, ориентироваться в структуре Конституции РФ. По итогам коллоквиума выставляется оценка по 10-балльной шкале, являющаяся частью накопленной оценки.
Творческая работа
Творческая работа – выполнение работы нестандартного или вспомогательного научного, источниковедческого, методического или учебно-практического характера, связанное с поиском, оформлением, систематизацией, представлением знаний в области конституционного права. Содержание творческой работы должно быть согласовано с преподавателем, ведущим семинарские занятия. В зависимости от сложности творческой работы преподаватель определяет, какой вид письменной работы заменяет выполнение творческой работы (реферат или эссе).
Примерные виды творческих работ
1. Подборка серии портретов ученых-конституционалистов с их краткими биографиями и перечнем основных работ (в электронной форме).
2. Перевод в электронную форму (сканирование, форматирование, вычитка) монографической работы или сборника статей по конституционному праву.
3. Представление пакета статистических данных (таблиц, графиков) по одной или нескольким темам курса конституционного права.
4. Подготовка серии задач или ситуаций (не менее 5) по темам конституционного права.
5. Разработка Web-страницы по одной из тем конституционного права.
6. Разработка Web-страницы, посвященной теоретической проблеме или жизни и творчеству выдающегося ученого в области конституционного права.
7. Разработка базы данных по конституционному праву.
8. Разработка доклада по одной из тем или проблем конституционного права в форме электронной презентации Microsoft PowerPoint.
9. Разработка деловой или ролевой игры по конституционному праву.
10. Создание графических иллюстраций (рисунков, картин, компьютерной графики) по курсу конституционного права.
11. Подборка серии рисунков или карикатур (не менее 10) по темам курса конституционного права.
12. Подборка серии плакатов (не менее 10), иллюстрирующих проблемы конституционного права.
13. Подборка серии афоризмов (не менее 10) по конституционному праву.
11.
11. Порядок формирования оценок по дисциплине*
Текущий контроль и накопленная оценка:
Преподаватель оценивает работу студентовна основе следующих критериев:
1. Работа на семинарах (творческая активность): активность в дискуссиях, правильность решения задач (тестов) на семинаре, заинтересованность в коллективных обсуждениях проблематики семинарского занятия (Оауд.). Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость.
Если студент на лекции задает интересный вопрос либо отвечает на сложный вопрос лектора, обращённый к аудитории, это может быть учтено при выставлении оценки за творческую активность. С этой целью лектор передает информацию о студенте преподавателю, ведущему семинары.
2. Самостоятельная работа: правильность внеаудиторного выполнения заданий, которые выдаются на семинарских занятиях. Оценки за самостоятельную работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем (Осам.).
3. Выполнение письменных работ: контрольная работа (Окр.), эссе (Оэс.), реферат (Ореф.),
4. Коллоквиум (Окол.).
Накопленная оценкапо 10-балльной шкале определяется перед итоговым контролем – экзаменом. Она учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
· Творческая активность – 0,3
· Самостоятельная работа –0,1
· Контрольная работа: 0,1
· Реферат – 0,2
· Эссе – 0,1
· Коллоквиум – 0,2
Бонус за посещаемость. В конце курса данные о посещаемости лекций и семинаров складываются. Посещаемость каждого вида занятий не должна быть менее 60 процентов. Если совокупная посещаемость составляет 85 и больше процентов, итоговая оценка повышается на 0,8 балла. Если совокупная посещаемость составляет от 71 до 84 процентов, итоговая оценка повышается на 0,4 балла. Если посещаемость хотя бы одного вида занятий (лекций или семинаров) составляет менее 60 процентов, право на бонус не предоставляется.
Накопленная оценка определяется по формуле:
Онак. = (0,3 х Оауд.) + (0,1 х Осам.) + (0,1 х Окр.) + (0,2 х Ореф.) + (0,1 х Оэс.) + (0,2 х Окол.) + бонус за посещаемость
Если в результате применения бонуса за посещаемость значение накопленной оценки, рассчитанное по указанной формуле, превышает 10 баллов, то накопленная оценка принимается равной 10 баллам.
Итоговый контроль:
Форма итогового контроля – письменный экзамен (пересдача – в устной форме). Экзаменационная оценка (Оэкз.) выставляется по 10-балльной шкале.
Соотношение оценок за текущий и итоговый контроль, соответственно: 60 и 40 роцентов.Оценка за экзамен не является блокирующей.
Результирующая оценкапо 10-балльной шкале рассчитывается как средневзвешенная сумма накопленной оценки и оценки, полученной на экзамене, с учетом введенных весов по формуле:
Орез. = (0,6 х Онак.) + (0,4 х Оэкз.)
Если накопленная или результирующая оценка не составляет целого числа, то применяется правило округления к ближайшему целому: например, оценка с дробной частью 0,5-0,99 и 1,01-1,49 округляется до 1 балла.
Пример расчета:
Оценка за творческую активность = 7
Оценка за самостоятельную работу = 6
Оценка за контрольную работу = 5
Оценка за реферат = 9
Оценка за эссе = 9
Оценка за коллоквиум = 6
Бонус за посещаемость = 0,4 балла
Оценка за экзамен = 4
Онак. = (0,3 х 7) + (0,1 х 6) + (0,1 х 5) + (0,2 х 9) + (0,1 х 9) + (0,2 х 6) + 0,4 = 2,1 + 1,2 + 0,5 + 1,8 + 0,9 + 1,2 + 0,4 = 8,1 = 8
Орез. = (0,6 х 8) + (0,4 х 4) = 4,8 + 1,6 = 6,4 = 6
На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. При получении положительной оценки на пересдаче общая оценка составляется как сумма результирующей оценки (Орез.) и оценки за пересдачу (Опер.), вес которой – 0,5.
Окончательная оценка в этом случае складывается по формуле:
Ооконч. = (0,5 х Орез.) + (0,5 х Опер.)
12. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Базовый учебник
Васильева С.В., Виноградов В.А., Мазаев В.Д.Конституционное право Российской Федерации: учебник. Изд.1-е, 2-е или 3-е изд. – М.: Эксмо, 2010, 2011, 2014.
12.2 Работы некоторых отечественных и зарубежных классиков государствоведения*
Аристотель. Политика.
Гессен В.М. Основы конституционного права.
Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского.
Гроций Г. О праве войны и мира.
Дайси А. Основы государственного права Англии. Введение в изучение английской конституции.
Дюверже М.Политические институты и конституционное право.
Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства.
Еллинек Г. Общее учение о государстве.
Кельзен Г. Чистое учение о праве.
Кистяковский Б.А.Государственное право (общее и русское). Лекции, читанные в Московском коммерческом институте в 1908/1909 академическом году.
Кокошкин Ф.Ф.Лекции по общему государственному праву.
Кокошкин Ф.Ф.К вопросу о юридической природе государства и органов государственной власти.
Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права.
Коркунов Н.М. Русское государственное право.
Котляревский С.А. Конституционное государство. Опыт политико-морфологического обзора.
Лазаревский Н.И.Лекции по русскому государственному праву.
Локк Дж. Два трактата о правлении.
Магазинер Я.М. Общее учение о государстве. Курс лекций, читанных в Петроградском Университете в 1918-1922 гг.
Монтескье Ш. О духе законов.
Платон. Политика, или Государство.
Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права.
Тихомиров Л.А. Монархическая государственность.
Токвиль А. де. Демократия в Америке.
Чичерин Б.Н.О народном представительстве.
Эсмен А.Общие основания конституционного права.
Ященко А.С. Теория федерализма. Опыт синтетической теории государства.
12.3 Основная литература
Авакьян С.А.Конституционное право России: Учебный курс. В 2-х томах. Том 1. – М.: Норма, 2011.
Баглай М.В.Конституционное право РФ: Учебник для вузов. 7-е изд. изм. и доп. – М.: Норма - Инфра-М., 2009.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Изд. 4-е. – М.: Проспект, 2008.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: учебник / рук. авт. кол. и отв. ред. Б.А. Страшун. 4-е изд., обновл. и дораб. – М., 2010.
Конституционное право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. проф. В.И. Фадеев. – М.: Проспект, 2013.
Конституция Российской Федерации в решениях Конституционного Суда России. – М.: Институт права и публичной политики, 2005.
Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. 2-е изд., доп. – М.: Формула права, 2008.
Муниципальное право России. Учебник для бакал. и магистр. 5-е изд., перераб и доп. / под ред. А.Н. Кокотова. – М.: Юрайт, 2016.
Овчинников И.И., Писарев А.Н.Муниципальное право России: учебник. 2-е изд. – М.: ЭкСмо. 2010.
Чиркин В.Е.Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. – М., 1998.
Рекомендуется изучение комментариев к Конституции Российской Федерации.
12.4 Дополнительная литература
Справочники, словари, энциклопедии
Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. – М.: Юстицинформ, 2015.
Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. – М.: БЕК, 1998.
Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / под ред. В.И. Шкатулла. – М.: Юстицинформ. 2006.
Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / под ред. И.В. Бабичева, Е.С. Шугриной. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.
Конвенции Совета Европы и Российская Федерация. Сборник документов. – М.: Юридическая литература, 2000.
Конституция Российской Федерации: энциклопедический словарь / Авт. коллектив: В.А. Туманов, В.Е. Чиркин, Ю.А. Юдин. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.
Конституционное право: Словарь / отв. ред. В.В. Маклаков. – М.: Юристъ, 2001.
Краснов М.А., Кряжков В.А. Толковый словарь конституционных терминов и понятий. Изд. 2-е доп. и перераб. – М.: Городец, 2006.
Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. 2-е изд., доп. – М.: Формула права, 2008.
Сальвия М.де Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящиеся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судебная практика с 1960 по 2002 г. – СПб: Юридический центр Пресс, 2004.
Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю.Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. – М.: Юринформцентр, 1997.
Хрестоматия по конституционному праву. Учебное пособие. Т. I: История, теория и методология конституционного права. Учение о конституции / Сост. д.ю.н., проф.Н.А. Богданова и Д.Г. Шустров. – СПб.: Издательский дом «Алеф Пресс», 2012.
Хрестоматия по конституционному праву. Учебное пособие. Том II: Конституционные основы устройства государства и общества. Конституционные основы правового положения личности / Концепция, сост., ред., авт. предисл.: д.ю.н., проф. Н.А. Богданова, к.ю.н., м.н.с. Д.Г. Шустров. – СПб.: Издательский дом «Алеф Пресс», 2014.
Хрестоматия по конституционному праву. Учебное пособие. Том III: Конституционное регулирование территориальной организации власти. Конституционно-правовое регулирование способов и порядка формирования государственных органов. Конституционные основы системы и статуса государственных органов // Сост. д.ю.н. Н.А. Богданова, к.ю.н., м.н.с. Д.Г. Шустров. – СПб: Изд. Дом «Алеф Пресс», 2014.
12.5 Основные правовые акты и судебные решения ко всем темам:
Пояснение: с учетом того, что перечисленные ниже акты в большинстве своем подвергались и в настоящее время подвергаются изменениям и дополнениям, в настоящем Списке не указывается их источник (например, Собрание законодательства РФ), поскольку это может привести к ошибкам. Кафедра рекомендует использовать для поиска актов справочно-правовые системы, прежде всего, «КонсультантПлюс», где правовые документы поддерживаются в актуальном состоянии.
Конституция Российской Федерации 1993 г.
Конституция РСФСР (РФ) 1978 г.
Федеративный договор от 31 марта 1992 г.
Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
Постановления Европейского Суда по правам человека (тексты можно найти в базе HUDOC: http://cmiskp.echr.coe.int/tkp197/search.asp?skin=hudoc-en)
Европейская хартия местного самоуправления 1985 г.
Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств «О принципах местного самоуправления в государствах – участниках Содружества» от 29 октября 1994 г.