Методы и способы правового регулирования
Методы правового регулирования определяются в общей теории права и отраслевых науках как система приемов, способов воздействия права на общественные отношения.
В современной теоретико-правовой науке выделяются два первичных, исходных метода правового регулирования, которые в сочетании с теми или иными модификациями предопределяют выбор способов правового регулирования в их определенном сочетании, субординации, сопровождаемых комплексом особых правовых средств: централизованное (императивное) регулирование (метод субординации); децентрализованное (диспозитивное) регулирование (метод координации).
При централизованном регулировании юридическая энергия исходит сверху, от властных государственных органов, доминирующее место здесь занимают властно-императивные предписания. Подобный характер имеют и правовые средства, обеспечивающие процесс правового регулирования в рамках этого метода и называющиеся поэтому властно-императивными. Общие начала властно-императивных правовых средств определяются в императивных нормах права, которые формируются с достаточной четкостью, категоричностью и выступают в виде непререкаемых правил поведения.
Иной характер носит метод децентрализованного регулирования. В правовых нормах «сверху» определяются лишь общий «контур» такого регулирования, общий фон, на который накладывается самостоятельная, автономная деятельность субъектов. Метод децентрализованного регулирования также предполагает определенную «императивность», автономная деятельность субъектов предполагает упорядоченную свободу, не переходящую в произвол. Вместе с тем юридическая энергия исходит здесь в большей степени «снизу», от самих субъектов правового регулирования, которые самостоятельно осуществляют выбор правовых средств, используют их по своему усмотрению, на началах общего установления правомерности поведения. Правовые средства, обеспечивающие правовое регулирование на началах децентрализованного (диспозитивного) метода, могут быть названы диспозитивными.
Первичные методы правового регулирования и соответствующие им императивно-властные и диспозитивные правовые средства в зависимости от характера регулируемых отношений, политического режима, уровня развития демократии и других социально-экономических факторов выступают в различных вариантах, сочетаниях, но, как правило, с преимущественным преобладанием тех или других. В отраслевых правовых режимах первичные методы с комплексом правовых средств находят свое специфическое выражение в конкретном нормативном материале, тесно связаны с характером регулируемых отношений и с этим учетом должны быть использованы в практической деятельности при решении конкретных жизненных ситуаций.
В зависимости от методов раскрывается содержание способов правового регулирования, которые также обеспечиваются, сопровождаются особыми правовыми средствами императивно-властного или диспозитивного характера в их различном сочетании и предопределяют особенности использования правовых средств в практической деятельности.
Способы правового регулирования – это такие основные пути юридического воздействия на общественные отношения, которые выражены в юридических нормах, других правовых установлениях и формах, т. е. правовых средствах.[150] Основные способы правового регулирования – дозволения, т. е. предоставление субъектам возможности своих собственных положительных активных действий; запреты – возложение на лиц пассивных обязанностей воздержаться от совершения определенного рода запрещенных действий; позитивные обязывания – предписанные лицам обязанности совершения активных положительных действий, т. е. обязанности активного содержания, – сопровождают «свой набор» правовых средств и одновременно сами выступают в качестве эффективных правовых средств регулирования общественных отношений.
Способы правового регулирования выступают в качестве первичных средств нормативной регламентации общественных отношений. В доцивилизационный период на этапе первобытного общества запреты существовали главным образом в виде табу, т. е. в виде подкрепленной религиозными нормами недопустимости совершать те или иные поступки. Запрещалось, например, нарушать разделение функций между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми; запрещались убийство, телесные повреждения, каннибализм, кровосмешение. Существовавшие в зачаточном виде дозволения также определяли поведение людей в первобытном обществе: дозволялось охотиться и собирать пищу на отдельных участках; распределять туши больших животных самими добытчиками согласно установленному порядку. С помощью позитивных обязываний определялось необходимое поведение в процессе приготовления пищи, строительства жилищ, поддержания огня, изготовления орудий. По мере развития первобытного общества и перехода к государственной организации продолжает развиваться на новом уровне система запретов, дозволений и позитивных обязываний, происходит дифференциация («расщепление») мононорм.[151] Дозволения и позитивные обязывания занимают все больший и больший объем. Новые способы регулирования поведения людей указывают на то, что обязательно надо делать (позитивные обязывания), что разрешено делать (дозволения), что запрещено делать (запрет) или что безразлично для общества, т. е. можно поступать по своему собственному усмотрению. Таким путем происходит формирование способов правового регулирования, которые характеризуют право и являются первичными в складывающемся механизме правового регулирования.
В упорядочении общественных отношений, требующих централизованного регулирования, властно-императивных начал преобладают позитивные обязывания и запреты с набором императивно-властных правовых средств – юридические обязанности активного и пассивного содержания, властные предписания нормативного и индивидуального характера органов центральной власти и управления, превентивно-предупредительные меры, юридическая ответственность и другие меры государственного принуждения. В области хозяйственной деятельности к подобным средствам экономико-юридического содержания относятся, например, выраженные в специальных предписаниях государственные заказы, валютные счета.
В централизованном регулировании императивно-властными началами характеризуются и дозволения. В плоскости их роли для индивидов, коллективных образований, где они выражают меру социальной свободы, дозволения носят характер «исчерпывающего перечня» видов возможного поведения, субъективные права при этом формулируются в конкретизированном виде как модели дозволенного поведения, за пределами которых иное поведение по собственному усмотрению не допускается.
В плоскости политической власти, особенно в условиях режимов авторитарного и тоталитарного типа, государственные структуры, иные субъекты политической власти, напротив, при осуществлении властных функций обретают право поступать по собственному усмотрению.
В условиях децентрализованного регулирования доминирующее значение приобретают правовые средства диспозитивного характера. Подобные средства отличаются значительным своеобразием. При децентрализованном регулировании нормативно определяется лишь общая правомерность поведения субъектов. Субъективные права не формулируются в регулятивных нормах в виде исчерпывающего перечня правомочий и сопровождаются таким набором правовых средств, выбор формы и содержания которых, равно как и определение процедур использования осуществляется по усмотрению самих участников общественных отношений. Роль императивно-властных начал в децентрализованном регулировании принадлежит конкретным запретам, которые играют своеобразную роль «стоп-сигналов» красного света, определяя границу, меру дозволенного поведения. К правовым средствам децентрализованного регулирования не подходит сравнение их с «матрицей», они представляют скорее «раму» (метод координации), в которой участники общественных отношений в основном в области частного права, обладающие социально-экономической свободой, выбирают вариант действия, используют регулирование по собственному усмотрению в целях решения конкретных жизненных ситуаций.
Особую роль диспозитивные правовые средства играют в области частного права, где договор – основное правовое и экономическое средство, регулирующее большинство экономических взаимоотношений.
Договорные отношения в области частного права, применение в этой сфере правовых средств базируются на общих началах гражданского законодательства, закрепленных в ст. 1 ГК РФ. Это равенство субъектов; неприкосновенность собственности; свобода договоров; недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав; обеспечение восстановления нарушенных прав; судебная защита прав.
Исходными субстанциональными правовыми средствами являются общие дозволения и общие запреты, которые определяют правомерность поведения субъектов на основе двух правовых принципов: «дозволенно все, что не запрещено законом» и «запрещено все, кроме дозволенного». Эти общие принципы правового регулирования предопределяют особенности и содержание двух типов правового регулирования: общедозволительного и разрешительного.