Применение как специфическая форма реализации норм права
В ряде случаев соблюдения, исполнения и использования норм права непосредственно заинтересованным субъектом оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических предписаний. В этих случаях требуется вмешательство в процесс реализации права компетентных органов (должностных лиц), наделенных государственно-властными полномочиями. Например, назначение пенсии требует помимо формального наличия оговоренных законом качеств, решения органа социального обеспечения; зачисление на учебу в вуз невозможно без приказа о зачислении (одного желания и факта успешной сдачи вступительных экзаменов здесь недостаточно), выполнение обязанности военной службы предполагает издание приказа о призыве конкретного человека в вооруженные силы и т. п. Кроме того, в ряде случаев субъекты не могут самостоятельно разрешить спорную ситуацию, возникшую в ходе правоотношения, и вынуждены поэтому обратиться за квалифицированной помощью к третьей стороне, в качестве которой, как правило, выступает государство в лице органов правосудия. Наконец, совершение лицом противоправного поступка предполагает привлечение его к юридической ответственности. Естественно, что в большинстве случаев, правонарушитель пытается избежать ответственности, поэтому необходим механизм принудительного вовлечения его в соответствующее правоотношение.[37]
Во всех перечисленных случаях для результативного воздействия права на общественные отношения требуется участие в этих отношениях субъектов, принимающих от имени государства властные решения, связанные с реализацией права в рамках конкретной ситуации. Поэтому выделяется четвертая форма реализации права – применение.[38]
Применение права – это осуществляемая от имени государства, в специально установленных законом формах, властно-распорядительная деятельность компетентных органов, направленная на обеспечение условий реализации субъективных прав и юридических обязанностей, разрешение спорных ситуаций между субъектами правоотношений, осуществление мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.[39]
Применение права как особая форма реализации отличается от форм непосредственной реализации рядом особенностей:
1) по своей сущности применение права представляет собой властно-распорядительную деятельность, осуществляемую от имени государства компетентными государственными органами (ОВД, суды, таможенные органы и др.), а также негосударственными органами (организациями, учреждениями), которым государство делегирует полномочия в правоприменительной сфере (органы местного самоуправления, третейские суды и др.);
2) применение права осуществляется всегда в рамках специфических правоотношений – властеотношений. Правовое положение участников в подобных правоотношениях различно. Субъект, осуществляющий правоприменения, действует от имени государства и в силу этого обладает властными полномочиями по отношению к субъекту, непосредственные интересы которого затрагиваются в процессе правоприменения. Последний может быть вовлечен в правоприменительное отношение в принудительном порядке (принудительное вовлечение правонарушителя в уголовно-процессуальное отношение);
3) правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных законом формах, в порядке предусмотренных законом процедур, в течение определенных сроков;
4) применение права – это комплексная форма реализации юридических предписаний. Применяя норму, правоприменительный орган одновременно исполняет требования правовых норм (обязанность рассмотреть дело и принять решение), использует закрепленные в нормах возможности (право принимать любое справедливое решение в пределах, установленных законом), а также соблюдает установленные запреты (недопустимость превышения функциональных полномочий);
5) применение права – это не единовременное явление, а сложный процесс, состоящий из ряда последовательных стадий (этапов);
6) конечным результатом применения права в любом случае является вынесение акта применения права (индивидуального правового акта).
3. Правоприменительная деятельность:
понятие, стадии и субъекты
Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, который невозможен без последовательных, взаимосвязанных и взаимообусловленных, действий правоприменителя.
Выделяются тристадии применения права.
1. Установление фактических обстоятельств дела
На этой стадии правоприменитель должен собрать и проанализировать материалы, имеющие юридическое значение по делу и позволяющие представить наиболее близкую к реальности картину происшедшего.[40]
Установление фактических обстоятельств осуществляется в соответствии с принципами относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Относимость предполагает, что правоприменитель в ходе исследования фактических обстоятельств «сортирует» собранный материал, отбирая лишь те факты, которые могут быть использованы в процессе юридической оценки сложившейся ситуации.
Допустимость предполагает, что получение материалов по делу должно осуществляться в соответствии с требованиями закона, в порядке предусмотренной законом процедуры. Материалы, полученные с нарушением требований закона, не могут рассматриваться в качестве юридически значимых, и таким образом, не являются доказательствами по делу.
Достоверность предполагает, что материалы, собранные по делу, должны нести в себе достоверную (правдивую) информацию.
Достаточность предполагает, что собранных материалов должно быть достаточно для принятия объективного решения по делу в оптимальные сроки.[41]
В зависимости от сложности фактических обстоятельств и их сущности они устанавливаются различными лицами, и процесс их установления представляет собой различную по степени сложности деятельность. Фактические обстоятельства различаются в зависимости от сферы общественных отношений, где они произошли и поэтому влекут за собой разные последствия. Одни из них имеют положительное значение и оценку, другие – отрицательное. С первыми связывается положительное воздействие, со вторыми – применение государственно-правовых санкций к виновным в правонарушениях.
2. Установление юридической основы дела
Данная стадия является основной в процессе применения права.[42] Она, в свою очередь, складывается из ряда «подстадий», к числу которых следует отнести:
– выбор нормы права и анализ ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц;
– толкование нормы и разрешение возможных коллизий норм;
– юридическая квалификация фактических обстоятельств дела.
Выбор нормы права и анализ ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц предполагает изучение нормативно-правовой базы с целью установления нормы (группы норм), в предписании которой закрепляется типовой вариант поведения, соответствующий фактическим материалам конкретного дела. Анализ выбранной правовой нормы предполагает тщательную проверку ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить:
– действует ли норма в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело и (или) действовала ли она на момент обнаружения требующей правоприменения ситуации;
– действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено;
– распространяется ли действие данной нормы на субъектов, в отношении которых она должна быть применена.
Толкование нормы и разрешение возможных коллизий норм предполагает мыслительный процесс, в ходе которого правоприменитель уясняет для себя сущность выбранной нормы, проверяет, не допущено ли в тексте ошибок, не изменена ли данная норма. При этом следует пользоваться текстом, опубликованным в официальном издании.
В процессе выбора нормы права и ее последующего толкования, правоприменитель может столкнуться с ситуацией, когда имеют место несколько норм, каждая из которых в принципе может быть применена для юридической квалификации фактических обстоятельств дела. Причем нередко предписания, закрепленные в этих нормах, носят противоречивый характер, что, естественно, затрудняет процесс юридической квалификации. Такая ситуация называется коллизией норм и связана прежде всего с несогласованностью действий органов участвующих в законодательной деятельности.
Разрешение коллизии норм осуществляется в соответствии с рядом принципов, к числу которых нужно отнести следующие:
– при возникновении коллизии норм, закрепленных в законах и подзаконных актах, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в законах;
– при возникновении коллизии норм, закрепленных в нормативных актах федерального и регионального уровней, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в актах федерального уровня;
– при возникновении коллизии норм, закрепленных в нормативных актах изданных одним органом, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в более позднем по времени издания акте;
– при возникновении коллизии норм, закрепленных в одноуровневых актах общего и специального характера, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в актах специального характера и т. д.
Коллизия считается разрешенной тогда, когда правоприменитель определил для себя конкретную норму конкретного нормативно-правового акта, в соответствии с которой он собирается осуществлять юридическую квалификацию фактических обстоятельств дела.
Юридическая квалификация фактических обстоятельств дела предполагает процесс установления формально-юридической связи между фактическими обстоятельствами дела (его материальной основой) с выбранной нормой права (юридической основой).
Правильная юридическая квалификация предопределяет успешное рассмотрение и разрешение дела. Как нельзя достичь объективной истины в правоприменении, когда не выяснены с необходимой полнотой и достоверностью все фактические обстоятельства дела, так невозможно получить их и тогда, когда, при наличии необходимых фактов, допускается ошибка в квалификации. Чтобы правильно определить юридическую значимость обстоятельств дела, правоприменитель должен представлять себе систему права в ее целостности и единстве, иметь возможность выбрать именно ту правовую норму (или нормы), которая предусматривает данный случай, на него рассчитана. Неправильная юридическая квалификация в большинстве случаев влечет за собой неправильное разрешение дела по существу.
3. Вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц
Это завершающая и наиболее значимая, с юридической точки зрения, стадия процесса применения нормы права. Первые две стадии носят подготовительный характер и направлены на обеспечение условий, позволяющих выработать и принять объективное решение по рассматриваемому делу. Перед вынесением конкретного решения правоприменитель должен еще раз убедиться в том, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что они достоверны и им дана правильная юридическая оценка, что применяемая норма права относится именно к данному случаю. На основании такого убеждения выносится властное решение.
В зависимости от сложности дела, характера применяемой правовой нормы устанавливается различная процедура принятия решения. По одним делам решения принимаются тайным голосованием, по другим – открытым, по третьим – единолично должностным лицом. После того как решение принято, оно объявляется заинтересованным лицам. Принятое решение оформляется путем издания акта применения права. Издание правоприменительного акта означает окончание процесса применения права и является предпосылкой и условием начала процесса реализации принятого решения.
Акты правоприменения
Акт применения права – это правовой акт, содержащий индивидуальное властное предписание компетентного органа (должностного лица), принимаемый от имени государства в результате разрешения конкретного юридического дела и обеспечиваемый системой государственных гарантий и санкций.[43]
Правоприменительные акты, проявляя вовне общеобязательную государственную волю, выступают как внешнее выражение права. Иными словами, акт применения права, в определенном смысле, –правовая норма в реальном бытии. Совсем не случайно, что очень часто граждане составляют представление о праве, о государственной воле на основе соприкосновения с правоприменительными актами.
Правоприменительный акт может быть представлен как определенный логический вывод, сделанный на основе анализа фактов и юридических оснований конкретного дела. Кроме того, правоприменительный акт выступает в качестве юридического факта (либо составного элемента фактического состава) и является основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношения.
Основные признаки актов применения права:
1) акт применения права носит властный характер. Содержащиеся в нем предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем. Например, отказ от добровольного выполнения судебного решения в гражданско-процессуальной сфере приводит к «включению» механизма принудительного исполнительного производства;
2) акт применения права – это индивидуальный правовой акт. Он принимается в результате разрешения конкретного юридического дела и действует в отношении строго определенного круга лиц. Этим акт применения права отличается от нормативно-правового акта, предписание которого содержит информацию обобщенного характера, а действие распространяется на неперсонифицированный круг субъектов. Правоприменительный акт не является источником права;
3) акт применения права является актом одноразового действия, поскольку закрепляемое в нем предписание носит казуальный характер (посвящено правовому регулированию в рамках конкретной жизненной ситуации, в отношении конкретных лиц). В отличие от нормативно-правовых актов, акты применения права не рассчитаны на многократное применение;
4) акты применения права обладают особой формой выражения. Наиболее распространенной формой выражения актов применения права является документальная (письменная) форма. Вместе с тем акты применения права могут быть выражены в устной (устный приказ, распоряжение), а также в конклюдентной (в форме сигнала) формах. В отличие от актов применения права, нормативно-правовые акты выражаются исключительно в документальной форме.[44]
Как правило, документальные акты применения права характеризуются четырехзвенной структурой.
К примеру, судебное решение должно иметь следующие обязательные элементы:
– вводную часть, в которой указывается наименование (решение, определение, приговор, постановление), название и состав органа правосудия, принявшего решение, место и время принятия, предмет судебного разбирательства, конкретный адресат;
– описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела, указываются мотивы к возбуждению дела и заявленные при этом требования;
– мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения, где указывается на обстоятельства, достоверно установленные в процессе правосудия, мотивы, по которым принимаются или отвергаются соответствующие доказательства, выводы, которыми обосновывается выбор юридических норм и принимаемое решение;
– резолютивную часть, в которой излагается содержания решения, указание на те последствия, которые вытекают из нормы права и данного правоприменительного акта.
Классификация актов применения права производится по различным основаниям.
В зависимости от реализуемой функции права:
– регулятивные акты направлены на обеспечение реализации субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений, в случаях когда реализация права в рамках непосредственной формы невозможна (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии и т. п.);
– охранительные акты направлены на защиту определенных юридическими нормами правил поведения от противоправных посягательств, а также реализацию мер юридической ответственности за правонарушения (например, приговор суда, постановление прокурора о возбуждении уголовного дела и т. п.).
По типу правового регулирования:
– регистрационные акты формально закрепляют и в последующем удостоверяют фактическое состояние, в котором пребывает субъект в данный период (регистрация в списках избирателей, постоянная и временная регистрация места жительства и т. п.);
– разрешительные акты выражают дозволение компетентного органа на использование конкретным субъектом конкретного права с учетом обстоятельств: времени, места, условий, порядка реализации и т. д. (к таким актам можно отнести принятие органами внутренних дел решения о разрешении приобретения газового или охотничьего оружия и т. п.);
– запретительные акты содержат запрет на совершение определенных действий (к примеру, решение о лишении владельца автомобиля права на управление автотранспортным средством);
– ограничительные акты устанавливают перечень ограничений в отношении конкретного субъекта (к примеру, освобождение лица из-под стражи под подписку о невыезде).
По предмету правового регулирования:
– конституционно-правовые акты;
– гражданско-процессуальные акты;
– уголовно-процессуальные акты;
– административные акты и др.