Ограничение правового статуса личности
Признание за личностью широкого спектра прав и свобод не означает ее абсолютной свободы, поскольку это привело бы к беспредельным социальным притязаниям, к появлению эгоистического своеволия и анархизма, к бесконечным межличностным конфликтам, столкновениям индивидуальных и объективных общественных интересов. В своем воплощении права и свободы не могут не иметь разумных границ. Поэтому личность, безусловно, имеет не только определенные права по отношению к государству и обществу, но и несет соответствующие обязанности перед ними. И в этом смысле ее права определенным образом ограничены.
В самом общем виде это положение сформулировано как конституционное требование исполнять конституцию и законы государства. Существуют также и конституционные обязанности граждан: платить налоги, служить в армии или на альтернативной службе. Некоторые конституции (например, Германии) устанавливают, что гражданин обязан защищать конституционный строй и свободный демократический порядок.[30] В свою очередь, государство имеет определенные права по отношению к личности, возлагает на нее обязанности. Оно вправе требовать от индивидов соответствующего поведения, которое предусмотрено правовыми нормами, и при отклоняющемся поведении может применять санкции.[31]
Кроме того, следует отметить, что правовое регулирование предполагает в качестве основных методов воздействия убеждение, стимулирование, обязывание, запрещение и т. д. Реализация перечисленных методов в ряде случаев предполагает использование механизма государственного принуждения, применение которого связано с вмешательством в сферу частных интересов и, соответственно, ограничением правового статуса личности. Однако, допуская возможность, а в определенных случаях и необходимость государственного вмешательства в сферу частных и корпоративных интересов, следует помнить о том, что государство не может использовать это право произвольно. Интересы личности могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законом, и в порядке установленных законом процедур. Более того, государство (посредством компетентных государственных органов и должностных лиц), направляя свою правоохранительную деятельность на ограничение правового статуса личности, в свою очередь, оказывается ограниченным, «связанным», рядом требований, основными из которых являются следующие:
– законодательное закрепление функциональных полномочий органов и должностных лиц, осуществляющих правоприменительную деятельность, которая основывается на принципе «разрешено лишь то, что разрешено законом»;
– установление принципа «разрешено все, что не запрещено законом». В соответствии с этим принципом не является правонарушением деяние, прямо не предусмотренное законом в качестве такового.
В качестве своеобразного сдерживающего фактора, как уже было отмечено, следует рассматривать исчерпывающий перечень ситуаций, предусмотренных действующим законодательством, в рамках которых государство может в принудительном порядке ограничивать правовой статус личности. Общие положения по данным вопросам содержатся, прежде всего, в международно-правовых актах. Так, в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека устанавливаются пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина:
«1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций».[32]
В числе критериев законного ограничения прав и свобод Пакт о гражданских и политических правах выдвигает охрану здоровья населения, прав и свобод других лиц (ст. 19, 21) и др. Этот вопрос регламентирован и в российском законодательстве. Так, в Основном Законе Российской Федерации установлен запрет на злоупотребления правами и свободами (ч. 3 ст. 17). В соответствии с Конституцией, допускаются их ограничения в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Особо выделена статья о чрезвычайном положении (ст. 56), в условиях которого может устанавливаться определенное сужение правовых возможностей личности. Известное сужение прав и свобод наблюдается на основании применения к правонарушителям мер юридической ответственности, особенно уголовной в виде лишения свободы и др.
Обобщив вышеизложенное, можно выделить круг обстоятельств, при которых государство в правовом порядке может принудительно ограничивать правовой статус личности. К таким обстоятельствам относятся:
– чрезвычайные ситуации (объявление карантина вследствие эпидемии, введение режима чрезвычайного положения вследствие стихийного бедствия, социального катаклизма, катастрофы техногенного характера и т. д.);
– ситуации, обусловленные «государственной целесообразностью» (взыскание налогов, обязательная служба в армии, ограничения таможенного характера и т. д.);
– ситуации, предусматривающие государственное вмешательство по инициативе заинтересованного лица (группы лиц). Как правило, такие ситуации возникают при разрешении конфликтов в сфере гражданско-процессуальных отношений (взыскание долга с должника по заявлению кредитора, признание лица ограниченно дееспособным по заявлению заинтересованного лица и т. д.);
– ситуации, возникающие вследствие адекватной реакции государства на правонарушение (лишение свободы, принудительные работы и др.).
Следует особо подчеркнуть, что Конституция России, допуская возможность ограничения ряда прав и свобод человека и гражданина, вместе с тем определяет перечень «абсолютных» прав, которые не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах. Это, к примеру, право на гражданство, право на уважение достоинства личности, право на правосудие и т. д.
Глава 18. Реализация права
1. Понятие и формы реализации норм права
2. Применение как специфическая форма реализации норм права
3. Правоприменительная деятельность: понятие, стадии и субъекты
4. Акты правоприменения