ГЛАВА 16. Теория правоотношений

1. Понятие и признаки правоотношения. Правоотношение и правонарушение: соотношение понятий

2. Классификация правоотношений

3. Юридический состав правоотношения

4. Предпосылки правоотношений. Юридические факты, презумпции, фикции

1. Понятие и признаки правоотношения.
Правоотношение и правонарушение: соотношение понятий

Термин «отношение» используется различными науками и можно встретить самые различные его значения.[5] Для нас непосредственный интерес представляет понятие «отношение» в смысле общественного отношения. Таким понятием обозначается «реальное взаимодействие в социальном пространстве живых людей, наделенных определенным сознанием и волей, преследующих при этом определенные цели».[6] Взаимодействие сторон общественного отношения всегда выражается вовне – в поступках, действиях его участников, их жестах.

Рассмотрение юридической природы правового отношения целесообразно начать с определения сущностных критериев, положенных в основание данного феномена. Представляется, что таких критериев два. Во-первых, правовое отношение (правоотношение) – это форма социального взаимодействия, в рамках которой реализуются субъективные права и обязанности членов сообщества. Во-вторых, поведение участников правоотношений (субъектов) регламентировано нормами права. Очевидность как первого, так и второго положений, думается, сомнений не вызывает.

Однако возникает ряд вопросов, ответы на которые далеко не столь однозначны, как это кажется на первый взгляд. Так, к примеру, не ясно, какое отношение будет являться правовым в том случае, если в качестве оценочных критериев будут выступать различные типы правопонимания.[7]

Различные авторы по-разному оценивают место и роль государства в системе факторов, оказывающих воздействие на поведение субъектов правоотношений. До настоящего времени отсутствует единая точка зрения по поводу таких принципиальных вопросов, как субъектный и объектный состав правоотношений, динамика их возникновения и развития и т. п. На наш взгляд, основным вопросом, без ответа на который попросту невозможно построение логичной теоретической модели правоотношения, является вопрос о взаимозависимости типа правопонимания и сущности правоотношения. При этом следует согласиться с тем, что отсутствие единого подхода к пониманию права, неизбежно влечет за собой множественность точек зрения относительно сущности правоотношений.

Для представителей юридического позитивизма правоотношения это отношения между индивидами и коллективами людей, урегулированные действующим законодательством. При этом выделяется два основных типа законодательного регулирования: дозволительный и разрешительный. В рамках первого типа правила поведения устанавливаются самими субъектами правоотношения, руководствующимися принципом «разрешено все, что не запрещено законом». В данном случае получения специального разрешения на осуществление тех или иных видов деятельности не требуется. В рамках второго типа правила поведения устанавливаются государством, которое обеспечивает реализацию этих правил посредством системы юридических гарантий и мер юридической ответственности. Применительно к названному типу действует принцип «разрешено лишь то, что разрешено законом», предполагающий получение специального разрешения на осуществление тех или иных видов юридической деятельности. Общим для обоих типов является то, что правоотношением может быть признано только законосообразное (следовательно, правомерное) поведение субъектов.

Иную позицию высказывают представители школы естественного права. Поскольку право в их представлении есть совокупность объективного (и в силу этого первичного) естественного и субъективного (производного) позитивного права, то возникает вопрос: применительно к какому типу права отношения будут рассматриваться в качестве правовых? Возможны два варианта.

Во-первых, в случае, когда позитивное право возникает на основании (и в целях обеспечения) естественного. В данном случае противоречия между естественным и позитивным правом нет (хотя это и не тождественные категории). Правоотношениями будут являться отношения, регламентированные как естественным (не получившим своего формального закрепления), так и позитивным правом.

Во-вторых, позитивное право вступает в противоречие с естественным. При этом законосообразное поведение одних субъектов влечет нарушение естественных прав других. В подобной ситуации отношения, регламентированные исходящим от государства, однако противоречащим естественному праву и, значит, «противоправному» закону, приобретают противоправный характер и становятся правонарушениями. Соответственно, правоотношениями будут являться отношения, урегулированные естественным правом. Причем, несоблюдение, а в ряде случаев и явное противодействие «противоправному» (с точки зрения естественно-правовой оценки) поведению, рассматривается представителями школы естественного права как правомерное поведение и, следовательно, начинает восприниматься в качестве правоотношения.

В социологической юриспруденции при рассмотрении правоотношений внимание акцентируется на их функциональной составляющей. Известно, что основными юридическими функциями права являются регулятивная и охранительная. Соответственно, те отношения, в рамках которых данные функции получают свою фактическую реализацию, и будут выступать в качестве правовых. При этом общественное отношение приобретает объективно правовой характер задолго до признания его таковым со стороны государства. К примеру, обычай наследования имущества умершего его родственниками возник задолго до появления наследственного права (в нормативистском смысле). Соответственно, и отношения, связанные с реализацией этого обычая, изначально носили правовой характер.

Таким образом, можно сделать вывод, что понимание сущности правоотношения во многом зависит от типа правопонимания. Для того чтобы избежать противоречий, мы в дальнейшем будем опираться на понимание правоотношения, сформировавшееся в рамках концепции юридического позитивизма.[8]

Правоотношение – это социальное отношение, урегулированное правовыми актами, исходящими от государства либо санкционированными им, возникающее между субъектами права в целях осуществления взаимных прав и обязанностей.

Являясь по своей природе формой социального взаимодействия, правоотношение характеризуется теми же признаками, что и любое социальное отношение неправового характера.[9] К числу таких признаков относятся:

социальность – общественные отношения возникают только в человеческой среде;

нормативность – эти отношения складываются на основании и развиваются в соответствии с устоявшимися представлениями (правилами, нормами) о возможном, должном и недопустимом поведении;

гарантированность – реализация «правильного» поведения обеспечивается путем создания специальных условий, позволяющих субъекту на практике воплотить собственные интересы;

санкционированность – нарушение правил поведения влечет за собой ответственность нарушителя.

К отличительным признакам правовых отношений следует отнести:

правовой характер – возникают и протекают в соответствии с нормами права;

правомерность – правоотношением может быть признано только такое взаимодействие, в котором субъекты реализуют законные интересы, иными словами, правоотношение – это законосообразное поведение;

непосредственная связь с государством – нормы права, регламентирующие правоотношения, получают формальное выражение в правовых актах, издаваемых государством, либо санкционированных им; государство обеспечивает реализацию норм права в рамках правоотношений при помощи государственных гарантий; оно выступает в качестве арбитра в случаях возникновения споров о праве, а также определяет вид и меру ответственности за нарушение правил правоотношений;

правосубъектность лиц, реализующих в рамках правоотношения субъективные права и обязанности, – в качестве субъектов правоотношений могут выступать только люди (индивиды и коллективы), обладающие реальной возможностью своими осознанными, волевыми действиями осуществить имеющиеся у них права и обязанности;

корреспондирующий характер прав и обязанностей субъектов правоотношений – реализация права одного субъекта непосредственно зависит от осуществления соответствующего обязательства контрсубъектом.

Перечисленные признаки отличают правоотношение не только от социальных отношений неюридического характера, но и от юридически значимых отношений противоправного характера – правонарушений.

Правоотношение и правонарушение – это такие же антиподы как день и ночь, жизнь и смерть, добро и зло и т. п. При этом основное отличие правоотношения от правонарушения заключается в юридической оценке (квалификации)поведения участников того или иного социального отношения. Например, в Советском Союзе коммерческая деятельность частных лиц квалифицировалась как преступная, соответственно, отношения в данной сфере рассматривались как противоправные. Изменение политического режима повлекло за собой реформирование целого ряда институтов и принципов права. Конституционное закрепление многообразия форм собственности, установление паритета частной и государственной собственности, предопределило качественное изменение юридической квалификации отношений в данной сфере. Та же самая коммерческая деятельность стала квалифицироваться как правомерная и, соответственно, приобрела форму правоотношения.

Понятия правонарушение и правоотношение могут соотноситься друг с другом как причина и следствие. Совершение правонарушения является юридическим фактом, инициирующим правоотношение в сфере реализации юридической ответственности.

Наши рекомендации