Формы реализации норм права.
Под реализацией права понимают претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем обеспечения правомерного поведения субъектов общественных отношений, а также осуществления мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.
Реализация права – это процесс результативного воздействия права на общественные отношения. Результатом правового воздействия является как совершение лицом активных действий направленных на удовлетворение позитивных интересов (активное правомерное поведение), так и сознательное несовершение действий влекущих социально-вредные последствия и признанных в силу этого противоправными (пассивное правомерное поведение.). При этом реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, то есть таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям.
По характеру деяний субъектов, степени их активности и направленности выделяют формы непосредственной реализации права (соблюдение, исполнение, использование), и особую (опосредованную) форму реализации – применение права.
Соблюдение норм права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, запрещаемых правом. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере правового регулирования. В большинстве случаев соблюдение права происходит незаметно. Именно поэтому его юридический характер ярко не проявляется. Например, нормами уголовного права устанавливается запрет воровства. Не воруя, субъект соблюдает соответствующую норму права, т.е. реализует ее властное предписание.
Исполнение норм права происходит, когда субъекты претворяют в жизнь возложенные на них юридические обязанности. В этих случаях они действуют активно. В данной форме реализуются обязывающие нормы права. Например, пассажир общественного транспорта, компостируя талон, выполняет юридическую обязанность – оплачивает проезд, следовательно, исполняет норму права.
Использование норм права состоит в совершении дозволенных законом действий и имеет место тогда, когда субъекты по своему усмотрению, желанию используют (либо не используют) предоставленные им правом возможности. Не использование субъектом предоставленной возможности, само по себе не рассматривается как правонарушение и не влечет отрицательных последствий.
Эти три формы реализации права, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права. Непосредственная реализация права может осуществляться субъектами как в рамках правоотношений (участие в выборах, служба в вооруженных силах), так и вне их (отказ от использования избирательного права, несовершение краж и т.д.).
Применение как специфическая форма
Реализации норм права.
В ряде случаев соблюдения, исполнения и использования норм права непосредственно заинтересованным субъектом оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических предписаний, при этом требуется вмешательство в процесс реализации права компетентных органов, наделенных государственно-властными полномочиями. Например, назначение пенсии требует помимо формального наличия оговоренных законом качеств, решения органа социального обеспечения; зачисление на учебу в вуз невозможно без приказа о зачислении (одного желания и факта успешной сдачи вступительных экзаменов здесь недостаточно), выполнение обязанности военной службы предполагает издание приказа о призыве конкретного человека в вооруженные силы и т.п. Кроме того в ряде случаев субъекты не могут самостоятельно разрешить спорную ситуацию возникшую в ходе правоотношения и вынуждены, поэтому обратиться за квалифицированной помощью к третьей стороне, в качестве которой как правило выступает государство в лице органов правосудия. Наконец, совершение лицом противоправного поступка предполагает привлечение его к юридической ответственности. Естественно, что в большинстве случаев, правонарушитель пытается избежать ответственности, поэтому необходим механизм принудительного вовлечения его в соответствующее правоотношение.
Во всех перечисленных случаях для результативного воздействия права на общественные отношения требуется участие в этих отношениях субъектов принимающих от имени государства властные решения связанные с реализацией права в рамках конкретной ситуации. Поэтому выделяется четвертая форма реализации права – применение.
Применение права – это осуществляемая от имени государства, в специально установленных законом формах, властно-распорядительная деятельность компетентных органов направленная на обеспечение условий реализации субъективных прав и юридических обязанностей, разрешение спорных ситуаций между субъектами правоотношений, осуществление мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.
Применение права как особая форма реализации отличается от форм непосредственной реализации рядом особенностей:
1. По своей сущности применение права представляет собой властно-распорядительную деятельность, осуществляемую от имени государства компетентными государственными органами (ОВД, суды, таможенные органы и др.), а также негосударственными органами (организациями, учреждениями), которым государство делегирует полномочия в правоприменительной сфере (органы местного самоуправления, третейские суды и др.).
2. Применение права осуществляется всегда в рамках специфических правоотношений – властеотношений. Правовое положение участников в подобных правоотношениях различно. Субъект осуществляющий правоприменение действует от имени государства и, в силу этого обладает властными полномочиями по отношению к субъекту непосредственные интересы которого затрагиваются в процессе правоприменения. Последний может быть вовлечен в правоприменительное отношение в принудительном порядке (принудительное вовлечение правонарушителя в правоприменительное отношение в сфере юридической ответственности).
3. Правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных законом формах, в порядке предусмотренных законом процедур, в течение определенных сроков.
4. Применение права – это комплексная форма реализации юридических предписаний. Применяя норму, правоприменительный орган одновременно исполняет требования правовых норм (обязанность рассмотреть дело и принять решение), использует закрепленные в нормах возможности (право принимать любое справедливое решение в пределах, установленных законом), а также соблюдает установленные запреты (недопустимость превышения функциональных полномочий).
5. Применение права – это не единовременное явление, а сложный процесс, состоящий из ряда последовательных стадий (этапов).
6.Конечным результатом применения права в любом случае является вынесение акта применения права (индивидуального правового акта).
2. Правоприменительная деятельность:
Понятие, стадии и субъекты.
Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, который невозможен без последовательных, взаимосвязанных и взаимообусловленных, действий правоприменителя.
Выделяются три стадии применения права:
1. Установление фактических обстоятельств дела.
На этой стадии правоприменитель должен собрать и проанализировать материалы имеющие юридическое значение для дела и позволяющие представить наиболее близкую к реальности картину происшедшего.
Установление фактических обстоятельств осуществляется в соответствие с принципами относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Относимость предполагает, что правоприменитель в процессе исследования фактических обстоятельств, «сортирует» собранный материал отбирая лишь те факты которые имеют юридическое значение для рассматриваемого дела.
Допустимость предполагает, что получение материалов имеющих юридическое значение для рассматриваемого дела должно осуществляться в соответствии с требованиями закона, в порядке предусмотренной законом процедуры. Материалы полученные с нарушением требований закона не могут рассматриваться в качестве юридически значимых и таким образом, не являются доказательствами по делу.
Достоверность предполагает, что материалы собранные по делу должны нести в себе достоверную (правдивую) информацию.
Достаточность предполагает, что собранных материалов должно быть достаточно для принятия объективного решения по делу в оптимальные сроки.
2. Установление юридической основы дела – данная стадия является основной в процессе применения права и в свою очередь складывается из ряда «подстадий», к числу которых следует отнести:
- выбор нормы права и анализ ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц,
- толкование нормы и разрешение возможных коллизий норм,
- юридическая квалификация фактических обстоятельств дела.
Выбор нормы права и анализ ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц предполагает изучение нормативно-правовой базы, с целью установления нормы (группы норм) в предписании которой закрепляется типовой вариант поведения соответствующий фактическим материалам конкретного дела. Анализ выбранной правовой нормы предполагает тщательную проверку ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить:
1) действует ли норма в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело и (или) действовала ли она на момент обнаружения требующей правоприменения ситуации;
2) действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено;
3) распространяется ли действие данной нормы на субъектов, в отношении которых она должна быть применена.
Толкование нормы и разрешение возможных коллизий норм – предполагает мыслительный процесс в ходе которого правоприменитель уясняет для себя сущность выбранной нормы, проверяет, не допущено ли в тексте ошибок, не изменена ли данная норма. При этом следует пользоваться текстом, опубликованным в официальном издании. В процессе выбора нормы права и ее последующего толкования, правоприменитель может столкнуться с ситуацией, когда имеют место несколько норм, каждая из которых в принципе может быть применена для юридической квалификации фактических обстоятельств дела, причем нередко, предписания закрепленные в этих нормах носят противоречивый характер, что естественно затрудняет процесс юридической квалификации. Такая ситуация называется коллизией норм и связана прежде всего с несогласованностью действий органов участвующих в законодательной деятельности. Разрешение коллизии норм осуществляется в соответствие с рядом принципов, к числу которых следует отнести:
- при возникновении коллизии норм закрепленных в законах и подзаконных актах, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в законах;
- при возникновении коллизии норм закрепленных в нормативных актах федерального и регионального уровней, предпочтение следует отдавать нормам закрепленных в актах федерального уровня;
- при возникновении коллизии норм закрепленных в нормативных актах изданных одним органом, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в более позднем по времени издания акте;
- при возникновении коллизии норм закрепленных в одноуровневых актах общего и специального характера, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в актах специального характера и т.д.
Коллизия считается разрешенной тогда когда правоприменитель определил для себя конкретную норму конкретного нормативно-правового акта, в соответствие с которой он собирается осуществлять юридическую квалификацию фактических обстоятельств дела.
Юридическая квалификация фактических обстоятельств дела предполагает процесс установления формально-юридической связи между фактическими обстоятельствами дела (его материальной основой) с выбранной нормой права (юридической основой).
3. Вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц. Это завершающая и наиболее значимая с юридической точки зрения стадия процесса применения нормы права. Первые две стадии носят подготовительный характер и направлены на обеспечение условий позволяющих выработать и принять объективное решение по рассматриваемому делу. Перед вынесением конкретного решения правоприменитель должен еще раз убедиться в том, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что они достоверны и им дана правильная юридическая оценка, что применяемая норма права относится именно к данному случаю. На основании такого убеждения выносится властное решение. В зависимости от сложности дела, характера применяемой правовой нормы устанавливается различная процедура принятия решения. По одним делам решения принимаются тайным голосованием, по другим – открытым, по третьим – единолично должностным лицом. После того как решение принято, оно объявляется заинтересованным лицам. Принятое решение оформляется путем издания акта применения права. Издание правоприменительного акта означает окончание процесса применения права и является предпосылкой и условием начала процесса реализации принятого решения.
Акты правоприменения.
Акт применения права – это правовой акт, содержащий индивидуальное властное предписание компетентного органа (должностного лица), принимаемый от имени государства в результате разрешения конкретного юридического дела и обеспечиваемый системой государственных гарантий и санкций.
Основные признаки актов применения права:
Во-первых, акт применения права имеет властный характер. Содержащиеся в нем предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем. Например, отказ от добровольного выполнения судебного решения в гражданско-процессуальной сфере, приводит к «включению» механизма принудительного исполнительного производства.
Во-вторых, акт применения права – это индивидуальный правовой акт. Он принимается в результате разрешения конкретного юридического дела и действует в отношении строго определенного круга лиц. Этим акт применения права отличается от нормативно-правового акта, предписание которого содержит информацию обобщенного характера, а действие распространяется на неперсонифицированный круг субъектов.
В-третьих, акт применения права является актом одноразового действия, поскольку закрепляемое в нем предписание носит казуальный характер (посвящено правовому регулированию в рамках конкретной жизненной ситуации, в отношении конкретных лиц). В отличие от нормативно-правовых актов акты применения права, не являются актами многоразового действия и могут применяться неограниченное количество раз до тех пор пока не утратят свою юридическую силу.
В-четвертых, акты применения права обладают особой формой выражения. Наиболее распространенной формой выражения актов применения права является документальная (письменная) форма. Вместе с тем акты применения права могут быть выражены в устной (устный приказ, распоряжение), а также в конклюдентной (в форме сигнала) формах. В отличие от актов применения права, нормативно-правовые акты выражаются исключительно в документальной форме.
Как правило, документальные акты применения права характеризуются четырехзвенной структурой.
К примеру, судебное решение должно иметь следующие обязательные элементы:
1. Вводную часть, в которой указывается наименование (решение, определение, приговор, постановление), название и состав органа правосудия принявшего решение, место и время принятия, предмет судебного разбирательства, конкретный адресат.
2. Описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела, указываются мотивы к возбуждению дела и заявленные при этом требования.
3. Мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения, где указывается на обстоятельства, достоверно установленные в процессе правосудия, мотивы, по которым принимаются или отвергаются соответствующие доказательства, выводы, которыми обосновывается выбор юридических норм и принимаемое решение.
4. Резолютивную часть, в которой излагается содержания решения, указание на те последствия, которые вытекают из нормы права и данного правоприменительного акта.
Классификация актов применения права производится по различным основаниям.
1. В зависимости от реализуемой функции права:
- регулятивные акты – направленные на обеспечение реализации субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений, в случаях когда реализация права в рамках непосредственной формы невозможна (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии и т.п.);
- охранительные акты – издаваемые в связи с совершением отдельными субъектами правонарушений (например, приговор суда, постановление прокурора о возбуждении уголовного дела и т.п.).
2. По типу правового регулирования:
- регистрационные акты – формально закрепляют и в последующем удостоверяют фактическое состояние в котором пребывает субъект в данный период (регистрация в списках избирателей, постоянная и временная регистрация места жительства и т.п.)
- разрешительные акты – выражают дозволение компетентного органа на использование конкретным субъектом конкретного права с учетом обстоятельств: времени, места, условий, порядка реализации и т.д. К таким актам можно отнести принятие органами внутренних дел решения о разрешении приобретения газового или охотничьего оружия и т.п.
- запретительные акты – содержат запрет на совершение определенных действий. К примеру решение о лишении владельца автомобиля права на управление автотранспортным средством.
- ограничительные акты – устанавливают перечень ограничений в отношении конкретного субъекта. К примеру освобождение лица из под ареста под подписку о невыезде.
3. По предмету правового регулирования:
- конституционно-правовые акты ;
- гражданско-процессуальные акты;
- уголовно-процессуальные акты;
- административные акты и др.
Вопросы для самоконтроля:
1. Сформулируйте понятие реализации права.
2. Перечислите формы непосредственной реализации норм права и коротко охарактеризуйте их
3. Почему применение является специфической формой реализации права?
4. Перечислите признаки правоприменения.
5. Перечислите стадии процесса применения права и охарактеризуйте их.
6. Что такое юридическая коллизия? На какой стадии правоприменения может возникнуть юридическая коллизия и каким образом она может быть разрешена?
7. Сформулируйте понятие правоприменительного акта и раскройте его основные признаки.
8. В чем отличие акта применения права от нормативно-правового акта?
9. Назовите виды правоприменительных актов.
10.Какие виды правоприменительных актов издаются органами внутренних дел?
Учебная литература:
1. Теория государства и права (схемы и комментарии). Учебное пособие. / Под ред. Р.А. Ромашова. СПб, 2000. С.140 – 149.
2. Теория права и государства: основные схемы и определения (альбом схем). Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России / Под общ. ред. В.П. Сальникова, 1999. С.49 – 52.
3. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Мастерство: Высшая школа, 2000. С.155 – 162.
4. Бабаев В.К., Баранов В.М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. Н. Новгород: Нижегородский юридический институт, 1997. (Разделы X, XI).
Дополнительная литература:
5. Григорьев Ф.А. Акты применения права. Саратов, 1995.
6. Завадская Л.Н. Механизм реализации права. М., 1992.
7. Лазарев В.В. Применение советского права. Казань – М., 1992.
8. Малаков М.К. Проблемы реализации права. Иркутск, 1988.
9. Матузов Н.И. Коллизии в праве: причины, виды и способы разрешения // Правоведение. 2000. №5.
10. Применение права (вопросы истории, теории и практики). Л., 1983.
ТЕМА 12
ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА
Вопросы:
1. Понятие и стадии толкования норм права.
2. Способы и виды толкования норм права.
3. Пробелы в праве: понятие, условия возникновения, механизм устранения и восполнения.