Полисемичность категории «источник права».
При анализе категории «источник права» следует исходить из многообразия смысловых вариантов данного понятия. Одним из основных вопросов, которые должны быть разрешены в этой связи, является вопрос о существовании в теории права категории, общей для всех вариантов ее смыслового значения. Все попытки вывести единое, интегративное определение данного понятия не привели к ясности его понимания. Скорее, наоборот, тщетность таких попыток доказала полисемичность понятия «источник права».
Обычно в учебной и научной литературе источники права понимают в трех смыслах: идеальном (идеальные источники права), материальном (материальные источники права) и формально-юридическом (формально-юридические источники права). Вместе с тем представляется необходимым выделять помимо указанных вариантов, и источники права в инструментальном смысле (инструментальные источники права).
Идеальные источники права – это нематериальные факторы обоснования содержания права – воля и правосознание субъектов правотворчества, религия и т.п.
Наиболее важным идеальным источником права, источником первого уровня, выступает правотворческая (правоустанавливающая) воля. Именно воля, причем тех субъектов, которые играют решающую роль в формировании содержания права является ключевым фактором, определяющим содержание права.
Правотворческая воля предопределена, прежде всего, правосознанием субъектов правотворчества. Именно правосознание, представляя собой отношение к действующему и желаемому праву, формирует волевой деятельностный акт субъекта правотворчества. Однако считать правосознанием единственным идеальным источником права второго уровня вряд ли возможно. Дело в том, что сознание как высшая, свойственная только человеку форма отражения действительности, опосредовано «всеобщими формами деятельности людей». Очевидным и непротиворечивым здесь выглядит и тезис о многообразии форм общественного сознания. Так, наряду с правовым, можно говорить о политическом, нравственном, религиозном, партийном, ином социально-групповом сознании. И каждая из этих форм предопределяет волевое действие субъекта правотворчества. Здесь следует обратить внимание на очевидность того, что одна и та же сторона общественного бытия, один и тот же вид общественных отношений может быть воспроизведен различными формами общественного сознания. Но это означает лишь то, что форму общественного сознания не всегда можно отличить от другой формы, если исходить непосредственно из особенностей предмета, отражаемого в них. Чтобы четко определить специфику одной формы общественного сознания, необходимо, помимо особенностей предмета отражения, найти специфику способа отражения, равно как и специфику функций и роли того или иного вида общественного сознания в обществе.
Третий уровень идеальных источников права включает в себя институциональные ценностные системы, среди которых можно выделить религию, природу человека, Высший Разум, Абсолютную Идею, мораль, естественное право и т.п.). Здесь следует обратить внимание на нематериальность и в то же время институциональность обозначенных систем. Объединяет эти ценностные системы серьезное влияние на право. Причем вначале они формируют соответствующее сознание субъекта правотворчества, а затем сознание (главным образом, правовое) трансформируется в право посредством волевого акта.
Материальные источники права – это общественные отношения, предопределяющие содержание права. Необходимо выделять экономические отношения (способ производства материальной жизни, материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности), политическую и юридическую деятельность.
Экономика здесь выступает, прежде всего, сферой, стимулирующей правовые преобразования. Это выражается в приоритете экономического базиса общества над политической (и юридической) надстройкой. Другими словами, объективные законы экономического развития и реальные экономические отношения первичны относительно правовых норм, их закрепляющих или запрещающих. Так, отношения купли-продажи существуют независимо от их юридического закрепления. В частности, одни такие отношения с целью их оптимальной организации предельно регламентированы (купля-продажа недвижимости, транспортных средств, акций), другие ‑ урегулированы концептуально (розничная купля-продажа), третьи ‑ запрещены правом (купля-продажа вещей, изъятых из гражданского оборота). Но во всех трех случаях отношения купли-продажи возникают и в соответствии с правом, и вопреки его требованиям.
Политическая и юридическая деятельность также находятся в сфере реальных общественных отношений. Политика как деятельность, направленная на завоевание, удержание и реализацию государственной власти, предполагает выражение в законодательстве. Например, соотношение политических сил предполагает закрепление в законе одно-, двух- или многопартийности; реальность гражданского общества – широких полномочий неправительственных организаций; улучшение межгосударственных отношений – введение режима наибольшего благоприятствования гражданам этих государств.
Право также способно самодетерминироваться. Например, содержащиеся в Конституции РФ отсылки к Федеральным Конституционным Законам, непринятым на момент вступления Конституции в силу, повлекли их принятие в дальнейшем. Кроме того, обобщения судебной практики принимались во внимание в процессе правотворчества при создании и совершенствовании нормативных правовых актов, а ранее принятые и вступившие в законную силу решения влияли на процесс юридической квалификации, конкретизацию оценочных понятий, на интерпретацию смысла правового предписания.
Инструментальные источники права – это система способов придания правилу поведения юридической силы. Здесь можно говорить о законотворчестве, подзаконном нормотворчестве, референдуме, судебной практике, согласовании воль правотворческих субъектов при заключении нормативных договоров, санкционировании правового обычая.
Формально-юридические источники права - формы объективизации государственной воли, направленной на официальное закрепление или санкционирование нормативных правовых предписаний, обеспечиваемых принудительной силой государства. К основным формально-юридическим источникам права необходимо относить нормативные правовые акты, нормативные договоры, юридические прецеденты и правовые обычаи.