Взаимосвязь объективного юридического права с экономикой и политикой.
Экономика - это сфера деятельности связанная с производством, обменом, распределением и потреблением материальных благ и услуг.
Воздействие экономики на ОЮП:
1. Экономика определяет содержание ОЮП
2. Развитие экономики влияет на развитие ОЮП
3. Экономика обеспечивает реализацию ОЮП, в виде систем экономических гарантий.
4. Экономика воздействует на право опосредованно, через различные соц. явления
Воздействие ОЮП на экономику:
1. ОЮП закрепляет отношения собственности как основы экономического базиса
2. ОЮП закрепляет гос. бюджет
3. ОЮП регулирует трудовые отношения в процессе производства материальных благ и услуг
4. ОЮП закрепляет налоговый и кредитную систему
5. ОЮП устанавливает минимальный размер заработной платы
6. ОЮП устанавливают правила тех. и эко. безопасности
7. ОЮП является средством охраны экономических отношений, путем закрепления мер юр. ответственности
8. ОЮП устанавливает процедуру рассмотрения хоз. споров
Взаимосвязь ОЮП с политикой:
Политика - сфера деятельности связанная с отношениями между соц. группами, нациями, по поводу завоеванию, удержанию и использованию гос. власти.
Гос. политика - это стратегический курс гос., его отношения с обществом и в международных отношениях.
Основные направления внутренней и внешней политики гос. формируют полит. партии пришедшее к гос. власти
Воздействие политики на ОЮП:
1. Гос. политика определяет содержание ОЮП(в ОЮП отражаются направления внешней и внутренней политики гос.)
2. Развитие гос. политики обусловливает политику ОЮП.
3. Гос. политика способствует реализации ОЮП(путем воспитания населения)
Воздействие ОЮП на политику:
1. ОЮП закрепляет внутреннюю и внешнюю политику гос.
2. ОЮП является средством реализации гос. политики
3. ОЮП является средством охраны гос. политики(путем закрепления мер соответствующих правонарушений)
- Понятие, элементы и виды правосознания.
Правосознание – это взгляды, знание, представление людей о праве, их отношение к праву и к юридически значимому поведению.
Элементы: 1. по содержанию: -информационное(знание права, взгляды, представления людей о праве); -аксеологическое(отношение людей к действующему праву их оценка права); -регулятивное(включает в себя правовые установки субъектов «правовая установка-готовность субъекта вести себя правомерно или неправомерно в конкретной жизненной ситуации»)
2. по формам отражения правовой действительность правосознания: -правовые понятия(понятие права, ыу-ии правва); -правовые взгляды(справедливости и несправедливости, эффективности и неэффективности юридического права); -правовые представления(представление о правотворческой дея-сти гос-ва); -правовые чувства(чувство долго и ответственности за выполнение юридических норм).
3. по уровню отражения правовой действительности: -правовая психология(представления, взгляды, чувства о действующем праве); -правовая идеология(система знаний и понятий о правовых явлениях).
Виды:1) по субъектам: индивидуальное; групповое; общественное. 2)по ха-ру дея-сти правосознания: профессионально юридическое; профессиональное неюридическое; обыденное.
- Взаимодействие правосознания и объективного юридического права. Функции правосознания.
Воздействие ОЮП на правосознание: *способствует формированию правосознания; *определяет содержание правосознания; *способствует развитию правосознания.
Воздействие правосознания на ОЮП: *является идеологическим источником ОЮП; *способствует надлежащему применению и реализации юридич.норм; *способствует преодолению пробелов в праве.
Фу-ии: 1.позновательная(формирует у субъектов определённые знание, взгляды, представления); 2. аксеологическая(формирует у людей правовые оценки, их отношение к праву, юридической практике, собственному правовому поведению); 3. регулятивная(воздействует на поведение людей через правовые установки); 4.правотворческая(формирует модели будущих юридич.норм).
- Правовой нигилизм и правовой фетишизм как проявление деформации правосознания.
Как правило правовой нигилизм и правовой идеализм свойственны людям, не обладающими спец.глубокими познаниями в юридической сфере.
Правовой нигилизм – отрицательное отношение к праву и правовым формам организации общ.отношений.
Ха-ся: -отрицанием ценности права; игнорированием требований юр.норм и законности; стремление нарушить право.
Правовой идеализм –преувеличение реальных регулятивных возможностей права.
Ха-ся: переоценкой роли и возможности права; представление о праве как о высшей ценности, которой подчинены все остальные ценности.
- Правовая культура личности: понятие, элементы, значение для формирования правового государства в России.
Необходимо различать правовую культуру об-ва и правовую культуру личности.
Правовая культура об-ва – совокупность правовых ценностей, сформированных данным об-вом.
Правовая культура личности – св-ва личности, которые ха-ся его знанием ОЮП, осознанием ценности права и правомерное поведение во всех жизненных ситуациях.
Элементы: -знание права; -уважение права, понимание его ценности; -умение и навыки использования права; -готовность личности вести себя правомерно; -само правомерное поведение.
Особенно важным для правовой культуры личности является ориентированность на реализацию своих прав и свобод. Так как значительная часть норм не может реализоваться в конкретных отношениях, пока гражданин или иное лицо не изъявит желания реализовать свое право.
- понятие и средства правового воспитания личности.
Правовое воспитание –направленное постоянное воздействие на человека с целью формирования у него правовой культуры и активного правомерного поведения.
Средства: *правовое обучение; правовая пропаганда через СМИ; юридич.практика гос.органов и др.организаций; правомерное поведение граждан; самовоспитание.
- Система объективного юридического права: понятие, основные черты и элементы.
Система оюп –комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих юр.норм, которые ха-ся их единством согласованностью и одновременно делением на составные части.
Признаки: *ха-ся единством всех входящих в нее норм(обусловленное существованием принципов права как общеправовых так и отраслевых)админ.право-равенство одноименных субъектов.; *ха-ся согласованностью юр.норм, которая состоит в их содержательном и функциональном соответствие(из одной нормы вытекает др.норма и между ними существуют отношения общего к особенному)нормы К РФ и особенными нормами
(функциональное действие одной нормы обеспечивает действие другой)процессуальные нормы из материальных.; * складывается объективно в соответствие с видами общественных отношений(система права отражает систему общ.отношений).; *объективизируется в системе законов, подзаконных актах.
Элементы: юридические нормы(универсальный элемент системы права); публичное и частное право(производный элемент системы права).
- Критерии строения системы права.
К критериям строения системы права относятся:
-предмет правового регулирования;
-метод правового регулирования;
-способ правового регулирования(доп.критерии дозволение, позитивное обязывание, запрет)
ППР – совокупность однородных общ.отношений, регулируемых правом
Признаки: в предмет правового регулирования входят только те общ.отношения, которые:
а)являются волевыми(прежде чем сложиться прошли через воле и сознание людей)
б) являются значимыми для гос-ва, об-ва,людей в данных исторических условиях
в) могут быть объектом внешнего контроля со стороны гос-ва
г) которые являются устойчивыми и типичными и это позволяет зафиксировать их в нормах права.
МПР – совокупность приемов юридич.воздействия на общ.отношения.
Способ правового регулирования – приемы воздействия на общ.отношения.(дозволение- предоставление субъектам права совершать или не совершать определённые действия; позитивное обязывание- возложение на субъектов обязанности совершать активные действия; запрет- возложение на субъекта обязанностей не совершать активных действий).
- Понятие, элементы и виды предмета правового регулирования.
ППР – совокупность однородных общ.отношений, регулируемых правом.
Элементы: субъекты(индивиды и коллективы субъектов); объекты(блага по поводу которых субъекты вступают в общ.отношения); взаимодействия субъектов по поводу объектов.
Виды: 1. в зависимости от положения субъектов в отношении друг с другом: -вертикальные(властные); горизонтальные(все субъекты равноправны). 2.в зависимости от объекта общ.отношений: -конституционные; -трудовые; -имущественные.
- Понятие, элементы и основные виды метода правового регулирования.
МПР – совокупность приемов юридич.воздействия на общ.отношения.
Элементы: 1) определение круга субъектов и их положение по отношению друг с другом; 2) определение основания возникновения у субъектов СЮП и СЮО; 3) определение содержания сюп и сюо; 4) определение порядка реализации сюп и сюо; 5) определение мер ответственности и мер защиты.
Виды:1. императивный (только гос-во в лице компетентных субъектов может осуществлять правовое регулирование с помощью нпа и правоприменительных актов) нет выбора поведения
2. диспозитивный (кроме гос-ва правовое регулирование могут осуществлять конкретные участники общ.отношений(не властные субъеты) с помощью нпа и актов принимаемых не властными субъектами) есть выбор поведения.
- Понятие и виды отраслей права.
Отрасль права – это система юридических норм, регулирующая однородные по объекту общ.отношения специфическим методом
Перизнаки:* предмет-однородные по объекту общ.отношения, метод-сочеттание императивного и дисрозитивного метода, каждая отрасль имеет свои собственные отраслевые принципы(уголовное право нет преступления, без указания на то в законе)
Виды: 1. по предмету и методу правового регулирования: гражданск., конституц., семейные, уголовные, трудовые. 2. по способу происхождения(генезису) отраслей права: первичные(возникли с момента формирования системы права)гражданские, уголовные, процессуальные, административное; производные(сложились по мере развития общ.отношений)от гражданс. Отделились семейное, земельное, от административного отделилось финансовое. 3. по способу служебной роли: материальные(регламентируют элементы основных видов общ.отношений); процессуальные(устанавливают порядок реализации норм материального права).
- Понятие и виды института права.
Институт права – система юр.норм, регулирующая определенный вид общ.отношений.
Трудовое право –институт трудового договора, рабочго времени, времени отдыха.
Виды: по сферам применения: отраслевые(действуют в пределах одной отрасли права и применяется к отраслям общ.отношений); межотраслевые(действуют в пределах нескольких смежных отраслей права и применяются к нескольким отраслям права)институт права собственности как в гражданском, земельном и семейном.
- Понятие и признаки публичного права.
Публичное право – это система юридических норм, регулирующая вертикальные общ.отношения императивным методом
Признаки: *самостоятельное образование в системе права; *предмет-вертикальные общ.отношения; *метод-имеративный; *преимущественно используются позитвное обязывание и запреты, с помощью которых гос-во воздействует на юридич.подчиненных субъектов; *ориентируется на обеспечение публичных интересов.
- Понятие и признаки частного права.
Частное право – система юридических норм, регулирующая горизонтальные общ.отношения диспозитивным методом.
Признаки:самостоятельное образование в системе права; *предмет- горизонтальные общ.отношения; *метод-диспозитвный; *преимущественно используетя дозволение для воздействия на юр.равных субъектов; *ориентировано на обеспечение индивидуальных интересов.
- Понятие и признаки юридической нормы. Признаки ее общего характера.
Юридическая норма – это общеобязательное правило правомерного поведения, которое устанавливается и обеспечивается гос-вом для регулирования, охраны и защиты общ.отношений.
Признаки: 1. это правило правомерного поведения, которое формируется в виде прав и обязанностей субъекта; 2.устанавливается и обеспечивается гос-вом; 3. является общеобязательной для одноименных субъектов; 4. объективизируется в определенной форме(нпа, м/н договоры); 5.имеет точно определенные пределы действия(времени, пространстве, кругу лиц); 6. обладает общим ха-ом, который состоит в: - норма регулирует определенный вид общ.отношений; -ха-ся неперсонифицированностью адресата; -не исчерпывается после однократного применения. 7. устанавливается для регулирования, охраны и защиты общ.отношений.
Имеет общий ха-р, т.е. распространяется на все случаи и ситуации, которые попадают в сферу действия нормы права. Действие нормы права обеспечено возможностью применения к нарушителям гос.принуждения. имеет внутреннюю структуру.
- Понятие структуры юридической нормы. Элементы юридической нормы, их понятие и виды.
Структура юридической нормы – состав ее взаимосвязанных элементов, обусловленный фу-ми оюп.
Норма состоит из 3 элементов.
Гипотеза – часть нормы, в которой указываются условия обязательства её действия(содержание, субъекты, объекты) можно поставить «ЕСЛИ».
Виды: 1. по составу: простые(одно обстоятельство); сложные(несколько обстоятельств, которые в совокупности приводят действие диспозиции нормы). 2. по степени определенности: абсолютно определённые(точно указывается на обстоятельство действия нормы) если родитель не платит алименты, то…; относительно определённые(указание на оценочный ситуативный ха-р обстоятельств)причины для действия диспозиции закреплены в гипотезе.; альтернативные(несколько обстоятельств, предполагается наступление одного из них «ИЛИ»)
Диспозиция – часть нормы, в которой содержаться права и обязанности субъекта «ТОГДА». Осуществляет фу-ию регулирования общ.отношений
Виды: 1 по составу: простые(одно право и одна обязанность); сложные(несколько прав и несколько обязанностей, которые в совокупности составляют правило поведения) ГК, договор купли-продажи
2. по степени определенности: абсолютно определённые(содержание и объем прав и обязанностей определён точно); относительно определённые(устанавливаются только пределы допустимого поведения и допускают установление правил поведения в этих пределах)муж и жена могут составлять договор не противоречащий закону; альтернативные(несколько вариантов поведения и допускается выбор одного из них).
Санкция – часть нормы, в которой указываются меры гос.принуждения за нарушение нормы.
Виды: 1. по составу: простые (одна мера гос.принуждения); сложные(несколько мер гос.принуждения, которые применяются в совокупности). 2. по степени определённости: абсолютно определённые(точно определены мера и вид гос.принуждения); относительно определённые(определяют пределы мер гос.принуждения «от и до»); альтернативные(указывают на несколько мер гос.принуждения и предполагают выбор одного из них) 3. по сфере мер гос.принуждения: штрафные(меры юридической ответственности); защитные(правовостановительные).
- Классификация юридических норм.
1) по субъекту принятия: -органов законодательной власти; исполнительной власти; главы гос-ва; органов местного самоуправления.
2) По отраслевой принадлежности: -конституционно-правовые; уголовно-; гражданско-; административно-
3) По методу правового регулирования: -императивные(содержание прав и обязанностей субъекта устанавливаются гос-вом)время отдыха должно быть не меньше 42 часов; диспозитивные(права и обязанности устанавливаются самими адресатами нормы)право распоряжение собственностью супругов осуществляется по их взаимному согласию ; если субъекты сами не устанавливают свои права и обязанности, то будут применяться факультативные номры, в которых права и обязанности устанавливаются гос-вом(если возникает спор кто будет проводить ремонт в арендуемой квартире и решение вопроса не прописано в договоре, то устанавливается гос-вом, что ремонт проводит наниматель)
4) По содержанию диспозиции нормы: - предоставительно-обязывающие(заключена права и активные обязанности); -запрещающие(права и пассивные обязанности)
5) По степени определённости: -абсолютно-, относительно-,альтернативные
6) По сфере действия в пространстве: общие(на всю территорию); местные(на регион); локальные(предприятие, организации)
7) По кругу лиц: общие (на всех); специальные(определенную группу лиц)
8) По объему правового регулирования: общие(регулируют определенный род общ.отношений)трудовое право все трудовые отношения; специальные(вид общ.отношений)в трудовом кодексе рабочее врем, отдых; исключительные(изъятие из общих и специальных норм)в ГК общий срок налоговой давности 3 года, специальные сроки применяются для определенных видов общ.отношений.
9) По сфере действия во времени: постоянные, временные
10) По служебной роли: материальные(права и обязанности); процессуальные(порядок реализации прав и обязанностей)
- Формы изложения юридических норм в статьях НПА.
По полноте изложения: прямая(все 3 элемента в одной статье); отсылочная(2 элемента в одной статье, 3в др.статье этого же НПА); бланкетная(2 элемента в одной статье, 3 в статье др.НПА)
По уровню изложения содежания нормы в статьях НПА: абстрактная(содержание нормы излагается путём перечисление общих признаков общ.отношений); казуистическая(путём перечисления индивидуальных признаков общ.отношений)
- Понятие и виды н-п предписаний, их соотношение с юр.нормами и статьями НПА.
Нормативно-правовое предписание – выраженные в тексте НПА дионтичекие высказывания, с помощью которых формируются юр.нормы и обслуживаются их действия
Дионтическое(высказывание о должном, возможном поведении)
Виды: I нормаформирующие предписания: 1. регулятивные(состоят из гип+дисп): *управомочивающие(гип+устанавлив. только права субъекта); обязывающие(гип+активные обязанности субъекта); *запрещающие(гип+пассивные обязанности). 2. правоохранительные(гип+штрафные санкции). 3. зашитные (гип+правовосстановительные санкции) уплата алиментов.
II нормаобслужавающие предписания(направлены на обеспечение норм права): 1. предписания принципы, цели и задачи(ст.1 семейного кодекса записано «семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой»). 2. предписания дефиниции(определение терминов, ст.40 трудового кодекса определяет понятие коллективного договора). 3. коллизионные предписания(закрепляют правило преодоления противоречий между нормами права, ч.4ст.15 КРФ гласит «если м/н договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила м/н договора»). 4. темпаральные предписания(сроки действия норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц).
- Понятие и виды правоотношений.
Правоотношения – это предусмотренные юридической нормой и гарантированные гос-вом общественные отношения, участники которых обладают взаимными СЮП и СЮО.
Признаки: 1. возникают на основе юр.норм и юр.фактах; 2. являются волевыми(т.е. прежде чем сложиться должны пройти через сознание людей); 3. субъектами могут быть только правосубъектные лица; 4. всегда существуют в виде СЮП и СЮО; 5. всегда возникают по поводу определенных благ; 6. гарантируются гос-вом(т.е. гос-во имеет возможность применять санкции для обеспечения правоотношений)
Виды: 1) по отраслевой принадлежности: конституционные, гражданское-правовые, трудовые и иные; 2) по времени существования правоотношений: одноактные(купля-продажа), длящиеся(брачные, трудовые, состояние в гражданстве); 3) по фу-ям ву правовом регулировании: -регулятивные(возникают на основание диспозиции нормы и на основе правомерного поведения субъектов по поводу получения определенного блага) купля-продажа) – охранительные (возникают на основе штрафной санкции и правонарушения по поводу определения мер юр.ответственности конкретному правонарушителю) – защитная(возникают на основе защитных санкций и нарушения права конкретного субъекта, по поводу определения мер восстановления нарушенного права) 4) по определенности субъектного состава: конкретные(все стороны коли-но определены) , общие (1 сторона определена, а вторая нет) 5) по способу распределения прав и обязанностей между сторонами правоотношений: 2-х сторонние(СЮП и СЮО обладают две стороны) 1- сторонние (1 СЮП, ак другая СЮО)
- Понятие субъекта правоотношений. Правоспособность и дееспособность как юридические свойства субъектов правоотношений.
Субъект правоотношений – правосубъектное лицо, являющееся носителем СЮП и СЮО.
Субъекта правоотношений следует отличать от субъекта права. Субъект права – правосубъектное лицо, которое может быть носителем СЮП и СЮО. Правосубъектность – это юридически признанная способность лица быть субъектом правоотношений.
Виды правосубъектности: общая, отраслевая, специальная
Правоспособность – способность субъекта иметь СЮП и СЮО.
Дееспособность – способность субъекта осуществлять свои СЮП и СЮО своими действиями.
Деликтоспособность – способность субъекта несть юр.ответственность за свои действия.
- Виды субъектов правоотношений.
Виды: физические лица: -граждане, -иностранцы, -апатриды, - полипатриды. (там где дееспособность физ.лица может быть заменена дееспособностью др.физ.лица, правоспособность начинается с рождения, а дееспособность с определенного возраста; там где дееспособность физ.лица не может быть заменена дееспособностью др, там правоспособность и дееспособность возникают по достижению определенного возраста)
Объединения : гос-во, органы гос-ва, гос.предприятия, негос. Предприятия, общественные объединения, трудовые коллективы.
Социальные общности: народ(нация), населения административной единицы, соц.группы выделенные по этническим, языковым признакам(коренные народы)
- Субъективное юридическое право: понятие, элементы и виды.
СЮП – предусмотренная нормами права и гарантированная гос-вом мера возможного поведения конкретного субъекта направленная на удовлетворение получение или использование определенного блага.
Элементы: 1) возможность вести себя активно или пассивно в свою пользу в зависимости от собственного желания; 2) возможность требовать определенного поведения от обязанного субъекта; 3) возможность обращаться к гос-ву за защитой своего права, если оно было нарушено.
Виды: I по отраслевой принадлежности: конституционные, трудовые, гражданские. II по форме обязанностей, которые обеспечивают СЮП: абсолютные (обеспечиваются пассивными обязанностями, т.е.не посягать) относительные (обеспечиваются активными обязанностями,, право на образование)
III по способу реализации СЮП самими субъектами: активные, пассивные
- Субъективная юридическая обязанность: понятие, элементы, виды. Взаимосвязь субъективных юридических прав и обязанностей.
СЮО - предусмотренная нормами права и гарантированная гос-вом мера необходимого поведения конкретного субъекта направленная на обеспечение СЮП др.субъектов.
Элементы: 1) необходимость вести себя активно или пассивно в пользу др.людей независимо от желания субъекта. 2) необходимость принудительного исполнения своей добровольно не выполненной обязанности, которое направлено на восстановление нарушенного права другого субъекта.
Виды: *по отраслевой принадлежности: конституционные, гражданские…. ; * по способу реализации обязанностей самим субъектом: активные; пассивные
- Объекты правоотношений: понятие и виды.
Объект правоотношений – определенное благо по поводу которого субъекты вступают в правоотношения и у них возникают СЮП и СЮО.
2 подхода к пониманию объектов права: 1) манистический – в соответствие с ним объектом признается только поведение субъектов(услуги); 2) плюралистический – в соответствие с ним объектами могут быть любые явления и блага.
Виды: материальные(деньги, ценные бумаги); духовные(ли-ра, знания, достижения науки); св-ва физ.лица(честь, достоинство, здоровье); св-ва организаций(юридич.лицо); поведение обязанного лица(предоставление услуг); состояние природной окружающей среды
- Понятие и классификация юридических актов, их значение.
Юридический факт – это предусмотренное гипотизой юр.нормы конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого возникают, изменяются или прекращаются правоотношения.
Признаки: * это всегда реальное явление, обстоятельство; * факты являются юридическими, т.к. они предусмотрены гипотизой нормы; *наступление юр.фактов всегда влечёт за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Виды: по составу: простые(наличие 1 обстоятельства,, 14лет-факт, получение паспорта); сложные(2 и более фактов, которые в совокупности ведут к юридич.последствиям)
По длительности во времени: -одноактные(сделки,договора); длящиеся(состояние в гражданстве)
По юридич.последствиям: правоустанавливающие(приказ о зачисление на работу); правоизменяющие (приказ перевод с 1-го курса на 2-ой); правопрекращающие(приказ об увольнение)
По форме проявления: положительные(которые выражают наличие определенных обстоятельств,, нахождение в гражданстве); отрицательные(выражают отсутствие определенных обстоятельств,, справка о несудимости, о несостояние в другом браке)
По волевому признаку: события – факты, которые не зависят от воли субъекта данных правоотношений.(они могут быть абсолютные(вообще не зависят от воли,, природные условия), относительные(не зависят от воли субъектов правоотношений,, смерть)); действия- факты, которые возникают по воле данного субъекта
Все действия делятся на: 1) правомерные(соответствуют требованиям юр.норм): юридический акт(возникают с целью вызвать юридическую ответственность,, сделки, приказы, решения суда); юридические поступки(действия, которые совершаются без намерений вызвать юр.ответственность, однако закон связывает их с наступлением юр.ответственности,, отправляем письмо)
2) неправомерные(не соответствуют требованиям юр.нормы): правонарушения(виновное противоправное деяние); правовые аномалии
- Понятие, основные черты и виды правотворчества.
Правотворчество – дея-сть компетентных субъектов по созданию, изменению и отмене юр.норм.
Основные черты: -юр. Дея-сть, которая осуществляется субъектами, наделенными правотворческими полномочиями; -содержанием правотворчества является создание, изменение, отмена юр.норм; -представляет собой определенный процесс состоящий из стадий, которые осуществляются в определенных юридических процедурах; -результат – юр.нормы объективируются в определенных формах права; -целью правотворчества является регламентация общ.отношений путём закрепления их моделей в нормах права.
Виды: 1. по субъектам принятия: -органов гос.власти; народа(референдум); органов местного самоуправления; гос. И не гос.предприятий и учреждений.
2. по способу установления норм: - непосредственное правотворчество компетентных органов гос-ва или всего народа; -санкционированное (норма формируется неправотворческим субъектом, а затем гос-во её санкционирует и таким образом возводит данную норму в рамки юридической,, обычай ); -делегированное (гос-во передает ряд своих правотворческих полномочий др.субъектам, которые становятся правотворчекими субъектами,, за органами местного самоуправления); -договорное(юр.нормы устанавливаются несколькими правотворческими субъектами по из взаимному согласию,, м/н договора)
- Принципы правотворчества современных демократических государств социальной ориентации.
1) принцип верховенства права(юр.нормы должны создаваться с учётом прав человека, соц.общностей, народа(нации));
2) принцип демократизма: а) в юр.нормах должны закрепляться интересы об-ва в целом, а также согласованные интересы различных соц.групп; б) при принятии юр.норм должно учитываться мнение людей, а важнейшие законопроекты должны выносится на общенародное обсуждение;
3) принцип законности: а) юр.нормы должны принимать компетентные субъекты в пределах их компетенции(ГК- фед.орган законод.власти, об административной ответственности фед. И субъектов); б) юр.нормы должны устанавливаться с соблюдением всех формальных процедур; в) юр.нормы должны выражаться в формах, установленных законом;
4) принцип научной обоснованности(юр.нормы должны создаваться с учётом потребности развития об-ва в целом и его подсистем)участие ученных различных наук;
5) принцип технико-юридич.совершенства(юр.нормы должны создаваться с применением юридич.средств и правил разработанных юридич.наукой);
6) принцип гласности: а)население должно быть информировано о принятых правотворческих решений; б) доступность информации о принятых решениях
- Формы объективного юридического права: понятие и виды. Формы современного права России.
ОЮП – система общеобязательных правил поведения, которая устанавливается и обеспечивается гос-вом для регулирования, охраны и защиты общ.отношений.
Источник права – совокупность экономич., политич., духовных и иных факторов, которые определяют содержание норм(юр.нормы должны соответствовать уровню развития об-ва)
Форма права – способ внешнего выражения и закрепления юр.норм.
Виды: 1. правовой обычай – письменный юр.акт, содержащий решение правотворческого субъекта о санкционирование обычая(в силу этого становится общеобязательным)
2. правовой прецедент – письменный юр.акт, содержащий решения судебного или административного органа по конкретному делу, которое становится обязательным в решение аналогичных дел (основа англо-американской правовой системы)
3. нормативно-правовой договор – письменный юр.акт, содержащий юр.нормы, которые устанавливаются несколькими компетентными субъектами оп их взаимному согласию(м/н правовые договора, коллективные договора в трудовом праве)
4. нормативно-правовой акт – письменный юр.акт, содержащий юр.нормы, которые устанавливаются правотворческим субъектом (основа романо-германской правовой системы)
5. юридическая доктрина – письменный документ, содержащий идеи и принципы, сформулированные ученными и признанные гос-вом в ка-ве обязательных
6. религиозные тексты – письменный документ, содержащий религиозные нормы, которые признаны гос-вом общеобязательными.
Формы права в РФ: НПА, нормативно правовой договор, правовой обычай, судебная практика, м/н договоры.
- Понятие, юридические свойства и виды НПА.
Нормативно-правовой акт – письменный юр.акт, содержащий юр.нормы, которые устанавливаются правотворческим субъектом для регулирования, охраны и защиты общ.отношений.
Юридические свойства: *устанавливается компетентным субъектом, наделённым правотворческими полномочиями; * содержат юр.нормы и являются общеобязательными; *обладают специфической структурой(т.е. их внутреннее строение отличается от всех др. юридических актов «преамбула, деление на части, разделы, главы, статьи, пункты» ); *имеют точно определённые пределы действия по времени, в пространстве и по круг лиц; *имеют письменную и юридическую форму внешнего выражения и закрепления(юр.форма-название акта); *обладают юр.силой(юридическая сила – свойства НПА, которые определяют юридическую обязательность НПА по отношению друг к другу).
Виды: 1. по юридической силе: -закон; -подзаконный акт.
2. по сфере действия в пространстве: -общие; местные(РК); локальные(предприятие).
3. по сфере действия во времени: -постоянные; временные.
4. по кругу лиц: -общие; специальные
- Понятие и критерии определения юридической силы НПА.
Юридическая сила – свойства НПА, которые определяют юридическую обязательность НПА по отношению друг к другу.
Критерии: 1) формальный критерий(для централизованно-сегментарных аппаратов) – определение юр.силв НПА в соответствующих законах; 2) материальный(моноцефальные гос.аппараты) – юр.сила определяется местом органа принятия в системе гос.органов.
- Закон: понятие, признаки, виды.
Закон – это НПА органа законодательной власти или всего народа, который регулирует наиболее важные общ.отношения, принимается в особом порядке и обладает высшей юридической силой.
Признаки: т.к. закон это НПА он обладает всеми признаками НПА +: *принимается органом законодательной власти(ФС, Госсовет РК) или всем народом(референдум); *регулирует наиболее важные общ.отношения(форма гос-ва, гос.аппарат, правовой статус людей); *принимается в особом порядке, предусмотренном законом; *обладает высшей юр.силой, которая состоит в том, что: а) все др.НПА должны соответствовать и не противоречить ему; б) принятие нового закона влечёт за собой прекращение действия всех др.НПА, регулирующих такие же общ.отношения; в) закон может отменить только тот субъект, который его принял.
Виды: I по юридич.силе законов в системе законов: Конституция; конституционные законы(определены в кА-ве таковых в самой К); обычные законы.
II по субъектам принятия: -референдум; законодательный орган.
III по элементам системы права: отраслевые(нормы одной отрасли права ГК, трудовой кодекс); комплексные(нормы нескольких отраслей права воздушный кодекс(гражд.право+ админсистр.право)); специальные(нормв одного института,, гражданства)
IV по юридической форме(по названию): конституция, кодекс, устав, технический регламент.
- Законотворческий процесс в России: понятие и стадии.
Законотворческий процесс – это предусмотренная законом последовательность стадий по принятию закона и вступлению его в должность.
Стадии: 1. законодательная инициатива(внесение в парламент предложения о принятии закона) в РФ: Президент, СФ, член СФ, депутаты ГД, субъекты РФ, Правительство РФ, КС РФ, ВС РФ)
2. подготовка концепции закона (должна быть обозначена необходимость принятия закона, его цели, задачи, принципы, содержание, гарантии реализации закона)
3. разработка законопроекта(необходимо собрать правовой материал, т.е. действующие НПА, юридич.практику, опыт иностранных законов) с соблюдением правил юридической техники
4. научная экспертиза проекта(каждый проект подвергается юридической, лингвистической, криминологич. …. экспертизам)каждый законопроект подвергается антикорупционной экспертизе
5. обсуждение законопроекта (в комитетах и на пленарных заседаниях парламента, обсуждение проходит в 3-х чтениях, так же обсуждение может проходить с участием населения)
6. принятие закона(закон считается принятым если за него проголосовало большинство депутатов) для принятии ФКЗ – 2/3 голосов
7. обнародование закона: а) подписание закона Президентом(НО он имеет право ВЕТО, а парламент может приодалеть это вето квалифицированным большинством); б) опубликование закона (парламентская газета, Российская газета, Сборник законов РФ)
8. вступление закона в силу(по общему правилу вступают в силу по истечению 10 дней после его официального опубликование)
- Подзаконные НПА государственных органов России и органов местного самоуправления(понятие, виды).
Подзаконный НПА – это НПА, принятый компетентным су