Понятие и признаки гос-ва. Понятие гос. суверенитета.

Государство- это организация публичной власти социально неоднородного общества, которое с помощью специального аппарата и юридического права обеспечивает целостность, стабильность и безопасность общества.

Признаки:

1) гос-во представляет собой организацию публичной власти социально неоднородного общества (всего или его части)

2) гос-во обладает гос-енной властью, которое осуществляется аппаратом управления и принуждения (в него входят люди, которые осуществляют свою дея-сть на профессиональной основе)

3) гос-во объединяет и распределяет людей по территориальному признаку (т.е. связь личности с гос-вом осуществляется по средствам территории)

4) гос-во обладает правом издавать законы, которые являются обязательными для всех

5) гос-во обладает суверенитетом

6) гос-во обладает системой налогообложения и взимает налоги с населения

Элементы гос-ва ­­­­–––– население, территория, власть

Государственный суверенитет – верховенство гос-енной власти внутри гос-ва и его независимость в отношении с др. гос-вами.

  1. Понятие государственной власти, ее признаки.

Государственная власть- это способность гос-ва с помощью определенных средств подчинять своей воле поведение субъектов, находящихся на ее территории.

Признаки:

1) Универсальность. Гос. власть распространяет свое действие на все субъекты, которые находятся на ее территории.

2) Верховенство. Приоритет гос. власти над проявлениями всех других властей (гос. власть может отменить решения любой другой власти, если оно противозаконно)

3) Неделимость. Гос. власть принадлежит гос-ву и в об-ве существует только одна гос. власть, которая является его официальным представителем.

4) Осуществляется с помощью специального аппарата и юридического права

5) Обеспечивается принуждением (только гос. власть имеет право на законное принуждение)

6) Обладает иерархичностью (т.е. высшие органы гос. власти выражают интересы всего об-ва, а метсные- отдельных регионов)

  1. Понятие социальной сущности государства. Основное назначение государства в обществе.

Социальная сущность государства – это способность гос-ва удовлетворять потребности и интересы всего об-ва и отдельных социальных групп.

Сущность состоит из 2 элементов: 1 элемент- общесоциальная сущность (способность гос-ва удовлетворять интересы всего об-ва); 2 элемент – групповая сущность (способность гос-ва обеспечивать интересы отдельных социальных групп)

Задача гос-ва: нахождения оптимального соотношения между общесоциальной и групповой сущности, чтобы не допускать распада об-ва и конфликтов.

Цель гос-ва: снятие противоречий между общесоциальными и групповыми интересами для обеспечение целостности, стабильности и безопасности об-ва.

Существует два основных подхода в понимании сущности гос-ва: классовый подход рассматривает гос-во как классовую организацию политической власти. Гос-во, согласно этому подходу, есть аппарат насилия и принуждения, а его сущность- диктатура эконм. Господствующего класса. ; общесоциальный подход исходит из того, что гос-во является организатором общих дел, вытекающих из природы всего об-ва, оно объединяет об-во, способно разрешать возникающие в об-ве конфликты, способствует достижению компромисса.

Социальное назначение гос-ва: *создавать норм. Условия для развития чел., для максим реализации им своих способностей и возможностей; * устанавливать и поддерживать в об-ве определ порядок; * обеспеч стабильность и безопасность в об-ве; *выстраивать добросовестные отношения с др гос-вами, участвовать в решении глобальных проблем.

  1. Плюрализм понимания государства в современном государствоведении. Основные концепции о понятии государтсва.

Проблемы понимания государства, его сущности, признаков являются очень важными в теории государства в силу той огромной роли, которую играет государство в современном обществе.

Государство можно рассматривать с разных позиций философской, исторической, социологической, юридической, что дает возможность выделить те или иные аспекты его характеристики, но не позволяет сформулировать универсальное его понятие.

В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков.

Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан.

Государство выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство, особенно правовое, призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

Концепции понимания гос-ва:

I Социологическая концепция (Гумплович, Шершеневич) Гос-во – это аппарат публичной власти населения, находящегося на определенной территории. Признаки: 1. публичная власть; 2. территория; 3. население; 4. суверенитет. Законы, которые издает гос-во, должны выражать волю всего об-ва. Основные задачи: сглаживание противоречий между интересами различных групп.

II Легистская концепция (Кельзен) Гос-во – это оформленный законом аппарат публичной власти. (совокупность законов о публичной власти: конституции, законов). Признаки: 1. сфера действия законов по кругу лиц; 2. сфера действия законов в пространстве; 3. законы регламентируют форму гос-ва, его аппарат, компетенцию гос.органов. Главная идея: в гос-ве должны быть законность и правопорядок.

III Юридическая концепция (Кан, Гегель) Гос-во – это оформленное право публичной власти всего об-ва. Гос-вом можно считать только такую организацию власти,которая обеспечивает права людей и народа.

Главная идея: гос-во должно стремиться к обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

  1. Типология государств. Основные подходы к определению типов государств.

Типология гос-в представляет собой высшую форму классифик, т.к. классифицир их именно по типу. Типология гос-в дает возможность исследовать исторический процесс развития гос-в и понять последовательность и закономерности перехода от одного типа к др. Типы гос-в выделяются по различным критериям и географическим, и климатическим, способ внутригос организации. Существует множество подходов в типологии гос-в, основными являются:

Цивилизационный – предлагает эконом., культ., политич., и др. критерии выделения типов гос-в.

Ростоу (амер социолог и политолог) предлагал выделить типы гос-в по уровню экономич развития об-ва, обусловленного достижениями науки и техники. Выделил: - традиционные; - переходные; - гос-ва переживающие сдвиг; - дозревающие гос-ва; - гос-ва с высоким уровнем соц потребления.

Тойнби предлагал выделить типы гос-в по видам цивилизаций (на основе общности религии, культуры, обычаев, традиций, мировоззрения населения ). Сначала он выделил 100 ––> 21 ––> 5 живых цивилизаций: 1) Западная ( Европа, Амер континент); 2)Православная; 3) Индусская; 4) Дальне Восточная.

Формационный – (Маркс, Энгельс, Ленин) предлагает выделять типы гос-в по экономическому базису и классовой структуре об-ва: - рабовладельческий; - феодальный; - буржуазный; - социалистический. Рабовладельческое гос-во возникло в результате разложения первобытного об-ва и являлось исторически первой государственной организацией об-ва. Частная собственность. Классы: рабовладельцы и рабы. Механизм гос-ва формировался строго по классовому признаку – власть принадлежала классу рабовладельцев. Феодальное гос-во 2-ой исторический тип гос-ва, который возникает либо при разложение рабовладельческого строя, либо в результате разложения первобытно-общинного строя и зарождения на его основе феодализма. Феодальная собственность на землю. Классы: феодалы и крепостные крестьяне. Власть у земельных собственников – феодалов. Буржуазное гос-во 3-ий тип гос-ва, появился в результате буржуазных революций. Экономическая основа – капиталистическая система хозяйствования и частная собственность. Классы: буржуазия и пролетариат. Власть принадлежит собственникам средств производства. Социалистическое гос-во возникает в результате социалистич революции. Эконом основа – общественная собственность. По своей сути это гос-во рабочих и крестьян, основано на политической власти трудящихся.

Уточнения к формационному подходу: 1. гос-ва возникают раньше, чем формируется классовое об-во (соц группы делились по трудовым фу-иям, добавилось имущественное деление ––> сформировались классы); 2. между историч типами гос-в всегда существует переходный тип гос-в, независимо каким путем та или иная соц группа приходит к власти. (Переходный тип- совокупность признаков, присущих предыдущему и будущему типам гос-ва); 3. не все гос-ва одинаково проходят все типы развития, некоторые минуют какой-то тип (Гос-во Франков, Киевская Русь миновали рабовладельческое гос-во сразу феодальное)

  1. понятие типа государства. Понятие переходного типа государства. Виды типов государств.

Тип- совокупность существенных признаков, присущих определенной группе гос-в.

Переходный тип- совокупность признаков, которые присуще предыдущему и будущему типу гос-ва.

Виды типов гос-в: *общественное гос-во (доклассовое) – гос-во обеспечивает потребности об-ва необходимые для его выживания; * рабовладельческое гос-во; * феодальное гос-во; * буржуазное гос-во; будущий тип – социальное правовое демократическое гос-во. Между буржаузным и будущим существует переходный тип- демократич социально-ориентированное гос-во.

  1. понятие и признаки функций государства.

Фу-ии гос-ва – основные направления дея-сти гос-ва, характеризующиеся его сущностью и назначением.

Признаки: это основные направления дея-сти гос-ва, без которых невозможно существование и развитие об-ва; являются средством осуществления целей и задач гос-ва на определенном этапе развития об-ва; ха-ют сущность и назначение гос-ва; осуществляются в правовых формах с использованием государственно-властных методов ( принуждение, стимулирование). Т.об. фу-ии гос-ва являются необходимым элементом гос-ва, ха-ют его дея-сть, показывают динамику его развития, приоритетных направлений в гос политике, отражают его исторические особенности.

Фу-ии гос-ва имеют разное содержание и зависят от многих факторов: политич, экономич., социал., Пример кризисные явления в экономике требуют доп усилий гос-ва и его органов; внешняя агрессия требует усиления фу-ий обороны страны.

Фу-ии гос-ва определяются целями и задачами. Цель – результат, которого необходимо достигнуть. Задача – проблема, требяющая направленных на нее решений. Пример целью осуществления экологич фу-ии является экологич безопасность окруж среды, а задачи это принятие гос-вом природоохранного законодательства, осуществление экологич контроля.

  1. Виды функций государства.

Виды: *по территориальной направленности –внутренние; внешние;, *по сферам общественной жизни –экономич.,политич., социал., культурные, экологич., юридические;, *по времени существов фу-ий –постоянные, временные; *по значению для об-ва –основные, второстипенные; *по социальной сущности ос-ва –общесоциал., групповые(классовые).

Понятие и признаки гос-ва. Понятие гос. суверенитета. - student2.ru Внутренние фу-ии -это основные направления его дея-сти, направленные на решение внутригос проблем. Внешние фу-ии –это дея-сть гос-ва за пределами его территории и во взаимоотношениях с др. гос-вами.

Экономич фу-ия- гос-во создает условия для развития экономич отношений, устанавливает правовые основы рынка, обеспечивает равноправие всех форм собственности.

Соц фу-ия- гос-во осущ соц политику, реализует разнообразные соц программы, обеспечивает соц защиту нуждающимся категориям населения, оказывает поддержку науке, культуре, образованию, здравоохранению, создает рабочие места.

Экологич фу-ия- гос-во должно создавать необходимые условия для оздоровления природы через принятие и осуществление спец. программ, направленных на охрану и восстановление окруж.природной среды.

Понятие и признаки гос-ва. Понятие гос. суверенитета. - student2.ru ВНУТРЕННИЕ

Фц-ия обороны страны- поддержание достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям нац.безопасности. Вооруженные силы предназначаются для защиты гос-ва от внешнего вторжения.

Фу-ия поддержания мирового порядка- дея-сть по сохранению мира, разоружение, борьбе с организованной преступностью, наркобизнасом, терроризмом.

Фу-ия взаимовыгодного сотрудничества гос-в в экономике, политике, культуре, здравоохранении.

ВНЕШНИЕ

  1. Понятие, признаки, сущность и элементы общесоциального права.

Общесоц.право(ОП) – совокупность прав и обязанностей субъектов общ.жизни, которая является необходимым условием существ., самосохран., развития об-ва.

Признаки: *ОП формируется в об-ве в процессе жизнедея-сти людей и коллективов людей; *существ. Независимо от гос-ва; *существ. В виде прав и обязанностей субъекта, взаимодействие которых приводит к удовлетворению потребностей людей; *является необходимым условием для существ., самосохр., развития об-ва.

Элементы: 1. по содержанию – права субъектов, обязанности субъектов; 2. по субъектам общ.жизни(носителям прав и обязанностей): -П и О людей, П и О объединений(П и О религиозныз,этнических, возрастных соц.групп; П и О семьи, общ.организаций), П и О народов(нации), О человечества в целом как носителя земной цивилизации.

Сущность: Общесоциальное право выражает согласованную общественную волю, служит интересам всех без исключения, обеспечивает организованность и развитие социальных связей, выступает мерой свободы и ответственности субъектов правоотношений и их объединений, средством удовлетворения различных интересов и потребностей.

  1. Понятие, признаки, сущность и элементы юридического права.

Юридическое право(ЮП) –взятые в единстве ОЮП, СЮП, СЮО, направленные на обеспечение общесоциального права.

Признаки: *ЮП формир., обеспечивается гос-вом(т.е. зависит от гос-ва); *его сущность и развитие обусловлено потребностями об-ва на определенном этапе развития; *существ. В виде ОЮП, СЮП, СЮО; *направлено на обеспечение ОЮП в условиях соц. Неоднородного об-ва.

Элементы: ОЮП –это система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и обеспечиваются гос-вом, для регулирования, охраны и защиты общ.отношений(объективное т.к. существ независимо от гос-ва, юридич. Т.к. устанавливается гос-вом); СЮП –это предусмотренное ОЮП мера возможного поведения субъекта, направленная на обеспечение своих потребностей и интересов (гос-во устанавливает нормы и субъект, чтобы удовлетворить свои потребности должен действовать на основе этих норм. Пример: каждый имеет право на высшее образование, но не каждый хочет его получать); СЮО –предусмотренная ОЮП мера необходимого поведения конкретного субъекта, направленная на обеспечение СЮП других субъектов (у ученика есть право получить знание, у учителя есть обязанность дать эти знания).

Сущность:ЮП должно служить интересам справедливости, защищать естественные права человека, оберегать его честь и достоинство.

  1. Соотношение общесоциального и юридического права.

Соотношение раскрывается в их взаимном воздействии друг на друга.

Воздействие ОП на ЮП: ОП определяет содержание и развитие ЮП (ЮП должно отражать те права и обязанности, которые складываются у людей для получения блага).

Воздействие ЮП на ОП: Юп закрепляет и фиксирует ОП; ЮП является средством реализации ОП(через СЮП иСЮО); ЮП является средством охраны и защиты ОП.

  1. Плюрализм правопонимания в современном правоведение. Основные концепции о понятии права.

Под правом понимаются разные явления: 1) право, которое формир. Об-вом и существ. Независимо от гос-ва(естественное право или общесоциальное); 2) право, которое формируется гос-вом и зависит от него(позитивное право или юридичекое).

Концепции: I Юснатурализм –натуралистическая юриспруденция (17в.). Основные положения: *существ. 2 системы права: естественное право и позитивное право; *под естественным понимается: а)разумные законы природы, которым подчиняются всё живое(антич.времена); б) воля Бога выражен. В священных книгах(средние века); в) права и свободы людей(новое время); г) абсолютная ценность, представляющая собой воплащение справедливости, равенства и свободы людей; *позитивное право должно соответсвовать естественному праву, поэтому естествен.право обладает верховенством над позитивным правом; *если позитивное право не соответствует естественному, тогда его можно не соблюдать.

II Юридический позитивизм(19ст. Кельзен). Основные положения: *с точки зрения юрид.позитивизма существ только позитивное право(юридическое); *нормы юридич права необходимо выполнять, если они приняты компетентными субъектами с соблюдением всех процедур; *задача юриста состоит в правильном толковании и применении юридич.права; *закон обладает верховенством над всеми другими соц.нормами (морали, обычаев, религии).

III Социологическая юриспруденция (18,19,20в. Эрлих). Основные положения: *следует различать право в книгах (законы) и право в жизни(живое право); *право в книгах отстает от реальной жизни и поэтому оно не может удовлетворять потребности всех людей; *живое право формир. В об-ве в виде правил и обычаев, поэтому оно соответствует реальной жизни и удовлетворяет потребностям людей; *юристы дожны применять живое право, а не право в книгах.

IV Интегративная юриспруденция(20ст. Холл Берман) –появилась как попытка объеденить различные концепции права. Основные положения: *существует только одно право как явление; *право должно отвечать 3 условиям: а) удовлетворять потребности людей и об-ва в целом; б) право должно устанавливаться компетентными органами с соблюдением всех процедур; в) право должно соответствовать нормам морали(равенство, свобода, справедливость).

  1. Понятие, сущность и назначение объективного юридического права, его признаки.

ОЮП –система общеобязательных правил поведения, которая устанавливается и обеспечивается гос-вом для регулирования, охраны и защиты общ.отношений.

Сущность: Сущность права – это его качественная основа, которая отражает его природу и назначение в обществе. Социальная сущность ОЮП –его способность обеспечивать потребности и интерсы всего об-ва и отдельных соц.групп. В современной юридической науке преобладает мнение, что по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.

Признаки: 1) ОЮП –это система юридич.норм, которые существует в виде: а) норм национ.права; б) норм международного права; 2) ОЮП имеет свое внутренне строение, нормы формируются по отдельным группам; 3) устанавливаются(санкционируются) гос-вом; 4) является общеобязательными; 5) всегда имеет форму внешнего выражения и закрепления; 6) устанавливается для регулирования, охраны и защиты общ.отношений.

  1. Взаимосвязь государства и объективного юридического права.

Единство гос-ва и ОЮП состоит в том, что: *гос-во и право возникают одновременно на определенном этапе развития общества, и являются продуктом общества; *гос-во и ОЮП проходят одни и теже этапы развития; *гос-во и ОЮП не могут существовать друг без друга; *гос-во и ОЮП имеют одинаковое предназначение в обществе, а именно: обеспечение целостности, стабильности и безопасности общества.

Влияние гос-ва на ОЮП состоит в том, что:1. гос-во формирует и обеспечивает ОЮП; 2. гос-во вносит изменения и дополнения в ОЮП, от гос-ва зависит качество юр. норм.

ОЮП влияет на гос. таким образом:1. ОЮП закрепляет основные институты гос-ва, без которых оно существовать не может; 2. ОЮП закрепляет аппарат гос-ва; 3. ОЮП закрепляет систему налогооблажения; 4. ОЮП охраняет гос-во путем установления мер наказаний за правонарушения направленные против гос-ва; 5. ОЮП является средством реализации функций гос-ва(функции гос-ва осуществляются в соответствующих правовых нормах, с помощью права).

  1. Правовые формы осуществления функций государства.

Формы осущ.фу-ий гос-ва: 1)правовые формы: *правотворческая дея-сть; *правоисполнител.дея-сть; *правоохранител.дея-сть. 2) организационные формы: *организационно-регламентирующ.дея-сть; *орг-хоз.дея-сть; *орг-идеологоическая дея-сть.

Правовая форма осуществ. фу-ий –это дея-сть органов гос-ва по реализации фу-ий гос-ва, путём принятия соответствующих юридических актов.

Правотворческая дея-сть включает в себя подготовку, издание, изменение, отмену НПА. Правоисполнител.дея-сть – это текущая повседневная работа гос-енных органов, связанная с реализацией НПА. Правоохранител.дея-сть ­­– это властная дея-сть по охране правопорядка, прав и свобод граждан, включает дея-сть по предупреждению, выявлению правонарушений, привлечению к ответственности, разрешению юр.дел.

  1. Понятие и виды юридических актов.

Юридический акт – способ внешнего выражения и закрепления воли органа гос-ва или др.компетентных субъектов, являющийся обязательными для исполнения.

Виды: 1. по юридич.природе: -нормативно-правовые(содержат нормы права); -правоприменительные(содержат индивидуальные решения компетентных субъектов); -акты толкования права(содержат правила понимания, разъяснения смысла нормы); -акты реализации права(договоры) (содержат правила, установленные по соглашению сторон). 2. по адресатам нормы: -общие(распростан.действие на всех субъектов); -индивидуальные(распростр. На конкретного субъекта). 3. по форме внешнего выражения актов: -письменные(законы); -устные(приказы); -конулюдентные(содержание акта выражвется действиями субъекта).

  1. Понятие и виды принципов объективного юридического права. Принципы современного права России.
  2. Понятие, признаки, сущность и разновидность современного демократического государства социальной ориентации как государства переходного типа.

ДГСО – организация публичной власти большинства населения, которое обеспечивает определенное социальн. Согласие, соц. Защиту населения и создает условия для формирования гражданского об-ва.

Признаки: *организация публичной власти большинства населения, которое выражает свои интересы и волю через демократические институты(выборы, референдум, народное правотворчество(народ имеет право вносить законопроекты на всеобщее обозрение), народное вето(народ может отменить действующий закон Швейцария, Италия, некоторые штаты США)); *выявляет и согласовывает интересы различных соц.групп с целью недопущения соц.конфликтов и распада об-ва; * создает систему мин.гарантий обеспечения прав человека(экономичю, организац., юридич.); *осуществляет децентрализацию гос.власти, путём передачи своих полномоий органам местного самоправления; *ставит целью формирование гражданского об-ва и соц.гос-ва.

Сущность ДГСО: обеспечить в равной мере общесоциальные и групповые потребности и интересы.

Демократия – осуществление публ.власти народом, путём непосредственного волеизъявления, а также путём передачи публ.власти представительным органам гос-ва и местного самоуправления.

Виды: -экономическая демократия(равный доступ всех соц.групп к народному богатству); -политическая демократия(равный доступ представителей соц.групп к управлению гос-вом и об-ву); -социальная демократия(равноправие всех соц.групп независимо от критерия их образования); -идеологическая демократия(отсутствие официальной идеологии).

Формы демократии: непосредственная; представительная.

  1. Внутренние функции современного демократического государства социальной ориентации.

I гуманитарные фу-ии(связанные с чел.): *гуманистическая (система охраны и защиты прав человка); *экологическая(дея-сть гос-ва по охране природы, для обеспеч. Экологич. Безопасности людей); *социальная(поддержка соц.незащищенных слоев населения, а также оказание соц.услуг о здравоохранению, образованию); *воспитательно-культурные(поддержка учреждений культуры, осуществление гос-вом различных воспитательных программ).

II экономические фу-ии: *хоз-организаторская(организация гос-вом производства материальных благ и услуг в гос.секторе экономике); *хоз-стимулирующая(гос-во создает льготы дляпроизводства материальных благ и услуг в частном и коллективном секторах экономики); *научно-организ.(финансирование гос-вом фундаментальных отраслей научного знания); *налоговая(взымание налогов и сборов в бюджет гос-ва для осузествления всех др.фу-ий гос-ва).

III политические: *выявление и согласование интересов различных соц.групп(для недопущения конфликтов в об-ве); *охрана законности и правопорядка.

  1. Внешние функции современного демократического государства социальной ориентации.

Дея-сть гос-ва направленная на связь с др.гос-вами.

I гуманитарные фу-ии: *гуманистическая(участие гос-ва в м/н организациях по защите ПЧ); *экологическая(участие гос-ва в м/н организациях и программах по охране окружающей среды); *фу-ия оказания помощи населению др.гос-в при ЧС.

II экономические: * участие гос-ва в м/н экономической системе, на основе кооперации и специализации труда(гос-ва специализируются на определенных видах, затем обмениваются продуктами); *участие гос-ва в решении глобальных экономич.проблем.

III политические фу-ии: *участие гос-ва в организации и развитии м/н отношений на основе принципов и норм м/н; *оборона страны; *участие гос-ва в обеспечении м/н правопорядка.

  1. Понятие и основные черты гражданского общества.

Гражданское об-во представляет собой часть об-ва отделенного от гос-ва.

ГО – система связей и отношений между свободными, равноправными людьми и их объединениями, которые имеютреальную возможность участвовать во всех сферах жизни об-ва.

ГО начало формироваться очень давно, это было связано с буржуазными революциями.

Основные черты ГО: 1) субъектами являются люди и их объедеинения(ИП, хозяйства, полит.партии). Гос-во не является субъектом ГО, но его формирование и развитие находится по контролем ГО. 2) признается человек и его права высшей ценностью. 3) все субъекты равноправны(одноименные субъекты имеют равные права и обязанности). 4) экономический плюрализм(наличие разных форм собственности, наличие экономических прав). 5) политический плюрализм(наличие провластных и оппозиционных партий, политические права у людей). 6) идеологический плюрализм(отсутствие одной религии).

Социальное правовое демократическое гос-во – организация публичной власти ГО, которое обеспечивает надлежащее фу-ие всех его подсистем, а также юридически равные возможности для каждого человека.

  1. Социальное демократическое правовое государство как организация публичной власти гражданского общества, её понятие и сущность.

Социальное правовое демократическое гос-во – организация публичной власти ГО, которое обеспечивает надлежащее фу-ие всех его подсистем, а также юридически равные возможности для каждого человека.

Сущность соц.правового демократич.гос-ва – обеспечение приоритета общесоциальной сущности над групповой(классовой) сущности.

  1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве в политико-правовой мировой мысли. Понятие правового государства.

Термин «правовое гос-во» ввел Карл Велькер 1813г., а сформулировал понятие Роберт Моль 1829г.(-конституционное гос-во утверждающее права человека)

В античной философии: сформулированы понятия: о правильной и неправильной форме правления(правильный- верховенство закона над властью; неправильный- верховенства власти над законом); естественное право является выражением справедливости; все люди по естественному праву являются равными.

В период средневековья: Фома Аквинский – естественное право является выражением требований христианской морали, анализировать действие позитивного права в соответствие с действующей христианской морали; Падуанский – народ является источником гос-ной власти и поэтому все органы гос-ва должны быть выборными.

Новое и новейшее время: Буга Гроций – позитивное право должно соответствовать естественному праву; Гоббс, Локк, Монтескье – принцип разделения властей, как гарантия обеспечения законности в гос-ве; Руссо – теория общественного договора, в соответствие с которой народ является учредителем гос.власти; Кант – положение о правовом устройстве гос-ва(это объединение людей основанное на правовом законе, в основе правового закона лежит на категорический императив. Поступай так, чтобы твоя свобода была совместима со свободой других людей); Гегель – определил право как меру свободы людей; Дайс – идея о верховенстве права как ограничении произвола гос.власти ПЧ; Кельзен – положение о связанности гос-ва законом.

Правовое гос-во – организация публичной власти ГО, которая юридическими средствами обеспечивает реализацию, охрану и защиту ПЧ.

Правовое государство характеризуется тем, что:

1) в отношении личности создаются все условия для его правовой свободы;

2) основанием для этого становится принцип «дозволено все, что не запрещено законом». А также положение, что человек, являясь автономным субъектом, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом;

3) в свою очередь, право, являясь формой и мерилом свободы, должно как можно больше раздвинуть границы ограничений личности, особенно в области экономики, а также в сфере внедрения научно‑технического прогресса в производство.

Правовое государство – государственная власть ограничена правом.

Выделяют следующие признаки правового государства:

1) народный суверенитет;

2) верховенство права, а именно правовая организация власти государства, которая предполагает: ограничение власти государственных органов нормами права, которые основываются на общественной воле; прямое, непосредственное действие закона как основополагающего юридического документа, который может быть создан как представительными органами, так и напрямую населением;

3) правовая защита личности человека от произвола должностных лиц и т. д.

Основы для формирования правового государства: 1) политическая основа, которой свойственно наличие суверенитета, регулирующего интересы членов политической системы общества и реализующего правовое равновесие и свободное развитие данных интересов; 2) экономическая основа, которая представляет собой производственные отношения, сложившиеся в обществе. Они характеризуются многоукладностью, а также наличием разных форм собственности (государственной, частной, коллективной и т. д.); 3) социальная основа, которой свойственно создание саморегулирующегося гражданского общества. В нем каждый гражданин государства имеет возможность для реализации своих творческих, а также трудовых потенциалов. Гражданское общество одновременно обеспечивает многообразие мнений, личных свобод и прав; 4) нравственная основа. Ее формируют общечеловеческие позиции справедливости, гуманизма, свободы и равенства человека и гражданина.

  1. Характеристика «содержательных» признаков правового государства.

1) официальное признание гос-вом ПЧ (закрепление в Конституции) ПЧ являются источником конституции, гос-во не дарит ПЧ людям, они обладают ими с рождения;

2) верховенство права: а) определяет роль ПЧ при создании законов гос-ва; б) подчинение дея-сти гос-ва ПЧ;

3) регулирование поведения людей и их объединений на основе принципа «дозволено все, что не запрещено законом»;

4) регулирование дея-сти органов гос-ва на основе принципа «дозволено то, что прямо указано в законе»;

5) взаимная ответственность гос-ва и личности: ответственность гос-ва- возмещение материального и морального ущерба в случае нарушения ее прав, установление системы гарантий обеспечения ПЧ;

6) надлежащий уровень правосознания и правовой культуры людей

  1. Характеристика «формальных» признаков правового государства.
  1. гос.аппарат строится на принципе разделения властей, при этом между ветвями существует система сдержек и противовесов, которая исключает возможность узурпации власти каким-либо органом;
  2. верховенство закона – означает, что все другие юридические акты должны соответствовать закону и не противоречить ему;
  3. независимость судебной власти и доступность правосудия.
  4. юридическая защищенность личности– означает наличие системы юридических гарантий реализации, охраны и защиты ПЧ.
  5. режим законности т.е. все субъекты должны точно и неуклонно соблюдать закон.
  1. Понятие и признаки социального государства, ее основные функции. Формирование социального государства в России: состояние и перспективы.

Термин «социальное гос-во» ввел немецкий экономист Лоренс фон Штейн 1850г. Соц.гос-во должно сократить соц.неравенство в об-ве.

Соц.гос-во – организация публичной власти ГО, которое обеспечивает реализацию экономич., соц., культурн. Прав людей, а также сохранение соц.мира.

Признаки: 1. признает наличие у людей экономич., соц., культурных прав людей, без реализации которых право человека на достоинство является пустой декларацией; 2. создает условия для трудоспособного населения с целью обеспечения их материальными благами; 3. поддерживает соц.незащищенные слои населения, путём выплаты пенсий, пособий, организации для них бесплатного мед.обслуживания и образования; 4.создает систему эффективных экономич., соц., организац., юридич. Гарантий реализаций прав; 5. обеспечивает сохранение соц.мира.

Фу-ии: 1) социально-активизирующая(создание условий для трудовой дея-сти); 2) социально-обеспечительная(создание гарантий реализации экономич., соц. И культурных прав человека); 3) консенсусная(создание механизмов выявления интересов различных соц.групп и механизсов их согласования).

Российской Федерации присуща общественная модедь соц.гос-ва. Она основана на принципе солидарной ответственности любдей друг за друга. Трудоспособное население отчисляет часть своих доходов в фонды для обеспечения соц. Незащищенных слоев.

Еще есть корпоративная(ответственность предприятий за своих работников) и либеральная(индивидуальная ответственность людей за свое благосостояние)

  1. Понятие и элементы формы государства. Основные формы государства (монократическая, сегментарная, поликратическая).

Форма гос-ва – это способ организации и осуществления гос.власти.

Форма состоит из 3 элементов: 1. форма гос.правления – способ организации высшей власти(монархия или республика); 2. форма гос.устройства – способ деления гос-ва на составные части и порядок распредеоения власти между этими частями и гос-вом в целом(унитарное или федерация); 3. гос-енный режим – способ осуществления гос.власти(демократический и тоталитарный)

Формы гос-ва делятся на три вида:

I монократическая(единовластная): а) форма правления основывается на принципе единовластия; б) по форме гос.устройства могут быть унитарными и федеративными (права федерации являются формальными); в) гос.р

Наши рекомендации