Правовой прогресс (правовое развитие): понятие, критерии.
Семитко, Алексеев, Нерсесянц, Покровский, Чичерин, Е.Н. Трубецкой, Гегель, Монтескье, Локк.
Установление логики поступательного развития права, критерии по которым этот прогресс может быть измерен.
Ж.Б.Вико. Прогресс имеет объективные основания. Правовое развитие он связывал с тем, что
1)правовой прогресс связан с сознанием;
2)правовой прогресс не отрицает круговорот; как движение общества (т.е. нет поступательного развития, но есть изменения формы);
Пытается соединить две социальные парадигмы: непременная смена одной другой.
Существует 3 ступени развития государства и права:
1)Божественное право в виде откровений;
2)Право, основанное на силе (героическое право);
3)Рациональное (современное право);
Критерий развития – индивидуальная свобода. Частные критерии: развитие законодательства, правопонимания, организация суда.
М.Ж.А. Кондорсе:правовое развитие предполагает развитие сознания и , как следствие, прогресс существует в сфере сознания. Был представителем естественно-правовых воззрений. Связывал развитие с индивидуальной свободой, с освобождением личности. Прогресс в праве – это прогресс в гуманизации правового регулирования.
И.Кантвпервые выстроил глобальную картину, по которой современное человечество раскрывает замысел природы. Правовой прогресс – глобальный замысел природы. Мы лишь открываем свои качества, так как прогресс заложен в нас, он неизбежен. Право рационально, оно раскрывает родовое качество человека и человек именно в себе открывает истоки правового прогресса. Три ступени развития права:
1) Естественное состояние (догосударственное право). Нет конфликта, нет и развития.
2) Антагонистическая ступень (сословно-представительское, сословная иерархия, право). – Ступень конфликтов.
3)Всеобщее гражданское состояние. Предполагает совместимость произвола одного с произволом другого с точки зрения Всеобщего закона свободы. Право и свобода тесно взаимосвязаны. Развитие права есть одновременно и развитие свободы.
Гегель.Социальный прогресс есть по сути прогресс права. Право – это наличное бытие духа, следовательно правовой прогресс – это прогресс свободы.
Право- это мир сознания, мир духа, следовательно правовой прогресс рационален. Право- это всеобщая дорога, Мировой разум. Не отрицая разума индивида, действуют объективные закономерности. В праве есть три ступени:
1)абстрактное право. Действуют вечные институты (например, право собственности).
2)моральное право. Человек осознает себя как субъективную реальность.
3) Нравственное право: семья, гражданские обязанности, государство.
В правовом государстве третья ступень права получает свое развитие. С точки зрения правового прогресса может быть четыре царства:
1) Восточное – в нем свободен только деспот ( он одновременно властелин, жрец, бог) Пышные формы. Это царство одного.
2) Греческое - в нем впервые свободны Некоторые. Праздничная нравственность. Появляется абстрактная индивидуальность.
3) Римское. Внутренняя борьба частного индивидуализма (субъективность) и абстрактной всеобщности (Империя), которая приводит до взаимоуничтожения. Свободны также лишь немногие.
4)Германское (не только Германия, но и другие северные народы (британцы, норманны). Предпосылка для свободы всех. Это царство рационально. На этом классификация Гегеля заканчивается, хотя он диалектик.
Право связано с развитием частного права, оно дает предпосылку развитию личности. Каждая новая ступень права дает новую степень развитию свободы.
К. Маркс. Идея формационного подхода. Пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Во всех формациях, кроме первой, существует право. Наиболее значимый базис общества – наличие экономических отношений – критерий внешний, за пределами государства и права. На базисе есть политическая надстройка- совокупность политических отношений. Надстройка производна от базиса. Каждая ступень развития производственных сил дает ступень для развития государства и права. Сам базис – это совокупность экономических отношений, но ядро базиса составляют отношения собственности (т.е. правовые). Идея социального прогресса состоит в освобождении и эмансипации личности. Правовая цель достигается неправовыми средствами – диктатурой пролетариата (конфликт цели и средств). Он взял идею Гегеля: если прогресс неизбежен, то зачем нужно насилие (диктатура пролетариата) ? И право, и государство не имеют собственного развития, они являются только средствами достижения своих задач и должны отмереть. Тогда, мы имеем не прогресс, а регресс ( к общинному строю).
В ХХ веке многие отказывались от прогресса (Шпенглер «Закат Европы», Джеймс). Попытка переосмыслить идею прогресса возвращает к идее круговорота. Не надо рассматривать прогресс как сплошное поступательное движение. Можно прогрессировать как в глубь, так и в ширь. (греки, Вико, Данилевский: совпадение 1) развитие правовой мысли, правовых форм; 2)наличие государства;).
Цивилизационный подход (Шпенглер, Тойнби – 2 волна). Нет постоянного поступательного развития, есть постоянная смена цивилизаций. Критика неизбежности прогресса. Некоторые не оставляют следа в мировом прогрессе(Мексика, Перу), а другие подталкивают (Греция, Рим). «Необходимо исходить историческое поле вглубь и вширь».
Алексеев С.С. стоит на идеях Канта, по которым прогресс приведет к появлению всемирного правового государства.
Семитко.Два типа государственно-правовых систем:
1) социоцентристская - в центре социального развития - общественные интересы.
2) персоноцентристская. Высшая ценность – человек. Его интересы первичны. Для него правовое развитие- развитие правовой культуры. Одним из важнейших элементов прогресса является корпорация юристов (движущая сила общественного прогресса). Могут быть возражения, ведь прогресс – это не только развитие индивидуализма, но и развитие общественных институтов. То есть необходимо не только их противопоставление, но и взаимодействие.
Покровский рассматривал прогресс по отдельности. (то есть в прогрессе отдельно взятых правовых институтов).