Система и источники таможенного права.
4. Таможенные нормы и таможенные правоотношения.
Введение
Выражение «таможенное право» происходит от старинного тюркско-монгольского слова «тамга»[1]. В первообытно-общинном монгольском обществе этим словом обозначался знак собственности (тавро[2]), которым отмечалось все имущество рода: домашние животные, оружие, ковры, керамические изделия, плодовые деревья и др. Впоследствии оно использовалось и для обозначения имущества, находящегося в личной и семейной собственности. Это слово получило широкое распространение в странах Востока, а в России стало использоваться после татаро-монгольского нашествия (с XIII в.) и существовало вплоть до XVIII в. Тамгой именовались также денежный налог, взимавшийся специально управомоченными государственными органами с товаров, и таможенная пошлина, подтверждением изъятия которой служили специальные клейма на товарах.
История возникновения и развития таможенной деятельности тесно связана с историй возникновения и развития конкретного государства. В свое время по этому поводу К. Лодыженский писал: «Внутренняя история народа не может быть признана всестороннею и полною, если в ней не затрагивается вопрос о последовательном ходе изменений, которым подвергалась его таможенная политика, в связи с причинами, вызывавшими такие перемены»[3].
Содержание и сущность таможенной деятельности, появившейся вместе с государством и развивающийся вместе с ним, по мнению авторов, занимающихся историей этого вопроса, определяется соответствующим историческим типом государства, его общественным строем или типом общественно-экономических формаций[4].
Анализ законодательства и юридической литературы позволил нам выделить три этапа возникновения и развития таможенной деятельности в России[5]. Первый этап, поименованный как досоветский, охватывает период с X в. до октября 1917 г., второй этап (советский) — с октября 1917 г. и по 1991 г., третий этап (постсоветский) — с 1991 г. и до нынешнего времени.
Договоры русских князей с Византией, заключенные в начале X в., положили начало возникновению таможенного дела. Установление торговых отношений потребовало выработки определенных правил при перемещении товаров через границы различных государств, а также обеспечения безопасности участников торговых операций. Иначе говоря, наметился переход от политики разбоя к таможенному делу в торговле. Как пишет И. М. Кулишер, «из грабежей, совершаемых вместо взимания таможенных сборов или в связи с ними, видно лучше всего, что эти сборы возникли из грабежа и лишь постепенно заменили его. Отсюда и возникло впоследствии общее правило, что имущество проезжающего, отказывающего уплатить причитающиеся с него сборы, подвергается конфискации. Совершается переход от грабежа к взиманию определенных сборов»[6].
§ 1. Понятие и предмет таможенного права
Термин «таможенное право» имеет, по-нашему мнению, четыре значения.
Первое значение связано с пониманием таможенного права как особого вида деятельности управомоченных государственных органов (в первую очередь таможенных органов). В этом значении используется термин «таможенное дело». Однако использование термина «таможенное дело» представляется небезупречным, и прежде всего ввиду многозначности слова «дело». Мы считаем, что в качестве альтернативы предпочтельнее было бы использование термина «таможенная деятельность».
Известный специалист в области исторической науки Ю.Г. Кисловский полагает, что «термин «таможенное дело» начал применяться в России как в официальных документах, так и в научных трудах лишь в XIX в. Тамга появилась в начале XIV в.»[7].
Второе значение предопределено тем, что деятельность таможенных и иных государственных органов, урегулированная правом, в качестве правовой основы имеет таможенное право как отрасль российского права в виде совокупности правовых норм, регулирующих данный вид деятельности.
Третье значение: таможенное право — это наука или одна из отраслей юридической науки, представляющая систему взглядов, идей, понятий, раскрывающих сущность таможенного права, закономерности ее возникновения и развития.
Как отрасль юридической науки таможенное право имеет общий для всех отраслей этой науки объект изучения — объективные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также общие методы изучения этого объекта.
Самостоятельность науки «таможенное право» определяется ее предметом и методом. Под предметом следует понимать объективные закономерности функционирования таможенных органов и иных субъектов таможенного права. Важно иметь в виду, что объективные закономерности функционирования таможенных органов могут быть предметом и других отраслевых юридических наук, что указывает на системность рассматриваемой нами юридической науки и на ее взаимосвязь с другими юридическими науками (например, конституционным правом, административным правом, теорией правоохраны, прокурорским надзором и др.).
Предмет науки «таможенное право» познается с помощью научных методов, которые подразделяются на общенаучные, частнонаучные и специальные. В число общенаучных методов входят анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и др. Среди частнонаучных и специальных методов, применяемых в юридических науках, можно назвать моделирование, эксперимент, логико-юридический, сравнительно-правовой и другие методы. Результаты науки «таможенное право» закрепляются в монографиях[8] и иных научных публикациях. К результатам научной деятельности относятся также комментарии правовых актов[9], ответы ученых по запросам практических работников в виде консультаций, опубликованных в юридических журналах[10].
Четвертое значение: таможенное право — это учебная дисциплина, изучаемая в высших учебных заведениях юридического профиля. В ее основу положены теоретические положения науки таможенного права, а также иных отраслей научного знания. Всякая учебная дисциплина имеет предмет изучения. Имеет таковой и учебная дисциплина «Таможенное право». По-нашему мнению, предметом ее изучения является деятельность таможенных органов.
В одной публикации предметом учебного курса «Таможенное право» предложено понимать «комплексное правовое регулирование таможенных общественных отношений, обусловленных спецификой таможенного дела», авторы которой допустили смешение предмета учебной дисциплины с предметом правового регулирования отрасли права[11].
Считаем необходимым обратить внимание на то обстоятельство, что в ряде юридических высших учебных заведений изучается учебная дисциплина «Таможенное дело». Имеется и соответствующая учебная литература[12]. Нам представляется, что предметы учебных дисциплин «Таможенное право» и «Таможенное дело» соотносятся как стратегия и тактика, т.е. общеметодологические положения курса «Таможенное право» детализируются, конкретизируются в курсе «Таможенное дело».
Как отрасль права
Таможенное право — отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров[13] и транспортных средств через таможенную границу (таможенную границу таможенного союза). Таможенное право регулирует таможенное оформление, таможенные тарифы, специальные таможенные процедуры, таможенные платежи, таможенный контроль, ответственность в таможенной сфере.
Иными словами: таможенное право— система норм регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. В таможенном праве ключевым словом является «перемещение»: все, что связано с перемещением грузов через границу, — прерогатива таможенного права.
Среди российских юристов нет единого мнения о месте, которое занимает таможенное право в правовой системе России. Б. Н. Габричидзе и А. Ф. Ноздрачев полагают, что таможенное право — самостоятельная отрасль российского права. К. К. Сандровский и Л. Н. Марков считают, что таможенное право является подотраслью административного права. А известный специалист по административному праву Д. Н. Бахрах утверждает, что таможенное право — всего лишь институт административного права.
Ученые, утверждающие, что таможенное право не является самостоятельной отраслью права, исходят из следующего. В таможенном праве господствует административно-правовой метод регулирования общественных отношений. Гражданско-правовому методу регулирования в нем практически нет места. Если же метод регулирования — административно-правовой, следовательно, и место таможенному праву в административном праве.
Представляется, что правы те авторы, которые полагают, что таможенное право является самостоятельной отраслью российского права. В пользу этого говорят следующие аргументы.
Во-первых, таможенное право имеет свой предмет регулирования — широкий круг общественных отношений в таможенной сфере.
Во-вторых, у таможенного права есть свой круг субъектов регулирования — таможенные органы и служащие этих органов, с одной стороны, и физические и юридические лица, — с другой.
В-третьих, таможенное право имеет свой круг объектов регулирования - товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу.
В-четвертых, для таможенного права характерен комплексный метод правового регулирования, сочетающий административно-правовой и гражданско-правовой методы.
В-пятых, у таможенного права имеются свои источники регулирования, которыми являются, в том числе, Таможенный кодекс Таможенного союза[14], Законы «О таможенном регулировании в Российской Федерации», "О таможенном тарифе", а также подзаконные нормативные правовые акты.
Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что таможенное право является первичным комплексным правоотраслевым образованием, подобно административному, гражданскому и другим отраслям российского права.
Безусловно, в таможенном праве присутствуют нормы и других отраслей права, в том числе конституционного, административного, гражданского и др. Но такое качество есть и у ряда других отраслей российского права, например у предпринимательского или экологического. Тем не менее эти отрасли права без всяких условий считаются самостоятельными.
Предмет таможенного права — общественные отношения в таможенной сфере. Эти отношения связаны с: 1) организацией таможенного дела в стране; 2) таможенным оформлением; 3) таможенными процедурами; 4) специальными таможенными процедурами; 5) правонарушениями в таможенной сфере и ответственностью за их совершение; 6) участием России в международно-правовом сотрудничестве в таможенной сфере.
Основной метод таможенного права,— императивный метод — метод властных предписаний. Кроме императивного метода, в таможенном праве применяется и диспозитивный метод, однако пределы его действия существенно ограничены. В области таможенного дела он используется лишь в тех случаях, когда поведение субъектов регламентируется гражданско-правовыми нормами.
Таможенное право — это комплексная отрасль российского законодательства,представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Таможенное право тесно связано с другими отраслями:
с конституционным правом.Учитывая, что таможенное право преследует публично-правовые интересы, основы государственных отношений, изучаемых конституционным правом, представляют собой фундамент для всего таможенного механизма. Конституционные положения, содержащие нормы, относящиеся к области таможенного дела, развиваются далее в отрасли таможенного права. Например, статья 71 Основного закона относит таможенное регулирование к исключительному федеральному ведению. В статье 74 Конституции России провозглашено единство таможенной территории нашего государства;
с административным правом.Таможенные органы, как и другие органы исполнительной власти, функционируют с ними на единых принципах. Как и административному праву, таможенному праву присущ императивный метод регулирования. Кроме того, нарушения таможенных правил представляют собой разновидность административных правонарушений, поэтому, осуществляя правоохранительную деятельность, служащие таможенных органов обращаются к нормам Кодекса РФ об административных правонарушениях;
с финансовым правом.Таможенные органы — субъекты финансовой деятельности государства, что выражается в первую очередь в формировании доходной части государственного бюджета. Доходы от внешнеторговой деятельности — немалая составляющая казны Российской Федерации. Финансово-правовые аспекты таможенного законодательства выражаются в использовании положений, установленных в нормах важнейших источников финансового права — Налогового, Бюджетного кодексов Российской Федерации, других федеральных законах;
с уголовным правом.Основной источник данной отрасли — Уголовный кодекс Российской Федерации — содержит главу 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», которая объединяет составы неправомерных деяний, совершаемых в области таможенного дела (контрабанда и др.). Должностные лица таможенных органов, осуществляя предварительное расследование по данным преступлениям, руководствуются нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства;
с гражданским правом.В области таможенного дела субъекты ВЭД используют и нормы гражданского законодательства. Договоры об оказании услуг, о перевозке грузов, о хранении товара, залоговые обязательства — все это сфера регулирования гражданского права. Таможенное законодательство содержит бланкетные нормы, отсылающие лиц к области цивилистики.
В Конституции Российской Федерации содержится понятие таможенное регулирование.
Таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации.
ТК ЕАЭС так же содержит это понятие :
таможенное регулирование, включает в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами.
Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.
В Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами (далее - запреты и ограничения), предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза.
§2. Принципы таможенного права — это его основные начала, главные идеи, которые пронизывают все его нормы.
Специфика отрасли таможенного права выражена в его принципах, которые делятся на общие и специальные.