Вопрос2. Государственная власть-
- это соц власть, организованная на уровне всего общества, выражающая волю отдельного класса или волю народа, или группы людей, основанное на деят-ти госуд аппарата и обеспеч. Стабильность и порядок в обществе.
Признаки госуд власти:
- Гос власть – власть общественная, публичная.
Субъект и объект власти не совпадают.
- Гос власть осущ аппарат гос-ва, представл собой систему гос органов (должностных лиц)
- Гос власть – это власть всего народа (если речь идет о демокр гос-ве) или реализация воли отдельного класса или группы лиц (недемокр гос-во).
- Сила гос власти – сила гос мех-ма, предполаг спец-ые отряды, учреждения.
- Гос власть может осущ-ся различ методами.
2 основных метода: -убеждение
- принуждение
др система методов:
- Управление на основе авторитета правосознания населения, идеологии и спец управленческих тех-ий.
Методы: убеждение, поощрение, стимулирование
- Методы координации и контроля
- Метод принуждения.
Госуд принуд м.б. правовым и неправовым.
Правовое – госуд насиль. воздействие на человека или группу лиц с целью заставить действовать опред образом, применимое на основании норм прав и в процессуальном порядке, опрдел-ом нормами права. (св-во демократ стран)
Пример, осуждение судом за совершение преступления.
Неправовое принуждение - осущ-ся в наруш интересов чел-ка и общ-ва, наруш прав и свобод чел-ка и гражданина и вне потребности данного общества. (св-в недемокр гос-в).
Пример, преследование за мысли, идеи, взгляды.
Легитимность и легальность власти.
- Легальность гос власти – это ее законность.
Власть легальна если она установлена на основе действ норм права, явл официциально провозглашенной.
- егитимность гос власти - принятие, одобрение гос власти народом.
Степень доверия и поддержки гос власти населением.
Легитимность отражается в авторитете гос власти.
Сущность гос-ва.
Сущ гос-ва – это то важное, что определяет его гл роль, основное назначение в общ-ве.
Сущ-ть гос-ва – это легальная и легитимная гос власть, т.к. именно гос власть выступает гл объективным системообразующим элементом, кот организует общ-во, соц отношения и позволяет общ-ву сущ-ть и развиваться.
Мнения относительно сущности гос-ва:
- Гос-во имеет классовую сущ-ть (выступает орудием в руках господств (правящего) класса (марк теория)
- демократич полит режимы (рабовлад, феод строй) гос-во всегда выполняло общесоц функции как защита населения и границ, регулирования товаро-денеж отношений, охрану правового порядка.
// Уровень развития гос-ва равняется уровню развития общества//
Вопрос 3. Принцип разделения властей –принцип функционирования гос-ва и принцип осуществления гос власти, кот заключается в организации деятельности гос аппарата. Т.о. которое предполагает разделение гос власти на 3 ветви:
- законодательная
- исполнительная
- судебная
Принцип введен в практич деят-ть гос-ва с целью наиб справедливого и эффективного распределения госуд функций, недопущения узурпации власти и построения наиб демократич гос-ва.
Принцип разделения властей предполаг, что законод власть осущ-ют высшие органы гос власти как парламент, избираемый народом.
// В РФ парламент –Фед Собрание (Гос Дума –ниж палата, Совет Федерации – верх палата)
Исполнительная власть осущ-ет правительство.
Судебную власть – система судов.
Законодательная власть заключ-ся в издании нормативно-правовых актов высшей юр силы.
Исполнительная власть в распоряжении всеми гос ресурсами, но в рамках закона и в исполнении законов.
Судебная власть - в разрешении конфликтов и споров на всех уровнях деятельности гос-ва и общества.
Принцип разделения властей предполагает наличие системы сдержек и противовесов – системы полномочий одной ветви власти, в отношении других с целью недопущения злоупотребления одной из ветвей власти.
В соответствие с Конст РФ эта система сдержек и противовесов, напр, проявляются в след:
Наличие института президенства
Президент обладает совокупностью полномочий в отношении всех ветвей власти.
Напр, президент подписывает (неподпис) законы принятые Фед Собранием. Президент назначает министров (членов правительства). Президент вправе распустить парламент и т.д.
Гос Дума может выразить вотум недоверия правительству или импичмент президенту. Гос Дума назначает председателя правительства.
Фед судей назначает на должность президент, а мировых – парламент субъектов федерации.
Конституц суд РФ может признать законы, акты президента и правительства, несоответствующих Конституции и приостановить их действие.
Вопрос4. Типологшия гос-в -
-это такая их классификация по различ критериям, кот позволяет лучше понять сущность гос-ва, виды и системы существующих гос-в.
Существуют различные подходы к типологии гос-в:
- Марксистский подход (Формационный).
Гос-во классифиц-тся в зависимости от критериев общественно-эконом формаций. Обществ-эк формаций – определенное состояние обществ развития на конкретном историческом этапе, предполагающее особую систему хозяйствования, кот характеризуется опред способом произ-ва, собственностью на средства пр-ва и конкр классами.
Типы гос-в:
-рабовладельч (осн классы: рабы и рабовладельцы)
Осн ср-во про-ва рабы.
- феод гос-во.
Осн классы: феодалы и крестьяне. Осн ср-во пр-ва: земля.
- капиталист (буржуазное гос-во). Осн классы: рабочие и капиталисты. Осн ср-во пр-ва: промыш предприятия.
-социалист гос-во (переход к коммунист срою). Должны исчезнуть собственность на ср-во пр-ва и классовые различия.
Формац подход претендует на универсализм т.е. каждое гос-во в опред историч период своего развития проходит все указанные типы.
! Переход от одного типа общественно эк формаций к другому типу происходит за счет накопления классовых противоречий и антагонизмов и сущ-ся путем революции.
- Цивилизац подход (Шпенглер, Данилевский, Тойнби)
Критерий типологии: цивилизация (совокупностей матери и духовных ценностей данного конкрет общемства, кот определяет зарождение и упадок этого обществ аи всю его деятельность).
Разные представители выделяют разное кол-во цивилизаций:
- европейская
- египетская
- китайская
- индийская и т.д.
Каждая цивилизация уникальная и имеет свой неповторимый путь развития. В своей истории каждая цивилизация имеет три точки:
- зарождение
- рассвет
-упадок.
Данная теория подчеркивает индивидуальность, неповторимость и ограниченность во времени каждой цивилизации.
! Дух упадок следствие увеличения капитала, культуры эк выгоды, тех удобств. А не духовной красоты.
Типы гос-в определяются по типу цивилизации.
3. Форма гос-ва бывает в виде:
- форма правления (республика и монархия)
- форма гос устройства (унитарные, федеративные, конфедерация)
- полит режимы (гос-ва демократ и недемократ)
4. В зависимоти от отношения к интересам человека и общества гос-ва делятся на социоцетрические и персоноцентрические.
Социоцентрические предполаг высшей ценностью коллектив интересы. (напр, Швеция, соц гос-ва)
Персоцентризм предполаг ориентацию на интересы личности (предоставление личности возможностей) (США)
В зав-ти о роли гос-ва на полит арене:
- гос-ва доминанты (гос-ва навязывающие свою волю др гос-вам) США
- гос-ва партнеры (строящие свою политику на основании согласования паритета (равенства) воль)
- гос-ва детерминанты (в силу эк, полит, воен порока суверенитета подчиняются воли др гос-в). Напр, Ирак (воен), Грузия, Украина (полит, эк).