Особенности правовых систем США и Великобритании
В англосаксонском праве существует два вида норм: законодательные и прецедентные. Законодательные представляют собой (как и в романо-германской системе) правила поведения общего характера. Прецедентные – определенная часть судебного решения по конкретному делу. Английские юристы относят к прецедентной норме («ratio decidendi»), во-первых, юридическое заключение по делу и, во-вторых, аргументацию, мотивировку решения. Эти два элемента составляют сущность решения. Остальная его часть есть «попутно сказанное» («obiter dictum»). Она имеет лишь убеждающий характер и не является обязательной для других судов. На практике весьма трудно отличить obiter dictum от ratio decidendi. Для этого выработано множество методов, приемов их различения, но все они недостаточно эффективны.
Еще одной важной особенностью англосаксонского права является отсутствие в английский правовой системе четко выраженного по сравнению с континентальным правом деления на отрасли права[216].
При этом ориентация норм общего права – продукта судебной деятельности по рассмотрению конкретных дел – прежде всего на разрешение конкретных проблем, а не на формулирование общего правила поведения, ориентированного на будущее[217].
Кроме того, в английском праве традиционно преувеличивается роль процессуального права по отношению к другим отраслям права, ему придается в ряде случаев большее значение, чем праву материальному.
Вышеизложенные особенности относятся ко всем без исключения правовым системам, входящие в семью англосаксонского права. Наиболее полно и ярко они отражаются в английском праве. Менее отчетливо и последовательно они проявляются в американской и канадской правовых системах.
Система общего права в Англии возникла исключительно благодаря деятельности королевских судов. Происхождение и развитие ее неразрывно связаны с королевской властью.
В США использование идей и институтов общего права всегда находилось в неразрывной связи с республиканской властью; особенности исторического развития этих стран, политической и общей культуры наложили свой неизгладимый отпечаток и на их правовые системы, и на их правовую культуру[218].
В силу исторических и иных условий английское право всегда занимало и продолжает занимать центральное, доминирующее место в англосаксонской правовой семье, или в правовой семье общего права.
В настоящее время в качестве важнейших источников английского права продолжают оставаться судебные прецеденты – решения высших судебных инстанций, имеющие обязательную силу как для них самих, так и для всех нижестоящих судебных инстанций. Однако наряду с ними с конца XIX – начала XX в. все большее значение приобретают парламентские статуты – законодательные акты, принимаемые британским парламентом.
В XX веке среди источников английского права возросла роль делегированного законодательства, особенно в сфере образования, социального страхования и медицинского обслуживания. Высшей формой делегированного законодательства стал считаться «приказ в Совете» – правительственный акт, издаваемый от имени короны и Тайного совета[219].
Наряду с английским правом в англосаксонской правовой семье особо выделяется американское право – правовая система США. В основных своих чертах эта правовая система начала складываться еще в XVII–XVIII вв. в условиях колониализма, и многие свои первоначальные особенности она сохранила вплоть до сегодняшнего дня.
Огромное влияние на процесс становления и развития правовой системы США сыграло английское право. На территорию Северной Америки оно было привезено переселенцами из Англии. Примечательно, что различия между традиционным английским правом и применявшимся в британских колониях правом были порой настолько велики, что исследователи колониальной правовой системы, в частности северо-восточной колонии Массачусетс, спорили между собой по поводу того, должна ли вообще ее правовая система рассматриваться как одна из разнородностей «общего семейства английского права»[220].
В отличие от классического английского права право американское имеет свою Конституцию – писаный единый закон. Она была принята в 1787 году и не только закрепила государственный и общественно-политический строй новой страны, но и создала предпосылки для развития американской системы права.
Наличие Конституции, содержащей Билль о правах, является весьма важной отличительной чертой правовой системы США по сравнению с системой английского права. В правовой системе Великобритании отсутствует писаный текст конституционного акта. Нет аналога и американского Билля о правах. В то же время, нельзя говорить об отсутствии в Англии конституции. Последняя представляет собой не отдельный конституционный акт, а совокупность таких актов: Акт о Парламенте 1911 г., Акты о министрах короны 1937, 1964 и 1975 гг., Акт о народном представительстве 1969 г., Акт о местном управлении 1972 г[221].
Среди особенностей, отличающих правовую систему США от английской правовой системы, можно указать также на большую значимость в ней законодательства по сравнению со статутами в английском праве; большую «подверженность» кодификации американского права по сравнению с английским правом; важную, но в меньшей мере, роль судебной практики в правовой системе США по сравнению с правовой системой Англии.
Англосаксонская система характеризуется децентрализацией местного самоуправления. Представительная власть осуществляется муниципальной палатой, а исполнительная – префектами, су-префектами, муниципальными префектами. Органы местного самоуправления издают нормативно-правовые акты, устанавливают и взимают местные налоги, оказывают местные услуги, включая транспорт, торговлю и т.д., организуют строительство, охраняют памятники культуры, истории и т.д.
Такая модель организации местного самоуправления распространена преимущественно в странах с одноименной правовой системой: Великобритании, США, Канаде, Индии, Австралии, Новой Зеландии и др. Она построена на общественной теории, объединившей теорию свободной общины, хозяйственную теорию, а также частично юридическую теорию местного самоуправления.
Ее основными чертами являются:
- высокая степень автономии местного самоуправления, выборность, отсутствие на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления;
- отсутствие местных администраций (органов государственной власти местного уровня).
Основной принцип этой системы местного самоуправления: «действовать самостоятельно в пределах предоставленных полномочий» (в Великобритании полномочия предоставляются парламентом страны, то есть из «центра», в США – штатами, то есть на региональном уровне).
Выборные органы местного самоуправления в пределах закона, обычая, сложившейся практики, судебного прецедента самостоятельно и под свою ответственность решают вопросы, не отнесенные к компетенции государства.
Государственное регулирование может осуществляться в косвенной форме, например за счет принятия модельных законов, которые органы местного самоуправления могут вводить на своей территории с изменениями. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляется в форме судебного контроля. Средство влияния – государственные дотации[222].
Таким образом, англосаксонская правовая семья состоит из следующих элементов, появление и закрепление которых связано со спецификой развития государства в Англии.
1. Общее право — правовая система, сложившаяся в Англии в XIII—XIV вв. на базе местных обычаев и обобщения практики королевских судов. Оно характеризуется тем, что основным его источником признается судебный прецедент, при этом законы (статуты) регулируют отдельные области отношений, но не сведены в единую систему, а все, что не урегулировано законом, а также толкование законов, их применение и пр. определяются общим правом. В настоящее время система общего права действует в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и некоторых других странах, бывших ранее английскими колониями и поэтому воспринявших английскую правовую систему (страны Британского содружества).
2. Прецедентное право — правовая система, в которой основным источником права признается судебный прецедент, т.е. решение, вынесенное по какому-либо делу, обязательное для всех судов равной и низшей инстанции при рассмотрении ими аналогичных дел.
3. Право справедливости — часть английского права, сложившаяся в XIV—XVI вв. благодаря практике суда лорда-канцлера. Право справедливости, дополняющее и корректирующее прецедентное право, основано на неформальной защите нарушенных прав (упразднено в 1884 г.).
4. Статутное право — в странах англо-американской правовой системы представляет собой нормы, содержащиеся в нормативно-правовых актах — статутах, издаваемых высшими законодательными органами и функционирующими наряду с общим правом. Это писаное право парламентского происхождения[223].
В англо-саксонском праве сложилась формула «судебная защита предшествует праву», которая и до сих пор определяет черты правопонимания, присущего этой системе права.
В англо-саксонском праве нет деления на публичное и частное право, нет деления на гражданское, административное, право социального обеспечения. Отсутствие резко выраженного деления права на отрасли обусловлено преимущественно двумя факторами. Во-первых, все суды имеют общую юрисдикцию, т.е. могут разбирать разные категории дел: публично- и частноправовые, гражданские, торговые, уголовные. Разделенная юрисдикция ведет к разграничению отраслей права, а унифицированная юрисдикция действует, очевидно, в обратном направлении. Во-вторых, поскольку в странах англо-саксонской системы права, в том числе в Англии нет отраслевых кодексов европейского типа, английскому юристу право представляется однородным.
За многовековую деятельность законодательного органа Англии - парламента - общее число принятых актов занимает около 50 увесистых томов, что составляет около трех тысяч актов. Закон формируется вод воздействием требований судебной практики, которая диктуют определенную структуру, характер изложения норм. Отсюда вытекает и казуистический стиль законодательной техники.
Рост числа законов обострил проблему систематизации нормотворчества. Она решается путем консолидации - соединения всех законодательных положений по одному и тому же вопросу в единый акт.
Знаменательно, что экономический, социально-политический источник национальных правовых систем англо-американской группы в принципе тот же, что в странах континентальной Европы: это необходимость усиления центрально политической власти, государственно-правовое объединение страны.
В настоящее время, английское право, как одно из представляющих англо-саксонскую систему права, обрело как бы тройную структуру: общее право - основной источник, право справедливости, дополняющее и корректирующее этот основной источник и статутное право - писаное право парламентского происхождения. Разумеется, это несколько упрощенное, схематизированное изображение[224].
В то время, как юристы континентальной Европы рассматривают право как совокупность предустановленных правил, для тех, кто принадлежит к англо-саксонской системе права - это в основном то, к чему придет судебное рассмотрение. На континенте юристы, прежде всего, интересуются тем, как регламентирована данная ситуация; в англосаксонской системе права внимание сосредоточивается на том, в каком порядке она должна быть рассмотрена, чтобы прийти к правильному судебному решению.
Во Франции, в Германии, Италии и других странах романо-германской правовой семьи правосудие всегда осуществлялось судьями, имеющими университетский диплом юриста[225]. В Англии же, например, даже судьи в высших судах до XIX века необязательно должны были иметь юридическое университетское образование: они овладевали профессией, работая длительное время адвокатами. Однако и поныне главное в глазах англичанина, чтобы дела развирались в суде добросовестными людьми; соблюдение основных принципов судопроизводства, составляющих часть общей этики, по их мнению, достаточно для того, чтобы «хорошо судить».
Англо-саксонское право продолжает оставаться в основном судебным правом, разрабатываемым судьями в процессе рассмотрения конкретных случаев. Судья, в отличие от законодателя, не создает решений общего характера в предвидении серии случаев, которые смогут произойти в будущем; он занимается тем, что требует правосудия именно в этом случае: его роль - судебный спор[226]. С учетом правила прецедента такой подход делает нормы общего права более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германских систем, но одновременно делает право более казуистическим и менее определенным.