Тема 1: Современное понятие государства
Содержание основных функций Российского государства
В процессе исторического развития государства происходят изменения и его функций: одни из них утрачиваются в силу тех или иных причин, другие углубляются и видоизменяют свое содержание, третьи – возникают вновь. Но в совокупности вся система функций претерпевает изменения, предопределяемые экономической и социально-классовой структурой общества, сущностью государства и его социальным назначением, уровнем развития гражданского общества, соответствующими определенной исторической эпохе. Поэтому функции конкретного государства должны рассматриваться с учетом его принадлежности к определенному историческому типу.
В описании содержания функций Российского государства в учебной литературе авторы в большей степени придерживаются классификации, которая разрабатывалась еще в советский период на основе наиболее значимого критерия, а именно – деление функций государства на внутренние, внешние и комплексные.
Внутренние функции государства представляют собой направления его деятельности в различных сферах общественной жизни, сориентированные на осуществление в пределах границ государства и его субъектов. Выбор направлений обусловлен необходимостью решения стоящих в настоящее время перед Российской Федерацией ее внутренних задач, по охвату распространяющихся на все сферы жизни общества и государства. В числе современных внутренних функций: экономическая; политическая; социальная; развития культуры, науки и образования; налогообложения, взимания налогов и сборов, которую многие авторы называют фискальной[1]; экологическая; правоохранительная.
Экономическая функция понимается как обеспечение нормального структурирования, функционирования и развития экономических отношений, включая охрану существующих форм собственности, обеспечение конкурентоспособности и не допущение монополизации. Конституционная основа этой функции закреплена в ст. 8, 9 Основного закона России. Содержание этой функции качественно изменилось в ходе проведенной в стране рыночной реформы, коренным образом трансформировавшей экономическую сферу общественных отношений и механизмы их осуществления в современной России. Главными компонентами в программе реализации экономической функции являются профессионально сформированная аспекты государственной политики: финансовой, инвестиционной, налоговой, валютно-денежной, оказания материальной помощи реальному сектору экономики. Важнейшие условия формирования перечисленных аспектов политики государства в экономической сфере были созданы в процессе диверсификации государственного вмешательства в экономику, необходимость проведения которой продиктована сутью и системой рыночной экономики. Для ее проведения государством была создана соответствующая правовая база, позволяющая поощрять те области хозяйственной деятельности отечественного производителя, которые играют особую роль в развитии экономики страны, в создании новых рабочих мест, в обеспечении занятости населения (к примеру, государственный кредит, финансовое субсидирование, освобождение от налогов и т.д.). «При рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности, многообразии и равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается преимущественно на основе саморегулирования, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства»[2].
За годы экономических реформ сформированы важные элементы рыночных отношений: экономическая свобода, право собственности, работающие рынки товаров и услуг. Вместе с тем сохраняется необходимость поиска оптимальных способов участия государства в экономических процессах, налаживания эффективного государственного регулирования, совместимого с рыночными механизмами. В этом главная, хотя пока еще недостаточно проявившая себя особенность экономической функции современного Российского государства по сравнению с хозяйственно-организаторской функцией Советского государства по всеобъемлющему руководству экономикой.
Ныне экономическая функция охватывает такие направления государственной деятельности, как структурная перестройка российской экономики, при которой будет производиться только продукция, жизненно необходимая человеку, государству, мировому рынку; преимущественная поддержка стратегических, высококонкурентных на мировом рынке и социально значимых для России производств; демонополизация производства; реальная поддержка производителей, в том числе малого предпринимательства; целенаправленная инвестиционная политика; отстаивание интересов российских компаний на внутреннем и мировом рынке; продолжение приватизации; реформа экономического механизма аграрного сектора и, прежде всего, обеспечение права частной собственности на землю; постепенное снижение темпов инфляции и торможение роста цен; приостановка спада производства; формирование современной системы расчетов и начало глубокой реформы Центрального банка и т.д.
Особое место в правовом обеспечении осуществления экономической функции принадлежит Гражданскому кодексу Российской Федерации. С его принятием создана необходимая, но не безупречная правовая основа рыночной экономики, общества цивилизованных собственников, экономической свободы человека, партнерских отношений между гражданином и государством.
Вместе с тем следует признать, что ресурсы страны и возможности государственного регулирования в этом направлении не использовались с должной эффективностью. Недостаточно внимания уделялось развитию отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства, существенные просчеты были допущены в проведении приватизации, в банковской системе, что явилось причиной углубления экономического и финансового кризиса.
Содержание социальной функции составляет охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержание необходимого уровня жизни населения, обеспечение необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д. Главное назначение этой функции - обеспечить общественное благополучие, создать равные для всех граждан возможности в его достижении. Такая ориентация социальной функции вытекает из ст. 7 Конституции РФ: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена па создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»
Содержание этой функции многозначно: государство призвано охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развивать систему социальных служб; устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Важные стороны социальной функции государства составляют также смягчение и преодоление таких издержек нынешнего переходного периода, как бедность, углубление неравенства и рост безработицы, стабилизация уровня жизни населения и более равномерное распределение бремени экономических трудностей между различными группами населения.
Правовое обеспечение социальной функции возложено на следующие нормативные акты, принятые в разное время и обновленные концептуально и кардинально или редакционно на основе последующей практики их применения: Закон РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001г. № 166-ФЗ[3], Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ[4], законы о страховании, Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1[5], Законы РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998г. № 125-ФЗ[6], «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ[7], указ Президента РФ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения» от 20.04.1993г. № 468; Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ[8], «О мерах по восстановлению сбережений граждан Российской Федерации» от 08.04.1996г. № 494[9] и др.
Однако осуществление данной функции государства еще не отвечает предъявляемым к ней требованиям. В обстановке систематических задержек выплаты зарплаты, пенсий, пособий, девальвации рубля и роста цен происходит снижение жизненного уровня населения, растет число граждан, чьи доходы меньше среднего прожиточного минимума. Устранение такого рода негативных явлений, нарушающих право граждан на достойную жизнь, – первоочередная задача государства, которая определяет содержание и роль его социальной функции. Рассматриваемая функция государства, прежде всего, направлена на социально-политическую гармонизацию общественных отношений. Это предполагает также демократизм общественной жизни, свободу деятельности в рамках закона политических, общественных и религиозных организаций.
Функция развития культуры, науки и образования. Хотя некоторые авторы (Л.П. Рассказов и др.) определяют ее как составную часть социальной функции государства, все же имеется известная ее автономность. Функция развития культуры, науки и образования имеет известную идеологическую направленность, подтвержденную признанием Конституцией Российской Федерации (ст. 13) идеологического многообразия, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной[10]. Однако более рельефно суть этой функции предопределена статьей 44 Конституции РФ, согласно которой «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом»[11].
Содержание данной функции представляет собой достаточно сложную структуру и включает:
а) государственную поддержку развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т.д.; физической культуры и спорта, радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек;
б) государственную поддержку развития науки, ее естественной интеграции в новые рыночные условия; создание благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов и для свободной состязательности различных школ и направлений; поддержка приоритетного развития фундаментальных теоретических исследований и принципиально новых технологий; эффективное использование как образовательного, так и научного потенциала высшей школы, развитие интеграции науки и высшего образования; меры по улучшению работы общеобразовательной школы.
Правовую основу осуществления данной функции составляют «Основы законодательства РФ о культуре» от 09.10.1992г. № 3612-1[12], Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ[13] и др. Следует иметь в виду, что осуществление этой функции сопряжено с определенными проблемами. В ходе реформ, в особенности после введения правил, установленных документами, принятыми в ходе Болонского процесса., были допущены перекосы, возникли трудности. Главной их причиной является стремление перевести сферу образования на коммерческие основы, что обусловлено в основном недостаточным выделением средств из государственного бюджета на развитие культуры, науки и образования.
Экологическая функция, или функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов – это деятельность, непосредственно связана с защитой среды обитания человечества от многократно возросшего вовлечения окружающей природной среды в общественное производство, что неизбежно привело к ее беспрецедентному загрязнению. Над экологическими системами нависли не просто угрозы растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. Такие угрозы по масштабам последствий оцениваются как один из наиболее устрашающих глобальных вызовов человечеству. Защита всего живого на планете приобретает характер задачи и деятельности первостепенной важности, подчиняя себе все другие направления (функции) деятельности государства
В их числе не только загрязнение воздуха и водных источников, повышение уровня радиации, борьба с вирусами и опасными заболеваниями, спровоцированными нарушениями экологического равновесия. В их числе такие направления деятельности, необходимость которых превратилась в проблему спасения земли, сохранения человечества.
Поэтому содержание экологической функции нашего государства, обусловленное сегодня проблемами экологии, вышедшими на передний план не только в пределах отдельной страны, но и в глобальном, международном масштабе, составляет деятельность по эффективному государственному управлению и координации действий в области охраны окружающей среды, по регулированию природопользования, обеспечению экологической безопасности, по оздоровлению и улучшению качества окружающей среды.
Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов. В статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Ведущая роль в осуществлении экологической функции принадлежит Министерству природных ресурсов и экологии РФ.
В основе осуществления экологической функции лежат следующие принципы:
- Природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.
- Использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства.
- Неукоснительное соблюдение экологического законодательства и строгая ответственность за его нарушение.
16 февраля 2005 г. вступил в силу Киотский протокол.[14] Подписавшие его государства (Россия в их числе) взяли на себя обязательство ужесточить экологическое законодательство ("экологизация законодательства"). Пока влияние заключенного соглашения на российскую экономику еще носит ограниченный характер. В целом нормы экологического законодательства Российской Федерации содержат бланкетные (отсылочные) нормы, которые пока не находят логического отражения в системе законодательства. В целях дальнейшей систематизации экологического законодательства принято решение о разработке экологического кодекса Российской Федерации. В отличие от иных кодексов, носящих ведомственный характер (Водный, Лесной, Земельный), экологический кодекс по своей сути должен представлять собой многоуровневый и комплексный закон.
Под его регулирующее воздействие должны подпадать: ресурсы компоненты окружающей среды; гражданские правоотношения; вопросы взаимодействия государства и бизнеса; международные обязательства. Для России пока еще непривычно такое понятие, как экологическая индустрия или экологический бизнес. По данным международных агентств доходность сферы экологических товаров и услуг в мире составляет порядка 630 - 640 млрд. долл. Успешное решение экологических проблем влечет за собой повышение конкурентоспособности российских товаров на международных рынках. Сегодняшний уровень шума от работы российских самолетов не соответствует международным стандартам. Помимо прочих недостатков российские автомобили слишком "грязные" для окружающей экологии. Это влечет за собой трудности их сбыта даже в развивающихся странах.
Налоговая функция - это направление деятельности государства связанное с формированием бюджета и государственного воздействия на экономику. В новых условиях развития России в силу возрастания роли, значительного расширения объема и усложнения содержания данная функция, будучи тесно связанной с экономической, вместе с тем выделилась в одну из самостоятельных основных функций. Ее содержание составляют формирование и пополнение казны, прежде всего, государственного бюджета как федерального, так и субъектов Федерации, а также муниципального бюджета, за счет всех видов налогов, в том числе налога на прибыль предприятий, налога на добавленную стоимость, акцизов, и т.п., а также предусмотренных законом финансовых сборов и пошлин.
Базовыми нормативными актами, регулирующими выполнение рассматриваемой функции, выступают Налоговый кодекс РФ и др. законодательные акты. В них определены виды налогов, объекты налогообложения и сборов, права, обязанности, ответственность налогоплательщиков и т.д. Конституция обязывает граждан РФ соблюдать законодательство: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» Контроль за исполнением данных законов возложен на Министерство финансов и Федеральную Налоговую Службу, которые проверяют правильность заполнения деклараций о доходах и исчисления налогов, своевременность их уплаты, выявляют налоговые правонарушения. Кроме того, они призваны обеспечивать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, выдавать лицам, осуществляющим индивидуальную трудовую деятельность, патенты и регистрационные свидетельства. Главное назначение основных финансовых нормативных актов в области налоговой политики – обеспечить эффективную налоговую систему, которая бы не душила, а поощряла рост производства, материальную заинтересованность в нем.
Нынешние кризисные явления в экономике с особой остротой поставили перед рассматриваемой функцией задачу оптимального сбора налогов в казну. Однако одновременно с этим, по мере стабилизации обстановки, все полнее и целенаправленнее должно проявлять себя и такое важное назначение налоговой функции, как ее регулирующее воздействие на экономику.
Правоохранительная функция, или функция по установлению и охране правопорядка - это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения своих предписаний всеми гражданами, организациями, государственными органами[15]. Она включает в себя также обеспечение общественного и правового порядка, защиту и охрану прав и интересов граждан и организаций, защиту конституционного строя и государства от противоправных посягательств.
Для выполнения этой функции применяются различные методы, такие как правотворчество и правоприменение (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности). Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, полиции. Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.
В центре правоохранительной деятельности государства - гражданин, его безопасность, социальные и имущественные права. В современном государстве правоохранительной деятельности уделяется особое внимание, потому что ее эффективность - один из главных критериев оценки компетентности и состоятельности правительства и правящей политической элиты.
Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей и задач. Последние никогда не были и практически не могут быть одинаковыми для всех государственных образований и государств. Они зависят от ряда факторов: характера существующего в стране политического режима и типов государств; этапов развития одного и того же государства; складывающейся в мире международной обстановки; характера взаимоотношений сосуществующих друг с другом государств. Одновременно внешние функции государства являются логическим продолжением его внутренней деятельности, а также содержанием проводимого им политического курса.
Оборонная функция - одно из направлений деятельности государства, имеющее своим содержанием выполнение комплекса мероприятий (военных, экономических, правовых, идеологических, организационных и иных) по защите его суверенитета, мирного труда и территориальной целостности. Эту функцию можно хорошо отразить на примере нашей страны. В соответствии с законодательством Российской Федерации она базируется на военной доктрине и осуществляется по следующим направлениям: укрепление оборонной мощи страны; постоянное совершенствование вооруженных сил и повышение их боеготовности; деятельность по организации охраны государственной границы; организация мероприятий в рамках гражданской обороны; мероприятия, направленные на переподготовку граждан, состоящих на воинском учете в запасе.
Согласно Конституции РФ «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом». Граждане РФ, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет[16].
Функция международного сотрудничества. В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами. Современная внешняя политика России все более основывается на принципах «прагматизма, предсказуемости и верховенства международного права»[17]. Функция содружества с другими странами на современном этапе многогранна и преимущественно развивается по следующим направлениям:
1. Сотрудничество с членами мирового сообщества по поддержанию мира и мирового правопорядка. Эта функция предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия. Процесс оздоровления международной обстановки, укрепление доверия между государствами сделали возможным достичь реального разоружения и договоренности об ограничении ядерных испытаний. Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего государства с другими государствами в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, с контрабандой, наркобизнесом, международным терроризмом.
2. Экономическое, торгово-финансовое сотрудничество. Современный уровень развития общества требует более широкого участия государств в международно-экономическом и торгово-финансовом сотрудничестве. Происходит дальнейшая специализация государств на международном рынке труда, производства и товаров. Мировое хозяйство, наука и культура, связь и технологии развиваются по единым рыночным законам, подчиняя себе новые страны и регионы.
3. Культурное и научно-техническое сотрудничество предполагает растущее влияние культурного, научно-технического процессов на жизнь людей, чем обусловлена необходимость координации деятельности государств в интересах решения глобальных проблем современности и социального развития. В ООН такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и др. По инициативе этих и других специализированных органов ООН проводятся многочисленные международные фестивали, выставки, конгрессы и семинары. Происходит широкая интернационализация культурных и научно-технических достижений.
4. Международная охрана окружающей среды. Эта функция выделилась в самостоятельную сферу деятельности большинства государств современности. Экологическая обстановка с каждым годом продолжает ухудшаться и ставит под угрозу перспективу нормальной жизнедеятельности человека на Земле. Загрязнение природы "не признает" национальные границы и распространяется на всю окружающую среду, что требует координированной, целенаправленной деятельности всех государств.
Завершая рассмотрение данного вопроса, следует отметить, что от функций государства следует отличать функции отдельных государственных органов. Последние представляют собой структурные элементы государственного механизма, осуществляющие функциональную деятельность в пределах, очерченных их компетенцией. Деятельность отдельного органа — лишь часть государственной деятельности, следовательно, функции органа носят производный по отношению к функциям государства характер.
Тема 2: Форма государства