Понятие, предмет и метод права социального обеспечения
«Право – это совокупность общеобязательных правил поведения,
установленных или санкционированных государством».[1]
Однако данное определение весьма узкое и не охватывает все необходимые для понятия права категории.
Главным представляется то, что любая отрасль права, в том числе и право социального обеспечения представляется регулятором социальных отношений в широком понимании.
Данное выше определение права подходит скорее для публичного права, нежели для частного, коим является право социального обеспечения. Общеобязательные правила поведения характерны скорее для уголовного права, чем для права социального обеспечения, так как в праве социального обеспечения инициатива исходит далеко не только от государства. Гражданин сам обращается к органам государственной власти и муниципального самоуправления, осуществляющим меры социальной защиты с просьбой о предоставлении этих мер, сам накапливает свой страховой стаж, участвуя в трудовых и гражданских правоотношениях. Государство не указывает ему правила поведения в данной сфере. Правила поведения в трудовых правоотношениях устанавливаются не только Трудовым Кодексом Российской Федерации, то есть государством, но и Уставом организации и трудовым договором.
К примеру, правила поведения легатария не такие же как правила поведения цедента, так что фраза «Общеобязательные правила поведения» не соответствует реальности.
Также следует отметить, что правила поведения устанавливаются и санкционируются далеко не только государством, но и договорами, деловыми обычаями, актами объединений государств.
Субъективное право гражданина, апатрида и бипатрида защищается не только государством в форме судебной и административной защиты (суд, прокуратура, органы исполнительной власти), но и в форме самозащиты. Поэтому данное определение права подходит либо для публичного права, где роль государства многократно превалирует над ролью человека, либо для авторитарного и тоталитарного государства, где ни самозащита, ни договор, ни деловой обычай не существуют.
Наиболее правильно определение права как регулятора общественных отношений.
«В российской юридической науке под отраслью права понимается крупное подразделение права, состоящее из совокупности однородных правовых норм, регулирующих специфическим методом отношения в определенной сфере общественной жизни».[2]
«А. Е. Козлов выделяет следующие сущностные признаки социальных прав:
I. Они направлены на удовлетворение основных потребностей человека, необходимых для нормального существования;
II. Их объём не зависит от количества и качества их труда»[3]
«Право социального обеспечения — совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по предоставлению гражданам особого рода материальных благ, которые назначаются:
— в объемах и на условиях, установленных законом;
— за счет средств государственных и средств бюджетов разных уровней;
— при наступлении определенных законом обстоятельств, признаваемых социально уважительными;
— в целях поддержания материального и социального благополучия граждан».[4]
«Частное право противопоставляется публичному праву и является областью, непосредственное вмешательство в которую регулирующей деятельности государство ограничено».[5]
Разумеется, вмешательство государства в право социального обеспечения ограничено, так как государство не может заставить гражданина обратиться к государству с просьбой о предоставлении мер социальной поддержки. Также государство предоставляет свободу гражданину в отношении договоров о предоставлении социальных услуг. Инициатива возникновения, изменения и прекращения прав по данным договорам всецело принадлежит человеку.
Под предметом права в общей теории права понимаются те общественные отношения, которые регулируются данной отраслью права.
«Предметом права социального обеспечения являются:
I. Пенсионные отношения;
II. Отношения по обеспечению пособиями;
III. Отношения по оказанию медицинской помощи;
IV. Отношения по социальному обслуживанию;
V. Отношения по социальной поддержке;
VI. Отношения по государственной социальной помощи;
VII. Отношения по дополнительному социальному обеспечению;
VIII. Отношения по установлению юридических фактов».[6]
«Под методом права социального обеспечения понимается совокупность юридических приемов и способов, используемых соответствующими органами власти с целью оптимального регулирования отношений по социальному обеспечению.
Основные элементы метода права социального обеспечения:
I. Специфичность способов правового регулирования социально-обеспечительных отношений проявляется в наличии и сочетании централизованного и нецентрализованного способов установления прав и обязанностей субъектов данных отношений;
II. Особенность юридических фактов, порождающих, изменяющих и прекращающих правоотношения по социальному обеспечению;
III. Способам установления прав и обязанностей субъектов присущи специфические способы определения содержания правоотношений. Права и обязанности субъектов в данной отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем;
IV. Особенность способов защиты нарушенных субъективных прав и обеспечения исполнения обязанностей субъектов, включая меру их ответственности проявляется в разнообразии способов и их использования в разных сочетаниях;
V. Порядок разрешения споров между субъектами отношений. Защита субъективных прав в социальном обеспечении законодательно осуществляется в административном и (или) судебном порядке.»[7]
Однако необходимо понимать, что перечисление элементов предмета и метода права социального обеспечения не должно служить основанием для умаления прав граждан на социальное обеспечение и меры социальной поддержки.
Субъектами права социального обеспечения являются люди, нуждающиеся в предоставлении мер социальной поддержки из-за наступления событий, ухудшающих их жизненное положение. Такими субъектами российское законодательство признаёт инвалидов, то есть лиц, утративших способность к самообслуживанию вследствие травм, заболеваний, увечий. Также субъектами права социального обеспечения являются беременные женщины, которые также частично утрачивают способность к самообслуживанию. Пожилые граждане в силу возраста теряют трудоспособность, в связи с чем им назначается пенсия, что зачастую становится их единственным доходом. Часто нивелируют нуждаемость в мерах социальной поддержки у граждан, чей доход ниже прожиточного минимума. Как правило, этими гражданами являются студенты, которым приходится искать иные средства заработка помимо стипендии, что отражается на их учёбе. Мне представляется правильным либо отсутствие дифференциации размера стипендий в зависимости от успехов в учёбе либо поднятие минимального размера стипендии до прожиточного минимума.