Вопрос: Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения

Вопрос: Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения

Право социального обеспечения - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе распределения денежных средств внебюджетных фондов и государственного бюджета в целях социальной поддержки граждан в старости, в случае болезни, потери трудоспособности, для воспитания детей, при потере кормильца и в иных случаях.

Предметомлюбой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами.

Предмет права социального обеспечения- это носящие комплексный характер общественные отношения, возникающие в связи с:

  • Обеспечением граждан в денежной форме - пенсиями, пособиями, компенсациями;
  • Предоставлением помощи в натуральной форме медицинской помощи, санаторно-курортного лечения, профессионального обучения и переподготовки, социальной помощи инвалидам и т.д.
  • Отношения процедурного или процессуального характера- установлением юридических фактов, обжалованием решений и т.д.

Субъектами права социального обеспеченияявляются:

    1. граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь.
    2. государственные органы- органы по труду и социальной защиты, государственная служба занятости, территориальные центры социального обслуживания населения и т.д.

Метод-это совокупность приемов и способов воздействия на общественные отношения.

Комплексный характер общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения, обуславливает применение имеющихся в действующей системе права административно-правового и гражданско-правового методов воздействия на субъектов в их различных формах выражения.

Административно - правовой метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления. Он выражается в установлении обязательных предписаний, запретов, ограничений и разрешений.

Гражданско-правовой метод основан на принципе равенства сторон и исходит из принципа «разрешено все, что не запрещено».

Право социального обеспечения представляет собой совокупность правовых норм, которые группируются внутри отрасли в определенные правовые институты. Правовые институты –это обособленные, взаимосвязанные группы правовых норм, регулирующих конкретные виды общественных отношений. Право социального обеспечения состоит из 2-х частей: Общей и Особенной.

Общую входят нормы, закрепляющие общие принципы и задачи правового регулирования, права граждан в области социального обеспечения, источники права социального обеспечения и др.

Особенная часть включает в себя расположенные в определенной логической последовательности институты права социального обеспечения, регулирующие отдельные виды отношений: трудовой стаж, инвалидность, пенсионное обеспечение по старости, инвалидности, за выслугу лет, выплату пособий по безработице, на погребение, социальное обслуживание и т.д.

Вопрос: Правоотношения в сфере социального обеспечения

Правоотношение в сфере социального обеспечения- это урегулированное правовыми нормами общественное отношение, возникающее между государственными органами и физическими лицами по поводу предоставления денежных средств, услуг и льгот.

К элементам правоотношений по социальному обеспечению относятся:

  • Субъекты правоотношения;
  • Объекты правоотношения;
  • Содержание правоотношения;
  • Основания возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Субъектами правоотношений в сфере социального обеспечения являются:

  • Физические лица (граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, беженцы постоянно проживающие на территории Республики Беларусь);
  • Государственные органы (органы по труду и социальной защиты, государственная служба занятости, территориальные центры социального обслуживания населения и т.д.)

Объектами правоотношений по социальному обеспечению являются, как правило, конкретные блага, по поводу которых они возникают (пенсии, пособия, компенсации и т.д.).

Вопрос : Трудовой стаж.

Трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, а также других периодов, предусмотренных законодательством , с учетом которых назна­чаются трудовые пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и некоторые социальные льготы.

Законодательство Республики Беларусь предусматривает несколько видов трудового стажа'.

• общий трудовой стаж;

• специальный трудовой стаж;

• непрерывный трудовой стаж.

В настоящее время в Республике вводится понятие страхового стажа. Страховой стажпредставляет собой суммарную продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы.

Главной особенностью исчисления страхового стажа является то, что в него включаются только периоды трудовой деятельности с уплатой страховых взносов.

Введение страхового стажа связано с реализацией пенсионной реформы, одним из этапов которой является переход на индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Р.Б. «О пенсионном обеспечении».

Общий трудовой стаж — суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, указанной в законе, с учетом которой устанавливается пенсия по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца независимо от характера деятельности и перерывов в работе.

От продолжительности общего трудового стажа зависит размер назначаемой трудовой включается: пенсии.

В трудовой стаж засчитывается работа, в период которой работник подлежал государственному социальному страхованию и за него, а также им самим в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались страховые взносы. При этом, если среднемесячный фактический заработок (доход), из которого уплачены страховые взносы, за календарный год (либо менее, если в соответствующем году имели место прием на работу или увольнение, регистрация или исключение из числа плательщиков страховых взносов) оказался ниже минимально допустимого уровня оплаты труда, устанавливаемого законодательством, в стаж работы для назначения пенсии засчитывается период, определяемый с применением поправочного коэффициента, рассчитываемого путем деления среднемесячного фактического заработка (дохода) работника на среднеарифметическую величину минимально допустимого уровня оплаты труда за соответствующий период уплаты страховых взносов. ( ст 51 )

Непрерывный трудовой стаж -это продолжительность непрерывной трудовой и иной общественно полезной деятельности.

1. Специальный трудовой стажпредставляет собой суммарную продолжительность трудовой деятельности (службы) в особых условиях труда, на определенных должностях или в определенной местности, с учетом которых устанавливается пенсия по старости, а также пенсия за выслугу лет.

Специальный трудовой стаж, выделенный по содержанию работы, называется выслугой лет.

В зависимости от специального трудового стажа определяются пенсионный возраст и размер назначаемой пенсии.

В соответствии с Законом в специальный трудовой стаж включается:

    1. время работы в особых условиях труда — на подземных работах, работах с вредными или тяжелыми условиями труда, в горячих цехах;
    2. время работы на определенных должностях (трактористы-машинисты; водители автобусов, троллейбусов, трамваев, доярки, телятницы и др.);
    3. время работы в определенной местности — на Крайнем Севере, на территориях, подвергшихся радиоактивно­му загрязнению; и др.

Граждане, запятые на следующих работах, имеют право на пенсию за выслугу лет'.

1. работа в гражданской авиации;

2. педагогическая деятельность;

3. медицинская деятельность

4. спортсменам

5. артисты и другие категории творческих работников;

6. военнослужащие;

7. государственные служащие и др.

В специальный стаж засчитываются:

1) период, в течение которого работник непосредственно был занят выполнением работ, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет;

2) период временной нетрудоспособности, начавшейся во время работы. В случае, если нетрудоспособность наступила в период работы и продолжалась после увольнения, в специальный стаж может быть засчитан только период нетрудоспособности до увольнения;

3) период, в течение которого в соответствии с законодательством за работником сохранялась средняя заработная плата.

Трудовым кодексом Республики Беларусь предусматривается, в частности, сохранение за работником среднего заработка в случаях:

- выполнения государственных или общественных обязанностей в рабочее время;

- прохождения обязательного периодического медицинского осмотра работников, обязанных проходить такой осмотр (статья 103);

- нахождения в ежегодном трудовом отпуске (статья 175) и в отпуске в связи с обучением без отрыва от производства в средних общеобразовательных вечерних (сменных) школах, профессионально-технических учебных заведениях, вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, аспирантурах (статьи 208, 211, 216).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2000 г. № 919 в стаж работы, дающий право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, имевший место до 1 января 2000 г., если отпуску или переводу на другую работу в связи с беременностью непосредственно предшествовала соответственно работа с особыми условиями труда либо работа, дающая право на пенсию за выслугу лет.

В условиях неритмичной работы организаций из-за простоев в специальный стаж засчитываются только те рабочие дни, в течение которых работники выполняли трудовые функции в производствах, на работах, в профессиях и должностях, предусмотренных Списками. Учет времени простоев осуществляется на основе соответствующих документов (листков или накопительных ведомостей о простое и др.). Документы об учете рабочего времени должны храниться в течение срока, установленного для хранения документов о трудовом стаже. В таком же порядке исчисляется специальный стаж при изменении технологии, сырья, материалов, чередовании работ как предусмотренных, так и не предусмотренных Списками.

В специальный стаж, дающий право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, засчитывается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, имевший место до 1 января 2000 года, если отпуску или переводу на другую работу в связи с беременностью непосредственно предшествовала работа с особыми условиями труда.

Периоды простоев, отпусков без сохранения заработной платы, неоплачиваемых учебных отпусков, нахождения в отпуске по уходу за ребенком, имевшем место после 1 января 2000 г., и так далее при назначении досрочных пенсий в специальный стаж не включаются.

Право на пенсию за работу с особыми условиями труда по Спискам N 1 и N 2 имеют работники, занятые в этих условиях полный рабочий день, продолжительность которого должна составлять не менее 80 % времени рабочего дня, смены, установленной законодательством.

Для работников, занятых на работах с источниками ионизирующих излучений (персонал), в соответствии с нормами радиационной безопасности за полный рабочий день принимается занятость на рабочем месте в этих условиях не менее 50 процентов рабочего времени в смену или 2 часа непрерывной работы при продолжительности рабочего дня (смены) не менее нормальной продолжительности рабочего времени, установленной законодательством.

Вопрос: Социальные пенсии.

Согласно ст. 72 Закона социальные пенсии назначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию:

1) инвалидам, в том числе инвалидам с детства;

2) лицам, достигшим возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет (при стаже менее 5 лет);

3) детям - в случае потери кормильца;

4) детям-инвалидам в возрасте до 18 лет.

Перечень медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет и степень утраты их здоровья, определяется в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь.

Социальные пенсии назначаются в следующих размерах:

а) инвалидам I группы, инвалидам с детства I и II групп - 150 процентов минимального размера пенсии по возрасту;

б) инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства); лицам, достигшим возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет; детям в случае потери кормильца на каждого ребенка - 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту;

в) инвалидам III группы - 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

г) детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья:

- первой - 150 процентов,

- второй - 175 процентов,

- третьей - 200 процентов,

- четвертой - 250 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

К социальной пенсии инвалидам I группы (в том числе инвалидам с детства) устанавливается надбавка на уход за ними в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

Пример 2.

ИКЗП – 1,5 510910 х 1,5 = 766365 (откорректированный заработок)

Предельный размер откорректированного заработка = 664183 (510910 х 130 %), поэтому этот заработок мы делим на 10 частей

66418,3 х 100% = 66418,3

66418,3 х 90% = 59776,5 наш заработок 766365 составляет

66418,3 х 80% = 53134,6 все 10 частей

66418,3 х 70% = 46492,8

66418,3 х 60% = 39850,9

66418,3 х 50% = 33209,2

66418,3 х 40% = 26567.2

66418,3 х 30% = 19925,4

66418,3 х 20% = 13283,7

66418,3 х 10% = 6641,8

365300,4

766365 – 664183=102182

Согласно Декрета Президента РБ от 22.03.1999 «О дополнительный мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения», с 1.04.1999б заработок в пределах от 130% до 400% средней зарплаты РБ, применяемой для корректировки фактического заработка учитывается в размере 10 %, а для лиц

занятых на подземных работах в размере – 20 %.

102182 х 10% = 10218.2

365300.4 +10218.2=375518.6

375518.6 х 55% = 206535.2 рублей.

С 1.02., с 1.05., с 1.08., с 1.11.

Бюджет прожиточного минимума в ценах января 2006 года составил 140120 руб.

Так как минимальный размер пенсий по возрасту установлен в размере 25% бюджета прожиточного минимума, то с 1.02.2006 г. он составил 35030 руб. Исходя из этой величины определены и размеры социальных пенсий, а также размеры надбавок и повышений, которые выплачиваются некоторым категориям пенсионеров.

В связи с ростом средней заработной платы рабочих и служащих в республике производятся корректировка фактического заработка пенсионера для соответствующего перерасчета пенсии, а также повышение пенсий, исчисленных в минимальном размере.

Перерасчет пенсий в связи с ростом средней заработной платы рабочих и служащих в республике осуществляется, если ее рост в истекшем квартале по сравнению с величиной средней заработной платы рабочих и служащих в республике, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, составил более 15 процентов.

Перерасчет производится на основании средней заработной платы рабочих и служащих за соответствующий квартал по истечении месяца, следующего за этим кварталом.

В случае, если за календарный год оснований для перерасчета пенсий в соответствии с частью второй настоящей статьи не возникает, с 1 ноября пенсии перерассчитываются в обязательном порядке на основании средней заработной платы рабочих и служащих в республике за III квартал.

При этом для перерасчета применяется средняя заработная плата в РБ за позапрошлый месяц.

Если пенсионер, которому назначена пенсия при неполном стаже по возрасту либо по инвалидности (статьи 24, 32), а также пропорционально отработанному времени за выслугу лет (пункт «а» статьи 47), проработал после назначения пенсии не менее 2 лет, то по его заявлению производится перерасчет пенсии исходя из стажа, имеющегося ко времени перерасчета.

Каждый последующий перерасчет пенсии производится не ранее чем через 2 года работы после предыдущего перерасчета.

Если пенсионер, продолжал работать, приобрел стаж, достаточный для назначения полной пенсии, то по заявлению пенсионера производится соответствующий перерасчет пенсии независимо от того, сколько времени прошло после ее назначения. При этом полная пенсия по инвалидности устанавливается при условии, если пенсионер имеет стаж, достаточный для назначения полной пенсии соответственно возрасту пенсионера ко времени наступления инвалидности (статья 30).

Перерасчет пенсии при неполном стаже с учетом стажа работы после назначения пенсии производится при условии, если пенсионер в период работы не получал пенсии. Перерасчет пенсии производится из заработка, из которого пенсия была первоначально назначена.

Если пенсионер, получающий пенсию по инвалидности, проработал

24 месяца с более высоким заработком, то ему начисляется новый индивидуальный коэффициент с более высокого заработка.

Повышение пенсий, исчисленных в минимальном размере, производится независимо от надбавок к пенсиям и их повышений, предусмотренных действующим законодательством.

Вопрос: Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения

Право социального обеспечения - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе распределения денежных средств внебюджетных фондов и государственного бюджета в целях социальной поддержки граждан в старости, в случае болезни, потери трудоспособности, для воспитания детей, при потере кормильца и в иных случаях.

Предметомлюбой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами.

Предмет права социального обеспечения- это носящие комплексный характер общественные отношения, возникающие в связи с:

  • Обеспечением граждан в денежной форме - пенсиями, пособиями, компенсациями;
  • Предоставлением помощи в натуральной форме медицинской помощи, санаторно-курортного лечения, профессионального обучения и переподготовки, социальной помощи инвалидам и т.д.
  • Отношения процедурного или процессуального характера- установлением юридических фактов, обжалованием решений и т.д.

Субъектами права социального обеспеченияявляются:

    1. граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь.
    2. государственные органы- органы по труду и социальной защиты, государственная служба занятости, территориальные центры социального обслуживания населения и т.д.

Метод-это совокупность приемов и способов воздействия на общественные отношения.

Комплексный характер общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения, обуславливает применение имеющихся в действующей системе права административно-правового и гражданско-правового методов воздействия на субъектов в их различных формах выражения.

Административно - правовой метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления. Он выражается в установлении обязательных предписаний, запретов, ограничений и разрешений.

Гражданско-правовой метод основан на принципе равенства сторон и исходит из принципа «разрешено все, что не запрещено».

Право социального обеспечения представляет собой совокупность правовых норм, которые группируются внутри отрасли в определенные правовые институты. Правовые институты –это обособленные, взаимосвязанные группы правовых норм, регулирующих конкретные виды общественных отношений. Право социального обеспечения состоит из 2-х частей: Общей и Особенной.

Общую входят нормы, закрепляющие общие принципы и задачи правового регулирования, права граждан в области социального обеспечения, источники права социального обеспечения и др.

Особенная часть включает в себя расположенные в определенной логической последовательности институты права социального обеспечения, регулирующие отдельные виды отношений: трудовой стаж, инвалидность, пенсионное обеспечение по старости, инвалидности, за выслугу лет, выплату пособий по безработице, на погребение, социальное обслуживание и т.д.

Наши рекомендации