Техническими средствами являются
1) специальный правовой язык
2) юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта)
3) юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). В качестве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п.
4) правовые предположения:
а) Правовая презумпция - предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом (презумпция невиновности, презумпция добропорядочности гражданина, презумпция равных долей имущества супругов и т.д.)
б) Юридические фикции - это несуществующее положение, однако признаваемое законодательством в качестве существующего и ставшее в силу этого признания общеобязательным (не рожденный ребенок имеет наследственное право, награждение посмертно и т.д.)
в) Правовая аксиома - это положение, принимаемое в юридической науке и практике без доказательств, в силу его очевидности, убедительности и истинности (закон обратной силы не имеет, никто не может быть судьей в собственном деле и т.д.)
г) Преюдиция - обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда.
д) расположение текста (например УК – части – разделы – главы – статьи – части – пункты – подпункты – подпункты – абзацы)
К юридической технике не относятся специальные реквизиты (печати, подписи и т.д.).
Правила оформления нормативного акта- специфические и унифицированные нормы, которые фиксируют официальные реквизиты и структурные части нормативного акта.
Так, все Конституции всегда имеют преамбулу (вводную часть), а кодексы состоят обычно из общей и особенной частей, нумерация статей в кодексе сплошная, и при включении в него новой нормы ей присваивается индекс («значок»), который не нарушает установленной нумерации.
К реквизитам нормативного акта, подтверждающим его официальный характер, относятся:
§ Государственный герб РФ;
§ наименование вида акта: федеральный закон, постановление, распоряжение и т. д.;
§ официальное наименование органа (должностного лица), издавшего акт;
§ заголовок;
§ подпись лица, официально уполномоченного подписывать соответствующий акт;
§ место и дата принятия акта;
§ номер акта;
§ печать.
Реквизиты акта позволяют выделить его из всех других, не отвлекаясь при этом на ознакомление с текстовой частью. Каждый реквизит имеет строго установленное место расположения.
Технические правила:
1) ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов;
2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;
3) последовательность в изложении юридической информации;
4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.
Технические приемы – это:
1) способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.),
2) структурная организация правового акта (вводная часть - преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).
Правосознание: понятие, структура, виды и уровни.
Правосознание- это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни, осознание правовой действительности, восприятие ее в мыслительных и чувственных образах.
Особенности.
1) отражение в правосознании лишь государственно-правовых явлений, т.е. тех, которые составляют правовую сферу общественной жизни. Это законодательство, другие формы и связи права; юридическая практика в разнообразном ее проявлении и т.д.;
2) своеобразие способов отражения государственно-правовой действительности – посредством юридических понятий, категорий, конструкций, правовых принципов, правовых обычаев и традиций и т.д.;
3) способность к опережающему отражению правовой действительности, т.е. в нем могут отражаться не только данное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития;
4) взаимодействие с другими формами общественного сознания, каждое из которых по-своему оценивает то или иное явление. Особенно тесная связь у правосознания с нравственным сознанием. Как известно, нравственные ориентиры, в том числе о справедливости, гуманизме, равенстве людей, составляют содержание правовых взглядов и представлений;
5) способность воздействовать на социальные процессы, преобразования, реформы. При этом правосознание может как ускорить социальные процессы, так и затормозить их развитие Например, некоторые прогрессивные правовые реформы могут быть не восприняты населением и не поддержаны им в силу отставания правосознания больших социальных групп от общественных потребностей.
Структура правосознания.
1) Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях в обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различны: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических. Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации. Научные доктрины могут выступать в качестве источников права.
2) Правовая психология (эмоциональные структурные элементы). Эмоции органически включены в структуру сознания, и человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Например, имеет юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления. Правовая психология включает следующие элементы:
а) общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;
б) психологический уклад, т. е. привычки, традиции, убеждения, свойственные социальным группам общества;
в) представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада;
г) чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным группам;
д) способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) — влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.
3) Правовая онтология - означает осознание того, что есть право, какова его роль в жизни общества, какие возможности оно представляет людям и чего оно от них требует. Данный элемент правосознания формируется на основе получения информации о праве и правовых явлениях. Информация может быть почерпнута как из теоретических источников (официальных правовых документов, научных комментариев, учебной литературы и т. п.), так и из повседневной практической деятельности.
4) Аксиологические (оценочные) элементы. Получив информацию о нормативном акте, ином правовом документе или факте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. На основе оценки права формируется его легитимность, т. е. признание права обществом, добровольное следование его принципам и нормам, активное использование предоставленных правом возможностей для решения жизненных задач.
5) Волевой (праксиологический) элемент. Например, узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать этот закон для реализации собственных задач или «обойти» его, строго исполнять этот закон или найти другие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям — все это входит в волевой элемент правосознания. Волевую направленность правосознания иногда именуют правовой установкой, т. е. психологической направленностью, готовностью человека как-то действовать в сфере правового регулирования.
Виды правосознания.
1) По уровню осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе.
а) Первый уровень - обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общества. Данный уровень правосознания формируется на основе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования.
б) Второй уровень - профессиональное правосознание. Этот уровень складывается в ходе специальной подготовки (например, в ходе обучения в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности.
в) Третий уровень - научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.
2) по субъектам, носителям.
а) Индивидуальное - характеризует правовые взгляды, эмоции одного человека,
б) Коллективное
i) групповое правосознание, т. е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп: классов, слоев общества, профессиональных сообществ. В ряде случаев правосознание одной социальной группы может существенным образом отличаться от правосознания другой. Например, зримые различия существуют в правосознании классов, возрастных слоев населения.
ii) массовое правосознание. Этот вид правосознания характерен для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).
iii) общественное правосознание. К общественному правосознанию можно отнести правовые воззрения наций и народностей. Для российского общества характерна подмена правосознания этическими воззрениями.
Правовая культура общества.
Правовая культура- обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека.
Особенность правовой культуры состоит в том, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. Правовая культура во многом выступает связующим звеном между социально-экономическими интересами и потребностями отдельных личностей, социальных групп, отраженных в правовых нормах, и их правовым поведением. Иными словами, она способствует формированию определенных типов правового поведения в целом, однако данная реальность зависит от множества иных факторов (иллюзий, уклада жизни, стереотипа поведения, сложившихся обстоятельств и условий и т. п.).
Элементы правовой культуры
1) уровень развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиске компромиссов и т. д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т. д.
2) уровень развития правовой деятельности - состоит из
а) теоретической (деятельность ученых-юристов, образовательная деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д.)
б) практической - правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельности. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и многих других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно юридических процедур и принципов. Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов как институционального (структура государственного аппарата, порядок взаимоотношений его органов), так и иного характера (профессионализм, культура правоприменителя и др.).
3) уровень развития всей системы юридических актов, т. е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Любой юридический акт должен быть правовым, т. е. отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике и т. д.. При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов: правоприменительных (решения и приговоры судов, акты прокуроров и т. д.) и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т. д.).
4) уровень правового развитая субъекта — различных социальных (классов, например) и профессиональных групп, а также отдельных индивидов. В этом аспекте нужно выделять правовую культуру населения в целом, групповую правовую культуру и правовую культуру личности, человека.
Виды правовой культуры:
1) правовая культура всего общества. Включает в себя такие "показатели", как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы населения, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства.
2) групповая правовая культура, свойственная отдельным социальным группам, зависит от правосознания данной группы и испытывает непосредственное влияние принятых в обществе правовых ценностей, правовых ориентаций отдельных личностей. Самостоятельную и очень важную часть групповой правовой культуры составляет правовая культура молодежи, которая складывается в основном в учебных заведениях, но и в других сферах, например в неформальных объединениях. Исследователи данной формы правовой культуры отмечают ее маргинальный характер по отношению к обществу, элементы социальной дезорганизации, тяготение к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению.
3) правовая культура личности - такое ее свойство, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения. Следовательно, лицо, обладающее правовой культурой, характеризуется, во-первых, определенным уровнем знания юридических норм; во-вторых, позитивным правосознанием, т.е. уважением права; в-третьих, поведением, основанным на уважении права. Отсюда вытекает, что правовая культура личности есть единство правовых знаний, положительного отношения к праву и правомерного поведения. Источником правовых знаний личности обычно служат практический опыт, окружающая среда, средства массовой информации и др. Источник правовых знаний непосредственно зависит от уровня образования личности, возраста, рода занятий и т.п. Знание закона выполняет роль стимула правомерного поведения. Высокий уровень правовой культуры немыслим без высоких нравственных качеств личности, без выработки навыков правомерного поведения и правовой активности.
Значение.
Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы, юридические нормы. Правовая культура неизбежно содержит в себе и мировоззренческий момент.
Важнейшую роль правовая культура играет в реализации известного либерально-демократического правового принципа "разрешено все что не запрещено законом". Человек, не обладающий необходимым уровнем правовой и нравственной культуры, легко может встать на путь злоупотреблений этим принципом. Или он просто не будет знать, что конкретно разрешено, а что запрещено.
Усиление культурного и морального фактора является первоочередной задачей проводимых в России реформ. Этот фактор может сыграть решающую роль в наведении порядка в стране, повышении сознательности и ответственности каждого гражданина, в утверждении идей законности и дисциплины, преодолении юридического, политического и нравственного нигилизма. Без знания права, без привычки соблюдать закон нельзя решить ни одной серьезной проблемы.