Действие нормативных актов в пространстве и по кругу лиц.
Действие нормативных актов в пространстве - это территориальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов.
В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:
а) распространяться на всю территорию государства;
б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;
в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.
Поэтому акты федеральных органов власти распространяются на всю территорию РФ, акты субъектов РФ - на территории соответствующих субъектов РФ, акты муниципальных органов - на территорию соответствующих административных единиц.
К территории, ограниченной границами государства, относятся:
a суша, в том числе недра и континентальный шельф,
a территориальные воды (12 морских миль),
a воздушное пространство.
a морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства.
a военные суда приравниваются к территории государства без исключений,
a гражданские морские и воздушные суда - в водах и воздушном пространстве своего государства и открытом море и воздушном пространстве.
Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц обусловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, находятся в сфере действия законодательства государства, в котором они пребывают. Однако из этого правила имеются исключения:
а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России);
б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;
в) некоторые НПА РФ распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).
Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.
Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью.
Принцип экстерриториальности – это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории государства - здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта, а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются. Какие бы то ни было посягательства на здания посольств приравниваются к посягательствам на территорию государства и рассматриваются как факт нарушения международного права.
Систематизация нормативных актов и ее основные виды.
Систематизация законодательства- это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения.
В основе этой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях.
Цели систематизации
a создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права,
a разрешение юридических коллизий,
a ликвидация пробелов
a обновление законодательства.
СистематизацияНПА позволяет:
- быстро отыскать нужный акт, проследить его изменение, дополнение или отмену;
- выявить пробелы, коллизии, иные несогласованности в нормативном материале;
- совершенствовать действующую систему законодательства.
Юридической науке известны 3 основных вида систематизации:
1) Инкорпорация- вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. В этом случае текстуальное изложение юридических норм (правил поведения) не подвергается изменению. Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по тематическому принципу (т. е. по предмету регулирования) или по годам издания нормативных актов (т. е. по хронологическому принципу). Инкорпорация подразделяется на:
а) Официальную - «Собрание законодательства РФ». СЗ РФ состоит из разделов
i) в первом разделе публикуются ФКЗ и ФЗ;
ii) во втором - акты палат Федерального Собрания - подразделяется на 2 части:
(1) Постановления палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат статьями 102 и 103 Конституции РФ;
(2) иные акты палат Федерального Собрания
iii) в третьем - указы и распоряжения Президента РФ;
(1) нормативные акты
(2) акты ненормативногохарактера
iv) в четвертом - постановления и распоряжения Правительства РФ;
(1) нормативные акты
(2) акты ненормативного характера
v) в пятом - решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии Конституции РФ законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ или отдельных положений перечисленных актов.
б) Неофициальную - относятся, например, сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях, в целях просвещения населения и т. д. На подобного рода неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в ходе рассмотрения юридических дел в суде, арбитраже и других правоприменительных органах.
2) Кодификация- вид систематизации, который предполагает переработку норм права по содержанию и его систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (например, своде законов, кодексе, основах законодательства и др.). На смену ранее действовавшему большому числу юридических нормативных документов приходит новый единый сводный акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании. Кодификация законодательства может быть
а) всеобщей (когда переработке подвергается все законодательство государства),
б) отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства)
в) специальной (охватывающей нормы определенного правового института).
3) Консолидация - это вид систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования. Для консолидации характерны следующие черты:
а) правотворческий прием (т.к. отношения к правотворчеству не имеет);
б) проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов;
в) объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).
г) занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.
Юридическая техника
Юридическая техника– это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности.
Объект юридической техники- текст нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя. Именно законодатель и использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов.
Требования, предъявляемые к текстам проектов нормативных актов:
1) конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;
2) логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;
3) отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;
4) ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов типа «бесчинство», «буйнопомешанный», «исключительный цинизм» и др.;
5) отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся словосочетаний («присовокуплять», «довольствие», «деяние» и др.);
6) краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.
Юридическая техника подразделяется на следующие виды:
- законодательную (правотворческую);
- правореализационную;
- правоприменительную.