Форма государственного устройства: понятие, основные разновидности.
Форма гос-го устройства - национальное и админ-но-теppитоp-ое строение гос-ва, кот-ое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и гос-ой власти. Организация гос-ва рассматр-ся с точки зрения распределения гос-ой власти и гос-го суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями гос-ва. Форма гос-го устройства показывает: из каких частей состоит внутренняя структура гос-ва; каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов; как строятся отношения между центральными и местными гос-ми органами; в какой гос-ой форме выраж-ся интересы каждой нации, проживающей на тер-рии данного гос-ва.
При всем многообразии форм гос-го устройства двумя основными среди них явл-ся унитарная и федеративная. Третья форма гос-го устройства - конфедерация, но на современной полит-ой карте мира она фактически не встреч-ся. При унитаризме все решения, как внутригос-ой, так и во внешней сфере явл-ся прерогатива одной единой, центральной власти. Федерализм предполагает ту или иную степень самостоят-ти национальных образований, входящих в состав единого гос-ва. Конфедерация гос-тв не рассматр-ся, как внутренняя форма гос-го устройства, потому что явл-ся союзом гос-тв, объединением международно-правового характера с международным договором.
Унитарное гос-во - единое, централизованное гос-во, составные части кот-го не обладают суверенностью и представляют собой админ-но-территор-ые образования. Они выдел-ся для удобства управления, а чаще склад-ся исторически. Центральная власть формирует местную власть и передает ей часть полномочий (это необходимо, т. к. все вопросы невозможно решать в центре, без учета местной специфики). В унитарном гос-ве единая законодательная, исполнит-ая и суд-ая власть. Для него хар-ны наличие единого законод-ва и правовой системы, наличие единой системы налогообложения. В административно-территориальное образование назнач-ся чиновник из центра, кот-ый отчит-ся перед центр-ой властью (чаще - перед правит-ом). Кроме того, составные части унитарного гос-ва не обладают гос-ым суверенитетом. Они не имеют своих самост-ых воинских формирований, законод-ых органов и др атрибутов госуд-ти. В демократических унитарных гос-ах развивается местное самоуправление.
Федеративное гос-во. В отличие от унитарной, федеративную форму гос-го устройства называют "сложной", поскольку федерация представляет собой союзное гос-во, части кот-го обладают признаками госуд-ти. Как отмеч-ся в литературе, федеративное гос-ое устройство явл-ся уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых, разнообразно. Это опред-ся многими факторами: различием национально-этническом составе населения, историческими процессами, географическим положением и др. Однако, не смотря на это можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций: Для федеративного гос-ва характерно наличие 2х систем власти: федеральной и субъектов федерации; Внешним отличительным признаком (и важнейшим) явл-ся наличие 2х систем органов власти: органы власти федерации в целом и органы власти субъектов федерации; В завис-ти от страны возможны отличия в системе суд-ой власти; В федерации сущ-ют 2 системы законодательства - федерального и субъектов федерации; Субъекты федерации могут иметь также внешние признаки суверенитета (герб, флаг). Важнейший вопрос любой федерации - распределение полномочий между федерацией и её субъектами. Чаще федерация занимается обороной, иностранными делами, обеспечением безопасности, осуществляет денежное, валютное, таможенное регулирование.
Конфедерация – межгос-ое образование, это временный союз гос-тв, созданный для достижения каких-либо целей (военных, экономических, политических). Конфедерация - неустойчивое образование, она либо распадается, либо преобразуется в федерацию, поэтому ее часто именуют переходной формой государственности. Сущ-ет различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно закл-ся в том, что федерация - это форма территор-го устройства гос-ва, а конфедерация - форма межгос-го союза, т.е. объединения независимых гос-тв. Все государства-члены конфедерации остаются суверенными и обладают правом выхода из конфедерации.