Конституционный контроль и надзор.
Конституционный контроль —одн извидов правоохранительной дея-ти, заключающаяся в проверке конституционности законодательства и правоприменительной практики.
главная задача К.к. заключается в обеспечении верховенства и стабильности Конституции, сохранении конституционного разделения властей и гарантировании защиты конституционных (основных) прав и свобод человека и гражданина. Принято различать две формы К.к.: предварительный (превентивный) и последующий, или текущий
Сущность К.к. заключается в решении двух задач:
1) в определении конституционности правовых актов органов государственной власти (конституционность — это соответствие юридических актов и действий органов государства действующей Конституции);
2) в лишении неконституционного акта юридической силы, т.е. признании такого акта недействительным.
Конституционный надзор — правоохранительная деятельность по обнаружению законов и иных нормативных актов, не соответствующих Конституции. Конституционный надзор выносит требование отменить акт, признанный неконституционным, органу, принявшему данный акт (или вышестоящему по отношению к нему органу).
Сущность предварительного конституционного надзора заключается в проверке конституционности законов и иных нормативных актов, которые находятся на стадии слушания, перед последующим принятием законодательным (представительным) или иным органом государственной власти, обладающим законодательной инициативой. При этом выносится предписание на устранение конкретного неконституционного элемента в законе или ином нормативном акте.
Сущность последующего конституционного надзора заключается в систематическом наблюдении за соответствием законов и иных нормативных актов Конституции. Осуществляется данная деятельность как по собственной инициативе уполномоченного на то органа, так и по сообщениям об имеющих место нарушениях. При этом, при проведении последующего конституционного надзора невозможно лишить неконституционный акт юридической силы. Это осуществляется только при проведении конституционного контроля.
В государственной правовой практике охраны Конституции используется и Конституционный контроль и Конституционный надзор. единые цели – защиты прав и законных интересов гражданин, организаций и государства в целом.
Органы Конституционного надзора являются как бы органами Парламента. Все конституционные споры они решают посредствам решений Парламента.
Конституционный контроль в Российской Федерации осуществляется не только Конституционным Судом, но и Президентом Российской Федерации, являющимся гарантом Конституции и Правительством Российской Федерации, анализирующим исполнительную власть и судов всех уровней, и глав республик в составе Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Понятие формы государства.
Под формой гос-ва понимается совокупность взаимосвязанных и взаимобусловленных внешних признаков гос власти, а именно формы правления, политико-территориальной организации государства и политического режима
В состав формы государства входят:
1) форма государственного правления,
2) форма государственного устройства,
3) форма государственного (политического) режима.
Форма государственного правления – порядок формирования высших органов власти, способы и взаимоотношения между собой и с избирательным корпусом
По форме государственного правления государства подразделяются на монархии и республики.
Монархии: абсолютная, дуалистическая, конституционная. Республики: президентская, парламенткая, республика советов, смешенные
Второе проявление сущности - это политический режим –совокупность приёмов и способов осуществления гос. власти.
Демократический (либерально-демократический, социально-демократический, клерикально-демократический, патриархально-демократический, национально-демократический).
Тоталитарный (фашизм, расизм, монократическая диктатура, монократическая террания, теократический политический режим, социализм)
Авторитарный (авторитарно-консервативный, авторитарно-модернизаторский, авторитарно-этнический)
Форма государственного устройства – способы организации территории страны в единое целое
Унитарное государство
Федерация (договорнве, территориальные, национальные, симметричные, асимметричные)
46.Способы конституционного определения формы государства.
Форма самая сложная филосовская категория. В нее необохимо ввести содержание и сущность.
Согержание-свойство предметов/явлений, из закономерные связи. Сожержанием государства является гос власть.
Гос власть-конституционно огранизованные воля и сила общества, направленные на регулирование деятельности и поведения людей, которыеобеспечиваются как гос принуждением, так и убеждением.
Гос власть можено познать и изучить по ее внешним проявлениям,в целом познать сущность невозможно.
Признаки гос власти:
-Устройство высшихорганов гос власти, способов взаимодействия между собой и с избирательным корпусом
-Распределяется по территории страны по уровням ее осуществления: федеральный/уровень субъекта/муниципальный уровень
- формой гос-ва понимается совокупность взаимосвязанных и взаимобусловленных внешних признаков гос власти, а именно формы правления, политико-территориальной организации государства и политического режима
47.Конституционные основы современной монархии
Монархии - форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху
Признаки характерные абсолютно для всех монархий:
-Монарху одному принадлежит влесть
-Власть монарха наследственна и передается в установленном законом порядке.
- Власть монарха не ограничена сроками полномочий, она пожизненна
-Монарх обладает внешними атрибутами власти, он имеет право на трон, на мантию, на корону, на скипетр, державу и на титул. Держава знак того, что монарх держит все нити управления своей страной.
-Монарх не несет ответственности перед народом.(перед богом и своей совестью ответственность)
-Монарх за свою дея-ть не получает жалование и зарплату.
Виды монархий:
1)Абсолютная
2)Дуалистическая
3)конституционная
Абсолютная монархия
- вся полнота исполнительной, законодательной, судебной принадлежит монарху
- если в стране есть парламент, то парламентариев назначает монарх, наделяется он только совещательной функцией
-Если формируется правительство, то в его состав назначаются родственики монарха
-Монарх- министр обороны, внутренних дел, финансов, главнокомандующий вооруженными силами
-Монарх собственник всего национального богатсва. Полноправно распоряжается, владеет и пользуется им
Страны: в настоящее время в мире вего 6 АМ
Бруней
Оман
Свазиленд
Ватикан
Катар
Саудовская Аравия
Дуалистическая монархия - два органа государственной власти противостоят друг другу: монарх и парламент.
Монарх-интерсы феодльной аристократии
Парламент-интерсы бунжуазии
Монарху принадлежит вся исполнительная и судебная власть, он же имеет право абсолютного вето на все законопроекты парламента. Формальный собственник национального богатства, а реальный собствеения-государство
По конституции парламенту принадлежит только законодательная власть, но монарх назначает опрееленное кол-во депутатов
Страны:
Иордания
Таиланд
Конституционная монархия
-Парламенту принадлежит законодательная власть,
-Правительству - исполнительная власть,
-Верховному суду и всем нижестоящим судам - судебная власть,
-Монарх выступает в этих странах только главой государства (в японии и швеции-символ единства нации)
Для управления страной монарх использует личный авторитет и социально-психолог-е воздействия на своих подданных.(В Англии говорят-если брать с кого-либо пример, то с нашей Великой королевы) Монарх обладает только формально-юрид полномоч, наделен церемониальной функцией
Страны:
Япония,
Швеция,
Норвегия,
Дания,
Голландия,
Люксембург,
Канада,
Великобритания
48 Конституционное регулирование республиканской формы правления
Форма государственного правления (ФГП) – элемент формы государства, порядок формирования высших органов власти, способы и взаимоотношения между собой и с избирательным корпусом
Республика - такая ФГП, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Признаки республики:
-Президент республики-выборное должностное лицо, рассматривается как обычный гос служащий, получающий заработную плату
-Срок полномочий ограничен конституцией
-Все полномочия президента закрепляютя в конституции
-за свою деятельность президент несет уголовную ответственность несет уголовную ответственность в порядке импичмента или политическую-квоту недоверия
-Существование единоличного и коллегиального главы государства;
-Выборность главы государства и других верховных органов на определенный срок;
-Осуществление государственной власти по поручению народа;
-Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
- Защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.
Виды республики:
Признаки президентской республики:
Стрейшая форма правления и самая распространенная в мире(США, Лат Америка, большинство Африки)
Строится на принципе жесткого разделения властей и системы сдержек и противовесов
Парламент и призедент существуют отдельно. Президент не вмешивается в дела парламента, не обладает законодательной инициативой, не может распустить парламен (или одну из палат). Президент независим и самомтоятелен. Верходный суд сдерживает путем конституционного контроля. Президент- глава государства и исполнительной власти (нет должности премьер министра) Все члены правительства-советники и помощники президента. Президент обладает огромными полномочиями как глава государства и исполнительной власти. За состояное дел в стране несет ответственность президент. Уголовная ответственность в порядке импичмента. Президент избирается гражданами от народа. Президенр руководит вооруженными силами
Признаки парламентской республики:
Италия/ Германия/ Индия/ Турция/Израиль
Кандидатура президента избирается парламентом/ либо при решающем значении парламента.(В Италии в выборах президента учатвуют 580 депутатов и 58 делигатов из областей). Президент получает власть не от народа, а от парламента. Президент я-я главой государства, не имеет непосредственного отношения ник одной из ветвей власти. Президен обладае формально-юридическими полномочиями представительского характера. За свою деятельность несет политическую ответственность
Правительство формируется парламентом том из числа депутатов тех партий, которые располагают большинством голосов в парламенте;
Правительство ответственно перед парламентом.
Признаки республики советов:
Китай/ Корея/ Куба
Нет разделения властей и парламента, как постоянно действующего законодательного органа. Вся полнота власти принадлежит органам гос власти. Все органы гос власти формируюстся Советами. Собираются на сессии не чаще, чем 2 разав году. Власть принадлежит Коммунистической партии
Признаки смешанной республики:
1. Есть сильный парламент и президентская власть;
2. Есть премьер-министр, наделенный широкими полномочиями;
3. Президент не является главой государства;
4. Правительство формируют президент и парламент;
5. Правительство ответственно перед президентом и парламентом.
См 49 вопрос
49. Нетипичные формы правления.
Это такое устройство высших органов государственной власти, в котором сочетаются признаки формы правления.
Прежде всего выделяют:
1.Республика+Монархия (ОАЭ, Малайзия,Свазиленд, Андорра)
ОАЭ во главе каждого эмирата –абсолютный монарх. Но раз в 5 лет все эмиры собираются на свою конференцию и избирают их своего состава верховного правителя, т.е. четко проявляется республиканский принцип – принцип выборности монарха. Монарх обязан не реже, чем 1 раз в год отчитываться на конференции. Его можно отозвать, если он не справляется со своими обязанностями. Но верховный правитель сохраняет все конституционные и личные прерогативы.
В Малайзии 14 султанов. Во главе султаната – султан (абсолютный монарх). Султаны обладают правом решающего голоса. Они раз в 5 лет избирают Верховного султана, которого можно отозвать.
В монархии Свазиленд в главе стоит-монарх, но ему не принадлежит судебная власть, она принадлежит королеве Матери(выборная должность на 5 лет), тк считается что женщины более гуманны, обладают правом помилования
В Андорре в состав правительства входит архиепископ-назначается папой Римским и президент Франции